Мотив дома в ранней лирике С.Есенина. урок-исследование
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Ветчинникова  Любовь  Александровна

Мотив дома в ранней лирике С.Есенина. урок-исследование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотив дома в ранней лирике С.Есенина.

Тип урока -урок-исследование

Методы:1.Эвристическая беседа; работа с книгой: выразительное чтение, анализ

художественного текста. 2.Частично поисковый: индивидуальное исследование,

групповое исследование; коллективное формулирование вывода.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Принципы обучения:1.Воспитывающее обучение (формирование духовно развитой личности)

2.Связь обучения с практикой(формирование своей точки зрения на проблему,поднятую

на уроке)3.Доступность. 4.Сознательность и активность.

Цели: Образовательные: 1.Продолжить знакомство с творчеством С.Есенина,

2.Установить, используя исследовательские методы, мотив звучания стихов С.Есенина,

посвященных дому,природе,родным.3.Продолжить работу над изобразительно-вырази-

тельными средствами языка.4.Закреплять умение анализировать лирическое стихотворение

с целью его глубокого (полного) понимания.

Воспитательные: Воспитывать чувство любви к дому, родным,Родине.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, самостоятельность суждений,

способствовать формированию исследовательской культуры учащихся. Развивать

речевую культуру учеников.

Оборудование: компьютер, проектор, видео, раздаточный материал.

      Эпиграф                                             Чувство родины – основное в моём творчестве.

                                                                                                  С.Есенин

Подготовка к восприятию темы.Ребята,сегодня мы проводим не обычный урок, а урок-

исследование.

 Будем исследовать тему. Исследование включает в себя гипотезу

 (на доске даём определение этого термина), исследовательские методы:

наблюдение, анализ, сравнение и вывод, исходя из гипотезы.

-Что будет объектом нашего исследования? (текст, стихи).

В процессе работы мы можем быть старшими и младшими научными сотрудниками,

в зависимости от выполняемой работы.

-Определим задачу нашего исследования, принимая во внимание признание самого

поэта. (Действительно ли чувство родины  является  основным в его творчестве или

Доказывает ли творчество Есенина  правоту  его высказывания.)

-Чтобы понять есенинские стихи, определить в них мотив дома, родины, мы совершим

небольшую  экскурсию по местам «малой родины» Есенина в село Константиново Рязанской

области.

 Видеофильм                  «На родине Есенина».                            

-На столе у вас есть листочки с текстом из исследовательских работ о Есенине разных

литературоведов. Мы будем работать с этими текстами и делать свои записи в тетрадях.

Сейчас отметьте одно предложение, которое считаете важным для нашей гипотезы. А в свою

тетрадь  запишите слово, словосочетание или предложение о ваших чувствах от увиденного.

Обратимся к понятию «дом».Что оно включает в себя: комната, изба, пейзаж за окном, растения,

животные и ,конечно, родные люди.

Чтение с комментарием стих. «Черёмуха» (1915г.)

-Каким видит лирический герой пейзаж за окном? Какое настроение передаёт?

-Как автору удаётся передать эти чувства?

(Задание по листочку и тетради то же)

-Какой метод мы использовали? (Анализ)

-Стихотворение «В хате»(1914г.) стало событием в русской поэзии. Послушайте, подумайте,

почему оно стало событием. Каким методом будем пользоваться?

-Есть ли здесь яркие краски, необычные образы? (Всё обыденно и непоэтично).Крестьянский

быт  до Есенина был лишь объектом сострадания.

(Работа с листочком и в тетради.)

Работая над темой «Мотив дома в лирике Есенина» старшие научные сотрудники получили

задание. Дадим им слово.(Ученики говорят, что получили задание составить цитатный план

по стихам поэта о природе, доме, растениях и родных поэта и дать некоторые комментарии.)

-Какой метод использовали ребята? (Наблюдение ).

-Дом не будет домом без родных людей: матери, отца. Кого в доме называют «старшей

матерью»? (Бабушку).Почему дети всегда так любят бабушку? Бабушки сыграли большую

роль в жизни великих писателей. (Сообщение о бабушках Пушкина, Лермонтова, Есенина.

Он в автобиографии писал:»Бабушка любила меня из всей мочи».)

_Послушаем стихотворение «Бабушкины сказки», а затем запишем а тетради слово, словосочетание, предложение: зачем поэт написал это стихотворение?

-Каким исследовательским методом мы пользуемся? (Наблюдение).

-В любом доме, конечно, должна быть  мать. В 1924г. Есенин пишет пронзительное по своему

звучанию стихотворение «Письмо матери» Татьяне Федоровне, которая до 1955г. жила в доме,

где родился С.Есенин в селе Константинове. Стихотворение широко известно, благодаря песне

на стихи поэта.

-Запишите свои впечатления от стихотворения, в листочке найдите предложение, которое

соответствует содержанию и значению его.

Звучит песня на стихи Есенина. Затем сообщение-отзыв о стихотворении. (В стихотворении Есть

и нежность , и «мятежная тоска», и надежда на излечение от душевных ран материнской

любовью. В стихотворении  развивается вечная тема материнства и тема сыновства. Их миры

пересекаются, жанр послания позволяет  через обращение сына к матери объединить в одно целое и образ матери-утешительницы, и образ кающегося сына…Его строки полны такой

пронзительной сердечности, что они вроде бы  и не воспринимаются как стихи, как искусство,

а как сама собою изливающаяся нежность.

-С.Есенин – поэт-лирик. А что такое лирика?(Род  литературы, в стихотворении Автор выражает свои чувства)

Поработаем со стихотворение «Гой ты, Русь моя родная» (1915 г.) оно есть у нас в учебнике.

Каким методом будем пользоваться? (Наблюдение и анализ).

-Зачем поэт вводит библейские образы?(Свято то, о чём он пишет)

-С кем сопоставляет себя лирический герой.?

-Как воспринимается героем природа?( как храм) Какое чувство возникает у него?

-Какие выразительные средства использует автор, чтобы создать живой образ мира, раскинув-

шегося  между небом и землёй.(Эпитеты,метафоры,сравнения,аллитерация).

-Что является лейтмотивом стихотворения?

-Найдите в листочке одно предложение,которое соответствует содержанию этого стихотво-

рения?В своей тетради запишите мотив этого стихотворения.

-Мы активно использовали исследовательские методы наблюдение и анализ.Обратимся к сравнению. Сравним стихотворение «Гой ты, Русь моя родная» и «В хате»

-Как описывается в них дом, изба, родные? Чем схожи эти стихи?(Любовью к родине,

теплым чувством.)

А стихи»Бабушкины сказки»и «Письмо матери»? (Любовью к родным людям).

Рефлексия.

Наше исследование завершается. Какие задачи мы решали на этом уроке?(Исследовали,

верно ли признание поэта о его чувстве к родине и месте его в творчестве; учились применять

исследовательские методы; анализировать стихи)

-К какому выводу мы пришли? Обратитесь к своим записям и к листочку. (Через образы избы,

природы, родных людей проходит мысль о большой любви к родине.)

-Где вы можете использовать метод исследования?(На любом уроке)

-Что может быть практическим выходом вашего исследования?(В каком виде можете

представить своё  исследование)Доклад, сообщение, презентация, стенгазета, книжка.

                                                         Домашнее задание.

Оформить материал по уроку в виде письменного

ответа,(младшие научные сотрудники),сочинения –миниатюры «Мотив дома в ранней лирике С.Есенина»(старшие научные

сотрудники).Выбор сделайте сами.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРА Урок- исследование_Изография в лирике Есенина_ 9 класс

Цель урока: выяснить роль художественных средств и цветописи в создании образа Родины в лирике С.А.Есенина. Задачи: образовательные: - организовать поисково-исследовательскую деятельность в работ...

Ранняя лирика Есенина

Лирика С.Есенина...

Ранняя лирика Есенина

Лирика С.Есенина...

Открытый урок ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С.А. ЕСЕНИНА. РАННЯЯ ЛИРИКА. «ПИСЬМО МАТЕРИ»

Сергей Есенин – один из любимых поэтов молодежи. Современные музыканты продолжают традицию создания песен на его стихи. Неординарная личность Сергея Есенина также вызывает интерес учащихся и дае...

Урок по теме: "Образы животных в ранней лирике С.Есенина"

Анализ стихотворений С. Есенина о животных....

Урок по теме: "Образы животных в ранней лирике С.Есенина"

Анализ стихотворений С. Есенина о животных....