Доклад "Как помогают в работе по подготовке к итоговому сочинению УМК по литературе"
методическая разработка по литературе на тему

Зайцева  Светлана Сергеевна

Доклад "Как помогают в работе по подготовке к итоговому сочинению УМК по литературе"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Как помогают в работе по подготовке

к итоговому сочинению УМК по литературе

Выполнил: учитель

МАОУ Гальчиской СОШ,

Домодедовского городского округа

Зайцева Светлана Сергеевна

Москва, 2017

Анализ УМК по литературе.

  •      Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2-ух частях./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2013. – 303с.: иллюстрированное.
  •      УМК опирается на теоретические основы предмета:                             а) на достижения науки (при изучении каждой темы присутствуют теоретические  сведения);        

б)   на историю науки (например, материал учебника распределен в соответствии с хронологией развития литературы, от устного народного творчества до литературы 20 века).

  •        Преемственность в научной терминологии соблюдается.
  •       Достоинством данного учебника можно считать сбалансированное соотношение теоретического и практического материала, большое количество заданий творческой и развивающей направленности.
  •       Обновленный учебник реализует обучение литературе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Новое художественное оформление, усовершенствованный методический аппарат учебника способствует оптимизации учебного процесса.                                          

   Например, усовершенствована навигационная система условных обозначений учебника, которая подразделяет задания на следующие группы:

          а) слушание актерского чтения;

          б) проверьте себя;

          в) обогащаем свою речь, совершенствуем свою речь;

          г) будьте внимательны к слову, размышляем о прочитанном;

          д) литература и изобразительное искусство;

           е) творческое задание, проект;

           ж) учимся читать выразительно;

           з) вопросы и задания повышенной сложности.

  •      Примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД:

    Познавательные УУД – 1) С помощью ученика и словарей дайте определение следующим жанрам устного народного творчества, фольклора: пестушка, потешка, колыбельная песня, закличка, приговорка, прибаутка, считалка, скороговорка, загадка.

 2) Вы прочитали стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чем оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей  привлекли особое внимание автора и что в них он увидел?

       Коммуникативные УУД - 1) Согласны ли вы с той характеристикой, которую дает сказительница персонажам сказки и всей сказочной ситуации? Если согласны, то попробуйте прочитать сказку вслух, повторив интонации актрисы-сказительницы. Если в чем-то не согласны, прочитайте сказку так,  чтобы в чтении прозвучала ваша собственная характеристика героев сказки.                                  

2) Подготовьте чтение басни  по ролям, постарайтесь выразить свое отношение к Ворону, Свинье, Дубу. Найдите интонации, с которыми лучше прочитать начало басни.

       Регулятивные УУД – 1) Напишите небольшое сочинение – ответ на вопросы: «Чему посвящен рассказ «Муму»? Против чего он направлен?» Составьте план сочинения, например:.. Ваши размышления покажут, насколько внимательно вы прочитали и продумали то, о чем хотел рассказать И.С. Тургенев.

2) Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басни, подготовьте вопросы для викторины, например:..

       Личностные УУД – 1) Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

2) Сравните чтение ваших товарищей с чтением актера. Что вам понравилось, а что нет? Как бы вы прочитали это стихотворение?

  •       Материал учебника учитывает межпредметные связи. Например, с русским языком (задание 2 на странице 51 «Обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». Какую роль они играют в предложении»), с историей (вопрос 1 на странице 155 «Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»),  с изобразительным искусством (задание 1 на странице 46 «Каких художников- иллюстраторов народных сказок вы знаете и какие сказки они иллюстрировали»).
  •      В данном учебнике системно предлагаются разнообразные формы учебной деятельности: фронтальной (при разборе нового материала, при обсуждении художественного произведения); индивидуальной ( при подготовке выразительного чтения, при написании  сочинения, при самостоятельном чтении художественных произведений); групповой (при подготовке чтения по ролям, при выполнении задания игрового характера, при инсценировке эпизодов из произведений).
  •        Также учебник позволяет использовать уроки разнообразных типов:
  1. Урок открытия нового знания («Устное народное творчество»);
  2. Урок-рефлексия («Размышляем о героях литературы Древней Руси»);
  3. Урок общеметодологической направленности («Роды и жанры литературы»);
  4. Урок развивающего контроля («Сочинение «Жилин и Костылин в плену»).
  •       Упражнения и задания учебника позволяют использовать различные формы оценки знаний деятельности учащихся.
  •      Учебник способствует осуществлению личностно-ориентированного обучения (задания проверьте себя, обогащаем свою речь, совершенствуем свою речь, размышляем о прочитанном) и дифференцированного (задания творческого характера, проекты,  задания повышенной сложности, задания типа «Выучите наизусть стихотворение или отрывок произведения»).
  •     Учебник содержит задания, требующие творчества ученика: например, «Напишите небольшое сочинение по картине А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина», используя слова и словосочетания из притчи », «Подготовьте урок-конкурс, в котором несколько человек готовят рассказы о баснописцах; несколько учеников показывают инсценировки басен», «Подготовьте электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».
  •       В учебнике присутствует достаточно материала, способствующего развитию воспитательного потенциала учащихся: например, «Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?»
  •     По-моему мнению, УМК отражает интересам и потребностям современного ребенка, работа с учебником ему будет комфортно.
  •     Учебник реализует здоровьесберегающие технологии: шрифт  хорошо читаемый, формат удобный, вес снижен так,  как состоит из двух частей.

      Проанализировав данный учебник  по литературе  для основной школы, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС общего образования второго поколения, можно отметить,  что  задания  направленные на формирование способностей необходимых для успешного написания итогового сочинения присутствуют в достаточном объеме, например:

1) напишите небольшое сочинение – ответ на вопросы: «Чему посвящен рассказ «Муму»? Против чего он направлен?» Составьте план сочинения, например:.. Ваши размышления покажут, насколько внимательно вы прочитали и продумали то, о чем хотел рассказать И.С. Тургенев;

 2) прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басни, подготовьте вопросы для викторины;

3) попробуйте сочинить собственную балладу в духе произведений В.А.Жуковского;

4) подготовьте сообщение об А.С. Пушкине, опираясь на статью учебника, книги, прочитанные самостоятельно и ресурсы Интернета;

5) подготовьте электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная Курица, или Подземные жители». Подберите  к иллюстрациям цитаты из текста сказки, которые относятся к эпизодам, изображенным художниками;

6) опишите устно владения и богатства Мороза, постарайтесь при этом не забыть те эпитеты и сравнения, которые использует поэт (по Н.А. Некрасову «Мороз, Красный нос»);

7)  что хотел сказать читателям Тургенев (вызвать сочувствие, протест против своеволия помещиков, показать силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

    Разнообразие типов заданий учебника является хорошим фундаментом для подготовки учащихся к написанию итогового сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список литературы для подготовки к Итоговому сочинению

1. «Недаром помнит вся Россия…»Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова..», «Кавказский пленник». И лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...

Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...

Обобщение опыта. Система работы по подготовке к итоговому сочинению.

Статья содержит обобщение опыта и рекомендации по применению различных методов и приёмов для подготовки учащихся к итоговому сочинению с 5 по 11 класс....

Приемы работы при подготовке в Итоговому сочинению в 9 классе

Материал для заслушивания на методическом дне учителей русского языка и литературы 2 ноября 2018 учебного года п. Михайловка Черемховского района Иркутской области с целью ознакомления с формами работ...

Работа с формулировкой темы при подготовке к итоговому сочинению по литературе

Данный мастер-класс познакомит с методикой работы над формулировкой темы при подготовке к итоговому сочинению по литературе. Учителя-словесники знают, что одна из наиболее распространенных ошибок, кот...

Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»

Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...