Интегрированный урок литературы в 10 классе "Гроза двенадцатого года"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

проследить изображение Отечественной войны 1812 года в истории и литературе (на примере романа «Война и мир»);

выявить идейно – художественные особенности изображения войны 1812 года; познакомить с изображением Бородинского сражения в романе Толстого и в истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА

(интегрированный урок литературы и истории в 10 классе)

Лисицына А.О.,

учитель русского языка и литературы

Цель: проследить изображение Отечественной войны 1812 года в истории и литературе (на примере романа «Война и мир»);

выявить идейно – художественные особенности изображения войны 1812 года; познакомить с изображением Бородинского сражения в романе Толстого и в истории.

Задачи:

 Образовательные:

  1. Проследить изображение Отечественной войны 1812 года в истории и литературе путем ответа на «толстые и тонкие» вопросы, «продвинутой лекции».
  2. Познакомить учащихся с изображением Бородинского сражения в литературе и истории через рассказ учителя и «чтения с остановками»

Развивающие:

  1. Развивать навыки анализа, синтеза, обобщения, навыки работы с художественным текстом;
  2. Развивать навыки устной речи
  3. Развивать интерес к предмету через использование компьютерных технологий и связь с историей

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к истории и литературе России, этические и нравственные качества личности,
  2. патриотическое воспитание учащихся

Тип урока: обобщение знаний

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.

Оборудование и средства обучения: презентация с изображением героев романа, исторических деятелей, карты – схемы

Гроза двенадцатого года настала – кто же нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?

Учитель литературы: Народ, по Л.Толстому, превращается в толпу и теряет чувство простоты, добра и правды, когда лишается исторической памяти , а значит, и всех культурных, нравственных  традиций, которые вырабатываются тысячелетиями его истории. Проблема исторической памяти особенно полнозвучно должна звучать в наше нелегкое время, поэтому мы и так назвали наш урок «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну, - говорит князь Андрей Болконский. - … Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их и воровство для продовольствия армии: обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, т.е. дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют) и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как Бог оттуда смотрит и слушает их!» (т. 3 ч.3 гл. XXV)

-  Что такое война в вашем понимании?

-  Зачем человечеству нужны войны? 

Однако войну 1812 года Л.Н.Толстой видит войной освободительной, а это – святое  дело, и устами того же князя Андрея автор говорит: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия.  Надо их казнить».  

Учитель истории: Используя карту, рассказывает о событиях начала XIX века, завоевания Наполеона, капитуляция Австрии, Пруссии, континентальная блокада Англии, Тильзитский мир, народная война в Испании, причины похода Наполеона на Россию.

Учитель литературы: Ум, дерзость способствовали тому, что Наполеон в скором времени оказывается героем многих романтических произведений литературы. Даже русские поэты, несмотря на то, что Наполеон воевал с Россией, отдают ему дань уважения и восхищения, а его трагическая судьба, поражение и заточение на острове Святой Елены лишь увеличивают романтический ореол над ним. Наполеон вызывает восхищение и у героев романа «Война и мир»

- А какого же Наполеона показывает нам Л.Н.Толстой?

Учитель истории: Рассказ о плане Наполеона разбить три русские армии по одиночке, об отступлении русских. Срыв плана Наполеона, соединение русских армий под Смоленском, о продвижении Наполеона к Москве. Используя схему, рассказ о Бородинском сражении.

Учитель литературы: А теперь обратимся к роману «Война и мир» и поразмышляем.

- Почему Толстой показывает Бородино глазами совсем не военного Пьера Безухова?

- Какие чувства испытывает Пьер, глядя на Бородинскую Панораму? (т. 3 ч.2 гл. XXX).

А вот перед нами панорама художника Рабо. Написана она была к 100-летию Бородинского сражения. Ее размеры 15 х 112,5 метра. Центром сражения стала батарея Раевского. Давайте обратимся к страницам романа, посвященные этому семейному кружку. (т.3 ч.2 гл XXX – XXXII).

- Что чувствует Пьер, находясь на батарее Раевского?

- Почему Толстой называет батарею «семейным кружком»?

- Какие лица высвечивает Толстой и почему?

- Что значит этот «разгорающийся скрытый огонь» на лицах солдат, который разгорался и в Пьере?

Учитель истории: Итоги Бородинского сражения.

Учитель литературы:

- Что говорит Толстой об итогах Бородина? Почему русские не сделали последнего усилия, чтобы разбить французов, а французы не стали наступать? (т. 3 ч. 3 гл. XXXIX)

- Как ведет себя народный полководец во время Бородинского сражения?  (гл. XXXV)

- Легко ли Кутузов принимает решение об оставлении Москвы? (т.3 ч.3 гл.  IV)

- Вспомните, какие чувства испытывают герои, глядя на пожар Москвы? (т. 3 ч.3 гл. XXX)

Учитель литературы: Этот огонь вызвал пожар сопротивления русского народа. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие…

… Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Учитель истории: Рассказ об изгнании Наполеона из России, о значении войны 1812 года и победы русских.

Учитель литературы: 

«Солдаты! Я говорил от вашего имени, когда обещал мир французской нации. Вы покорили Голландию, Рейн, Италию и продиктовали мир под стенами изумленной Вены. Солдаты! Только путем чести желаете вы возвратиться во Францию. Только триумфальными вратами войдем мы в свое Отечество. Солдаты! Вот сражение, которого вы так желали. Победа в наших руках. Она даст нам изобилие и скорое возвращение в Отечество! Действуйте, как действовали под Аустерлицем, при Фридланде, Витебске, под Смоленском и потомство с гордостью скажет о вас: и он был в великой битве под стенами Москвы!»

Разве война имеет две стороны: одну приятную и развлекательную, и другую, некрасивую и отталкивающую? Существует лишь одна война, во время которой стараются заставить врага как можно больше потерять людей убитыми, ранеными и пленными и во время которой сильный бьет слабого до тех пор, пока слабый не запросит пощады.

Но роман «Война и мир» зовет в первую очередь не к мщению, он говорит о милосердии, о величии нашего народа, о том, что человек на войне часто лишен права просить пощады, а еще чаще лишен права быть пощаженным. Поэтому так поражают нас слова Кутузова: «Вот что братцы… И вдруг голос его и выражение лица изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой старый человек, очевидно что-то нужное желавший сообщить своим товарищам… - Я знаю, трудно вам. Потерпите: недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. Вам трудно, да вы все же дома; а они – видите, до чего они дошли, - сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди. – А и то сказать, кто же их к нам позвал? Поделом им …»

Итог урока:

- Кто же помог нам выстоять грозу 12 – года?

Героев было много, память о них сохраняем и по сей день. Пушкин сам отвечает на свой вопрос, который служит эпиграфом нашего урока:

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья

За веру, за царя.

Написание синквейна на вопросы в начале урока.

Память о героях 1812 года увековечена в стихах, прозе, живописи и архитектуре. Храм Христа Спасителя был построен на народные деньги в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Взорванный в 30-е годы нашего столетия, храм восстановлен сегодня, и сияет храм всеми своими главами, как символ возрождающейся России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

Урок по теме "Война двенадцатого года"

Урок истории посвящен Отечественной войне 1812 года. Желательно провести двухчасовой урок....

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".

Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Интегрированный урок (литература и биология). Поэзия и времена года

В красоте родной природы все находят что-то родственное, близкое… И поэтому неудивительно, что природе посвящены многие поэтические и прозаические произведения, произведения Пушкина, используя з...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий».

Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий»....