7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Горшкова Валентина Ивановна

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и  природы.  «Молитва», «Ангел». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и  природы.  «Молитва», «Ангел».

Цель урока:      создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта,  дать возможность  глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте

Задачи обучающие: создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворения, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.

Развивающие задачи: создать условия для развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения.

Воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе.

                                               Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала.

1.     Вступительное слово учителя. 

Русский поэт и философ  Д.С. Мережковский пишет так о своем  отношении к Лермонтову: «Пушкин – дневное,  Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…». 

Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами  ощутили притягательную силу его творчества.  

М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души.

Воспоминания современников по-разному очерчивают его характер.

Многие друзья вспоминают Лермонтова  веселым и добрым, искренним, участливым и деликатным.

А другие говорят, что чаще всего он был грустен, задумчив, даже угрюм.

Были люди, которым он почему-то внушал нерасположение и был с ними насмешлив и зол.

 А для кого-то было неотразимым его обаяние. Даже внешность Лермонтова описывают по-разному.

2.  «Молитва»

У Лермонтова есть три стихотворения с названием «Молитва». Одно из них  (В минуту трудную..» написано в 1939 году.

- Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?

Молитва это обращение к Богу, общение с Ним.

Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним.

В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.

К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи

- Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?

Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли и пребывать в состоянии смирения и благоговения.

- Легко ли это? Посмотрим, читая стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…».)

- Стихотворение посвящено М.А. Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен в 1839-1840-х годах.

Современница поэта А.О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи.

- Каким настроением  проникнуто стихотворение?

Стихотворение наполнено настроением божественного откровения.

Оно светлое, исполнено воодушевлением, надеждой, светлым спокойствием,   гармония, исходит от каждого её слова.

- О чем пишет поэт?

Вероятно, поэта мучили какие-то сомнения, в сердце теснилась грусть.

Но чудная молитва вернула ему душевное  равновесие, очистила его.

 Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к богу слов («Созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту).

- В чем сила «Чудной молитвы»? Прочитайте 2-ю строфу:

Есть сила благодатная

В созвучьях слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

-  Объясните значение эпитета «благодатная».

благодатный – значит, исполненный Божественной благодати  

(само слово «благодать» церковное и обозначает Дары Духа Святого), т.е. воли и силы, полученных свыше..

А также «благодатный» означает приносящий благо, добро, счастье.

 В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру.

 И эта «сила благодатная» заключена в созвучье слов живых»

- Какие отметим художественные средства выразительности?

(Эпитеты, употребленные  с инверсией: «в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых».

В прямом порядке употреблены эпитеты  «непонятная, святая прелесть»

 

Ощущение песни создают повторы («И верится, и плачется, /И так легко, легко…»).

Учитель: Стихотворение положили на музыку более сорока  композиторов, среди них М.И. Глинка, А.Л. Гумилев, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский и многие другие

Послушайте романс Доргомыжского  (Исполняет Олег Погудин)

- Чем вам понравилось стихотворение?

(Стихотворение звучит очень просто, естественно, как обычная человеческая речь, строки короткие.

 Но что-то в нем завораживает, заставляет повторять его несколько раз.)

3.     Работа над стихотворением «Ангел».

- Стихотворение «Ангел» написано в 1831 году

Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»


              А литературовед  И.Л. Андроников поясняет
: «Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего «Ангела»

- Каким настроением  проникнуто стихотворение?

Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой  жизни.

- О чем рассказывает стихотворение?

Стихотворение рассказывает о том, как ангел нес  молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню..

Поэт противопоставляет молодую безгрешную душу миру печали и слез,  в котором  этой душе предстоит  жить. 

Душа томилась в земной жизни, она ощущала в себе звуки чудной песни, слова которой невозможно вспомнить:

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

III. Домашнее задание: Выучить одно из стихотворений наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино" с презентацией

Представлен конспект урока по литературе в 5 классе с презентацией...

Конспект урока по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино"

Конспект урока по литературе, 5 класс...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: "М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»".

Урок содержит ссылки на интерактивные ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока....

Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива. Разговор с поэтом.

Урок-исследование. Способствует раскрытию не только исследовательских навыков в работе учащихся, но и развитию творчества, ассоциативного и абстрактного мышления....

Урок литературы 8 класс (II вид) «Стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».

Урок предназначен для детей обучающихся в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей...

Человек и мир природы в литературе. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»

Полагаю, что без знания теории нельзя добиться полного понимания авторского замысла любого произведения. Именно поэтому после изучения теории я предлагаю учащимся такую работу с ХТ, которая наглядно д...

Урок развития речи по стихотворению М. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива.."

Словарная работа по стихотвоению М. Лермонтова   и его  анализ...