Ломоносов. 9 класс. урок
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Лаврова Наталья Георгиевна

конспект урока по литературе "Ода на день восшествия..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе (9 класс)

Тема: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия…» - типичное произведение русского классицизма.

Цель: познакомить учащихся с «Одой …».

Задачи: 

  1. Образовательные:
  1. дать общие сведения о М. В. Ломоносове как об ученом, поэте, реформаторе русского языка и стихосложения;

  1.  познакомить с жанром оды;

  1. раскрыть характерные особенности русского классицизма в «Оде…»;

  1. Воспитательные:
  1. на примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывать в учащихся чувство патриотизма и любви к Родине;
  2. воспитывать уважение к одноклассникам через организацию слушания устных сообщений учеников.
  1. Развивающие:
  1. содействовать развитию эстетического вкуса через знакомство с произведениями искусства эпохи классицизма;
  2. развивать аналитические умения школьников;

Литература:

  1. Литература. 9 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений: 2ч. Ч.1 / под ред. Г. И. Беленького. – 13-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009. – 368с.:ил.
  2. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику Т. Ф. Курдюмовой, С. А. Монова, О. Б. Мариной / авт.-сост. Т. М. Амбушева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 207с.
  3. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт.-сост. С. Б. Шадрина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 287с.
  4. http://lermontov.info/duel.shtml

Ход урока:

  1. Орг. моменты

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На парте должны лежать пишущие принадлежности, дневник, учебник по литературе. Хорошо. Можно начинать. Откройте тетради, запишите дату и тему урока:

Второе октября

            М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия…» - типичное произведение русского классицизма.

  1. Вводное слово учителя

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого ученого, поэта и основоположника классицизма в России М. В. Ломоносова. Объектом нашего изучения является «Ода на день восшествия…».

Что вам известно о жизни и творчестве М. В. Ломоносова? Какие произведения вам известны?

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне Денисовка в Архангельской губернии. Его отец был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку учился в Москве на священника. У него была большая библиотека. Мать Михаила – Елена Ивановна – была дочерью дьякона. Она научила сына читать ещё в юном возрасте. Домашнее образование позволило ему в 1730 году поступить в Славяно-греко-латинскую академию, первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил изучал латинский язык, политику, риторику, философию.

В 1735 году из Московской академии в Академию наук были вызваны 12 наиболее способных учеников. Трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены в Германию, в Магдебургский университет. Затем М.В.Ломоносов продолжил обучение в Фрейберге, у профессора химии и металлургии Генкеля.

В 1741 году он вернулся на Родину. С этого времени началась его блестящая академическая деятельность.

В 1745 году Ломоносов стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.

Научные труды учёного следуют один за другим. Диапазон исследований необычно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Столь же известны его заслуги и на почве народного просвещения. Горячий патриот России, Ломоносов выступил за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет, который сейчас носит его имя.

  1. Сообщающее слово учителя.

На уроках литературы мы будем говорить о Ломоносове как о реформаторе русского языка и стихосложения.

Главным для Ломоносова было найти такую основу литературного языка, которая сделала бы книгу понятной широкому кругу читателей, приблизила бы письменную речь к особенностям устной поэзии.

Один из ведущих литературных критиков 19 столетия В.Г.Белинский называл М.В.Ломоносова “Петром Великим” нашей литературы. Он впервые подошёл к литературе как к науке, систематизировав литературные жанры в соответствии со стилистикой языка.

Какова реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка?

В книжной речи в соответствии с количеством употребляемых в тексте церковнославянских слов М.В.Ломоносов выделяет три штиля: высокий, средний и низкий.

Высокий штиль “составляется из речевых славянороссийских и из славянских, россиянам вразумительных и не весьма обветшалых.” Жанры: героические поэмы, оды, речи о важных материях.

Средний штиль использует общеупотребительные слова. “Речения словенские” и “низкие слова” употреблять осторожно. Жанры: дружеские письма, сатиры, элегии, описания для “достопамятных и учений осторожных”.

“Речения, которых нет в славянском диалекте” составляют низкий штиль. “Простонародные низкие слова…..по рассмотрению”. Жанры: комедия, эпиграмма, дружеские письма, описания обыкновенных дел.

В чем заключается заслуга Ломоносова в области стихосложения?

Вводит силлаботоническое (слоговое) стихосложение (1739): равное число слогов в строке, цензура – пауза в середине, на последнем слоге обязательное ударение, рифма связывает смежные строки.

Жанр оды- любимый жанр Ломоносова. Каково его место и значение в русском классицизме?

Запись в тетради теоретических понятий: Ода – стихотворное лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком («высоким штилем») выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением.

У греков одой называлась хвалебная песнь в честь богов, героев, знаменитых граждан.

Слово учителя: В XVIII веке ода заняла одно из гл. мест. Несмотря на то, что ода сочинялась в связи с каким-нибудь официальным событием, Ломоносов всегда находил возможность говорить о том, что его волновало, что было особенно важным для России.

  1. Работа с текстом, выявление читательского восприятия произведения учащимися.

Когда и в связи с чем была написана ода?

День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.

Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.

Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды?

Патриотический восторг, призыв и т.д.

Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов?

Четырехстопный ямб. Подчеркнем, что, по мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.

Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?

Какие темы затронуты в оде?

  • картины мирной жизни;
  • восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?);
  • гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру I? Что ставится ему в заслугу?);
  • описание безграничных просторов и богатств России;
  • обращение к молодежи овладевать науками.

Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды? Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающиеся темы, которые вы выделили в своих планах?

Главной для Ломоносовской оды явилась тема России, ее процветание. Своеобразным приступом к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир — основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды... Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.

- Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.

Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Обращаем внимание, что похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенной монархией, расширять науки, заботиться о благе общества. Свойственное русским классицистам представление об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра I.

- Каким стилем написана ода?

Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении?

Находим: метафоры, сравнения; употребление образов античной мифологии; архаические слова и выражения; олицетворения; гиперболы; риторические вопросы и восклицания.

- Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию.

Составим план оды.

I. Вступление. Мир — основа блага государства.

П. Главная часть. Величие России, ее процветание:

-хвала щедротам Елизаветы;

-заслуги Петра перед народами России;

-неисчерпаемые богатства ж красота России;

-призыв к российской молодежи овладевать науками;

-наука и ее роль в российском обществе.

           III. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

(План убеждает учащихся, что гражданственному содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что составляет идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.)

  1. Подведение итогов. Обобщение.

  1. Домашнее задание

Державин???


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...

Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.

Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

мастер-класс. Урок "Формирующее оценивание на уроке английского языка. 6 класс"

Данный урок входит в циклл уроков по УМК  "English" автор В.П. Кузовлев,  6 класс.  Одним из главных компонентов урока - формирующее оцеивание учащихся, самооценка на уроке....