Методическая разработка урока из серии уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова "А.П. Чехов . Рассказ "Хамелеон" Человек или чин?"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Крюкова Людмила Владимировна

Данный урок - один из уроков серии, посвящённой творчеству А.П. Чехова. Урок заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность, обратиться к ранее изученным произведениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chehovuhameleon.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   общеобразовательное  учреждение

«Хохольский лицей»

Хохольского муниципального района Воронежской области

Тема методической разработки:

«А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Человек или чин?»

7 класс

разработала:

 Крюкова Людмила Владимировна,

учитель русского языка

и литературы МБОУ «Хохольский лицей »

2021-2022

Цель: показать талант А. П. Чехова как юмориста и сатирика, раскрыть мастерство слова, детали.

Задачи:

- показать талант А. П. Чехова как юмориста и сатирика;

- научить видеть красоту и меткость чеховского слова:

-  формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; навык анализа художественного произведения;

- выяснить особенности стиля А.П.Чехова, показать роль художественной детали на примере рассказа;

- воспитать внимательное отношение к художественному слову, к классической литературе.

Планируемые результаты:

Познавательные: уметь анализировать, синтезировать полученную информацию для составления ответа, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения, смысловое чтение текста (с выделением смысловой, подтекстовой информации).

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: изложение своего мнения в учебном монологе, диалоге, полилоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами; осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностные: аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценностиосознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Технологии: технология развития критического мышления

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Приветствие.
  2. Мотивация

На доске написан  эпиграф:

«Они смешные, но не веселые»

- Ребята, а вам знаком это эпиграф? Вы помните, какой рассказ А.П. Чехова мы читали в прошлом году?    

- Сейчас мы вспомним биографию А.П. Чехова, а для этого проведём игру «Верные-неверные утверждения». Каждый из вас готовил утверждение, сейчас вы будете задавать вопросы, сами отвечать на вопросы ваших одноклассников.

- Давайте составим словесный портрет писателя? Каким вы видите этого человека. А я зачитаю тот портрет, который у нас получился в 6 классе.

- Что нового вы узнали? Портрет стал шире, потому что вы нашли интересные факты биографии писателя и познакомили друг друга с ними.

Самоопределение к деятельности.

-А сегодня мы с вами поговорим о ягодах. Какие ягоды вы любите? С чем ассоциируется у вас крыжовник? А что мы можем сказать о человеке, который любит эти ягоды? Попробуем ответить, полагаясь на рассказ «Хамелеон».

4. Беседа по рассказу.

 – Назовите действующих лиц рассказа.

– С кем мы знакомимся вначале? 

– Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? (Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.)

– Почему на площади никого нет, даже нищих?

– Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде?

– Что является завязкой рассказа?

– Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков?

 – А кто же “пострадавший”? 

– Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.)

– Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?

– Охарактеризуйте его речь

– Как дальше разворачиваются действия?

– Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.)

– Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)

– Что в нем звучит?

– А для чего в своей речи он использует угрозы и брань?

– Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?

– Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова?

– С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? –

- А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.)

– Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)

– Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.)

– Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.

– Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)

– А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)

– То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-? (Ни разу.)

– А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)

– О чем это говорит?

– Как ведет себя толпа?

– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7)

– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”?

– Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.)

– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство

– А есть ли “хамелеонство в наши дни?

5. Работа в группах

– Чехов – ученик и последователь знаменитого нашего сатирика, с творчеством которого мы только что познакомились, – Салтыкова Щедрина. Какой прием лежит в основе щедринской сатиры? (Гипербола.)

– Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах.

Работа в группах (Слайд 9)

I группа

Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.

– Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.

II группа

Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?

Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?

– Автор использует прием “говорящих” фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа.

Ассоциативные ряды:

Очемелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…

Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику.

III группа

Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.

– Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожны

6. Рефлексия

-Ребята, вспомните, кем был Чехов по профессии? А как вы думаете, какие недостатки он показывает на примере своих героев?

- Представьте, что к вам на приём пришёл Очумелов, Елдырин, какой диагноз вы бы поставили этим больным?

- Как вы думаете, а какие способы лечения для них существуют?

7. Подведение итогов. 

Домашнее задание : напишите служебную  записку о случившемся на базарной площади


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для проведения серии уроков по экономике в рамках курса "Обществознание" для 11 - х классов

В методическую разработку включена серия уроков по разделу "Экономика", включенного в курс "Обществознание" для учащихся 11 - х классов...

Методическая разработка. Подготовка и проведение праздника, посвящённого дню смеха..

Цель данной методической работы - оказание помощи классному руководителю в проведении внеклассных мероприятий. Форма проведения - конкурсная программа....

Методическая разработка. Образовательная программа кружка "Уроки творчества"

Методическая разработка представлена в виде пояснительной записки, рекомендаций и приёмов нетрадиционного рисования....

Методическая разработка. Тема : "Спортивно-патриотическое мероприятие посвящённое Дню Победы"

" Развитие потребности и формирование мотивации к занятиям физической культурой....

Аннотация на методическую разработку «Литературные персоналии. Цикл уроков литературы в 10 – 11 классах, посвящённых биографиям писателей».

В работе представлено описание методической разработки "Литературные персонали. Цикл урокоы литературы в 10-11 классах, посвящённых биографиям писателей"...

Методическая разработка проверочной работы к уроку по теме урока "Признаки живых организмов" в 9 классе

Эта проверочная работа может быть использована на этапе урока Актуализация, в качестве проверки домашнего задания, либо при первичном закреплении изученного материала в конце урока, либо как задания д...

Методическая разработка интегрированного спортивно-логопедического праздника, посвящённого «Дню Защитника Отечества» для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ (ЗПР и ДЦП).

Данная методическая разработка  составлена для обучающихся начального и среднего звена с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР и ДЦП). Направлена на психомоторное развитие детей с ОВЗ через о...