Тематический тест. Сопоставительный анализ стихотворений. Задание 16 ЕГЭ по литературе. 03.12.17г.
тест по литературе (11 класс) на тему

Журавлева Нина Кузьминична

Тематический тест . Задание 16 ЕГЭ по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_16.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1

В каких произведениях русских писателей звучит антивоенная тема, и в чём эти произведения созвучны стихотворению В. В. Маяковского 

 

К ответу!

Гремит и гремит войны барабан.

Зовёт железо в живых втыкать.

Из каждой страны

за рабом раба

бросают на сталь штыка.

За что?

Дрожит земля

голодна,

раздета.

Выпарили человечество кровавой баней

только для того, чтоб кто-то

где-то

разжился Албанией.

Сцепилась злость человечьих свор,

падает на мир за ударом удар

только для того,

чтоб бесплатно

Босфор

проходили чьи-то суда. Скоро у мира

не останется неполоманного ребра.

И душу вытащат.

И растопчут там её

только для того,

чтоб кто-то

к рукам прибрал

Месопотамию.

Во имя чего

сапог

землю растаптывает скрипящ и груб?

кто над небом боёв -

свобода?

Бог?

Рубль!

Когда же встанешь во весь свой рост ты,

отдающий жизнь свою им?

Когда же в лицо им бросишь вопрос: за что воюем?

В. В. Маяковский 1917

·

Задание 2

В каких стихотворениях отечественной литературы раскрывается тема поэта и поэзии и в чём эти произведения созвучны стихотворению Маяковского «Нате!»?

 

 

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир.

 

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

 

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

 

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот.

В. Маяковский, 1913

·

Задание 3

В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

 

 

* * *

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло-

 

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, -

 

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

 

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, —

И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

 

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Ф. И. Тютчев, 1870

Задание 4

В каких произведениях русской классики звучит обращение к историческому прошлому нашей Родины и как эти произведения можно соотнести со стихотворением Ю. Кузнецова «Знамя с Куликова»

 

 

«Знамя с Куликова»

 

Сажусь на коня вороного —

Проносится тысяча лет.

Копыт не догонят подковы,

Луна не настигнет рассвет.

Сокрыты святые обеты

Земным и небесным холмом.

Но рваное знамя победы

Я вынес на теле моём.

Я вынес пути и печали,

Чтоб поздние дети могли

Латать им великие дали

И дыры российской земли.

 

 

(Юрий Кузнецов. 1977)

Задание 5

Какие философские произведения русских поэтов созвучны проблематике есенинского стихотворения? (Свой ответ обоснуйте)

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

 

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

C. A. Есенин, 1921

Задание 6

Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чём их произведения созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?

 

 

Родина

О, неподатливый язык!

Чего бы попросту — мужик,

Пойми, певал и до меня:

«Россия, родина моя!»

Но и с калужского холма

Мне открывалася она —

Даль, тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирождённая, как боль,

Настолько родина и столь —

Рок, что повсюду, через всю

Даль — всю её с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись Домой!»

Со всех — до горних звезд —

Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,

Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля —

Гордыня, родина моя!

М. И. Цветаева, 1932

·

Задание 7

В каких стихотворениях русских поэтов создан образ весны и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В. А. Жуковского?

ВЕСЕННЕЕ ЧУВСТВО

 

Лёгкий, лёгкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Очарованный поток?

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось,

Перелётная весна?

Я смотрю на небеса...

Облака, летя, сияют

И, сияя, улетают

За далёкие леса.

 

Иль опять от вышины

Весть знакомая несётся?

Или снова раздаётся

Милый голос старины?

Или там, куда летит

Птичка, странник поднебесный,

Всё ещё сей неизвестный

Край желанного сокрыт?..

Кто ж к неведомым брегам

Путь неведомый укажет?

Ах! найдётся ль, кто мне скажет:

Очарованное Там?

 

(В. А. Жуковский, 1816)

·

Задание 8

В каких произведениях русских поэтов отображена красота любовного чувства и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением И. А. Бунина?

 

 

* * *

Мечты любви моей весенней,

Мечты на утре дней моих

Толпились — как стада оленей

У заповедных вод речных:

Малейший звук в зелёной чаще —

И вся их чуткая краса,

Весь сон блаженный и дрожащий

Уж мчался молнией в леса!

(И. А. Бунин, 1922)

Задание 9

Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением А. А. Блока

 

 

На поле Куликовом

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

А. А. Блок, 1908

Задание 10

В каких произведениях русских поэтов отображена связь человека и природы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Зимняя песня»?

 

 

Зимняя песня

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звёздами нежно украшена

Тихая зимняя ночь.

 

Светятся тихие, светятся чудные,

Слышится шум полыньи...

Были пути мои трудные, трудные.

Где ж вы, печали мои?

 

Скромная девушка мне улыбается,

Сам я улыбчив и рад!

Трудное, трудное — всё забывается,

Светлые звёзды горят!

 

— Кто мне сказал, что во мгле заметеленной

Глохнет покинутый луг?

Кто мне сказал, что надежды потеряны?

Кто это выдумал, друг?

 

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звёздами нежно украшена

Тихая зимняя ночь...

Н. М. Рубцов, 1965

·

Задание 11 

В каких произведениях русских поэтов звучит тема счастья и в чем эти произведения созвучны бунинскому «Вечеру?»

 

 

                                                        Вечер

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

      Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно —

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

И. А. Бунин, 1909

. 

Задание 12

В каких произведениях русских поэтов звучит патриотическая тема и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. Н. Апухтина? 

 

РАССВЕТ

Видали ль вы рассвета час

За ночью тёмной и ненастной?

Давно уж буря пронеслась,

Давно уж смолкнул гул ужасный,

Но всё кругом ещё хранит

Тяжёлый след грозы нестройной,

Всё ждёт чего-то и молчит!..

Всё полно мысли беспокойной.

 

Но вот у тучи роковой

Вдруг прояснился угол белый;

Вот за далёкою горой

С востока что-то заалело;

Вон там повыше брызнул свет.

Он вновь исчезнет ли за тучей

Иль станет славный и могучий

Среди небес?..

Ответа нет...

 

Но звук пастушеской свирели

Уж слышен в тишине полей,

И воздух кажется теплей,

И птички ранние запели.

Туманы, сдвинувшись сперва,

Несутся, ветром вдаль гонимы.

 

Теперь таков наш край родимый,

Теперь Россия такова.

 

 

(А. Н. Апухтин, 1858)

 

·

Задание 13

Как в стихотворении Н. Заболоцкого раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?

 

 

Сентябрь

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

 

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

 

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

Н. Заболоцкий, 1957

·

Задание 14

В каких произведениях русской литературы создаётся образ матери и в чём эти произведения близки стихотворению А. Т. Твардовского?

 

 

Памяти матери

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой...

 

 

 

Из песни

— Ты откуда эту песню,

Мать, на старость запасла

Неоткуда — всё оттуда,

Где у матери росла.

 

Всё из той своей родимой

Приднепровской стороны,

Из далёкой-предалёкой

Деревенской старины.

 

Там считалось, что прощалась

Навек с матерью родной,

Если замуж выходила

Девка на берег другой.

 

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой.

 

Давней молодости слёзы,

Не до тех девичьих слёз,

Как иные перевозы

В жизни видеть привелось.

 

Как с земли родного края

Вдаль спровадила пора.

Там текла река другая —

Шире нашего Днепра.

 

В том краю леса темнее,

Зимы дольше и лютей,

Даже снег визжал больнее

Под полозьями саней.

 

Но была, пускай не пета,

Песня в памяти жива.

Были эти на край света

Завезённые слова.

 

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой...

 

Отжитое — пережито,

А с кого какой же спрос?

Да уже неподалёку

И последний перевоз.

 

Перевозчик-водогребщик,

Старичок седой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой.

А. Т. Твардовский, 1965

·

Задание 15

Какие произведения русской лирики созвучны приведённому стихотворению А. С. Пушкина и почему?

 

Редеет облаков летучая гряда;

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины;

Люблю твой слабый свет в небесной вышине:

Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополы в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень —

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

А. С. Пушкин, 1820


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

Предлагается сравнительный анализ двух лирический произведений, связанных одной темой....

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

    В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" и А.С.Пушкина "Монастырь на скале".  Предназначена для учащихся и учителей....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)

Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....

презентация научно-практической работы "Сопоставительный анализ стихотворений И.Бунина "Вечер" и А.Фета "Вечер"

Вечер-это таинственное время суток. Как человек чувствует себя в эти мгновения, какие есть параллелизмы в описании картин вечера, в атмосфере стихотворений двух разных художников слова, мы попытались ...

Опыт сопоставительного анализа стихотворений Ф.Тютчева и А.С. Пушкина.«Нежней мы любим и суеверней…» Урок литературы в 10 классе

Опыт сопоставительного анализа стихотворений Ф.Тютчева и А.С. Пушкина.«Нежней мы любим и суеверней…» Урок литературы в 10 классе...