Работа с формулировкой темы при подготовке к итоговому сочинению по литературе
методическая разработка по литературе (11 класс)

Котельникова Елена Ивановна

Данный мастер-класс познакомит с методикой работы над формулировкой темы при подготовке к итоговому сочинению по литературе. Учителя-словесники знают, что одна из наиболее распространенных ошибок, которую допускают учащиеся, - это несоответствие теме, причем, это самая грубая ошибка, и первый критерий оценки итогового сочинения, незачет по которому влечет за собой незачет за всю работу. Вот поэтому работу с формулировкой темы сочинения я считаю очень важной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx1.49 МБ
Файл master-klass.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с формулировкой темы при подготовке к итоговому сочинению 2019 год Учитель русского языка и литературы Котельникова Е.И.

Слайд 2

110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример? 208 . Всякая ли мечта достойна человека? 305 . Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека? 409 . Как искусство помогает понять действительность? 506 . Какие жизненные впечатления помогают верить в добро ?

Слайд 3

109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца »? 207. Без чего любые мечты бесплодны? 313 . Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»? 411 . Что такое вечная тема в искусстве? 510 . Есть ли разница между жестокостью и суровостью ?

Слайд 4

Направление «Месть и великодушие» Восстанавливает ли месть справедливость? План.

Слайд 5

Направление «Месть и великодушие» Восстанавливает ли месть справедливость? Бывает оправдана, если это месть врагу, захватившему твою землю. Б. Васильев «А зори здесь тихие» Если опозорили семью, то это единственный выход. М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» Чаще всего не восстанавливает. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Слайд 6

!!! Отвечая на вопрос, заключённый в теме, мы уже заявляем основную мысль нашего сочинения, формулируем тезис, который должен пройти сквозь текст, собирая его части в единое целое.

Слайд 7

Направление «Доброта и жестокость» Тема: «В чем опасность жестокого отношения к людям?» Направление «Мечта и реальность» Тема: «Почему опасно отрываться от реальности?»

Слайд 8

Направление «Доброта и жестокость» В чем опасность жестокого отношения к людям? Разрушает жизнь того, кто творит зло. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» Жестокость вернется к тебе бумерангом. В. П. Астафьев « Людочка » Причинит боль окружающим. Б. Васильев «Великолепная шестерка»

Слайд 9

Направление «Мечта и реальность» Почему опасно отрываться от реальности? Она может оказаться не такой, какой мы ее представляли М.Ю. Лермонтов «Мцыри» Можно переоценить свои возможности А. П. Чехов « Ионыч » Жизнь пройдет в мечтах мимо тебя И. Гончаров «Обломов»

Слайд 10

Работа с формулировкой темы при подготовке к итоговому сочинению Учитель русского языка и литературы Котельникова Е.И. 2019 год



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Работа с формулировкой темы  при подготовке  к итоговому сочинению»

   Я представляю свой опыт по теме «Работа с формулировкой темы при подготовке  к итоговому сочинению»

   Он будет интересен прежде всего  молодым учителям литературы, которые впервые сталкиваются с подготовкой старшеклассников к итоговому сочинению.

     Введение в 2014 г. итогового сочинения для выпускников призвано способствовать систематизации знаний обучающихся, повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья. Умение излагать свои мысли в письменной речи на высоконравственную тему с привлечением литературных аргументов — сверхзадача для современного поколения, не читающего классической литературы.

     Анализируя работы четырех прошедших лет, можно выделить наиболее распространённые проблемы при написании итогового сочинения:

1) неумение внимательно читать и понимать формулировку темы, вычленять в ней констатирующую и вопросительную часть;

2) неумение строго следовать теме сочинения на протяжении всего своего рассуждения;

3)невнимание к ракурсу постановки проблемы, неумение выявить ключевые слова в теме;

 4) недостаточно чёткое понимание терминов или нравственно – психологических понятий в формулировке темы;

5) постепенный уход от темы; 

6) неумение дать краткий, ясный ответ на вопрос темы.  

 Вот поэтому работу с формулировкой темы сочинения я считаю очень важной.

   Вот уже 5-й раз в  начале  учебного года становятся известны направления декабрьского  сочинения для 11-ков. Темы же сочинений учащиеся узнают только на экзамене. Направления каждый год  разные, мы поработаем с направлениями и темами прошлого учебного года.

   На слайдах вы можете увидеть, какие темы были предложены выпускникам в прошлом учебном году  в разных регионах нашей страны, по часовым поясам, их 5, по одной теме по каждому из 5 направлений. И еще я прошу обратить внимание, что все они сформулированы в виде вопроса.  Кроме этого, можно увидеть, что некоторые темы сформулированы так, что они и взрослого человека могут поставить в тупик.

   Методика преподавания литературы рекомендует начинать работу над сочинением с определения основной мысли и составления плана. И я попрошу вас сейчас составить план к сочинению на тему «Восстанавливает ли месть справедливость?» по направлению «Месть и великодушие».

Составление плана 2-3 мин.

   Вы убедились, что это достаточно сложная работа -  составление плана к сочинению дискуссионного характера.

   Значит, попробуем пойти другим путем.

   Итак, тема «Восстанавливает ли месть справедливость?». Чтобы отобрать литературный материал для аргументации, я предлагаю детям ответить на вопрос и записать полученные ответы. Они говорят, что в некоторых случаях восстанавливает, бывает оправдана, если это месть врагу, который захватил твою землю,  если опозорили твою семью, но чаще всего удовлетворения она не приносит, а только разрушает душу мстителя. (Иногда дети сначала произведение называют и только потом уже отвечают на вопрос).

    Мы оформляем все эти ответы  на доске и в тетрадях в виде  записи (слайд 5)

    После этого я предлагаю вспомнить и назвать примеры из произведений, в которых герои поступали подобным образом. Ребята чаще называют произведения, которые уже обсуждались в классе, иногда что-то свое. Мы записываем их в соответствующие столбики и комментируем.  У нас появляется такая запись. (Слайд 5)

   Почему мы записываем все возможные ответы? В этом случае у ребят есть возможность выбрать то произведение, которое они лучше знают. Что дает нам такая запись?

    Отвечая на вопрос, заключённый в  теме, мы уже заявляем основную мысль нашего сочинения, формулируем тезис, который должен пройти сквозь текст, собирая его части в единое целое.

     Такая визуализация мыслительной деятельности  позволяет им не только выбрать произведения для анализа, но и увидеть, осмыслить тезисы, которые впоследствии будут подкреплены примерами из текстов художественных произведений, запись  будет еще служить и своеобразным планом для дальнейшей работы.  В большинстве своем дети не любят составлять план, а не любят, значит, и не умеют.  А данная запись позволит не уйти от темы. Своим ученикам я рекомендую на экзамене начинать свою работу именно с такого анализа каждой темы. Если у учащегося возникает сомнение, по какой теме писать сочинение, советую проработать все темы подобным образом. Таким образом  он может увидеть, по какой теме у него аргументов, больше прочитанных произведений.

    Я предлагаю вам сейчас поработать самостоятельно в группе, выполнив подобную работу, только уже по другим направлениям.

Работа в группах (5 мин.), обсуждение – 3-5 мин. Показать слайды.

Направление «Доброта и жестокость»

Тема: «В чем опасность жестокого отношения к людям»?

Направление «Мечта и реальность»

Тема: «Почему опасно отрываться от реальности»?

Всем спасибо, вы молодцы.

    Эффективен ли этот прием? Да, эффективен. Я сама в этом убедилась, когда все мои 11-ки получили зачет на декабрьском сочинении. Я считаю, что он будет полезен и в умении  самостоятельно моделировать устное и письменное высказывание (в том числе и сочинение по обществознанию и истории на ЕГЭ),  поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...

Материал для подготовки к итоговому сочинению по литературе

Материал содержит образцы сочинений по многим темам, аргументы, высказывания великих людей. Все это может пригодиться для написания сочинения...

Материалы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Вашему вниманию предлагаются 5 вариантов вступлений и подборка цитат к итоговому сочинению по литературе по тематическим направлениям: Дом, Путь, Время, Любовь, Книга....

Система занятий по подготовке к итоговому сочинению по литературе

Практические материалы, рекомендации, темы и планы сочинений по литературе 2015 года....

Элективный курс "Подготовка к итоговому сочинению по литературе"

Данный курс поможет выпускникам подготовиться к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе. В нем использованы все блоки, которые были в 2015-2015, 2015-2016 учебном году....