Сценарий литературно-музыкальной композиции "Памяти Лермонтова"
материал по литературе (11 класс) на тему

Поляничко Олег Викторович

Сценарий спектакля, посвящённого 200-летней годовщине со дня рождения М. Ю. Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermont.doc57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Юноша. Перед занавесом:  Не просто, не в тиши, не мирною кончиной,-

           Но преждевременно, противника рукой-

           Поэты русские свершают жребий свой,

           Не кончив песни лебединой!

1 СЦЕНА: 3 офицера играют в карты. Ночь. Дождь, гроза.

1 офицер: Ну что же вы медлите, поручик? Ходите же...

2 офицер, стоя у окна: Какая жуткая ночь, господа... И эта гроза... (Всматривается в окно)

3 офицер: Что это вы там разглядываете, ротмистр? Никак, приметили красавицу-черкешенку?

2: Господь с вами, все красавицы сейчас греются в своих саклях... Смотрю, не видно ли на небе просвета. Ведь нынче, господа, полнолуние...

1: Что, в самом деле? А я слышал, ежели на небе полная луна, в такую ночь должно обязательно произойти что-нибудь жуткое, мистическое, дьявольское...

Внезапно врывается 4 офицер, мокрый, подбегает к столу, пьёт воду:

4: Господа, вы слышали новость?

3: Ещё нет, а что такое?

4: Застрелен поручик Лермонтов. 3 часа тому назад, у подножия Машука...

2: Как застрелен? Кем? Что — нападение горцев? Дуэль?

4: Дуэль. Лермонтов стрелялся с майором Мартыновым. Майору повезло, а вот поручик...

1: Но позвольте, господа... Мартынов, помнится,  дружен с Лермонтовым...

4: Нет, друзьями их сложно  назвать. Всего лишь учились вместе в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков...

3: Да, господа, большая потеря для русской литературы, ведь Лермонтов — тонкий поэт, лирик, каких мало, достойный продолжатель традиций великого Пушкина...

1: Кстати, если не ошибаюсь, впервые Мишель был сослан сюда, на Кавказ, именно за какое-то стихотворение на смерть Пушкина.

2: Кстати, Пушин тоже погиб на дуэли.

3: (задумчиво) Да, тоже дуэль...

Занавес. На авансцене  - юноша читает «Смерть поэта». Tuxedomoon 1991, № 9

2 сцена. Царский кабинет. Царю Бенкендорф дочитывает «Смерть поэта».

Бенкендорф: С вашего позволения, ваше величество, подобные сочинения просто непозволительны. Этот корнет самым дерзким образом позволяет себе бросить вызов государственности, а стало быть, посягает на российский престол!. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное.

Николай: Да уж, приятные стихи, нечего сказать... Вот что, Алексей Христофорович, отправься лично в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велю старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина  и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону.

На авансцене юноша и девушка (Olafur Arnalds, № 5):

Юноша: Вскоре последовал арест и судебное разбирательство, за которым наблюдал сам Император; за Лермонтова вступились пушкинские друзья, прежде всего Жуковский, близкий Императорской семье, кроме этого бабушка поэта, Елизавета Арсеньева, имевшая светские связи, сделала всё, чтобы смягчить участь единственного внука. Некоторое время спустя корнет Лермонтов был переведён «тем же чином», т.е прапорщиком, в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.

Девушка: Поэт отправлялся в изгнание, сопровождаемый общим вниманием: здесь были и страстное сочувствие, и затаённая вражда.  В это время Лермонтов создаёт историческую поэму ещё об одном русском самодержце — гораздо более кровавом и жестоком, нежели Николай 1 — об Иване Грозном. В этой народной песне автор размышляет о взаимоотношениях тирана и свободной личности, о чести, о совести, о внутренней свободе и покорности судьбе...

3 сцена. «Песня про царя...»

Юноша: Как сходилися, собиралися

              Удалые бойцы московские

              На Москву-реку, на кулачный бой,

              Разгуляться для праздника, потешиться.

              И приехал царь со дружиною,

              Со боярами и опричниками... И велел тогда царь Иван Васильевич Клич кликать звонким голосом

Царь: "Ой, уж где вы, добрые молодцы?

             Вы потешьте царя нашего батюшку! Выходите-ка во широкий круг;

              Кто побьёт кого, того царь наградит;

              А кто будет побит, тому бог простит!"

Юноша: И выходит удалой Кирибеевич,

              Царю в пояс молча кланяется,

              Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

              Подпершися в бок рукою правою,

              Поправляет другой шапку алую,

              Ожидает он себе противника...

              Трижды громкий клич прокликали -

              Ни один боец и не тронулся,

              Лишь стоят да друг друга поталкивают.

              На просторе опричник похаживает,

              Над плохими бойцами подсмеивает:

Кирибеевич: Присмирели, небось, призадумались!

              Так и быть, обещаюсь, для праздника,

              Отпущу живого с покаянием,

              Лишь потешу царя нашего батюшку".

Юноша: Вдруг толпа раздалась в обе стороны -

              И выходит Степан Парамонович,

              Молодой купец, удалой боец,

              По прозванию Калашников.

              Поклонился прежде царю грозному,

              После белому Кремлю да святым церквам,

              А потом всему народу русскому,

              Горят очи его соколиные,

              На опричника смотрит пристально.

              Супротив него он становится,

              Боевые рукавицы натягивает,

              Могучие плечи распрямливает.

               И сказал ему Кирибеевич:

Кирибеевич: А поведай мне, добрый молодец,

              Ты какого-роду племени,

              Каким именем прозываешься?

              Чтоб знать, по ком панихиду служить,

              Чтобы было чем похвастаться".

Девушка: Отвечает Степан Парамонович:

Калашников: А зовут меня Степаном Калашниковым,

              А родился я от честного отца,

              И жил я по закону господнему:

              Не позорил я чужой жены,

              Не разбойничал ночью тёмною,

              Не таился от свету небесного...

              И промолвил ты правду истинную:

              По одном из нас будут панихиду петь,

              И не позже как завтра в час полуденный;

              И один из нас будет хвастаться,

              С удалыми друзьями пируючи...

              Не шутку шутить, не людей смешить

              К тебе вышел я, басурманский сын, -

              Вышел я на страшный бой, на последний бой!"

Девушка:  И подумал Степан Парамонович:

              "Чему быть суждено, то и сбудется;

              Постою за правду до последнева!"

              Изловчился он, изготовился,

              Собрался со всею силою

              И ударил своего ненавистника

              Прямо в левый висок со всего плеча.

Юноша: И, увидев то, царь Иван Васильевич

              Прогневался гневом, топнул о землю

              И нахмурил брови чёрные;

              Повелел он схватит удалова купца

              И привесть его пред лицо своё.

              Как возгОворил православный царь:

Царь: Отвечай мне по правде, по совести,

              Вольной волей или нехотя

              Ты убил мово верного слугу,

              Мово лучшего бойца Кирибеевича?"

Калашников: Я скажу тебе, православный царь:

              Я убил его вольною волей,

              А за что, про что - не скажу тебе,

              Скажу только богу единому.

              Прикажи меня казнить - и на плаху несть

              Мне головушку повинную; 2:55

Девушка:  И казнили Степана Калашникова

              Смертью лютою, позорною;

              И головушка бесталанная

              Во крови на плаху покатилася. До 3:24

Занавес. На сцене готовится бал. На авансцене — Юноша и Девушка.

Юноша: Противостояние вольнолюбивой, бунтарской личности Лермонтова и власть предержащих напрямую связано с его непростыми, зачастую враждебными отношениями с окружающим его миром людей, в частности, с петербургским высшим обществом. Этот мир, построенный на фальши, лжи, цинизме и лицемерии, не мог быть принят чистым, благородным сердцем поэта...

Девушка. В этом душном сонме однообразных балов, светских раутов, натянутых улыбок, гнусных сплетен он болезненно ощущал своё бесконечное одиночество. Его здесь мало ценили, ещё меньше понимали, горечь и злость закипали в нём, и на бумагу ложились новые строки, в воображении складывались бессмертные образы. ХАЧАТУРЯН - МАСКАРАД

Юноша. В ночь с 1-го на 2-е января 1840 г. Лермонтов был на новогоднем бале в Большом каменном театре в Петербурге, где присутствовали император. За несколько дней до этого И.С. Тургенев увидел Лермонтова на одном из светских вечеров и был поражен его мрачностью. Позже, Тургенев  вспоминал: «... ему не давали покоя; беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда показалось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.»...

Сцена 4. Новогодний бал-маскарад.

Лермонтов читает «Как часто, пёстрою толпою окружён...» хачатурян, элгар, «И скучно, и грустно...». (СЮИТА ИЗ МАСКАРАДА)

Сцена 5. Казарма, давишние офицеры, Мартынов.

1: Не могу поверить, что Мишеля больше нет с нами. Николя, что вы наделали, понимаете ли вы, какого человека вы лишили сегодня вечером жизни!..

Мартынов: Хм, вам легко говорить, очевидно, вы не сталкивались с его высокомерным презрением к людям. Господа, это был невозможный человек. Терпеть его надменные шуточки и бесконечные издевательства было невозможно никому, кто обладает честью и достоинством. Злоречивость, обозлённость на тех, кто, как он считал, ниже его, высокомерие — вот что это был за человек...

2: Не знаю, Николя, по-моему, вы просто чрезмерно самолюбивы. Что касается меня, то у нас с Мишелем были вполне дружеские отношения...

3. Согласен с вами. Кроме того, это был храбрый офицер и настоящий патриот, любивший отечество всей душой. Несколько лет назад по московским кругам ходила его стихотворная рукопись, поэтическая песнь кампании 12-го года.

4: А, да-да, она попадала мне в руки.. Настоящий гимн во славу русского оружия! «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» - вы не об этих славных строчках?

 3: Именно, поручик! Господа, это удивительная по своей силе поэма в миниатюре способна воодушевить каждого, у кого в груди бьётся русское сердце.

4: А в какую заманчивую форму облёк автор свою мысль: вообразите — постаревший ветеран бородинского сражения рассказывает в красках юному отроку о событиях на поле брани. Вы только вслушайтесь в эти строки! «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана!!

Занавес. Сцена 6. На авансцене Мальчик и Старый Солдат. Бородино

«мы долго молча отступали» - 3:20

«и только небо засветилось» - 4:30  

“вот смерклось» - 6:15                            

Сцена 7. Казарма, офицеры.

1: Вот вы, Николя, говорите, что Мишель был беспокоен, злоречив, слишком часто давал волю своему колкому остроумию. Да, он был любим далеко не многими. Но кто сказал, что гений должен быть простым, милым человеком?

Мартынов: Вы что ж, полагаете, будто бы он гений? Посланник небес, дар божий или как там это называется?

2: Вы совершенно напрасно иронизируете, майор. Убитый вами поручик действительно обладал выдающимися способностями, и не только литературными.  Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Ему была присуща удивительная музыкальность, он недурно играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

1: Кстати, Здесь, на Кавказе он создал несколько замечательных полотен, которые смело можно назвать блестящими образцами его живописи: пейзажи, портреты, рисунки. Да... Мишель мог стать замечательным художником.

3: ...или музыкантом... Вам не приходило в голову, господа, что его многие его стихи удивительно музыкальны... К примеру, вот это...

Исполнение «Горных вершин».                                                          

4: Блистательная поэзия...Однако, господа, Лермонтов был не только тонкий лирик, но и неплохой прозаик. Вы знаете, что в прошлом году в Петербурге вышел в свет его роман «Герой нашего времени».

2: В самом деле? О чём же он?

4: Скорее, о ком... В центре повествования — несчастное, трагическое лицо, воплощённый портрет нашего с вами поколения, человек, от природы умный, храбрый, решительный, но в силу определённых причин несущий несчастия и себе, и окружающим...

3: Любопытно... И кто же он, этот несчастный?

4: Его зовут Григорием Александровичем Печориным, он, как и мы с вами, офицер и тоже служит на Кавказе... Между прочим, существует мнение, что в облике этого Печорина Мишель изобразил самого себя... Господа, хотите послушать отрывок из наиболее занимательной части романа?

Начинает читать с листа, по книге, читает 1-ое пр-е «Фаталиста». Кулисы прикрываются, свет притухает, 2-й абзац читает выходящий на авансцену Юноша. Кулисы открываются, свет.

Сцена 8. Фаталист.

1: Все это, господа, ничего не доказывает - ведь никто из вас не был свидетелем тех странных случаев, которыми подтверждаете свои мнения?  

2: Конечно, никто - но мы слышали от верных людей...

3: Все это вздор!  где эти верные люди, видевшие список, на котором назначен час нашей смерти?.. И если точно есть предопределение, то зачем нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?

Вулич:  Господа! к чему пустые споры? Вы хотите доказательств: я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута... Кому угодно?

Все:  Не мне, не мне!  вот чудак! придет же в голову!..

Печорин: Предлагаю вам пари, Вулич.

Вулич: Вы, Печорин? Слушаю вас...

Печорин: Утверждаю, что нет предопределения (высыпает деньги на стол)

Вулич: Держу. Майор, вы будете судьею; вот пятнадцать червонцев, остальные пять вы мне должны, и сделайте мне дружбу прибавить их к этим.

1: Хорошо,  только не понимаю, право, в чем дело и как вы решите спор?..  (Вулич берёт пистолет, Насыпает порох)

все:  Что ты хочешь делать? Послушай, это сумасшествие! 

Вулич:  Господа, кому угодно заплатить за меня двадцать червонцев?

Вулич вышел в другую комнату и сел у стола; все последовали за ним: он знаком пригласил нас сесть кругом. Молча повиновались ему: в эту минуту он приобрел над нами какую-то таинственную власть. Я пристально посмотрел ему в глаза; но он спокойным и неподвижным взором встретил мой испытующий взгляд, и бледные губы его улыбнулись; но, несмотря на его хладнокровие, мне казалось, я читал печать смерти на бледном лице его. Я замечал, и многие старые воины подтверждали мое замечание, что часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться.

Печорин: Вы нынче умрёте!

- Может быть, да, может быть, нет... Потом, обратясь к майору, спросил: заряжен ли пистолет? Майор в замешательстве не помнил хорошенько.

ОТ СЛОВ - Да полно, Вулич! - закричал кто-то - ДО СЛОВ - Это показалось мне странным – и недаром!

Занавес. Юноша и девушка на авнсцене.

Девушка: Многие события, описанные в романе «Герой нашего времени», происходят на Кавказе, который тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, поэтому на Кавказе шла война. Под пули горцев и отправил Лермонтова Николай  Первый.

Юноша: На войне Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». Однако бабушка хлопочет о внуке, и вскоре Лермонтов едет в отпуск в Петербург, где, как утверждают многие свидетели, он только и говорил о своей скорой смерти.

Девушка: . Из отпуска он возвращается на Кавказ, но по дороге  заезжает в Пятигорск, где и встретился с майором Мартыновым. Здесь, в доме генеральши Верзилиной, и произошла известная ссора, ставшая роковой. МОZART, Requiem, № 1.

Юноша: Повод был пустячный. Лермонтов что-то по обыкновению сострил, нарисовал 2-3 карикатуры на Мартынова. Все посмеялись. Мартынов озлился и вызвал обидчика на дуэль. Лермонтов готов был к примирению, однако для майора об этом не могло быть и речи…

Сцена 9. Дуэль.

На авансцене сидит Лермонтов и пишет письмо бабушке.

 «Дорогая бабушка! Пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит, не промахнется. Я понял это по его злобному взгляду».  МОZART, Requiem, № 1.

Поднимается на сцену, берут пистолеты.

4: Господа, я в последний раз предлагаю вам примириться. Мне кажется, что, показав  оба  готовность  драться  и заплатив этим долг условиям чести,  вы  бы  могли,  господа,  объясниться  и кончить это дело полюбовно.

Лермонтов: Что ж, я готов.

Мартынов: А я нет! О примирении не может быть и речи. Мы будем с вами стреляться!

Лермонтов: Что ж, как вам угодно, милостивый государь...

Расходятся по концам сцены, секундант командует «Сходись!». Мартынов делает 3 шага и стреляет. ЗВУК ВЫСТРЕЛА Лермонтов падает, все подбегают к нему

1: Сквозное ранение в грудь, похоже, пробито лёгкое

3: Немедленно нужен лекарь

2: В такую грозу лекарь вряд ли согласиться ехать

1: О, что же делать, господа!..

Занавес. Ведущие

Юноша: Погиб поэт... Невольник чести...

Девушка:  Так закончилась его земная и началась великая жизнь поэта в веках. И мы, его потомки и почитатели, несем в душе его образ – человека грустного и веселого, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, и волей, и проницательным умом. Поэта гениального и так рано оставившего этот мир. Бессмертного и навсегда молодого.

Роли:

Юноша

Девушка

1 офицер, Бенкендорф, Калашников

2 офицер, Николай 1

3 офицер, Иван Грозный

4 офицер Кирибеевич

Лермонтов

Мартынов, Вулич

Мальчик

Старый солдат

5 дам

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...

"Любовь пусть сердце не покинет" Сценарий литературно--музыкального вечера, посвящённого творчеству М .Ю. Лермонтова.

Интегрированный театрализованный проект.( МХК, литература, музыка). Задействованы учащиеся с 5--11 класс....

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Данный сценарий можно использовать как на уроках, так и для проведения  внеклассных мероприятий в форме литературного вечера, музыкальной гостиной....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова «Семейный дневник» для воспитанников с ОВЗ II и III ступени обучения.

Эпиграф:«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого,...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной по творчеству М.Ю. Лермонтова "Такой разный Лермонтов"

Литературно-музыкальная гостиная по теме "Такой разный Лермонтов" предназначена для учащихся всех возрастов. Данная разработка может быть проведена как своеобразный итог предметной недели в школе или ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю. Лермонтова «И жизнь, и слёзы, и любовь

   Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Данное мероприятие рассчитано на обучающихся  5-9 классов. Основная цель — привити...

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю. Лермонтова...