Конспект урока литературы в 5 классе с использованием целесообразных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Шевелева Юлия Петровна

Тема: Джек Лондон «Сказание  о Кише» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка конспекта  урока литературы в 5 классе с

использованием целесообразных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся

Учитель : Мишина Юлия Петровна

Тема: Джек Лондон «Сказание  о Кише»

Обучающая цель:                                                                                                        1)познакомить учащихся с произведением Д.Лондона «Сказание о Кише»;                                                                                                                       2) продолжить формирование навыка работы с текстом;                                                3)ввести понятие «сказание» в контексте литературоведческого образования.                                                                                               Развивающая цель:развитие устной речи, умения высказывать и аргументировать свое мнение ;продолжить работу над характеристикой героя;                                                                                                                      Воспитательная цель:нравственное  воспитание: помочь разобраться в мотивах человеческих поступков; определить, что значит быть взрослым.

Оборудование: презентационный материал, шляпы для метода «Шесть типов мышления»                                                                                                        

Ход  урока

 І Оргмомент.

ІІ Предварительная работа по теме урока.

2/1.Вступительное  слово учителя Наше путешествие по стране Литература продолжается…В этом  учебном году нами уже были прочитаны  произведения великих русских, казахских писателей.Сегодня мы будем работать с произведением зарубежной литературы. Это начало великого знакомства с сокровищами мирового искусства. Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения.
      Сегодня   мы встретимся  с великим  американским писателем  Джеком  Лондоном и попытаемся  сделать анализ  его рассказа  «Сказание о Кише».
      Так кто же такой Джек Лондон?

2/2.Блиц- опрос                                                                                                                                                           -Что вы знаете  о жизни Джека Лондона? (№2-10  слайды)                                                                             Кто такой Джек Лондон?                                                                                                         Какой была  его жизнь?                                                                                                                     Сколько книг было им написано?                                                                                                       Какие  черты характера  присущи  писателю?                                                                                                                                         –Дома вы должны были прочитать  «Сказание  о Кише » .Откройте тетради  и запишите в тетрадях число  и  тему  урока.                                                                                                                          

ІІІ Работа по теме  урока                                                                                                                   - Обратите  внимание, что этот рассказ называется - «сказание».  

Д.Лондон создает как бы подражание местным индейским легендам, похожим на сказки.

3/1.Работа по опорной схеме                                                                                                           Обратимся к опорным записям и прочитаем, что такое «сказание».

 

                                                                                                        3/2.Понравился ли вам рассказ?  Назовите героев рассказа.

Пользуясь таблицей , соотнесите информаию , данную в  таблице  с главными героями  сказания.

 

3/3.Словарная  разминка                                                                                                                     Задание: Объясните  лексическое значение данных слов и словосочетаний                                                                                                чтимый – почитаемый всеми                                                                                                          иглу  - жилище северных индейцев                                                                                                                дерзкие слова  - слишком смелые  слова                                                                                   ошеломлены – очень  удивлены                                                                                    одинёшенек – совсем  один                                                                                        пристыженный – ему было очень  стыдно                                                                                          свежевать – разделывать тушу  зверя                                                                                                   нарты - узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак, северных оленей . Погонщик упряжной нарты называется каюр.

3/4. Сюжетный и идейный  анализ сказания  с применением метода                                                «Шесть типов мышления»

Слово  учителя: Мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. И мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести «шляпах»!

Нас  мало, поэтому я не могу разделить вас на группы. Каждый из вас получает жеребьевкой одну из шести шляп и  должен представить свой опыт, свои впечатления и мысли  по рассказу Д.Лондона «Сказание  о Кише », исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа

Мыслит фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!!

Желтая шляпа

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.

Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и – объяснить, почему так произошло.

Красная шляпа

Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия  связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему.

Зеленая шляпа

Это – творческое мышление.

Синяя шляпа

Это – философская, обобщающая шляпа.

(Учащиеся по результатам жеребьевки  выбирают  шляпы, готовятся  к  выступлению. На подготовку  к выступлению  отводится 10 минут)

Примерные ответы  учащихся

2.Определить идею сказания  с применением  метода  «РАФТ».

Основной задачей для выполняющих задание этой игры является описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Киш

Молодежь XXIвека

Повествование

Жизнь дана на добрые дела !

Киш

Учащиеся 5 класса

Рассуждение

Что  значит быть  взрослым?

Примерные  ответы:

Жизнь дана  на  добрые дела

Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий с вами захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрощенных обид. Мы больше приобретем, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку. Путь к доброте нелегкий. Это долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.

Что  значит  быть  взрослым?  

Я думаю, вам понравилось «Сказание о Кише». Главный герой – мальчик 13 лет – символ для подражания многим, своими поступками и действиями Киш заслужил называться «взрослым». А как, по-вашему, что значит быть взрослым? Быть взрослым – это значит оценивать свои поступки, не совершать неверных действий, помогать слабым, уважать тех, кто рядом с тобой. Быть примером во всем. Джек Лондон в своих северных рассказах не оправдывал безволие и малодушие. Его герои умели терпеть лишения, не завидовали друг другу. Писатель учит нас уважению к людям всех племен, наций, языков. И уважению к природе, которая бывает суровой, но добра в ней все-таки больше,чем зла. Рассказ о Кише позволяет понять, что быть взрослым – это не только права, но и обязанности.

 ІҮ  Подведение  итогов  урока    

1)Выполнение  тестовых заданий. Взаимопроверка  и взаимооценка  учащихся.

1. В произведении Джека Лондона «Сказание о Кише» рассказывается о ...                                        А)о вожде племени Кише;
В)об охотнике, который стал настоящим воином;
С)мужественном мальчике, который не испугался вождя племени и вступил с ним противоборство.                                                                                                                                        

2.Сколько Кишу лет?                                                                                        

А)13 лет
В)23 года
С)30 лет
Д)33 года                                                                                                                                                  

3.Как звали вождя племени?                                                                                                          

А)Киш
В)Бок
С)Массук
Д)Клош-Кван                                                                                                                                                          

4. В какой части земного шара происходит действие рассказа?                                                  

А)В Индии
В)В Канаде
С)На юге США
Д)На севере США
Е)В южной части Мексики                                                                                                                          

5. Для героев рассказа родиной является ...                                                                                              

А)Юг
В)Север                                                                                                                                               С)Запад                                                                                                                                                               Е) Восток                                                                                                                                                            

6. Что случилось с отцом Киша?                                                                                                                        А)Стал вождем племени
В)Был убит медведем
С)Уехал в далекую страну                                                                                                                              
7. Чем увенчалась первая охота Киша?                                                                                            

А)Его растерзал медведь
В)Он был ранен медведем
С)Он убил полярного медведя и двух медвежат                                                                                                

8. Как решили соплеменники узнать тайну «удачной охоты» Киша?                                    А)Они послали Массука по пятам отважного Киша разузнать эту тайну
В)Они послали Клош-Квана по пятам отважного Киша разузнать эту тайну
С)Они послали Бима и Боума по пятам отважного Киша разузнать эту тайну                                            
9. Как у Киша получалось охотиться на медведя?                                                                        

А)С помощью силы
В)С помощью смекалки
С)С помощью ружья                                                                                                                                      

10.  Что осталось в наследство  Кишу от отца?                                                                

А)Ружье
В)Копье
С)Деньги
Д)Ничего


( Проецируются  коды правильных ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

А

Д

Д

В

В

С

С

В

В

Оценивание: 9-10 правильных ответов – «5»

             6-8  правильных  ответов –«4»

                4-5 правильных  ответов –«3»

2) Рефлексия «Две звезды  и одно  пожелание»

3)Вывод: Известный индийский  руководитель движения за независимость Махатма Ганди писал:  «Умение прощать- свойство сильных. Слабые никогда не прощают».

Мы должны  научиться уметь  любить, уметь прощать, уметь  делать  добро!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Выступление на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся" было подготовлено для коференции в лицее г. Павловска...

Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жиз...

программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...

Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...

«Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся»

Глава 1. История и значение инновационных технологий в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихсяГлава 2. Анализ эффективных форм и методов проектной и исследовательской деятел...