Учебно-методические материалы для организации итогового урока по "Слову о полку Игореве"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Бунгова Ольга Вячеславовна

Урок можно проводить в виде групповой работы. Каждая группа получает индивидуальное задание, выполняет его, работая с текстом. Результат работы можно представить в виде защиты каждой группы или в письменном виде оценивает учитель. Учитывается полнота собранных материалов, глубина осмысления. Особое внимание стоит уделить выводу, который должен представлять из себя связное высказывание объемом не менее 5-8 предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_po_slovu_o_polku_igoreve.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Группа 1.

Художественные особенности «Слова о полку Игореве»

Докажите, что автор «Слова» владеет художественными приемами выразительности и мастерски их использует в своем тексте.

Составьте таблицу выразительных средств «Слова», выписав как можно больше примеров.

Сделайте вывод, как данные приемы помогают автору передать его идеи и чувства.

ТРОПЫ

эпитет (образное определение),

сравнение (сопоставление одного явления или понятия с другим),

метафора (переносное значение на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку),

олицетворение (перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия),

перифраз (описательное выражение, которое употребляется вместо какого-то слова или словосочетания), например: «Град Петров» вместо Петербург.

гипербола (преувеличение),

литота (преуменьшение)

стилистические ПРИЁМЫ:

риторический вопрос (выражение утверждения в вопросительной форме),

риторическое восклицание (выражение утверждения в восклицательной форме),

риторическое обращение (служит не столько для называния адресата, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте),

анафора (единоначатие)

синтаксический параллелизм (сходное построение предложений),

инверсия (обратный порядок слов в предложении),

градация (расположение слов, предложений в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака),

антитеза (противопоставление понятий, положений, образов),

оксюморон (соединение несовместимых понятий, как правило, противоречащих друг другу: горькая радость, шумит тишина),

умолчание (автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль) 

Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) – это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Группа 2.

Образ автора в «Слове о полку Игореве»

 « Облик автора «Слова» обозначился в науке уже сто лет тому назад: знатный дружинник, боярин, близкий к княжеским кругам, он образован, знает военное дело и, безусловно, очень талантлив как поэт. От многих современников его отличают широкий кругозор и умение взглянуть на события как бы с большой высоты, его излюбленный символ – сокол, взлетающий высоко над землей». (Б.А.Рыбаков)

Докажите, что автор «Слова» - образованный и просвещенный человек своего времени.

Выпишите как можно больше примеров из текста, где мы видим широкую эрудицию автора, его обширные знания. Например: воинское дело, география, история.

Сделайте вывод о личности автора.

Группа 3.

Природа в «Слове о полку Игореве»

Докажите, что природа в «Слове» не просто пейзаж.

1.Выпишите примеры из текста с изображением природы.

2. Какой основной прием (выразительное средство) использует автор в изображении природы?

3. Сделайте вывод об особенностях пейзажа. Можно ли считать природу в «Слове» самостоятельным действующим лицом? Аргументируйте.

Группа 4. 

Тема Родины в «Слове о полку Игореве»

«Понятие Родины – Русской земли – объединяет для автора ее историю, города, реки и всю природу. Чем шире охватывает автор русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы, принимают участие в судьбе Русской земли даже стены городов, унывающие при поражении русского войска» (Д.С.Лихачев)

Перечислите, что автор «Слова» включает в понятие Родины? Для чего необходим такой широкий охват  Русской земли?

Волнует ли автора судьба Родины? Выпишите из текста «Слова о полку Игореве» строки, подтверждающие ваш ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ. IX КЛАСС

В статье представлен один из эффективных приёмов прочте­ния «Слова о полку Игореве» на заключительном этапе его изучения в IX классе. Выполняя роль «зрительной опоры» образному воображению уча­щихся, ...

Учебно-методические материалы для организации итогового урока по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"

Работа на уроке проходит в творческих группах или в формате веб-квеста. Каждая группа получает собственное задание, предполагающее работу с текстом, анализ собранных материалов, формулировку вывода ил...

Презентация к вводному уроку "Слово о полку Игореве"

в презентацию включены отрывки из текста...

Дистанционный урок "Слово о полку Игореве"

презентация к уроку "Слово о полку Игореве"...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...