10 класс. Урок на тему: Семья Е.Базарова в романе "Отцы и дети"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Горшкова Валентина Ивановна

10 класс. Урок на тему: Семья Е.Базарова в романе "Отцы и дети"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Семья Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». (Главы 20-25)

Цель: показать отношение Базарова к родителям; выяснить, почему Базаров не мог остаться в родном доме; проследить перемены в поведении, образе мыслей и в отношении Базарова к Аркадию.

                                                                                         Таких людей, как они, в нашем большом свете

                                                                     днём с огнём не сыщешь

                                                                                  Базаров о родителях

План урока:

I. Актуализация изученного

- Кто является главным героем этого произведения? Что вы о нём можете сказать?

Базаров Евгений Васильевич

- студент-медик, друг Аркадия, приехал к Кирсановым на каникулы

- нигилист (В Российской империи во 2 половине 19 века нигилистами называли молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй)

- Слово НИГИЛИСТ происходит от слова НИГИЛИЗМ – (от лат. nihil — ничто), отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

В России термин получил распространение после появления романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862)

- Аркадий Кирсанов: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни пред какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип» (стр. 139)

«Мы, нигилисты, действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем»

- Какие нигилистические убеждения исповедует Базаров?

Нигилизм Базарова (как отмечает он сам) - это беспощадное отрицание всего.

-  В первой части романа происходит столкновение двух идей, двух представителей старшего и младшего поколений - Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Они сразу же испытывают неприязнь друг к другу, а потом выясняют отношения в полемике.

Отношение Базарова к природе

- Не видит красоту природы, не чувствует гармонии с ней.

- У него хозяйский взгляд на природу: "Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник".

По его мнению, природа создана не для пустого любования, а для того, чтобы ее изучать, преобразовывать, изменять по мере необходимости.

Отношение к искусству (противоречивость Базарова)

-Отрицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, живопись, музыку.

На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете? » — Базаров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги».

 - О поэзии и поэтах: 

- Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером (стр. 155)

 стихи поэта называет «ерундой».

- О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит».

 - Музыку считает занятием несерьезным.

Отношение к отцу во время игры на виолончели – стр. 154


- Но в то же время знает произведения искусства и литературы: он наизусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Купера, балладами Шиллера.

Отношение к науке (противоречие Базарова)

- «Что такое наука – наука вообще? Есть науки, как и все ремёсла, звания; а наука вообще не существует вовсе»

- Но сам занимается естественными науками: ботаника, медицина.

- Занят медицинскими экспериментами. Откровенно гордится тем, что не тратит времени впустую.

- Считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”

Отношение к любви

А) До встречи с Одинцовой


- О любви Павла Кирсанова к княгине Р.: «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец».

- «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».

- Об Анне Одинцовой: “Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр”.

Так оценивает Базаров прекрасный экземпляр “той же лягушки”

Б) Любовь к А.Одинцовой (любит горячо и страстно)

-  «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко бы сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, что он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».  – стр. 191

- Он признается ей  в любви: «Я люблю вас, глупо, безумно…».  – стр. 200

- Базаров отрицает религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Он утверждает необходимость революционных действий, критерий которых - польза для народа.

- Кому посвятил И.С.Тургенев своё произведение?

(В.Г.Белинскому,русскому революционному демократу, литературному критику, философу)

- "Отрицание - мой Бог, - пишет Белинский Боткину.
- В истории мои герои - разрушители старого - Лютер, Вольтер, энциклопедисты, террористы, Байрон ("Каин") и т.п. Рассудок для меня теперь выше разумности (разумеется - непосредственной), и потому мне отраднее кощунства Вольтера, чем признание авторитета религии, общества, кого бы то ни было…»

Учитель: В.Г.Белинский так же, как и Базаров, был сыном уездного лекаря и тоде прожил короткую жизнь.

II. Новая тема.

1. Беседа по 20,21 главам.

- Чтение сцены встречи родителей с Евгением (стр. 207)

(Т.показывает, с какой большой любовью родители Б.относятся к сыну)

Мать ласково называет его «Енюшкой», от волнения пошатнулась и, наверное, упала бы , если бы Б. не поддержал её.

Отец – старик глубоко дышал и щурился пуще прежнего, потому что, наверное, хотел остановить слёзы.

Вывод: Мы видим большую любовь родителей к сыну, чувствуем это благодаря мастерству Т., силе его слова.

Лаконичными, но предельно выразительными деталями внешнего поведения героев автор показывает их душевное состояние (например, деталь о чубуке, который прыгал между пальцами дрожащих рук отца)

- Что вы можете сказать об отце из прочитанных глав

- Бесплатно лечит крестьян, хотя уже отказывался от работы врача.  – стр. 214 глава 21

- Человек трудолюбивый – стр. 211 (2)

- Старается не отставать от времени – стр 210-(1)

А) старается пополнить свои знания – читает медицинские журналы

Б) Толкует об учёных и науках, которые Евгений отвергает, над которыми смеётся.

А отец это делает, чтобы показать свою образованность.

- Настроен прогрессивно: переводит своих мужиков на оброк, хотя это ему не выгодно: душ у него мало, всего 22.

- Он гостеприимный хозяин, с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле.

- Любит много говорить

Что скажете о матери?

 -Суеверна,

- Верит в Бога

- Боится лягушек

- Книг не читает

- Любит поесть, поспать, знает толк в хозяйстве

- в политике не разбирается

- Добрая и заботливая

Учитель:

- Любовь родителей к Базарову мы видим ещё из разговора отца с Аркадием – стр. 215-216,

- Как относится Базаров к своим родителям?

 

- Тоже любит (из разговора Б. с Аркадием) – стр. 217-218

- В первые моменты встречи с отцом с любовью вглядывается в него: «Эге-ге! Как он, однако, поседел, бедняга»,

Сядь лучше тут, на диван, да дай на себя посмотреть»

О матери: «Да, она у меня без хитрости»

Учитель:

- Если Б.любит своих родителей, тогда почему так быстро покидает их?

- Нет взаимной близости между ними, нет взаимопонимания

Стр. 209 (1)

Стр. 223

- Может, и любит своих родителей, но он себя считает нигилистом и поэтому не показывает своих чувств

Сцена отъезда Базарова. Родители огорчены – стр. 224 – 2) (гл. 21 ),

Стр. 225 1,2

Стр. 226 – гл. 22

Стр. 226 – начало 23 главы

III. Работа с эпиграфом

IV. Подведение итогов урока

V. Оценки

VI. Домашнее задание: Мини-сочинение "Базаров и его родители"


-

 

ЙТЕ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМ- ЕНТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- презентация. 1 урок по теме "Семья" 8 класс

Aim: to introduce the topic of family life through personal responses....

Урок по теме "Семья" по учебнику Биболетовой Н. З. в 10 классе

В конспекте изложен метериал о том, как: Развивить творческую активность детей;Разнообразить и внедрить новые методы работы при обучении английскому языку;Расширить и закрепить языков...

Обобщающий урок по теме "Семя" 6 класс

Урок направлен на формирование логического мышления, применение знаний в новой ситуации. Позволяет закрепить и углубить знания по теме....

Обобщающий урок по теме "Семья".2 класс.

Урок проводится в форме игры "Путешествие на корабле".Во время путешествия учащиеся посетят Остров Зверей,Пролив Бодрости,Залив Загадок,Бухту Находок.Ребята  в игровой форме  потренируются в...

Конспект урока по теме "Семья" в 5 классе по учебнику Биболетовой М.З. 5-6 класс

Обобщить знания лексики по теме «Моя семья»; развивать умения монологической, диалогической речи учащихся при выполнении упражнений, проектной деятельности; учить строить высказывания о своей се...

Английский язык 2 класс. Урок по теме "Семья и животные".

Систематизация знаний учащихся по данной теме. Развитие умения вести беседу, формирование логического мышления учащихся в процессе монологической речи. Урок-путешествие....

Презентация у уроку на тему "Образ Евгения Базарова"

Презентация у уроку по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети" - "Образ Евгения Базарова". Содержание: анализ образа Е. В. Базарова (портрет, происхождение, черты характера, отнешение к окружающим людям, вз...