Конспект урока по обучению грамоте (чтение) Буква Й, й звук й. 1 класс
план-конспект урока по литературе на тему

Дунаева Альбина Алексеевна

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе (Азбука Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_y.docx87.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Тема урока: Звук [й], буква Йй. Чтение слов. Звуковой и звукобуквенный анализ слов.

Класс: 1

УМК: Н.В. Нечаева, К. С. Белорусец «Азбука», система Л. В. Занкова

Тема урока

Звук [й], буква Йй. Чтение слов.

Звуковой и звукобуквенный анализ слов

Цель урока (учебная, развивающая, воспитательная)

  1. Научить соотносить звук [и’] с буквой Й, характеризовать данный звук как согласный; слышать его в слове; подбирать слова с данным звуком; находить букву данного звука в слове, находить букву Й в стилизованных рисунках. Совершенствовать умения  моделировать схемы слов, «читать» их, сравнивать предметы, слова и предложенные схемы, практически пользоваться при чтении изученными буквами.
  2. Развитие творческого мышления, воображения, наблюдательности. Совершенствование умственных способностей учащихся, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения в диалоге.
  3. Содействовать пониманию учащимися роли, значения и необходимости знания языка, умений  грамотно правильно выражать свои мысли, привитию интереса к предмету.

Тип урока

Комбинированный урок

Основные термины и понятия для изучения

Речь: устная и письменная, звуки гласные и согласные,  звуки твердые и мягкие, буква- графическое изображение звука, звуковая схема, слово-предложение.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер,  схема звуков русского языка,  индивидуальные кассы букв и слогов, наборы звуковых схем.

Формы работы

Работа в парах, в группе, фронтальная работа

Методические приемы мотивации обучения

Стимулирование интереса к учебе- «Удивляй»-на 1 этапе урока, «Читаем», «Ассоциативная схема. Понятия»- на 2 этапе урока

Методические приемы проверки домашнего задания

«Узнай меня (звук)»

Межпредметные связи

Русский язык, музыка

Этап урока

Время, мин.

Приёмы и методы

Содержание деятельности

Организация начала урока

1

«Удивляй»

Стихотворение

Мотивация учебной деятельности

2

Словесно-дедуктивный

Анализ пословицы, практическая связь с жизнью

Проверка домашнего задания

5

Упражнение

Дидактическая игра «Узнай звук»

Актуализация опорных знаний

10

Частично-поисковый, наглядно-индуктивный

Эвристическая беседа, составление ассоциативной схемы, работа в парах

Изучение нового материала

10

Частично-поисковый, словесно-традуктивный

Чтение слов,  анализ, сравнение, поиск закономерности, обобщение, вывод

Первичная проверка усвоения знаний

5

Частично-поисковый, практико-дедуктивный

Индивидуальная работа по карточкам, работа со схемами

Первичное закрепление знаний

5

Частично-поисковый, практико-дедуктивный

Работа с книгой, поиск  ответа на проблемный вопрос

Контроль и самопроверка  знаний

5

Частично-поисковый, практико-традуктивный

Работа в группах с заданиями разной степени сложности.

Подведение итогов урока. Рефлексия

2

«Подведем итоги»

Упражнение, направленное на формирование самооценки первоклассников

Информация о домашнем задании

0

Домашнее задание в 1 классе не задается

Ход урока:http://ds5-lub.edu.yar.ru/kartinki_dlya_detskogo_sada_w260_h200.png

I. Организационный момент

Учитель: Как-то раз осенним утром

                   Кто-то заглянул в мое окно

                   На ладони появилось рыжее пятно.

                   Это солнце заглянуло- будто руку протянуло,

                   Тонкий лучик золотой

                   И, как с первым лучшим другом,

                   Поздоровалось со мной.

-Ребята, сегодня, как впрочем, и всегда, в нашем классе тепло, солнечно, уютно. Благодаря нашему хорошему настроению, радостным, лучезарным улыбкам, добрым сердцам.

2. Мотивация учебной деятельности  

Учитель:     Давайте сегодня, на уроке обучения грамоте, мы постараемся зажечь как можно больше огоньков знаний.

3.Формулирование  темы и цели урока.

У:  Посмотрите на доску и назовите предметы, которые на ней изображёны.

(На доске расставлены в ряд картинки с изображением майки, чайник, гайки, лайка, чайка.)

У:  Постарайтесь запомнить их в указанном порядке. А сейчас закройте глаза.

(Учитель в это время делает в ряду предлагаемых картинок перестановку.)

У:  Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.

Д:  (Ответ даёт один ученик.)  Первоначально картинки стояли так: майка, чайник, гайка, лайка чайка.  Сейчас они расположены так: чайка, лайка, гайка, чайник, майка. Поменялись картинки с изображением чайник  и лайка, майка и чайка.

У:  Назовите новый для вас звук, который вы услышали  в словах, и сформулируйте 1 часть  темы нашего сегодняшнего урока.

Д:  В каждом слове встречается звук [й], значит, первая часть нашей темы сегодняшнего урока «Звук [й]».

У:  Рассмотрите изображения букв, выделите одну из них по трём  признакам и сформулируйте 2 часть нашего урока.

(На доске буквы:  а,  о,  и,  у,  Й,  ё,  ы)

Д:  Я предлагаю исключить букву й. Она одна заглавная, все остальные строчные; она одна согласная, все остальные гласные;  эту букву мы не изучали, а с остальными знакомы.

У:  А теперь сформулируйте тему урока полностью. 

Д:  Тема сегодняшнего урока «Звук [й]  и буква, которая его обозначает».

Д:  Цель нашей работы такова:

  • познакомиться с новым звуком и новой буквой;
  • учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

 

Физминутка.

4.Знакомство с новым звуком.

У:  Что за скрежет? Что за звон?

Дом  на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется  … Трамвай подъехал.

У:  Произнесите слово трамвай, выделяя в нём последний звук. 

Д:  Трамва-й-й.

У:  Назовите выделенный звук.(ЗЕРКАЛО)

Д:  Это звук [й].  

У:  Произнесите несколько раз звук  [й]. Что происходит с губами и языком  при его произношении?

Д:  При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.

У:  Произнесите звук [й] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении;  как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.

Д:  При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный.  При его произнесении слышится голос и шум Звук [й] произносится мягко,  значит, он мягкий.

У:  Охарактеризуйте коротко звук [й]. 

Д:  Звук [й] согласный,    мягкий.

Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит добрый доктор…Айболит

У:  Айболит  послушал ваши рассуждения, сделанный вами вывод и сказал мне, что в характеристике звука [й] требуется кое-что уточнить.  Он предлагает,  чтобы уточнение вы внесли сами. Айболит просит вас назвать слова, в которых звук [й]  был бы   твёрдым. 

(Дети называют слова со звуком [й].)

У:  Вы назвали много слов со звуком [й], но среди них нет ни одного слова, в котором этот звук был бы   твёрдый. Я тоже таких слов не знаю. Какой мы можем сделать вывод?

Д:  Звук [й] согласный, всегда мягкий.

5. Знакомство с новой буквой.

Был страшно злой этот сказочный герой,

Айболита в костер он бросал

C Танечкой и Ванечкой расправиться мечтал.

Но потом он стал добрей,

И даже полюбил детей. (Бармалей)

Бармалей спрашивает, звук Й повсюду летает, а какой буквой он обозначается на письме

Д:  Это буква «Й краткое».

У:  Бармалей спрашивает, а в какой домик мы поместим букву Й?

Д:   Букву Й поместим в синий  домик, потому что звук ,который она обозначает  согласный.

У:   А как вы думаете, почему букву так назвали?

Д:  При произношении произносим коротко [й].

У:    Буква Й официально была введена в Азбуку в 1735 году. Однако,  у звука [й] и буквы и-краткое есть тайна- история их появления в русском языке. А так  как  вы уже знакомы с этой буквой, то её тайну можете разгадать самостоятельно.

( работа в парах по карточкам): прочитайте слова, измените данные слова так, чтобы появился звук [й]. Этот текст напечатан и на интерактивной доске.

                                                                                   Ученики вслух называют получившиеся

                                                                                    слова. Учитель открывает их на доске.

Учитель: что заметили?

Ученики: звук [й] получается из звука [и].

Учитель: вы правы. Буква и-краткое называется так потому, что составлена она была из буквы И, над котрой писали значок, который называли «кратка»-И с краткой. А потом и стали называть И-краткое.

 У:   Букву Й зовут «Й кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Физкультминутка

Я чайник — ворчун

Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.)

Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.)

— Эй, люди, я с вами  чай пить хочу! (Прыжки на месте.)

Работа с учебником стр. 34 №1

 -Послушай и допиши букву. Прочитаем что получилось.

Доктор Айболит любит месяц года, о котором спрашивалось во 2 предложении.

Какой это месяц? (май)

Звукобуквенный разбор слова май.

Входят сказочные персонажи –пятиклассники: Айболит и Бармалей (музыка)

Добрый доктор  я, лечу зверей,

Не справился с ним даже Бармалей.

А мы не просто так пришли,

 Мы вам буквы принесли.

Работа в группах: по выбору

Бармалей: НАЙДИТЕ ЛИШНЮЮ БУКВУ  м  р  и  й

Айболит: СОСТАВЬТЕ ИЗ БУКВ СЛОВО (Айболит)

-Вот спасибо помогли, а мы отправляемся в Африку.(музыка)

Стр. 34 №3  чтение 1 столбика. Укажите гласные

Чтение 2 столбика. Укажите все мягкие согласные.

Чтение 3 столбика . Укажите все твердые согласные.

IX.  Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Ваших знаний сегодня стало больше?

Ученики: да. Сегодня мы познакомились с новой буквой И-краткое и звуком -[й]- согласный, звонкий, мягкий,  непарный, который она обозначает.

 Учитель: Оцените свою работу сегодня на уроке. Если вы считаете, что вы сегодня работали очень хорошо, ваше  солнце знаний стало светить еще ярче- поднимите большое солнышко, если у вас что-то не получилось на уроке ли вы что-то не поняли или не запомнили- поднимите маленькое солнышко.

-Как светло, тепло стало в нашем классе от ваших добрых сердец и хорошей работы на уроке. Завтра мы продолжим путешествовать вместе с нашей Азбукой, вновь будем разгадывать ее тайны, узнавать новое.

Благодарю за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Изучение звука и буквы Х"

Тема: Изучение звука и буквы Хх. Выделение звука в слове, с опорой на картинки. Образование и чтение открытых и закрытых слогов. Соотнесение звука и буквы.Задачи: Познакомить со звуком и буквой ...

Серия конспектов уроков по обучению грамоте в 1 классе школы VIII вида

  Уроки составлены по образовательной программе для учащихся 0 (подготовительного) и 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушени...

Конспект урока по обучению грамоте (письмо) в 1 классе С(К)ОШ VIII вида "Звук В"

конспект урока по обучению грамоте в 1 классе (письмо)...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе С(К)ОШ VIII вида

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе(чтение) С(К)ОШ VIII вида "Звук и буква В"...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс "Разделительный ь"

Данный конспект урока разроботан в сответствии требований ФГОС для учащихся 1 класса....

Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (письмо)

обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текс...