Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной творчеству Е.П. Ростопчиной
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Сценарий предназначен для проведения  мероприятия в 9 классе при изучении творчества  писателей Пушкинской поры. Евдокия Петровна Ростопчина была одной из ярких представительниц литературы первой половины XIX века. Современница А.С.Пушкина и М.Ю Лермонтова,она  была признана и на их фоне талантливой и самобытной личностью.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   

Литературно-музыкальная композиция,

посвящённая творчеству

Евдокии Ростопчиной

«ВЫ ВСПОМНИТЕ МЕНЯ!»

Подготовлена

учителем литературы

С.В.Колывановой

Звучит лирическая музыка.

Чтец:

Забытая Ростопчина

Я научила женщин говорить...

А. Ахматова

Забытая Ростопчина,

Субтильно-нежная графиня...

В мечтах о Нём жила она

И не живёт почти уж ныне...

А вы откройте «Вид Москвы»

Иль «Русским женщинам» посланье!..

Поэзии российской зданье

Неполно без её канвы!..

Какая страсть, какая сила!..

И пусть в забвении почила,

Но... не другая научила

Всё ж женщин говорить... - она -

Забытая Ростопчина!..

5 декабря 2005

(В Э .Пицман)

Снова музыка.

Девушка, представляющая образ поэтессы Ростопчиной  выходит, садится за столик, на котором  лежат листы бумаги, стоит чернильница, она берет в руки перо – становится Музой литературного вечера.  

- Евдокия Петровна Сушкова (это её девичья фамилия), Додо Сушкова – так звали её в светском обществе – родилась в 1811 году в Москве. Мать её рано умерла, а отец почти всегда был в разъездах. Дедушка и бабушка Пашковы, у которых она воспитывалась, нанимали ей лучших гувернанток, учителей. Дали ей хорошее воспитание.

- Как и у всех девочек из богатых семей в то время, учение было не сложным: немного истории, чуть-чуть географии и арифметики, русская грамматика, иностранные языки, игра на фортепиано и, конечно, танцы.

- Все шло к тому, чтобы из нее получилась в меру воспитанная светская барышня. Но девочка оказалась на редкость любознательная – едва научилась читать, она не пропускала в доме ни одной книги, тайно или явно прочитывала её.

- Кроме французского и немецкого, она самостоятельно изучила английский и итальянский языки.

- А в 11 лет она начала писать стихи, тщательно скрывая их от взрослых. Как глубоко чувствовала мир в те детские годы может поведать ее стихотворение, написанное много лет спустя

ЧТЕЦ: Бывало, под вечер, в тенистый сад

Бежит дитя простором оживиться,

Промеж цветов улечься, притаиться

И жадной грудью пить их аромат.

Так страстно божий мир оно любило,

Так сердце билось в нем! Так взор его

Ловил, искал… не зная сам чего,

Так много в нем уж было жизни, силы,

И пылкости!… О бедное дитя!

Оно вполне уж жило не шутя!

(стихотворение читается под лирическую музыку: Моцарт «Фантазия»)

Но тайну соблюсти было трудно. Скоро она стала получать выговоры от старших за то, что пишет стихи – занимается неженским делом.

- А она в это время увлекалась стихами Жуковского, Батюшкова, Пушкина, читала наизусть поэмы Расина, и снова, снова писала стихи. Сначала неумелые, явно подражательные. Но как велико было желание открыть в них всю душу!

- С Лермонтовым она познакомилась через свою кузину Екатерину Сушкову, часто виделась с ним в Москве и Середникове, летом, где они вместе читали стихи Байрона, доверяли друг другу поэтические тайны.

- Евдокии Ростопчиной Лермонтов посвятил стихотворение «Додо», написанное в 1831 году:

Умеешь ты сердца тревожить,

Толпу очей остановить,

Улыбкой гордой уничтожить,

Улыбкой нежной оживить…

Звучит «Вальс» А.С. Грибоедова.

- 1829 год. Бал у князя Голицына. Здесь молодая Сушкова. Это один из самых первых балов в ее жизни. Он останется в памяти будущей поэтессы на всю жизнь: здесь она познакомится с Александром Пушкиным, робко признается ему, что в тайне пишет стихи. Александр Сергеевич Пушкин провел и Евдокией Ростопчиной большую часть вечера, увлекшись беседой с ней и ее милым очарованием.

Впоследствии она напишет в стихах:

Он с нежным приветом ко мне обращался,

Он дружбой без лести меня ободрял,

Он дум моих тайну разведать желал…

Ему рассказала молва городская,

Что душу небесную пищей питая,

Поэзия чары постигла и я…

- 1831 год. В печати появилось первое стихотворение Е.Сушковой.

 «Талисман»

Есть талисман священный у меня.

Храню его: в нем сердца все именье,

В нем цель надежд, в нем узел бытия,

Грядущего залог, дней прошлых упоенье.

Он не браслет с таинственным замком,

Он не кольцо с заветными словами,

Он не письмо с признаньем и мольбами.

Не милым именем наполненный альбом

И не перо из белого султана,

И не портрет под крышею двойной…

Но не назвать вам талисмана.

Не отгадать вам тайны роковой.

Мне талисман дороже упованья,

Я за него отдам и жизнь, и кровь:

Мой талисман – воспоминанье

И неизменная любовь!

(Стихотворение можно исполнять под мелодию одного из популярных русских салонных романсов).

- Возможно, поэтесса и не решилась бы отдать его в печать, но этому посодействовал Вяземский, который тайно от нее передал стихи в Петербург Антону Дельвигу, а тот поместил их в своем альманахе «Северные цветы».

Звучит «Вальс» Шопена .

- 1833 год – Евдокия Сушкова выходит замуж за графа Андрея Федоровича Ростопчина, сына известного московского градоначальника и стала графиней Ростопчиной. Отныне она часто и подолгу живет в имении Вороново, очень любит здешнюю природу, чудесный парк, пруды, аллеи.

- Вот одно из стихотворений этого периода, возможно, оно навеяно нашим Вороново:              

КОЛОКОЛЬЧИК

Звенит, гудит, дробится мелкой трелью

Валдайский колокольчик удалой…

            В нём слышится призыв родной,  -

Какое-то разгульное веселье

С безумной, безотчётною тоской…

Кто едет там?.. Куда?.. С какою целью?..

Зачем?.. К кому?.. И ждёт ли кто-нибудь?..

             Трепещущую счастьем грудь

Мутит ли колокольчик звонкой трелью?..

Спешат, летят!.. Бог с ними…Добрый путь!..

Вот с мостика спустились на плотину,

Вот обогнули пруд, и сад, и дом…

                Теперь поехали шажком…

Свернули в парк аллеею старинной…

И вот ямщик стегнул по всем по трём…

Звенит, гудит, как будто бьёт тревогу,

Чтоб мысль завлечь и сердце соблазнить!..

                  И скучно стало сиднем жить,

И хочется куда-нибудь в дорогу,

И хочется к кому-нибудь спешить!..

                                                              27 августа 1853 года               Вороново

- 1836 год. Ростопчина переезжает в Петербург. Она уже широко известна как поэтесса, блистала в обществе своей красотой, элегантностью, но более восхищала всех своим умом и искусством вести беседу, исполненную смысла.

- В ее салоне на Дворовой набережной бывали Жуковский, Пушкин, Крылов, Вл. Одоевский, Александр Тургенев, играл Ференц Лист, пели известные итальянские певцы, частые гости композиторы – Даргомыжский, Глинка.

-Звучит «Прелюдия» Шопена.

- А.С. Пушкин был в последний раз у Ростопчиной за день до дуэли.

И вот страшный январский день 1837 года. Смерть Пушкина…

- Друзья тяжело переживают эту утрату. Жуковский, перебирая бумаги поэта, делает Ростопчиной необыкновенный подарок – черновую тетрадь А. Пушкина, последнюю его тетрадь, в которой он так и не успел ничего написать.  К подарку этому было письмо: «Посылаю Вам, графиня, на память эту книгу… Вы дополните и докончите эту книгу его. Она теперь достигла своего настоящего назначения».

-Ростопчина ответила стихами:

И мне, и мне сей дар! – мне, слабой, недостойной.

Мой сердца духовник пришел его вручить.

Мне песнью робкою, неопытной, нестройной

Стих Пушкина велел он заменить!

Но не исполнить мне такого назначенья,

Но не достигнуть мне желанной вышины!

- Да, это было время, когда критика ставила ее имя рядом с именем Пушкина. Вот только два примера:

- Поэт Н. Языков: «Вяземский дал мне 1838 год «Современника»… стихи в нем всех/ именно всех, кроме Пушкина и Ростопчиной,  дрянь и прах».

-Поэт и друг Пушкина П. А. Плетнев: «Она без сомнения первый поэт теперь на Руси...Она мне читала много новых стихов из рукописной книги своей – и я признаюсь, поражен был, как часто ее стихи доходят до истинной, глубокой поэзии».

/1835 г./

  • Можно с уверенностью сказать, что основной темой поэзии Ростопчиной была тема любви. Любовь высокая, чистая, порой неразделённая, трагическая, встает во всей красоте, когда мы читаем стихи Ростопчиной.

«Падучая звезда»

Она катилась… я смотрела

С участием тайным ей во след-

И дошептать ей не успела

Свое желанье, свой обет…

Она скатилась и пропала!..

Зачем падучею звездой

Бог не судил быть? – я мечтала, -

Мне не дал воли с быстротой?

Подобно ей, и я ушла бы,

Покинув надо денный путь!

Подобно ей, и я могла бы

Лететь, умчаться, ускользнуть!

1839г.

Не только любовь волновала и вдохновляла Евдокию Ростопчину. - Волновала Ростопчину и тема народной жизни, особенно судьба русской женщины. Сама она была богатой, светской дамой, очень любила балы, но в быту не была спесивой, тщеславной, не кичилась богатством.

Живя в Воронове или селе Анна Воронежской губернии, внимательно приглядывалась к деревенской жизни, жалела русских женщин за их тяжелую долю. Известно, что Евдокия Ростопчина охотно и щедро помогала крестьянам, заведовала детским приютом.

- Судьба самой Ростопчиной не была безоблачной. Главное горе - потеря друзей -  будто преследовало ее…

 -Звучит лирическая музыка.

- 1841 год. Около середины апреля, уезжая на Кавказ в последний раз, будто чувствуя, что оттуда ему уже не суждено вернуться, Михаил Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который написал:

Я верю: под одной звездой

Мы с вами были рождены;

Мы шли дорогою одною,

Нас обманули те же сны.

- Смерть Лермонтова глубоко потрясла Е. Ростопчину.

Под этим тяжелым впечатлением она писала:

Как он тогда предчувствием тяжелым, невольным

Нас испугал! Как нехотя, как скорбно

Прощался он! Как верно сердце в нем

Недоброе, тоскуя, предвещало!

- Да и поэтическая слава не всегда сопутствовала этой женщине.

В середине 50-х годов ее поэзия оказалась «Чуждой новым идеалам». Новое поколение, пришедшее в литературу, поэзию, - а это были разночинцы-демократы: Добролюбов, Чернышевский – не признавало талант Ростопчиной, выступало с резкими критическими выпадами против нее…

-Поэтесса ответила ненавистным «умникам-разночинцам» стихотворением «Моим Критикам»:

Я не дивлюсь, и право, не сержусь я,

Что на меня так злобно восстают:

Журнальной хулой скорее горжусь я,

И клеветы мне сердце не кольнут.

Я разошлася с новым поколением,

Прочь от него идет стезя моя:

Понятьями, душой и убежденьем

Принадлежу другому миру я,

Иных богов я чту и призываю

И говорю иным я языком;

…….

Не мудрено, что жрицей одинокой

У алтаря пустого я стою!

/1856г./

Звучит лирическая музыка.

- 1858 год. Тютчев, посетив в Москве Ростопчину, нашел ее «слабеющей и угасающей». Последние месяцы жизни, уже неизлечимо больная, она провела в Воронове.

- Но пришлось ей пережить еще одно событие, всколыхнувшее ее душу. В августе 1858 года в Москву приехал автор «Трех мушкетеров» знаменитый Александр Дюма, совершавший свое путешествие по России.

Дюма о Ростопчиной:

       «До нашей встречи в Москве я уже был с нею в артистической     переписке. Когда она узнала, что я в Москве, то нарочно приехала, чтобы со   мной свидеться... Я к ней побежал и нашел ее очень больною... Разговор с   очаровательной больною был увлекателен; она обещала прислать все то, что    найдет достойным моего внимания.»

- Вернувшись в Вороново, Ростопчина еще писала для Дюма воспоминания о Лермонтове, перевела для него на французский язык стихотворение Пушкина «Во глубине сибирских руд...» Посылка с материалами для Дюма во Францию дошла уже после смерти отправителя.

 Звучит «Лунная соната» Бетховена.

- Евдокия Петровна Ростопчина умерла 3 декабря в своем доме на Басманной улице в Москве и похоронена 7 декабря на Пятницком кладбище за Троицкой заставой.

- Прошли годы. Время расставило всё по своим местам, где они сегодня - её критики? А поэзия Ростопчиной живёт.  Послушайте, как удивительно понятно, современно звучат её стихи!

- Ростопчина – поэтесса по судьбе, поэзия была ее подлинным призванием. У нее был своеобразный и первостепенный поэтический дар.

- Говоря сегодня о жизни и творчестве Е.П. Ростопчиной, мы убедились: место Ростопчиной в русской поэзии и русской культуре очень значимо.   Творчество её и сегодня волнует любителей поэзии. И мы многое находим для себя в её стихах…

                      ВЫ ВСПОМНИТЕ МЕНЯ

  Вы вспомните меня когда-нибудь... но поздно!

  Когда в своих степях далеко буду я,

  Когда надолго мы, навеки будем розно –

  Тогда поймете вы и вспомните меня!

  Проехав иногда перед домом опустелым,

  Где вас всегда встречал радушный мой привет,

  Вы грустно спросите:«Так здесь ее уж нет?» -

  И мимо торопясь, махнув султаном белым,

                      Вы вспомните меня!..

  Вы вспомните меня не раз – когда другая

  Кокетством хитрым вас коварно увлечет

  И, не любя, в любви вас ложно уверяя,

  Тщеславью своему вас в жертву принесет!

  Когда уста ее, на клятвы тороваты,

  Обеты льстивее вам станут расточать,

  Чтоб скоро бросить вас и нагло осмеять...

  С ней первый свет утратив без возврата,

                     Вы вспомните меня!...

  Когда, избави бог! Вы встретите другую,

  Усердную рабу всех мелочных сует,

  С полсердцем лишь в груди, с полудушой – такую,

  Каких их создает себе в угодность свет,

  И это существо вас на беду полюбит –

  С жемчужиной серьгой иль перстнем наравне,

  И вам любви узнать даст горести одне,

  И вас, бесстрастная, измучит и погубит –

                     Вы вспомните меня!...

  Вы вспомните меня, мечтая одиноко

  Под вечер, в сумерки, в таинственной тиши,

  И сердце вам шепнет:«Как жаль! Она далеко,

  Здесь не с кем разделить ни мысли, ни души!...»

  Когда гостиных мир вам стане пуст и тесен,

  Наскучит вам острить средь модных львин и львов

  И жаждать станете незаученных слов,

  И чувств не вычурных, и томных женских песен –

                    Вы вспомните меня!...

/ 1838г. /

ЛИТЕРАТУРА,

использованная при подготовке сценария:

1. Ростопчина Е.П. Талисман: Избранная лирика. Драма. Документы. Письма.  

    Воспоминания  /Сост. В.Афанасьев. – М.:Моск.рабочий, 1987.

2. Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры / историко-

    литературные очерки / - Л.:Наука, 1989.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СТИХИ О Е. П. Ростопчиной

Тютчев Ф.

ГРАФИНЕ Е. П. РОСТОПЧИНОЙ

(в ответ на ее письмо)

               Как под сугробом снежным лени,

               Как околдованный зимой,

               Каким-то сном усопшей тени

               Я спал, зарытый, но живой!

               И вот, я чую, надо мною,

               Не наяву и не во сне,

               Как бы повеяло весною,

               Как бы запело о весне...

               Знакомый голос... голос чудный...

               То лирный звук, то женский вздох.

               Но я, ленивец беспробудный,

               Я вдруг откликнуться не мог...

               Я спал в оковах тяжкой лени,

               Под осьмимесячной зимой,

               Как дремлют праведные тени

               Во мгле стигийской роковой.

               Но этот сон полумогильный,

               Как надо мной ни тяготел,

               Он сам же, чародей всесильный,

               Ко мне на помощь подоспел.

               Приязни давней выраженья

               Их для меня он уловил -

               И в музыкальные виденья

               Знакомый голос воплотил...

               Вот вижу я, как бы сквозь дымки,

               Волшебный сад, волшебный дом -

               И в замке феи-Нелюдимки

               Вдруг очутились мы вдвоем!..

               Вдвоем! - и песнь ее звучала,

               И от заветного крыльца

               Гнала и буйного нахала,

               Гнала и пошлого льстеца.

               1850

               Петербург

[Тютчев Ф. И.: Графине Е. П. Ростопчиной,

 С. 2. Русская Поэзия, С. 38129 (ср. Тютчев: Стихотворения, С. 171-172)]

Лермонтов М. Ю.

ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙ

                Я верю: под одной звездою

          Мы с вами были рождены;

          Мы шли дорогою одною,

          Нас обманули те же сны.

          Но что ж! - от цели благородной

          Оторван бурею страстей,

          Я позабыл в борьбе бесплодной

          Преданья юности моей.

          Предвидя вечную разлуку,

          Боюсь я сердцу волю дать;

          Боюсь предательскому звуку

          Мечту напрасную вверять.

                Так две волны несутся дружно

          Случайной, вольною четой

          В пустыне моря голубой:

          Их гонит вместе ветер южный;

          Но их разрознит где-нибудь

          Утеса каменная грудь...

          И, полны холодом привычным,

          Они несут брегам различным,

          Без сожаленья и любви,

          Свой ропот сладостный и томный,

          Свой бурный шум, свой блеск заемный,

          И ласки вечные свои.

[Лермонтов М. Ю.: Стихотворения (1841),

 С. 19. Русская Поэзия, С. 21391 (ср. Лермонтов: Соч. в 2-х томах. Т.1, С. 0)]

СТИХИ Е.П. РОСТОПЧИНОЙ

ТЕБЕ ОДНОМУ 

(Из "Неизвестного романа")

Нет, не тогда бываю я счастлива,

Когда наряд, и ленты, и цветы

Блестят на мне, и свежестью красивой

Зажгут в тебе влюбленные мечты.

И не тогда, как об руку с тобою,

Увлечена разгулом молодым,

Припав к тебе вскруженной головою,-

Мы проскользнуть сквозь вальса вихрь спешим.

И не тогда, как оба мы беспечны,

Когда наш смех, наш длинный разговор

Оживлены веселостью сердечной,

И радостно горит наш светлый взор.

Счастлива я, когда рукою нежной

Я обовьюсь вкруг головы твоей,

И ты ко мне прислонишься небрежно,

И мы молчим, не разводя очей...

Счастлива я, когда любви высокой

Святую скорбь вдвоем почуем мы,

И думаем о вечности далекой,

И ждем ее, взамен житейской тьмы!..

Счастлива я наедине с тобою,

Когда забудем мы весь мир земной,-

Хранимые свободной тишиною

И заняты, ты мной, а я тобой!..

Счастлива я в часы благоговенья,

Когда, полна блаженства моего,

Я о тебе молюся провиденью

И за тебя благодарю его!

Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов.
Москва: Художественная литература, 1988.

РОМАНС 

(Для Елизаветы Петровны Пашковой)

Когда б он был теперь со мною,

Наряд бы мой прельщал меня;

Но нет его!.. душа моя

Полна страданьем и тоскою.

Когда я сердце отдала,

Я быть кокеткой не умела,

Но он нашел что я мила.

Теперь пленять я б не хотела,

Что в красоте?.. здесь нет его!

Когда б он здесь был, я б желала

Блистать умом и остротой;

Но нет его - исчез ум мой,

Игривость резвая пропала,

Веселье взор мой не живит,

Воображенье охладело;

Душа и сердце - всё молчит!

Теперь блистать я б не хотела,

К чему мне ум?.. здесь нет его!

Февраль 1830, Москва

ПОТЕРЯННОЕ КОЛЬЦО 

     T'was bright, t'was heavenly... but't'is past!..

           Thomas Moore. «Lalla Rookh»1

Блестело... искрилось... сияло...

И взорам нравилось оно,—

И вдруг как сон оно пропало,

Бог весть куда занесено!..

Резвяся, фея ль утащила

Его незримою рукой?..

Ворожея ль заговорила?..

Иль спрятал старый домовой?..

Нечистой силы наважденье

Его, быть может, унесло,

В знаменованье и значенье,

Что в будущем грозится зло?

Что также скроется и сгинет

Та, кем кольцо подарено...

Что срок блаженства скоро минет

И превратится в прах оно?..

Что все, что дорого и мило,

Что все, что светит и горит,

Во мрак ничтожности, в могилу

Судьба безжалостно умчит?..

26 ноября 1840, Петербург

Примечания
1. T`was bright, t`was heavenly... but`t`is past!.. Thomas Moore. «Lalla Rookh» — Это было ярко, это было божественно... но это прошло!.. Томас Мур. «Лалла Рук» (англ.).

КАК ДОЛЖНЫ ПИСАТЬ ЖЕНЩИНЫ 

                                 ...de celles

     Qui gardent dans leurs douces etincelles

     Qui cachent en marchant la trace de leurs pas,

     Qui soupirent dans l'ombre, et que l'on n'entend pas...

                         Joseph Delorme1

Как я люблю читать стихи чужие,

В них за развитием мечты певца следить,

То соглашаться с ним, то разбирать, судить

И отрицать его!.. Фантазии живые,

И думы смелые, и знойный пыл страстей —

Все вопрошаю я с внимательным участьем,

Все испытую я; и всей душой моей

Делю восторг певца, дружусь с его несчастьем,

Любовию его люблю и верю ей.

Но женские стихи особенной усладой

Мне привлекательны; но каждый женский стих

Волнует сердце мне, и в море дум моих

Он отражается тоскою и оградой.

Но только я люблю, чтоб лучших снов своих

Певица робкая вполне не выдавала,

Чтоб имя призрака ее невольных грез,

Чтоб повесть милую любви и сладких слез

Она, стыдливая, таила и скрывала;

Чтоб только изредка и в проблесках она

Умела намекать о чувствах слишком нежных...

Чтобы туманная догадок пелена

Всегда над ропотом сомнений безнадежных,

Всегда над песнию надежды золотой

Вилась таинственно; чтоб эхо страсти томной

Звучало трепетно под ризой мысли скромной;

Чтоб сердца жар и блеск подернут был золой,

Как лавою волкан; чтоб глубью необъятной

Ее заветная казалась нам мечта

И, как для ней самой, для нас была свята;

Чтоб речь неполная улыбкою понятной,

Слезою теплою дополнена была;

Чтоб внутренний порыв был скован выраженьем,

Чтобы приличие боролось с увлеченьем

И слово каждое чтоб мудрость стерегла.

Да, женская душа должна в тени светиться,

Как в урне мраморной лампады скрытой луч,

Как в сумерки луна сквозь оболочку туч,

И, согревая жизнь, незримая, теплиться.

22 сентября 1840, Москва

Примечания
1. О тех, кто хранит в груди нежные искры, кто скрывает следы своих шагов, кто вздыхает в тени и кого не слышно... Жозеф Делорм (фр.) Жозеф Делорм - псевдоним французского поэта и критика Ш.-О. Сент-Бева (1804-1869).

«ОНА ВСЕ ДУМАЕТ!» 

               Plus rever que penser!

                   Devise de femme1

«Она все думает!» — так говорят о мне,—

И важной мудрости, приличной седине,

Хотят от головы моей черноволосой...

«Она все думает!» — Неправда! Разум мой

Не увлекается мышления тщетой,

Не углубляется в всемирные вопросы.

Нет, я не думаю,— мечтаю!.. Жизнь моя,

Заботы, помыслы тревожные тая,

Для беспристрастных дум досуга не имеет.

В слезах ли... в радости ль... собою занята,

Я знаю лишь себя,— и верная мечта

Лишь сердцу милое ласкает и лелеет.

Нет, я не думаю! Я грежу наяву,

Воспоминаньями, догадками живу,

О завтра, о вчера в бессменном попеченьи,

Пока, волнуяся, душа моя кипит,

Пока надежда мне так сладко говорит,

Я думать не хочу!.. Зачем мне размышленья?..

Что дума? — Суд... расчет... внимательный разбор

Того, что чуждо нам... духовный, вещий взор...

Крыло, влекущее в пространство разум смелый...

Придет для дум пора в разуверенья дни,

Когда рассеются как прах мечты мои

Пред строгой правдою, пред хладом жизни зрелой!..

Ноябрь 1842, дорогою

КОГДА Б ОН ЗНАЛ! 

Подражание Г-же Деборд-Вальмор1

(Для Елизаветы Петровны Пашковой2)

Когда б он знал, что пламенной душою

С его душой сливаюсь тайно я!

Когда б он знал, что горькою тоскою

Отравлена младая жизнь моя!

Когда б он знал, как страстно и как нежно

Он, мой кумир, рабой своей любим...

Когда б он знал, что в грусти безнадежной

Увяну я, непонятая им!..

       Когда б он знал!..

Когда б он знал, как дорого мне стоит,

Как тяжело мне с ним притворной быть!

Когда б он знал, как томно сердце ноет,

Когда велит мне гордость страсть таить!..

Когда б он знал, какое испытанье

Приносить мне спокойный взор его,

Когда в замен немаго обожанья

Я тщетно жду улыбки от него.

       Когда б он знал!..

Когда б он знал, в душе его убитой

Любви бы вновь язык заговорил,

И юности восторг полузабытый

Его бы вновь согрел и оживил!-

И я тогда, счастливица!.. любима...

Любима им, была бы, может быть!

Надежда льстит тоске неутолимой;

Не любит он... а мог бы полюбить!

       Когда б он знал!..

Февраль 1830, Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»

Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...

Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова "Ростов-город, ростов-Дон"

Сценарий литературно-музыкально композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков "Ростов-город, Ростов-Дон", разработанный  учителями литературы...

Сценарий литературно-музыкальной композиции ,посвященной великой Победе

Сценарий музыкально-литературной композиции,посвященной великой Победе...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Жизнь и творчество А.П. Чехова»

В литературно-музыкальной композиции можно узнать о жизни А. П. Чехова. Была подготовлена к 150-летию рождения писателя....

Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"

Сценарий литературно - музыкальной композиции,  посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный творчеству Н.М.Грибачева в годы ВОВ

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Выполняя жизни назначенье..." посвящен одному из этапов в жизни и творчестве Николая Матвеевича Грибачева , ВОВ....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова....