Проект Школа и школьники ( по повести А.Жвалевского и Е.Пастернак «Я хочу в школу!»)
проект по литературе (7 класс) на тему

Васильева Алиса Владимировна

ПРедставлен проект  по повести  А.Жваленского  и Е.Пастернак "Я хочу в школу!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Школа и школьники

( по повести А.Жвалевского и Е.Пастернак «Я хочу в школу!»)

                                                                       

Содержание

1. Выходные данные книги

2. Отзывы читателей

3. Слово об авторах

4. Жанр произведения, тема

5. Сюжет

6. Конфликт произведения

7. Проблематика

8. Изобразительно-выразительные средства

9. Идея произведения

  10. Композиция

11. Характеристика героев

12. Практическая значимость исследования

13. Использованная литература

1. Выходные данные книги

    Книга Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Я хочу в школу!».

  вышла в свет в 2012 году, было выпущено издательством «Время» в Москве.

2. Отзывы читателей

 Книга сразу же вызвала много отзывов. Одни читатели считали, что  произведение подрывает авторитет семьи и школы. Другие утверждали, что это книга про них. «Читая эту книгу, я узнавала в ней своих одноклассников и учителей. Мой класс очень похож на "Птиц", мы постоянно что- то придумываем, пытаемся отстоять своё мнение, любим поспорить с учителями. Это руководство, как сделать учебу интереснее, как найти общий язык с одноклассниками и стать лидером в классе. Книгу надо читать всем учителям. И тогда наши уроки из скучных и занудных превратятся в интересные обсуждения, в процессе которых сами ученики будут выводить правила, законы»,- такой отзыв дает произведению Смольянинова Катя,  ученица 6 класса (http://www.labirint.ru/reviews/goods/355218/). Другой читатель - Эдуард (12 лет) признается: «В принципе, читать я не люблю, но эту книгу взял для интереса. Ну каким надо быть дураком, чтобы хотеть в школу! Открыл книгу и не смог остановится».
Мне тоже посчастливилось познакомиться с электронной версией книги. Порекомендовал ее прочитать мой учитель русского языка и литературы. Книга мне понравилась, заставила о многом задуматься. В Интернете удалось найти информацию об авторах. Несколько слов о них.

3. Слово об авторах

Евгения Борисовна Пастернак родилась в 1972 году в Минске. Обучаясь на физическом факультете Белорусского государственного университета, Евгения познакомилась с четверокурсником Андреем Жвалевским. Вместе они играли в студенческом театре, выступали на КВНе. Сначала книги писать начал Андрей, потом заинтересовал этим Евгению. Многие читатели задавали им вопрос о том, как же они пишут одно произведение вместе. Оказывается, это происходит так. Евгения и Андрей идут в кафе  и там придумывают идею книги. Выпросив у официанта листок бумаги, записывают основные сюжетные линии. Потом расходятся домой и пишут по ролям: Евгения- женскую роль, Андрей- мужскую. Через какое-то время встречаются и корректируют созданное. Так были созданы произведения «Время всегда хорошее» и «Шекспиру и не снилось!», «Я хочу в школу!». В последнее время авторы стали отказываться от такой практики, потому что все время так писать неинтересно.

Первыми читателями рукописей А. Жвалевского и Е. Пастернак почти всегда становятся одноклассники и одноклассницы старшей дочери Евгении- Александры. Некоторые из замечаний школьников авторы учли при издании книги. А множество вопросов, которые возникали у юных читателей, пришлось расположить в рубрике «Часто задаваемые вопросы», снабдив исчепывающими ответами.

4. Жанр произведения

Анализируя произведение, нельзя не сказать о жанре. Книга представляет собой детскую и в то же время философскую повесть. Произведение имеет возрастное ограничение +12.

5. Сюжет

Сюжетная линия сосредоточена вокруг воспитанников школы № 34, которые после закрытия любимой школы оказались в обычных школах города: 45-й, 33-й, 7-й. Нелегко пришлось ребятам, привыкшим учиться иначе. Чтобы вы представили, как проходил учебный процесс в этой удивительной школе, расскажем немного о ее системе.

В школе не было привычных классов, мебели- парт и стульев. Разновозрастные ученики были объединены в группы: «Ежи», «Дельфины», «Динозавры», «Хомо Футурисы», «Цветы» и другие.  Например, в группу «Птицы» входило 5 человек.

После закрытия школы № 34 ребята попали в 33 школу и оказались в разных классах:

 Анечка (Анна Сивцова)- в 3 классе, Женька- в 10 кл, Кошка (Юлия Рябцева) и Димка Антонов- в 8 кл, Молчун (Артем Пивоваров) – в 5 кл. Во время занятия в прежней школе ребята могли сидеть даже на полу, ковре, ходить по кабинету, обсуждать задание с членами группы. Оценки выставлялись не по пятибалльной шкале. Она ставилась только в качестве поощрения. За безупречную работу группа могла получить десять баллов, причем в обсуждении выставляемой оценки принимали участие все ученики. Но часто за выполненное задание группа могла получить лишь «зачет». Например, для зачета проекта надо было набрать 50 баллов. При выставлении баллов преподаватель и команды соперников  учитывали не только содержание докладов, презентацию, но и ответы на вопросы, сложность вопросов, заданных соперникам. Поэтому для защиты проекта учащиеся готовились и по темам, которые не задавали им. Темы для проектов выбирали сами дети. Например, они могли быть такими: «Выживание в горах», «Невербальное общение» (целую неделю надо было общаться без слов), «Постройка вечного двигателя», «Найди ошибку в энциклопедии», «День без электричества». При изучении творчества А.С.Пушкина учащиеся ездили в Санкт-Петербург, побывали в домике на Мойке, где им рассказывали про последние дни жизни поэта, панихиду, похороны. Впечатлительная Анечка тогда вышла из музея с глазами, полными слез. Какая-то сердобольная женщина испуганно спросила у девочки: «Что случилось?» И Анечка дрожащим голосом сообщила: «Пушкин умер!»

Когда знакомились с событиями  Первой мировой войны, играли всей школой в солдатиков, создавали армии стран, участвующих в Великой войне, делали куклы, шили им костюмы, разбирались в оружии, пытались понять, какие мотивы движут людьми. Их главной задачей было разобраться в том, что заставляет людей рушить мир вокруг себя. Что движет теми, кто ради денег и власти готов уничтожить миллионы жизней? Смотрели фотографии, кинохронику, читали мемуары и обсуждали книги.

Побывали школьники и на настоящих раскопках, устраивали полеты на вертолетах, погружения с аквалангом, проводили опыты в лаборатории, изготавливали своими руками разнообразные предметы в мастерских, играли в Париж: кафе, музеи, «Мулен Руж». На уроках литературы можно было  сесть в коридоре с книжкой и почитать произведение. Учительница английского языка Анна Терентьевна включала диснеевские фильмы в оригинале.

Звонок с урока носил рекомендательный характер, и можно было остаться дольше на каком-нибудь предмете, не обращать внимания  на примерное расписание, можно было опаздывать или вообще не приходить в школу. Но таких учащихся, кто не хотел в 34 школу, не было. На уроках было так интересно, что группа не выходила на перемену. Во время каникул никто не сидел дома- все бежали в школу, чтобы готовиться к олимпиадам, перестраивать кабинет химии в стиле алхимической лаборатории, пообщаться с друзьями. В коридорах этой школы никогда не было абсолютной тишины стандартного учебного заведения. Обсуждение, возня, возгласы, затеи- этим жили дети, постоянно что-то изобретали. Например, к дебатам «От кого на самом деле произошел человек»-группы не ограничились докладом и моделированием в «3Д», а подготовили механическую модель эволюции птицы в человека. Участники защиты стали свидетелями удивительного зрелища: на их глазах с птицы слетело оперение, затем деформировались кости, выпрямилась походка, преобразился череп. Все это мастерилось  руками самих детей.

Праздники также отмечались интересно. Например, на Новый год дерево наряжали все вместе. Обычно это были дубы, липы, кипарисы или даже пальмы. Однажды удалось к Новому году вырастить даже бамбук. Украшения подбирали под дерево. К примеру, пальму обвешивали бананами и кокосами собственного изготовления, с секретами. Дед Мороз и Снегурочка плясали папуасские танцы и требовали того же от остальных. Ребята росли не только умными, но и  здоровыми, крепкими,  выносливыми, потому что  занимались спортом, танцами (в школе было 2 хореографа), плаванием и даже акробатикой. Были здесь тир и самая большая библиотека.

Ученики проводили в школе практически все время, поэтому не удивительно, что учителя им стали как родные. К педагогам  можно было обращаться не только  по имени и отчеству, но и просто по имени и даже прозвищу ( Настенька- учительница русского языка, Виктор Павлович- Впалыч- учитель психологии). Вольное обращение с учебным планом и утвержденной министерством программой до поры до времени сходило с рук, потому что показатели школы были высоки. Уже в 5 классе учащиеся становились победителями городских олимпиад для 9 классов.

Но однажды случилась беда. Спонсор школы Петр Сергеевич- отец ученика Никиты Воронько- попал в неприятную историю. Кроме всего прочего, он был обвинен в отмывании денег через школу № 34. Ныне щедрый спонсор, Воронько когда-то учился в сельской школе. Понимая, как тяжело приходится в жизни детям-сиротам, сельским одаренным детям, он решил создать школу своей мечты. Прежде всего, это он делал для своего сына, которого после развода с женой видел редко. Петр Сергеевич нашел лучших педагогов для своей школы, оплачивал любые расходы, и школа получилась уникальной. Чтобы учиться в этой школе, не нужно было быть ребенком блатных родителей. Обычные дети из обычных семей. Например, у Ани отец- менеджер в офисе, мать- парикмахер; Артем – вообще бывший беспризорник. Школа № 34 научила ребят работать в команде, не ограничиваться стандартными решениями, искать и находить выход из запутанной ситуации, умело пользоваться информацией. Но только нужны ли такие люди в нашей жизни? Смогут ли их, особенных, понять другие? Эти вопросы волнуют авторов произведения.

6. Конфликт произведения

Жизнь столкнула особенных детей и обычных. Оказавшись в стенах 33 школы, «Птицы» были удивлены тем, как проходят уроки. На литературе весь класс по очереди выходил к доске и читал одно и то же стихотворение почти с одинаковыми интонациями. Дети не понимали тем по физике и математике. Интереса учиться ни у кого не было. Учителя в основном- люди пожилого возраста. Выход за рамки школьной программы ими не приветствовался, задания подбирались на слабого ученика. Когда Юля за урок решила  2 варианта контрольной на алгебре и от нечего делать стала поверх решения рисовать профиль человека, она получила единицу. Аня также не поладила с учительницей и получала плохие отметки за оформление решения задач. «Слово «задача» пишется в центре строки, после решения следует отступать три клетки и только потом писать ответ. Слово «ответ» пишется с большой буквы, и после него ставится двоеточие. Перепиши это задание пять раз»,- так сказала девочке учительница. Уже с начальной школы дети боятся учителей, теряют интерес к предметам. Заметивший это Дима однажды подошел к школьному психологу Вере Васильевне и попытался поделиться наболевшим:

-Понимаете, у нас были не уроки, а проекты...

-Тебе нагрузки мало? Нужны дополнительные занятия? У нас в школе много факультативов! И кружки есть! И даже школьный музей, -не поняла его педагог.

Затем Дима подошел к физику, но тот сразу остановил его, как  только понял, что речь пойдет не о его предмете, а о проблемах общепедагогических: «У тебя классная есть? Школьный психолог есть? Вот к ним и иди. А если система образования не нравится, так это к товарищу министру».

Единственным, кто все-таки выслушал ученика, оказался физрук Иван Иванович. Слушал он, кивал и поддакивал, но вывод сделал странный: «Ты это...не бери в голову. Оно тебе надо? Так уж все устроено... Ты лучше к матчу готовься. В субботу с пятой школой в футбол играем».

7. Проблематика

Зубрежка, списывание, борьба за власть, разговоры о компьютерных играх, сериалах, моде и звездах, - такими словами можно охарактеризовать жизнь обычного школьника. Взорвать этот уклад пытаются «Птицы», организовав флешмоб на большой перемене, а затем поставив удивительный мюзикл. Ребята, прежде всего, хотели бы обратить внимание общественности на судьбу 34 школы. Ведь старинное здание школы предполагалось снести, а на его месте воздвигнуть элитное дорогое жилье или развлекательный центр. Чтобы сохранить нетронутым хотя бы здание школы, ребята создают высокопрофессиональную подделку старинной грамоты, якобы написанной хозяйкой усадьбы ( где располагалась школа №34) Анной Ордынцевой  мужу- декабристу. Сенсационная находка привлекает внимание журналистов, властей, музейных работников. Только специалист высочайшего уровня смог заметить подделку, но и он признал вероятным возможность существования письма Ордынцевой.

Школа № 34 так и не откроется. Ребятам предстоит научиться жить и учиться среди обычных детей. Таким образом, повествуя о судьбе воспитанников школы № 34, авторы поднимают проблемы современной школы. Какой должна быть школа? Почему ученики не хотят идти в школу? – на эти вопросы ищут ответ А.Жвалевский и Е.Пастернак. От внимания создателей повести не ускользают и устаревшие методики, пожилой и консервативный педагогический состав, переполненные классы, пятибалльная система оценивания знаний, отсутствие сотрудничества между педагогом и учеником, страх руководства перед РОНО и другими вышестоящими инстанциями, отсутствие финансирования со стороны государства. Впалыч, бывший учитель школы №34, которого пригласили в обычную школу, говорит: «Объяснять балбесам, которым это не нужно. Не дадут работать с детьми, навесят еще пять классов, классное руководство и заставят заполнять кучу бумажек. Я буду 80% своего рабочего времени тратить за заполнение формуляров и выяснение отношений с директором и только 20% на общение с детьми, причем из этих 20% эффективными будут только 20 %. Остальное время уйдет в полный пшик. У меня жена- врач в обычной больнице. И двое детей. Если еще и я сяду на бюджетную зарплату, то нам есть будет нечего».

Готово ли общество принять новую школу, рассмотрим на простом примере. Впалыч, имея три высших образования, множество публикаций в авторитетных изданиях, опыт преподавания в Гарварде, заявил ученикам: «Пять лекций - потом проверочная. Контролировать вас я не собираюсь. Мне все равно, записываете вы за мной или нет. Меня интересуют только ваши знания, каким путем вы их получаете - это ваше личное дело». Алене, застрявшей в ударницах, он дал шанс поверить в себя: поручил ей ведение классного журнала, а за это добавлял балл к любой оценке. Кого-то освободил от домашней работы до конца года, кому-то разрешил пропускать один урок из трех. Что из этого получилось? Привыкшие не учиться школьники подделывают оценки, радуясь ситуации. Но все же есть и те, кто отстаивает справедливость. Возможно, перемены в школе будут осуществимы только тогда, когда учащиеся и учителя будут внутренне готовы к ним.

8. Изобразительно-выразительные средства

 Итак, ведущим приемом повести можно считать сравнение, сопоставление и даже противопоставление. Отличие школ №34 и 33 мы представили в таблице:

Черты для сравнения

Школа №34

Школа №33

1

администрация

готова отойти от учебных планов, утвержденных министерством

страх перед РОНО

2

педагоги

-получают хорошую зарплату

-проводят с учащимися много времени

-работают с одной группой

-общение с учениками на равных

-зарплата мала

-из-за оформления бумаг, на учащихся остается мало времени

-работают одновременно с несколькими классами, нагрузка более ставки

-ведущая роль учителя на уроке

3

учащиеся

отношение к школе

-с удовольствием бегут в школу

- не хотят идти на перемену

- учатся в каникулы

- не хотят в школу

- ждут перемены

- в каникулы сидят дома

досуг

чтение, поиск информации, работа над проектами, занятие спортом, танцами

компьютерные игры, Интернет, сериалы, разговоры о моде, вредные привычки

( алкоголь, курение)

отношение к учителям

любовь, доверие

страх, ненависть

4

система работы

-разновозрастные группы по интересам

-работа над проектами

- разные системы оценивания

-классы

-уроки

- пятибалльная система оценок

5

финансирование

хорошее,

имеется возможность ездить на раскопки, экскурсии, проводить опыты и пр.

отсутствие необходимого

6

результаты

-ученики младших классов- победители олимпиад для старшеклассников

-системность знаний

-примитивный уровень сознания

-неумение использовать школьные знания в жизни

Язык повести получился современным, в нем много диалогов. Речь персонажей- образная, яркая. Уже в начале произведения читатель заметит эпитет, риторическое восклицание и обращение: «Дорогие учителя!» Затем столкнется с лексическим повтором и анафорой: «Дорогие! Спасибо вам за то, что вы есть! Спасибо вам за то, что вы делаете!»

9. Идея произведения

А.Жвалевский и Е.Пастернак хотели сказать большое спасибо нашим учителям за то, что они в перерывах между заполнением бумажек не растеряли умение слышать, преподавать. Авторы пишут: «И когда в очередной раз подумаете: «Уволюсь! Нет больше сил!», пожалуйста, возьмите в руки эту книжку. Мы бы очень хотели, чтобы она помогла вам остаться в школе. Потому что на вас вся надежда...»

10. Тема роли школы в воспитании подрастающего поколения раскрывается и через композицию. Повесть состоит из частей:

От авторов

Первая четверть

Осенние каникулы

Вторая четверть

Постскриптум

Часто задаваемые вопросы

11. Героями книги являются учащиеся, но здесь представлены и образы учителей, родителей, представителей общественности. В центре внимания- группа «Птицы», судьбы ребят: третьеклассницы Анечки (Анны Сивцовой), десятиклассника Женьки, восьмиклассников Кошки (Юлии Рябцевой) и Димки Антонова, пятиклассника Молчуна (Артема Пивоварова). Каждому из них пришлось решать свои проблемы, появившиеся со сменой школы.

Анечке было тяжело учиться в атмосфере страха перед учителем. Быть похожим на всех, не выделяться знаниями, ограничиваться параграфом в учебнике- к этому вела ее новая школа.

Пятиклассник Артем имел проблемы с устной речью, но прекрасно выражал свои мысли в письменной форме. Учителя, не разглядевшие индивидуальных особенностей  ученика, пытаются отправить его в спецшколу для умственно отсталых детей. Пришлось школьнику столкнуться и с издевательствами сверстников: его пытаются избить одноклассники, но мальчик дает достойный отпор.

Восьмиклассники Дима и Кошка (Юля) переживают первую любовь, пытаются выйти в лидеры. Дима становится своим среди одноклассников через приобщение к алкоголю и курение. Юля проявляет себя в учебе и спорте, но одноклассники считают ее дерзкой зазнайкой.

Десятиклассник Женя пытается помочь однокласснице Вике, которая якобы забеременела. Женя просит руки Вики у ее родителей и объявляет себя отцом ребенка. К счастью, беременность оказалось ложной. Но скандал родители Вики устроили громкий.

Образы учителей получились удачными. Одни, такие как Впалыч, всегда выслушают, поймут; другим важно командовать над запуганными учениками и администрацией ( образ Злыдни- учительницы математики).

Родители учащихся тоже неоднозначны. Например, мать Полины из 3 класса с удовольствием играет с ребенком в различные игры, а есть и такие родители, которые просиживают вечера за телевизором с пиццей в руке (родители Анечки)

12. Практическая значимость исследования

Советую прочитать книгу Евгении Борисовны Пастернак и Андрея Валентиновича Жвалевского всем, кто интересуется литературой, всем, кому не безразлично будущее российской школы. Думаю, она понравится не только школьникам, но будет полезна учителям, а также нашим родителям. Учащимся 11 классов книга может помочь подобрать аргументы из читательского опыта по таким проблемам, как:

Роль учителя, школы, родителей в становлении личности

Проблемы современной школы

Проблема сохранения чистоты и богатства русского языка

Проблема нравственного выбора человека

Проблема черствости и бездушия в обществе

13. Использованная литература

При подготовке данной работы был прочитан текст произведения – электронная версия книги, а также изучены Интернет- отзывы.

Книгу и отзывы можно найти по адресу:

http://knizhnik.org/andrej-zhvalevskij/ja-hochu-v-shkolu/1- книга

   http://www.labirint.ru/reviews/goods/355218/- отзывы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачётные работы по литературе №3, №4, №5 (По жизни и творчеству О.Мандельштама, А.Ахматовой, Б.Пастернака). 12 класс вечерней школы

Зачётные работы по жизни и творчеству О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака составлены на основе учебника "Литература. 11 класс. В двух частях. Под редакцией В.П.Журавлёва". Предназначены дл...

Поговорим? Обсуждение книги А. Жвалевского и Е.Пастернак "Время всегда хорошее"

Чтение. Книги давно назвали кораблями мысли. Читая книгу, мы можем оказаться в каком угодно времени – по нашему выбору: и в глубокой древности, и в мрачном средневековье и в заманчивом будущем.Предлаг...

А. Жвалевский и Е. Пастернак «Я хочу в школу» Круглый стол по литературе в 6 классе. Урок внеклассного чтения.

Цели урока:1.                Создать устную модель школы, в которой бы дети хотели учиться.2....

Социальный проект «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»

Паспорт социального проекта «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»...

план урока по произведению А. Жвалевского и Е. Пастернака «Время всегда хорошее»

Сценарный план урока по произведению А. Жвалевского и Е. Пастернака «Время всегда хорошее»...

Сценарий"Презентация книги"Правдивая история Деда Мороза" А.Жвалевского и Е.Пастернак

Сценарий предназначен для учащихся 5-6-х классов с интерактивным погружением в литературный материал,где дети являются участниками рекламы книги. Работа предполагает реализацию во внеурочной деятельно...

Читательская конференция. А. Жвалевский и Е. Пастернак «Охота на Василиска».

Цель конференции – привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение....