Рабочая программа по литературе к УМК В.Я. Коровиной. 7 класс
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Горохова Наталья Николаевна

 

Приложение

к общеобразовательной программе

МБОУ СШ № 1 им. М.М.Пришвина

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРА»

7 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты освоения основной образовательной программы ООО:

1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;

2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания - науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);

6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;

8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг и др.);

9) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) сформированность основ эстетического образования, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;

12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем;

13) сформированность основ экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;

14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни - любви, равноправия, заботы, ответственности - и их реализации в отношении членов своей семьи.

15)осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

16)понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

 

17)обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

 

18) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

 

Метапредметные:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

1)осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

2)восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

3)обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4)воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5)развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

6)овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

7) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

8) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления."

 

 

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе

 

·                   Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

·                   Устное народное творчество. Жанры фольклора. Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

·                   Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

·                   Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения,  адресат, читатель;  герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

·                   Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

·                   Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Художественная литература как искусство слова.

УНТ:предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Роль гиперболы  и литоты в былинах «Вольга и Микула Селянович»», «Садко».

Карело-финский эпос «Калевала», «Песнь о Роланде».

УНТ: Пословицы и поговорки.

Древнерусская литература. О «Повести временных лет».  «Из похвалы князю Ярославу и книгам», Из «Поучения « Владимира Мономаха»,«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Литературные роды. Оды М.В.Ломоносова  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всемирный престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года».

Поэзия Г.Р.Державина.  «Признание», «На птичку», «Река времен в своем стремленье», «Признание».

А.С.Пушкин.  «Я памятник воздвиг себе…», «Кавказ», «Поэту», « В начале жизни школу помню я…». Основы стихосложения.

Художественный образ в поэме «Медный всадник».

Стадии развития действия в произведении «Песнь о вещем Олеге».

Форма и содержание литературного произведения  «Борис Годунов».

О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина»: фабула рассказа

«Станционный смотритель».

Поэты пушкинской поры: А.А.Дельвиг, Н.М.Языков. Темы  стихотворений.

 М.Ю.Лермонтов.Тема и проблематика «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Изобразительно- выразительные средства в стихотворениях :«Молитва», «Ангел»,«Когда волнуется желтеющая нива…»

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Форма и содержание художественного произведения. Стадии развития действия в повести. Портрет, пейзаж лирические отступления в повести.

Фабула рассказа И.С.Тургенева  «Бирюк».

Стих и проза. Стихотворения И.С.Тургенева в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Н.А.Некрасов.  Язык художественного произведения в стихотворениях  «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда».

Тема и идея поэмы Н.А.Некрасова  «Русские женщины»

А.К.Толстой«Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Роль изобразительно - выразительных средств в балладах.

М.Е.Салтыков- Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов покормил», «Дикий помещик». Язык художественного произведения: ирония, юмор сатира.

Л.Н.Толстой.Главы из повести «Детство». Тема и проблематика произведения. Сюжет. Система образов персонажей. Автор- повествователь в повести.

Тема и проблематика рассказа  «Кавказский пленник».

А.П.Чехов. Ирония, юмор и сатира в рассказах «Хамелеон», «Злоумышленник», «Ванька».

Основы стихосложения  поэзииВ.А.Жуковского.  «Приход весны», «Невыразимое»

 Форма и содержание баллады «Светлана»

Идея стихотворений А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»; И.А.Бунина  «Родина».

И.А.Бунин.  Идея рассказа «Цифры».

М.Горький«Детство» (в сокращении). Стадии развития действия. Роль портрета в создании образов героев.

«Данко» (Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»). Конфликт произведения.

Л.Н. Андреев«Кусака». Точка зрения читателя.

 Стадии развития действия в рассказе А.П.Платонова «Юшка».

В.В.Маяковский«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом надача», «Хорошее отношение к лошадям». Основы стихосложения.

 Час Мужества:А.А.Ахматова «Мужество», А.Т.Твардовский «В тот день, когда окончилась война…», Е.М.Винокуров «Москвичи». Тема и идея стихотворений.

Ф.А.Абрамов«О чем плачут лошади». Проблематика рассказа.

Идея  рассказовЕ.И.Носова «Кукла», «Живое пламя»

Ю.П.Казаков «Тихое утро». Автор- повествователь в рассказе.

Д.С.Лихачев«Земля родная»(главы из книги). Точка зрения.

М.А.Шолохов «Судьба человека».Композиция произведения.

 Ирония, юмор и сатира в рассказах М.М.Зощенко «Беда», «Аристократка»

С.А.Есенин «Письмо к матери»,  «Топи да болота…».

А.А.Блок «После грозы», «Девушка пела в церковном хоре». Средства художественной изобразительности.

А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…»

М.И.Цветаева»Моим стихам, написанным так рано…». Язык  художественного произведения.

Н.С.Гумилев»Капитаны»

О.Э.Мандельштам «Звук осторожный и глухой». Язык  художественного произведения.

В.Я.Брюсов «Первый снег»

Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой». Средства художественной изобразительности.

Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…»

Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина»

 Б.Л.Пастернак «Никого не будет дома…», «Июль»,  «Снега потемнеют синие…»,«Июль- макушка лета…», «На дне моей жизни…» Язык  художественного произведения.

Песни на стихи русских поэтов 20 века:И.А.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге»,  А.Н.Вертинский «Доченьки». Тема и идея.

 Проблематика рассказа  А.И.Солженицына  «Матренин двор»

В.М.Шолохов «Чудик». Идея рассказа.

Тема рассказа В.Набокова  «Рождество».

Д. Сабитова «Где нет зимы». Форма и содержание литературного произведения.

Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…». Язык художественного произведения.

В.Шекспир Сонеты №66, 68. Язык художественного произведения.

Роберт Бернс»Честная бедность». Основы стихосложения.

Джоржд Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!». Язык художественного произведения.

Японские трехстишья (хокку): МацуоБасе.,КобаясиИсса. Язык художественного произведения.

О.Генри«Дары волхвов». Тема, проблематика и идея рассказа.

Рей Бредбери «Каникулы». Художественная деталь в рассказе.

А.К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса». Стадии  развития действия произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Введение. Художественная литература как искусство слова

1

Устное народное творчество

6

УНТ: предания «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – ведьмы», «Петр Первый».

1

УНТ: пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.

1

Былина «Вольга и Микула Селянович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа.

1

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.

1

Карело-финский эпос «Калевала».

1

«Песнь о Роланде» (фрагменты).

1

Древнерусская литература

2

Древнерусская литература. О «Повести временных лет».  «Из похвалы князю Ярославу и книгам», Из «Поучения « Владимира Мономаха».

 

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

1

Русская литература 18 века

2

Литературные роды. Оды М.В.Ломоносова  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всемирный престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года».

1

Поэзия Г.Р.Державина.  «Признание», «На птичку», «Река времен в своем стремленье», «Признание».

1

Русская литература 19 века

27

А.С.Пушкин. «Я памятник воздвиг себе…», «Кавказ», «Поэту», « В начале жизни школу помню я…». Основы стихосложения.

1

Художественный образ в поэме «Медный всадник».

1

Стадии развития действия в произведении «Песнь о вещем Олеге».

1

Форма и содержание литературного произведения «Борис Годунов».

1

О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина»: фабула повести  «Станционный смотритель».

1

Поэты пушкинской поры: А.А. Дельвиг, Н.М. Языков. Темы стихотворений.

1

М.Ю.Лермонтов. Тема и проблематика «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

2

Изобразительно- выразительные средства в стихотворения: «Молитва», «Ангел»,«Когда волнуется желтеющая нива…».

1

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Форма и содержание художественного произведения.

2

Стадии развития действия в повести.

2

Портрет, пейзаж и лирические отступления в повести.

1

Р/р.  Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

Фабула рассказа И.С.Тургенева  «Бирюк».

1

Стих и проза. Стихотворения И.С.Тургенева в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

1

Н.А.Некрасов.  Язык художественного произведения в стихотворениях  «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда».

1

Тема и идея поэмы Н.А.Некрасова  «Русские женщины»

1

А.К.Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Роль изобразительно - выразительных средств в балладах.

1

М.Е. Салтыков - Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов покормил», «Дикий помещик». Язык художественного произведения: ирония, юмор сатира.

1

Л.Н.Толстой. Главы из повести «Детство». Тема и проблематика произведения. Сюжет.

1

Система образов персонажей. Автор- повествователь в повести.

1

Тема и проблематика  в рассказе  «Кавказский пленник».

1

А.П.Чехов. Ирония, юмор и сатира в рассказах «Хамелеон», «Злоумышленник», «Ванька».

1

Основы стихосложения поэзии В.А. Жуковского. «Приход весны», «Невыразимое».

1

Форма и содержание баллады «Светлана».

1

Произведения русских писателей  начала 20 века

9

Идея стихотворений А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»

И.А.Бунина  «Родина».

1

И.А. Бунин.  Идея рассказа «Цифры».

 

1

М.Горький«Детство» (в сокращении). Стадии развития действия.  Роль портрета в создании образов героев.

 

2

«Данко» (Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»).  Конфликт произведения.

 

1

Р/Р Подготовка к сочинению по творчеству М. Горького.

1

Л.Н. Андреев «Кусака». Точка зрения читателя.

 

1

Стадии развития действия в рассказе А.П.Платонова «Юшка».

1

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом надача», «Хорошее отношение к лошадям». Основы стихосложения.

 

1

Произведения середины 20 века

16

А.А.Ахматова «Мужество».

А.Т.Твардовский «В тот день, когда окончилась война…»

Е.М.Винокуров «Москвичи». Тема и идея стихотворений.

 

1

Ф.А.Абрамов«О чем плачут лошади». Проблематика рассказа.

 

1

Идея рассказов Е.И.Носова «Кукла», «Живое пламя»

 

1

Ю.П.Казаков «Тихое утро». Автор- повествователь в рассказе.

 

1

Д.С.Лихачев «Земля родная»  (главы из книги).

1

Ирония, юмор, сатира в рассказах М.М.Зощенко  «Беда», «Аристократка»

 

1

С.А.Есенин «Письмо к матери»,  «Топи да болота…»

А.А.Блок «После грозы», «Девушка пела в церковном хоре». Средства художественной изобразительности.

 

1

А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…» М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…». Язык художественного произведения.

1

Н.С.Гумилев»Капитаны»

О.Э.Мандельштам «Звук осторожный и глухой». Язык художественного произведения.

1

В.Я.Брюсов «Первый снег»

Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой». Средства художественной изобразительности.

1

Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…»

Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина»

А.Т. Твардовский   «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…». Средства художественной изобразительности.

1

 

Песни на стихи русских поэтов 20 века: И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава». По Смоленской дороге», А.Н. Вертинский «Доченьки». Тема и идея.

1

В.М. Шолохов «Чудик». Идея рассказа.

 

1

Тема рассказа В.Набокова «Рождество».

 

1

Д.Сабитова «Где нет зимы». Форма и содержание литературного произведения.

 

1

Р/р.  Подготовка к сочинению по произведениям писателей 20 века.

1

Литература народов России

1

Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…» Язык художественного произведения.

 

1

Зарубежная литература

6

В.Шекспир Сонеты №66, 68 , Джоржд Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!». Язык художественного произведения.

1

Роберт Бернс «Честная бедность». Основы стихосложения.

 

1

Японские трехстишья (хокку).

1

О.Генри «Дары волхвов»Тема, проблематика, идея рассказа.

 

1

Рей Бредбери «Каникулы». Художественная деталь в рассказе.

 

1

А.К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса». Стадии развития действия.

 

1

ИТОГО:

          70

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-7fgos_2ch.docx45.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к общеобразовательной программе

МБОУ СШ № 1 им. М.М.Пришвина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРА»

7 класс

Личностные результаты освоения основной образовательной программы ООО:

1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;

2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания - науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);

6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;

8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг и др.);

9) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) сформированность основ эстетического образования, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;

12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем;

13) сформированность основ экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;

14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни - любви, равноправия, заботы, ответственности - и их реализации в отношении членов своей семьи.

15)осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  1. понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

17)обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

18) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

Метапредметные:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

1)осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

2)восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

3)обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4)воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5)развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

6)овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

7) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

8) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления."

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе

  • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
  • Устное народное творчество. Жанры фольклора. Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения,  адресат, читатель;  герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
  • Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

Содержание

Художественная литература как искусство слова.

УНТ:предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Роль гиперболы  и литоты в былинах «Вольга и Микула Селянович»», «Садко».

Карело-финский эпос «Калевала», «Песнь о Роланде».

УНТ: Пословицы и поговорки.

Древнерусская литература. О «Повести временных лет».  «Из похвалы князю Ярославу и книгам», Из «Поучения « Владимира Мономаха»,«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Литературные роды. Оды М.В.Ломоносова  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всемирный престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года».

Поэзия Г.Р.Державина.  «Признание», «На птичку», «Река времен в своем стремленье», «Признание».

А.С.Пушкин.  «Я памятник воздвиг себе…», «Кавказ», «Поэту», « В начале жизни школу помню я…». Основы стихосложения.

Художественный образ в поэме «Медный всадник».

Стадии развития действия в произведении «Песнь о вещем Олеге».

Форма и содержание литературного произведения  «Борис Годунов».

О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина»: фабула рассказа

«Станционный смотритель».

Поэты пушкинской поры: А.А.Дельвиг, Н.М.Языков. Темы  стихотворений.

 М.Ю.Лермонтов.Тема и проблематика «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Изобразительно- выразительные средства в стихотворениях :«Молитва», «Ангел»,«Когда волнуется желтеющая нива…»

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Форма и содержание художественного произведения. Стадии развития действия в повести. Портрет, пейзаж лирические отступления в повести.

Фабула рассказа И.С.Тургенева  «Бирюк».

Стих и проза. Стихотворения И.С.Тургенева в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Н.А.Некрасов.  Язык художественного произведения в стихотворениях  «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда».

Тема и идея поэмы Н.А.Некрасова  «Русские женщины»

А.К.Толстой«Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Роль изобразительно - выразительных средств в балладах.

М.Е.Салтыков- Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов покормил», «Дикий помещик». Язык художественного произведения: ирония, юмор сатира.

Л.Н.Толстой.Главы из повести «Детство». Тема и проблематика произведения. Сюжет. Система образов персонажей. Автор- повествователь в повести.

Тема и проблематика рассказа  «Кавказский пленник».

А.П.Чехов. Ирония, юмор и сатира в рассказах «Хамелеон», «Злоумышленник», «Ванька».

Основы стихосложения  поэзииВ.А.Жуковского.  «Приход весны», «Невыразимое»

 Форма и содержание баллады «Светлана»

Идея стихотворений А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»; И.А.Бунина  «Родина».

И.А.Бунин.  Идея рассказа «Цифры».

М.Горький«Детство» (в сокращении). Стадии развития действия. Роль портрета в создании образов героев.

«Данко» (Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»). Конфликт произведения.

Л.Н. Андреев«Кусака». Точка зрения читателя.

 Стадии развития действия в рассказе А.П.Платонова «Юшка».

В.В.Маяковский«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом надача», «Хорошее отношение к лошадям». Основы стихосложения.

 Час Мужества:А.А.Ахматова «Мужество», А.Т.Твардовский «В тот день, когда окончилась война…», Е.М.Винокуров «Москвичи». Тема и идея стихотворений.

Ф.А.Абрамов«О чем плачут лошади». Проблематика рассказа.

Идея  рассказовЕ.И.Носова «Кукла», «Живое пламя»

Ю.П.Казаков «Тихое утро». Автор- повествователь в рассказе.

Д.С.Лихачев«Земля родная»(главы из книги). Точка зрения.

М.А.Шолохов «Судьба человека».Композиция произведения.

 Ирония, юмор и сатира в рассказах М.М.Зощенко «Беда», «Аристократка»

С.А.Есенин «Письмо к матери»,  «Топи да болота…».

А.А.Блок «После грозы», «Девушка пела в церковном хоре». Средства художественной изобразительности.

А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…»

М.И.Цветаева»Моим стихам, написанным так рано…». Язык  художественного произведения.

Н.С.Гумилев»Капитаны»

О.Э.Мандельштам «Звук осторожный и глухой». Язык  художественного произведения.

В.Я.Брюсов «Первый снег»

Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой». Средства художественной изобразительности.

Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…»

Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина»

 Б.Л.Пастернак «Никого не будет дома…», «Июль»,  «Снега потемнеют синие…»,«Июль- макушка лета…», «На дне моей жизни…» Язык  художественного произведения.

Песни на стихи русских поэтов 20 века:И.А.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге»,  А.Н.Вертинский «Доченьки». Тема и идея.

 Проблематика рассказа  А.И.Солженицына  «Матренин двор»

В.М.Шолохов «Чудик». Идея рассказа.

Тема рассказа В.Набокова  «Рождество».

Д. Сабитова «Где нет зимы». Форма и содержание литературного произведения.

Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…». Язык художественного произведения.

В.Шекспир Сонеты №66, 68. Язык художественного произведения.

Роберт Бернс»Честная бедность». Основы стихосложения.

Джоржд Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!». Язык художественного произведения.

Японские трехстишья (хокку): МацуоБасе.,КобаясиИсса. Язык художественного произведения.

О.Генри«Дары волхвов». Тема, проблематика и идея рассказа.

Рей Бредбери «Каникулы». Художественная деталь в рассказе.

А.К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса». Стадии  развития действия произведения.

Тематическое планирование

Введение. Художественная литература как искусство слова

1

Устное народное творчество

6

УНТ: предания «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – ведьмы», «Петр Первый».

1

УНТ: пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.

1

Былина «Вольга и Микула Селянович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа.

1

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.

1

Карело-финский эпос «Калевала».

1

«Песнь о Роланде» (фрагменты).

1

Древнерусская литература

2

Древнерусская литература. О «Повести временных лет».  «Из похвалы князю Ярославу и книгам», Из «Поучения « Владимира Мономаха».

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

1

Русская литература 18 века

2

Литературные роды. Оды М.В.Ломоносова  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всемирный престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года».

1

Поэзия Г.Р.Державина.  «Признание», «На птичку», «Река времен в своем стремленье», «Признание».

1

Русская литература 19 века

27

А.С.Пушкин. «Я памятник воздвиг себе…», «Кавказ», «Поэту», « В начале жизни школу помню я…». Основы стихосложения.

1

Художественный образ в поэме «Медный всадник».

1

Стадии развития действия в произведении «Песнь о вещем Олеге».

1

Форма и содержание литературного произведения «Борис Годунов».

1

О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина»: фабула повести  «Станционный смотритель».

1

Поэты пушкинской поры: А.А. Дельвиг, Н.М. Языков. Темы стихотворений.

1

М.Ю.Лермонтов. Тема и проблематика «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

2

Изобразительно- выразительные средства в стихотворения: «Молитва», «Ангел»,«Когда волнуется желтеющая нива…».

1

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Форма и содержание художественного произведения.

2

Стадии развития действия в повести.

2

Портрет, пейзаж и лирические отступления в повести.

1

Р/р.  Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

Фабула рассказа И.С.Тургенева  «Бирюк».

1

Стих и проза. Стихотворения И.С.Тургенева в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

1

Н.А.Некрасов.  Язык художественного произведения в стихотворениях  «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда».

1

Тема и идея поэмы Н.А.Некрасова  «Русские женщины»

1

А.К.Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Роль изобразительно - выразительных средств в балладах.

1

М.Е. Салтыков - Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов покормил», «Дикий помещик». Язык художественного произведения: ирония, юмор сатира.

1

Л.Н.Толстой. Главы из повести «Детство». Тема и проблематика произведения. Сюжет.

1

Система образов персонажей. Автор- повествователь в повести.

1

Тема и проблематика  в рассказе  «Кавказский пленник».

1

А.П.Чехов. Ирония, юмор и сатира в рассказах «Хамелеон», «Злоумышленник», «Ванька».

1

Основы стихосложения поэзии В.А. Жуковского. «Приход весны», «Невыразимое».

1

Форма и содержание баллады «Светлана».

1

Произведения русских писателей  начала 20 века

9

Идея стихотворений А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»

И.А.Бунина  «Родина».

1

И.А. Бунин.  Идея рассказа «Цифры».

1

М.Горький«Детство» (в сокращении). Стадии развития действия.  Роль портрета в создании образов героев.

2

«Данко» (Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»).  Конфликт произведения.

1

Р/Р Подготовка к сочинению по творчеству М. Горького.

1

Л.Н. Андреев «Кусака». Точка зрения читателя.

1

Стадии развития действия в рассказе А.П.Платонова «Юшка».

1

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом надача», «Хорошее отношение к лошадям». Основы стихосложения.

1

Произведения середины 20 века

16

А.А.Ахматова «Мужество».

А.Т.Твардовский «В тот день, когда окончилась война…»

Е.М.Винокуров «Москвичи». Тема и идея стихотворений.

1

Ф.А.Абрамов«О чем плачут лошади». Проблематика рассказа.

1

Идея рассказов Е.И.Носова «Кукла», «Живое пламя»

1

Ю.П.Казаков «Тихое утро». Автор- повествователь в рассказе.

1

Д.С.Лихачев «Земля родная»  (главы из книги).

1

Ирония, юмор, сатира в рассказах М.М.Зощенко  «Беда», «Аристократка»

1

С.А.Есенин «Письмо к матери»,  «Топи да болота…»

А.А.Блок «После грозы», «Девушка пела в церковном хоре». Средства художественной изобразительности.

1

А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…» М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…». Язык художественного произведения.

1

Н.С.Гумилев»Капитаны»

О.Э.Мандельштам «Звук осторожный и глухой». Язык художественного произведения.

1

В.Я.Брюсов «Первый снег»

Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой». Средства художественной изобразительности.

1

Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…»

Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина»

А.Т. Твардовский   «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…». Средства художественной изобразительности.

1

Песни на стихи русских поэтов 20 века: И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава». По Смоленской дороге», А.Н. Вертинский «Доченьки». Тема и идея.

1

В.М. Шолохов «Чудик». Идея рассказа.

1

Тема рассказа В.Набокова «Рождество».

1

Д.Сабитова «Где нет зимы». Форма и содержание литературного произведения.

1

Р/р.  Подготовка к сочинению по произведениям писателей 20 века.

1

Литература народов России

1

Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…» Язык художественного произведения.

1

Зарубежная литература

6

В.Шекспир Сонеты №66, 68 , Джоржд Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!». Язык художественного произведения.

1

Роберт Бернс «Честная бедность». Основы стихосложения.

1

Японские трехстишья (хокку).

1

О.Генри «Дары волхвов»Тема, проблематика, идея рассказа.

1

Рей Бредбери «Каникулы». Художественная деталь в рассказе.

1

А.К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса». Стадии развития действия.

1

ИТОГО:

          70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной

Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и  рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часо...

Рабочая программа по литературе для 7 класса Коровина.

Рабочая программа по литературе на основе учебника Коровиной для 7 класса разработана на 70 часов....

Рабочая программа по литературе, УМК В.Я.Коровиной

Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы,  авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев.  В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального  компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы и авторской программы по литературе дл...

рабочая программа по литературе в 5 классе. Коровина

Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 5 класс...

рабочая программа по литературе 8 кл. умк Коровиной

рабочая программа по литературе 8 кл....