Открытый урок ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С.А. ЕСЕНИНА. РАННЯЯ ЛИРИКА. «ПИСЬМО МАТЕРИ»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Долгова Людмила Викторовна

 

Сергей Есенин – один из любимых поэтов молодежи. Современные музыканты продолжают традицию создания песен на его стихи. Неординарная личность Сергея Есенина также вызывает интерес учащихся и дает большие возможности для воспитания подрастающего поколения, а стихотворение «Письмо матери» - для разговора о взаимоотношениях между поколениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_eseninu.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №53 городского округа Самара

Открытый урок

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

С.А. ЕСЕНИНА.

РАННЯЯ ЛИРИКА.

«ПИСЬМО МАТЕРИ» 

Автор-составитель: Долгова Л.В.,

учитель русского языка и литературы

 

Самара

Тема урока. Жизнь и творчество С.А. Есенина. Ранняя лирика. «Письмо матери».

Тип урока. Комбинированный.

Технологии. Здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная.

Оценка педагогической ситуации.

Возможности учащихся. 11 класс В условно  можно разделить на две группы. Девушки отличаются активной жизненной позицией, стремлением проявить свои таланты, получить хорошие оценки.

Юноши более сдержанны в проявлении эмоций, но под влиянием девушек также с удовольствием принимают активное участие в уроке и его подготовке.

Возможности учителя. Исходя из возможностей учащихся, учитель при проведении урока использует разные методы и технологии, позволяющие добиться хороших результатов.

Дидактические возможности темы. Сергей Есенин – один из любимых поэтов молодежи. Современные музыканты продолжают традицию создания песен на его стихи. Неординарная личность Сергея Есенина также вызывает интерес учащихся и дает большие возможности для воспитания подрастающего поколения, а стихотворение «Письмо матери» - для разговора о взаимоотношениях между поколениями.

Цели урока.

1. Обучающая. Ознакомиться с биографией и особенностью ранней лирики С. Есенина. Учиться анализу лирического произведения.

2. Воспитательная. Учиться у классика уважительному, трепетному отношению к родителям.

3. Развивающая. Учить различать автора и лирического героя стихотворения.

Оборудование.

1. Тексты стихотворения.

2. Компьютер, проектор для презентации.

3. Грамзаписи с песнями и художественным чтением стихотворений.

Подготовительный этап.

1. Домашнее задание по биографии поэта класс готовит по учебнику и другим источникам.

2. Три группы (по 2-3 чел.) учащихся получают специальные задания:

а) презентация ранней лирики С. Есенина (портрет, темы ранней лирики, строчки из стихотворений);  

б) записи песен и романсов на стихи С. Есенина;

в) викторина по биографии поэта.

Ход урока.

Организационный момент.

Слово учителя. Сегодня мы начинаем изучение творчества С. Есенина на новом уровне. Постараемся открыть для себя С. Есенина заново, интереснейшего человека и поэта. Проверим, как вы ознакомились с биографией поэта, а нашу беседу будут сопровождать песни и романсы на стихи С. Есенина, которые приготовили ваши одноклассники.

Викторина (на экране вопросы).

  1. Где родился С. Есенин?
  2. Была ли семья Есенина «простой крестьянской»?
  3. Кто сказал про Есенина: «Татьяна, твой сын отмечен Богом».
  4. Когда и как складывал Есенин свои первые стихи?
  5. Какой диплом получил Сергей в 1912 году?
  6. С кем установил связи Есенин, переехав на постоянное жительство в Москву?
  7. Какой лейтмотив поэта в письмах к друзьям в 1912-1913 гг.?
  8. Кто вывел из душевного кризиса юношу?
  9. Куда записался Есенин вольнослушателем?
  10. Что повлияло на эстетические вкусы Есенина?

- Какие жизненные уроки вы для себя вынесли из биографии                 С. Есенина?

Учитель. Естественно жизнь человека искусства влияет на его творчество. Попробуем увидеть связь его жизни и творчества. Сейчас ребята вам представят презентацию о его ранней лирике.

Ученик. Исследователь А.А. Козловский пишет: Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов красок . . . Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, звенят удела, «со звоном плачут глухари», заливаются бубенцы.

(Строки из стихотворения на экране).

Ученик. Другой исследователь замечает, что в ранних стихах Есенина «Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой обжитый мир, родина, данная человеку для жизни». Все здесь мило поэту.

(Строки из стихотворения на экране).

Ученик. Также А.А. Козловский утверждает, что «за бросающейся в глаза красочностью и многозвучностью» ранней поэзии Есенина «всегда виднеется нечто грустное и печальное». Присутствует некая тайна – тайна краткости, конечности человеческой жизни.

(Строки из стихотворения на экране).

Ученик. Итак, ранняя лирика поэта – это своего рода «драма деревенского парня, романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, чтобы рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте».

(Строки из стихотворения на экране).

 

Физкультурная пауза.

Учитель.  Одно из самых знаменитых стихотворений Сергея Есенина «Письмо матери». Его мы проанализируем подробно.

- Как вы думаете, чему мы можем научиться, анализируя это стихотворение?

Прослушивание записи с одновременным чтением.

Анализ стихотворения (на экране схема анализа).

  1. Ваши впечатления;
  2. тема;
  3. идея (извинение перед матерью);
  4. художественные приемы (мастерство поэта);
  5. лирический герой и его состояние;
  6. сопоставление лирического героя и автора.

Творческое задание. – Давайте напишем хотя бы несколько строк признания в любви своим матерям, или несколько строк благодарности, или попросим у них прощения.

Итог. Подводится итог урока, выставляются оценки, звучат слова благодарности помощникам, отвечающим.

Домашнее задание. Самостоятельно подобрать стихотворения Есенина о Родине.

Приложение

Викторина.

  1. Где родился С. Есенин?
  2. Была ли семья Есенина «простой крестьянской»?
  3. Кто сказал про Есенина: «Татьяна, твой сын отмечен Богом».
  4. Когда и как складывал Есенин свои первые стихи?
  5. Какой диплом получил Сергей в 1912 году?
  6. С кем установил связи Есенин, переехав на постоянное жительство в Москву?
  7. Какой лейтмотив поэта в письмах к друзьям в 1912-1913 гг.?
  8. Кто вывел из душевного кризиса юношу?
  9. Куда записался Есенин вольнослушателем?
  10. Что повлияло на эстетические вкусы Есенина?

Схема анализа.

  1. Ваши впечатления;
  2. тема;
  3. идея (извинение перед матерью);
  4. художественные приемы (мастерство поэта);
  5. лирический герой и его состояние;
  6. сопоставление лирического героя и автора.

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

1910 г.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

1914 г.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, -

Я одурманен весной.

Радуют тайные вести,

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы птахи, в лесу,

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

1910 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя лирика Есенина

Лирика С.Есенина...

Ранняя лирика Есенина

Лирика С.Есенина...

Урок по теме: "Образы животных в ранней лирике С.Есенина"

Анализ стихотворений С. Есенина о животных....

Урок по теме: "Образы животных в ранней лирике С.Есенина"

Анализ стихотворений С. Есенина о животных....

Открытый урок литературы в 9 классе «Нежностью пропитанное слово» (анализ стихотворения С.А.Есенина "Письмо матери")

Цели: продолжить изучение жизни и творчества поэта, знакомство с новым стихотворением С. А.Есенина «Письмо  матери». Ознакомиться с биографией и особенностью ранней лирики С. Есенина. У...

Мотив дома в ранней лирике С.Есенина. урок-исследование

Мотив дома в ранней лирике С.Есенина. урок-исследование...