Урок по творчеству К.Ф.Рылеева "Любовью к Родине дыша..."
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Кок-Кат Саида Ооржаковна

Внеклассное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по творчеству К.Ф.Рылеева18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Любовью  к Родине  дыша…»

/урок  по  творчеству   К.Ф.Рылеева/

 Цель: познакомить учащихся  с жизнью, с творчеством  и  политическими  взглядами  

           Рылеева, с его  стихотворениями;

                развивать навыки  выразительного  чтения, обогатить  словарный  запас;

                воспитывать любовь  к  Родине, к  народу; формировать такие  качества, как

           справедливость, честность.

Наглядность:  1.Портрет   К.Ф.Рылеева

                           2. Плакаты на доске

                               1. Славна кончина  за  народ!                   2. Известно мне: погибель ждет  

                                   Певцы, герою в  воздаянье,                      Того, кто первый  восстает

                                   Из века  в  век, из  рода  в  род                 На утеснителей  народа, -

                                   Передадут его  деянье.                             Судьба меня уж обрекла,

                                                            К.Рылеев.                           Но где, скажи, когда была

                                                                                                        Без жертв искуплена свобода?

                                                                                                                             //из поэмы «Наливайко» К.Рылеева/

                         2. Павел  Пестель

                             Кондратий  Рылеев

                             Сергей  Муравьев-Апостол

        Михаил Бестужев-Рюмин

        Петр  Каховский

                         3. 1795 г.  родился  в  с.Батово  Петербургской губернии

                             1814 г. – окончил Кадетский корпус

                             1821 г. – заседатель в  Петербургской уголовной палате

                             с 1823 г. издает альманах «Полярная  звезда»

                             1825 г. – глава  Северного  общества декабристов

I. Постановка  цели  урока. Словарная  работа.

       альманах – журнал, выходящий без  строго определенной периодичностью

       дума – поэтический жанр  русской литературы, не  получивший большого  развития;

                    размышления поэта на философско-социальные  и  политические  темы.

II. Краткий  очерк  жизни  и  творчества  К.Ф.Рылеева.

     1. Выступления учащегося: Кондратий Федорович Рылеев происходил  из  небогатой дворянской семьи. Раннее  детство  прошло  под Петербургом, в усадьбе Батово. По дворянской  традиции Рылеев  был отдан в Кадетский корпус, которого  окончил в 1814 году. В самом конце  войны с Наполеоном. Участвовал в  последних сражениях, видел  солдат, их страдания и славу. Он  вернулся  в  Петербург с желанием  переделать жизнь так, чтобы простому  народу, народу-победителю жилось легче.

     А сейчас заглянем  в  квартиру  Рылеева  у Синего  моста  в  доме  Российско-Американской компании.

      2. Инсценировка  встречи  слуги  Рылеевых    и  крестьянина  «Встреча  Никиты, старого  слуги Рылеевых, и  Савелия, крестьянина, приехавшего в  Петербург на заработки и  ищущего правды в  суде».

    Савелий:  Хороший у вас, Никита Мартынович, барин. Добрый, простой. А имя у него не господское – крестьянское. А что ваш барин в отставку ушел? Или на войну идти не хотел: страшно, поди, на войне-то?

    Никита: Это кому страшно, Кондратию  Федоровичу? Барин мой на войне бывал и с самим французским императором Наполеоном  воевал. Когда в 1812  году французы на нас напали  и Москву  сожгли, Кондратий Федорович в  кадетском корпусе на офицера учился. В те годы  государь император Александр Павлович армией  своей шибко недоволен  был. За  любую оплошность наказывали нещадно, избивали  до  смерти.

     Савелий:  Да, были  времена…

     Никита: Так вот, Кондратий  Федорович тогда  ушел в отставку, сказав: «Стыдно мне за свой мундир. Палачом солдатам быть  не  желаю»

      Савелий:  А потом  стал  судьей?

      Никита: Потом… приехал  в  Петербург, с самим  генералом Аракчеевым схватился не  побоялся.

      Савелий:  Да  быть того не  может! Генерала Аракчеева  вся Россия боится. У нас в деревне  им  бабы  детей на  ночь пугают: «Спи, спи, не то  тебя Аракчеев  в  солдаты  заберет»

      Никита: А  Кондратий Федорович его не  испугался, про Аракчеева  стихи  написал. Изобразил его  как  живого. Сказал, что душа  у  него  подлая, злобная, что народ  он  довел  до  нищеты, злодеем  его  назвал. Написал – да  и  еще  в  журнале  напечатал. Да, правда, душа  у  него  добрая. Не раз рисковал  собой  за  правде. Трудно  ему  приходилось, особенно, в  суде  служил. Защищал  бедняков. Хорошо нам, что  в  царском суде хоть один честный  судья  сыскался.  Да  еще, в этом  же  журнале напечатано  еще  одно  стихотворение – «Гражданин».

     Савелий:  Аа, да это  стихотворение  Кондратия Федоровича? Я читал, чита-ал. Шибко понравилось, что запомнил его. Да как  там? Вспомню  /Читает наизусть стихотворение  Рылеева «Гражданин»/

         

       

III.  Чтение  и  анализ  стихотворений  Рылеева.

     1. Выступление  учащегося: Много  было  у  Рылеева  в  Петербурге  дел. Чуть не  до  самого  утра  жег  свечи,  засиживался над книгами по  русской истории  и  пришел  к  выводу: народ не  знает  о  тех, кто против насилия восставал , жизни своей за Россию  не  щадил. Тогда решил написать  думы о героях  русской  истории: про Дмитрия  Донского, Богдана  Хмельницкого, Наливайко, и про  Ивана  Сусанина.

    2. Чтение  по  ролям  стихотворения   «Иван  Сусанин»

    3. Анализ стихотворений.

       - К чему призывают стихотворения? /к  решительным  действиям,  к  сражению, к  восстанию, к  борьбе за  свободу, за  свободную  жизнь, за достойную гражданину  жизнь/.

       - Почему Сусанин совершил подвиг, жертвуя своей  жизнью?

       - Можно  ли  подвиг Сусанина считать народным, историческим? Почему?

       - Назовите  характерные  черты романтизма в  стихотворении «Иван Сусанин»?

       - Что вы знаете об  отражении подвига  Ивана Сусанина  в  других  произведениях искусства? /1815  г. -  опера  «Иван Сусанин» К.А.Кавоса, М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»/

IV. Выступления учащихся.

      1 ученик: В доме  Рылеевых чаще и чаще  собирались молодые  люди обсуждать, побеседовать, поспорить или просто послушать стихи поэта, в  которых выражались заветные  мечты. Вместе с  другом, поэтом Александром Бестужевым, Рылеев начал издавать журнал «Полярная  звезда», надеясь что он, может  быть, укажет кому-нибудь верный  путь, как указывала  эта  звезда путь путешественникам. А сам искал этот путь -  путь к справедливости и нашел, включившись в 1823 году в Северное общество  декабристов. Вскоре он стал главой этого общества, руководителем  восстания  декабристов.

     2 ученик: Восстание  декабристов  потерпело  поражение. Они знали, чувствовали, что их  ждет. Особенно Рылеев  предугадывал свою  судьбу, но не  остановился на полпути к свободе. Он  писал:   /чтение отрывков  /эпиграфы/ из  стихотворения  и  поэмы  «Наливайко»/   Действительно, не  было  без  жертв попытка  декабристов добиться  свободы  народа. Их  восстание  было подавлено, а  пятеро  из  них приговорены к  смертной казни, в число которых вошел и Рылеев. /чтение  5-и написанных  на  доске имен/. Но их подвиг не забыт, остались  книги о них, прекрасные  стихи  самих  декабристов. Не зря они отдали  жизнь   за  народ. Не  сумели  они  победить – зато  другим  указали  путь.

V. Итог  урока.

       - О чем  /о ком/  мы  сегодня говорили?  Кем он  был? Каким он  был? /Рылеев -  поэт-декабрист, честный  и  порядочный  человек  своего  времени, мечтавший  о  счастье, о свободной  жизни  простого  народа/

      -  К.Ф.Рылеев прожил короткую жизнь. В день гибели  ему было 31 год. Но  жизнь его  навеки вошла  в  историю  Отечества, и сбылись  его  мечты. Сбылось и то, что  пророчил  в  своих стихах.

VI. Домашняя работа.

         Выучить наизусть стихотворение «Гражданин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"

Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....

"Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"

Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Отечественная война 1812 г."...

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....

Урок по творчеству Н.М.Рубцова "Ангел Родины"

Урок внеклассного чтения по стихотворениям Н.М.Рубцова, где учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством позта....

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...