Рабочая программа по литературе к УМК В.Я. Коровиной. 8 класс
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Горохова Наталья Николаевна

Приложение

к общеобразовательной программе

МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «ЛИТЕРАТУРА»

8 класс

 

 

I.                  Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути  А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ

ПОНЯТИЯ

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Фольклор. Жанры фольклора.

− Литературные роды и жанры.

− Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

− Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое

отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художествен-

ном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

II. Содержание программы

 

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА

Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

 

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

    Выражение в фольклоре национальных черт характера.

Русские народные песни. Исторические песни. Частушки. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Древнерусская литература

Религиозный характер древнерусской литературы. 

“Житие Сергия Радонежского”.

Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

Литература европейского Возрождения

М. Сервантес. Слово о писателе. Мастерство Сервантеса-романиста. Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ

У. Шекспир. Слово о писателе.

Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

Сонеты: №66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); №130 («Ее глаза на звезды не похожи…»). Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

 

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы «человек и природа».

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм.

Д.И. Фонвизин.

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль».

Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

Театр европейского классицизма. Ж.-Б. Мольер.

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

 

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

И.А. Крылов.

Слово о баснописце.

Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо, критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

К.Ф. Рылеев.

 Слово о поэте.

Дума «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Характерные особенности жанра.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа песни о Ермаке.

А.С. Пушкин.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).

Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.

Роман «Капитанская дочка».

Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей.  Тема «русского бунта» и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и «справедливости». Роль эпиграфов.

Повесть «Пиковая дама».

Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.

Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе. Э.А. По. Слово о писателе.

Новелла «Падение дома Ашеров».

 Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.

М.Ю. Лермонтов.

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Мцыри».

«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме.  Трагическое противостояние человека и обстоятельств.  Тема природы.  Особенности композиции и смысл финала.

Н.В. Гоголь.

Слово о писателе.

Комедия «Ревизор».

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.

Повесть «Шинель».

 «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

А.Н. Островский. 

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Снегурочка». Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.

Ф.И. Тютчев.

 Слово о поэте.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…», «Предопределение», «Фонтан».

 Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.

А.А. Фет.

Слово о поэте.

Стихотворения:  «Я тебе ничего не скажу…». «Культ мгновения» в лирике Фета.

Радость слияния человеческой души с миром природы.

А.К. Толстой.

Слово о писателе.

Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала, случайно…».

Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого. Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого.

Н. С. Лесков.

Слово о писателе.

Рассказ «Старый гений». Нравственные   проблемы   рассказа «Старый гений».  Художественная деталь как средство создания художественного образа.

Л.Н. Толстой.

Слово о писателе.

Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

А. П. Чехов.

Слово о писателе.

Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

И. А. Бунин.

Слово о писателе.

Рассказ «Танька». Нравственный смысл произведения.

Рассказ «Кавказ». Художественное мастерство И. А. Бунина-прозаика.

А. И. Куприн.

Слово о писателе.

Рассказ «Гамбринус». Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.

Рассказ «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье.

М. Горький.

Слово о писателе.

«Песня о Соколе». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни.  Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

А.А. Блок.

Слово о поэте.

Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…».

Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.

В.В. Маяковский.

Слово о поэте.

 Стихотворение «О дряни».

Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.

А.А. Ахматова.

Слово о поэте.

 Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.

Б.Л. Пастернак.

Слово о поэте.

Стихотворения: «Июль», «Никого не будет в доме…».

Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

С. А. Есенин.

Слово о поэте.

Поэма «Пугачев».  Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

И.С. Шмелёв.

Слово о писателе.

Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

А.Т. Твардовский.

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок».

История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце».

Литература народов России

М. Карим

Слово о писателе.

Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие».  Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости. Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. 

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник».

М. М.    Зощенко».

 Слово о писателе.

Сатира и юмор в рассказах Зощенко.

 «История болезни. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру.

Рассказ  «Жертва революции». Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

М. А. Осоргин.

Слово о писателе.  

Рассказ «Пенсне». Сочетание    реальности    и фантастики в рассказе «Пенсне».

Н.А. Заболоцкий.

 Слово о писателе.

Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…».

Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого.

В.М. Шукшин.

Слово о писателе.

Рассказы: «Срезал», «Чудик».

Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

Б.Ш. Окуджава.

Слово о поэте.

Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс».

 Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры.

В.С. Высоцкий.

 Слово о поэте.

 Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю».

Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.

 

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

 

 

В. П. Астафьев.

Слово о писателе.

 Рассказ  «Фотография,  на которой меня нет». Отражение военного   времени   в рассказе.

Русские поэты XX века о родине, родной  природе и о себе.

Поэты Русского зарубежья  об оставленной ими Родине.

В. Скотт.

 Слово о писателе.

«Айвенго» как исторический роман. Главные герои и события.  

 

image

 

Выделен курсивом  в тексте материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Тематическое планирование

 

Тема

Кол-во часов

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА

Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

1

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

 

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Русские народные песни. Исторические песни. Частушки.

1

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Религиозный характер древнерусской литературы. 

1

“Житие Сергия Радонежского”. Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".

1

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

1

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

1

Литература европейского Возрождения

 

М. Сервантес. Слово о писателе. Мастерство Сервантеса-романиста.

1

Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.

1

У. Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы.

1

Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы.

1

Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

1

Сонеты: №66  («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); №130 («Ее глаза на звезды не похожи…»). Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

1

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы «человек и природа».

1

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

1

Развенчание нравов  Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников.

1

Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе.

1

Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

1

Урок-практикум «Традиции и новаторство комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”»

1

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1

Театр европейского классицизма. Ж.- Б. Мольер. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драматургии.

1

«Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

2

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

 

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

1

И.А. Крылов. Слово о   баснописце.   Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо, критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

 

1

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Характерные особенности жанра.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа песни о Ермаке.

1

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Туча»,  «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).

1

Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.

1

Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла.

1

Исторические события и судьбы частных людей. 

1

Тема «русского бунта» и образ Пугачева.

1

Гринев и Швабрин.

1

Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала.

1

Тема милости и «справедливости». Роль эпиграфов.

1

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

Повесть «Пиковая дама». Нравственно-философская проблематика произведения.

1

Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Особенности использования фантастического.

1

Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе

 

Э.А. По. Слово о писателе. Новелла «Падение дома Ашеров». Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.

1

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Мцыри».

1

«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. 

1

Особенности композиции и смысл финала.

1

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор».

1

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии.

1

Образ города и тема чиновничества.

1

Хлестаков и хлестаковщина.

1

Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.

1

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии  Н.В. Гоголя «Ревизор».

1

Повесть «Шинель». «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность.

1

Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

1

А.Н. Островский.  Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Снегурочка». Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка».

1

Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.

1

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…». Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева.

1

 «Предопределение», «Фонтан». Размышления Тютчева о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.

1

Р/р. Анализ лирического стихотворения.

1

А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…». «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

1

А.К. Толстой. Слово о писателе. Роман «Князь Серебряный». Историческая тематика в творчестве Толстого.

2

Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого.

1

М.  Е.  Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.  Средства создания комического   в   произведении.

1

Р/р. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

1

Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений». Нравственные   проблемы   рассказа «Старый гений».  Художественная деталь как средство создания художественного образа.

1

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции.

1

Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости.

1

Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

1

Р/р. Сочинение – рассуждение  по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».

1

Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого.

1

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

1

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

1

И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Танька». Нравственный смысл произведения.

1

Рассказ «Кавказ». Художественное мастерство И. А. Бунина-прозаика.

1

А. И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Гамбринус». Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе.

1

Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.

1

А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье.

1

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.

1

М. Горький. Слово о писателе. «Песня о Соколе». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни.  Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

2

А.А. Блок. Слово о поэте. Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, весна без конца и без краю…». Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.

1

В.В. Маяковский. Слово о поэте. Стихотворение  «О дряни». Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.

1

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.

1

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэма «Пугачев».  Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

1

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре,       произведениях  А. С. Пушкина и С. А. Есенина.

1

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

1

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы, ее читательская судьба.

1

Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок». Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина.

1

Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце».

1

Литература народов России

 

М. Карим.  Слово о писателе. Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие». Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости. Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.

1

Писатели улыбаются

 

Журнал «Сатирикон».  «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.  Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник».

1

М. М.    Зощенко». Слово о писателе. Сатира и юмор в рассказах Зощенко. «История болезни. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру.

1

Рассказ  «Жертва революции». Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

1

М. А. Осоргин. Слово о писателе.   Сочетание    реальности  

и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

Н.А. Заболоцкий.  Слово о писателе. Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…». Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого.

1

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы: «Срезал», «Чудик».

1

Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

1

Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс». Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры.

1

В.С. Высоцкий. Слово о поэте. Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.

1

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

1

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ  «Фотография,  на которой меня нет». Отражение военного   времени   в рассказе.

2

Р/р.  Классное сочинение - размышление «Великая Отечественная война в литературе ХХ века»

1

Русские поэты XX века о родине, родной  природе и о себе.

1

Поэты Русского зарубежья  об оставленной ими Родине.

1

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Главные герои и события.  

1

Итого:

102

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

к общеобразовательной программе

МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «ЛИТЕРАТУРА»

8 класс


  1. Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути  А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ

ПОНЯТИЯ

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Фольклор. Жанры фольклора.

− Литературные роды и жанры.

− Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

− Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое

отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художествен-

ном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

II. Содержание программы

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА

Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

        Выражение в фольклоре национальных черт характера.

Русские народные песни. Исторические песни. Частушки. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Древнерусская литература

Религиозный характер древнерусской литературы.  

“Житие Сергия Радонежского”.

Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

Литература европейского Возрождения

М. Сервантес. Слово о писателе. Мастерство Сервантеса-романиста. Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ

У. Шекспир. Слово о писателе.

Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

Сонеты: №66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); №130 («Ее глаза на звезды не похожи…»). Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы «человек и природа».

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм.

Д.И. Фонвизин. 

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль». 

Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

Театр европейского классицизма. Ж.-Б. Мольер. 

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

И.А. Крылов.

Слово о баснописце.

Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». 

Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо, критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

К.Ф. Рылеев.

 Слово о поэте.

Дума «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Характерные особенности жанра.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа песни о Ермаке.

А.С. Пушкин. 

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). 

Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.

Роман «Капитанская дочка». 

Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей.  Тема «русского бунта» и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и «справедливости». Роль эпиграфов.

Повесть «Пиковая дама». 

Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.

Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе. Э.А. По. Слово о писателе.

Новелла «Падение дома Ашеров».

 Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.

М.Ю. Лермонтов.

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Мцыри».

«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме.  Трагическое противостояние человека и обстоятельств.  Тема природы.  Особенности композиции и смысл финала.

Н.В. Гоголь.

Слово о писателе.

Комедия «Ревизор».

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.

Повесть «Шинель».

 «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

А.Н. Островский.  

Жизнь и творчество (обзор). 

Пьеса «Снегурочка». Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.

Ф.И. Тютчев.

 Слово о поэте.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…», «Предопределение», «Фонтан».

 Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.

А.А. Фет. 

Слово о поэте.

Стихотворения:  «Я тебе ничего не скажу…». «Культ мгновения» в лирике Фета.

Радость слияния человеческой души с миром природы.

А.К. Толстой. 

Слово о писателе.

Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала, случайно…».

Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого. Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого.

Н. С. Лесков.

Слово о писателе.

Рассказ «Старый гений». Нравственные   проблемы   рассказа «Старый гений».  Художественная деталь как средство создания художественного образа.

Л.Н. Толстой.

Слово о писателе.

Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров. 

А. П. Чехов.

Слово о писателе.

Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

И. А. Бунин.

Слово о писателе.

Рассказ «Танька». Нравственный смысл произведения.

Рассказ «Кавказ». Художественное мастерство И. А. Бунина-прозаика.

А. И. Куприн. 

Слово о писателе.

Рассказ «Гамбринус». Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.

Рассказ «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье.

М. Горький.

Слово о писателе.

«Песня о Соколе». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни.  Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

А.А. Блок. 

Слово о поэте.

Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…».

Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.

В.В. Маяковский. 

Слово о поэте.

 Стихотворение «О дряни».

Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.

А.А. Ахматова. 

Слово о поэте.

 Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.

Б.Л. Пастернак.

Слово о поэте.

Стихотворения: «Июль», «Никого не будет в доме…».

Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

С. А. Есенин.

Слово о поэте.

Поэма «Пугачев».  Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

И.С. Шмелёв.

Слово о писателе.

Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

А.Т. Твардовский. 

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок».

История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце».

Литература народов России

М. Карим

Слово о писателе.

Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие».  Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости. Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.  

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник».

М. М.    Зощенко».

 Слово о писателе.

Сатира и юмор в рассказах Зощенко.

 «История болезни. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру.

Рассказ  «Жертва революции». Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

М. А. Осоргин.

Слово о писателе.  

Рассказ «Пенсне». Сочетание    реальности    и фантастики в рассказе «Пенсне».

Н.А. Заболоцкий.

 Слово о писателе.

Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…».

Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого.

В.М. Шукшин.

Слово о писателе.

Рассказы: «Срезал», «Чудик».

Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

Б.Ш. Окуджава. 

Слово о поэте.

Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс».

 Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры.

В.С. Высоцкий.

 Слово о поэте.

 Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю».

Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 

В. П. Астафьев.

Слово о писателе.

 Рассказ  «Фотография,  на которой меня нет». Отражение военного   времени   в рассказе.

Русские поэты XX века о родине, родной  природе и о себе.

Поэты Русского зарубежья  об оставленной ими Родине.

В. Скотт.

 Слово о писателе.

«Айвенго» как исторический роман. Главные герои и события.  

Выделен курсивом  в тексте материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки обучающихся.

III. Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА

Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

1

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Русские народные песни. Исторические песни. Частушки.

1

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Религиозный характер древнерусской литературы.  

1

“Житие Сергия Радонежского”. Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".

1

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». 

1

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

1

Литература европейского Возрождения

М. Сервантес. Слово о писателе. Мастерство Сервантеса-романиста.

1

Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.

1

У. Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы.

1

Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы.

1

Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

1

Сонеты: №66  («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); №130 («Ее глаза на звезды не похожи…»). Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

1

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы «человек и природа».

1

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

1

Развенчание нравов  Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников.

1

Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе.

1

Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

1

Урок-практикум «Традиции и новаторство комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”»

1

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1

Театр европейского классицизма. Ж.- Б. Мольер. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драматургии.

1

«Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

2

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

1

И.А. Крылов. Слово о   баснописце.   Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо, критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

1

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Характерные особенности жанра.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа песни о Ермаке. 

1

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Туча»,  «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). 

1

Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.

1

Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла.

1

Исторические события и судьбы частных людей.  

1

Тема «русского бунта» и образ Пугачева.

1

Гринев и Швабрин.

1

Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала.

1

Тема милости и «справедливости». Роль эпиграфов.

1

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

Повесть «Пиковая дама». Нравственно-философская проблематика произведения.

1

Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Особенности использования фантастического.

1

Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе

Э.А. По. Слово о писателе. Новелла «Падение дома Ашеров». Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.

1

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Мцыри».

1

«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме.  

1

Особенности композиции и смысл финала.

1

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор». 

1

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии.

1

Образ города и тема чиновничества.

1

Хлестаков и хлестаковщина.

1

Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.

1

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии  Н.В. Гоголя «Ревизор».

1

Повесть «Шинель». «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность.

1

Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

1

А.Н. Островский.  Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Снегурочка». Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка».

1

Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.

1

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…». Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева.

1

 «Предопределение», «Фонтан». Размышления Тютчева о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.

1

Р/р. Анализ лирического стихотворения.

1

А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…». «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

1

А.К. Толстой. Слово о писателе. Роман «Князь Серебряный». Историческая тематика в творчестве Толстого.

2

Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого.

1

М.  Е.  Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.  Средства создания комического   в   произведении. 

1

Р/р. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

1

Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений». Нравственные   проблемы   рассказа «Старый гений».  Художественная деталь как средство создания художественного образа.

1

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции.

1

Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости.

1

Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

1

Р/р. Сочинение – рассуждение  по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».

1

Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого.

1

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

1

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

1

И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Танька». Нравственный смысл произведения.

1

Рассказ «Кавказ». Художественное мастерство И. А. Бунина-прозаика.

1

А. И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Гамбринус». Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе.

1

Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.

1

А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье.

1

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.

1

М. Горький. Слово о писателе. «Песня о Соколе». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни.  Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

2

А.А. Блок. Слово о поэте. Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, весна без конца и без краю…». Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.

1

В.В. Маяковский. Слово о поэте. Стихотворение  «О дряни». Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.

1

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.

1

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэма «Пугачев».  Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

1

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре,       произведениях  А. С. Пушкина и С. А. Есенина.

1

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

1

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы, ее читательская судьба.

1

Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок». Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина.

1

Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце».

1

Литература народов России

М. Карим.  Слово о писателе. Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие». Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости. Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.

1

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон».  «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.  Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник».

1

М. М.    Зощенко». Слово о писателе. Сатира и юмор в рассказах Зощенко. «История болезни. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру.

1

Рассказ  «Жертва революции». Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

1

М. А. Осоргин. Слово о писателе.   Сочетание    реальности  

и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

Н.А. Заболоцкий.  Слово о писателе. Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…». Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого.

1

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы: «Срезал», «Чудик».

1

Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

1

Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс». Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры.

1

В.С. Высоцкий. Слово о поэте. Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.

1

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 

1

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ  «Фотография,  на которой меня нет». Отражение военного   времени   в рассказе.

2

Р/р.  Классное сочинение - размышление «Великая Отечественная война в литературе ХХ века»

1

Русские поэты XX века о родине, родной  природе и о себе. 

1

Поэты Русского зарубежья  об оставленной ими Родине.

1

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Главные герои и события.  

1

Итого:

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной

Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и  рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часо...

Рабочая программа по литературе для 7 класса Коровина.

Рабочая программа по литературе на основе учебника Коровиной для 7 класса разработана на 70 часов....

Рабочая программа по литературе, УМК В.Я.Коровиной

Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы,  авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев.  В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального  компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы и авторской программы по литературе дл...

рабочая программа по литературе в 5 классе. Коровина

Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 5 класс...

рабочая программа по литературе 8 кл. умк Коровиной

рабочая программа по литературе 8 кл....