Урок "Любите друг друга"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок в технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lyubite_drug_druga.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский

Канева Нелли Владимировна

Предмет: литература

Класс: 7 класс

Тип урока – постановка и решение учебных задач

 Технология  проблемного обучения и ИКТ

Урок по рассказу А. Платонова «Юшка»

«Любите друг друга»

 

Пояснительная записка

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является для России главной, так как давно известно: «что посеешь, то и пожнешь». В русской педагогической традиции всегда особое место в воспитании отводилось художественной литературе.

В Примерной программе среднего (полного) общего образования по литературе указывается: «Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его мировоззрения и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом».

Многие поколения русских людей воспитывались на идеалах добра, милосердия, любви, чести, патриотизма, совести. С первых лет жизни ребенок, во многом благодаря литературе, получил прививку от влияния негативных впечатлений, и это впоследствии не позволяло ему уклониться ко злу. Русские писатели донесли до нас, людей 21 века, «глаголы жизни вечной». В творчестве писателей и поэтов можно найти богатый материал для анализа духовно-нравственных состояний человека, следовательно, для раскрытия и осмысления важнейших духовных понятий.

Цель деятельности педагога на уроке литературы – подвести ребят к пониманию того, что с бездуховностью окружающего нас мира, с жестокостью, бессердечием, равнодушием можем бороться только мы сами. Но для этого каждый из нас должен научиться сочувствовать, сострадать, прийти на помощь, когда кто-то в этом нуждается.

Задачи урока:

Образовательная:

  1. Познакомиться с писателем, с произведением.
  2. Продолжить формирование умения работать с книгой, умения анализировать текст. Вырабатывать навыки исследовательской деятельности.
  3. Формировать умение рассуждать, выражать свое отношение к поступкам героев, обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения.

Развивающая:

  1. Развивать познавательный интерес, самостоятельность суждений, способствовать формированию исследовательской культуры учащихся.                                  
  2. Развивать творческое воображение, логическое мышление, совершенствовать навыки свободного речевого высказывания.
  3. Развивать умение характеризовать героя, давать оценочные характеристики.

 

      Воспитательная:

  1. Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек.
  2. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать чужое мнение, способствовать воспитанию взаимоотношения подростков.
  3. Подвести к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде.

 

Планируемые результаты:

Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации;  формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные: принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока);  высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;  оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,  вносить соответствующие коррективы;  целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и  решении познавательных задач; находить нужную информацию в тексте произведения; сравнивать и делать выводы; владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Предметные:

  • познавательная сфера: владеть знаниями о рассказе А. Платова «Юшка», уметь работать с текстом, самостоятельно отбирать материал по интересующему вопросу; видеть своеобразие изображения цельных характеров героев; анализировать произведение в единстве содержания и формы; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; давать характеристику героям повести и нравственную оценку их поступкам;
  • ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к нравственным проблемам рассказа А. Платонова, к характерам героев; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
  • коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, строить доказательный ответ на проблемный вопрос по прочитанному произведению;

Оборудование:  компьютер, мультимедийная аппаратура, презентация Power Point с материалами по теме урока, текст рассказа А. Платонова «Юшка»

Виды учебной деятельности:

Рецептивная: чтение эпизодов, восприятие художественного текста,

Репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов, ответы на вопросы,

Продуктивная: написание домашнего сочинения,

Поисковая: комментированное чтение,

Исследовательская: анализ художественного произведения.

Основные понятия: милосердный, милосердие, сострадание, добро, любовь, сокровенный.

Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия  для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность.    Оно направлено на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески. Исследовательская атмосфера урока проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный творческий познавательный процесс.                                                                                                                                                                      

Проблемная ситуация на данном уроке создается с учётом возраста ребят,  построена с опорой на событийную основу произведения и направлена на развитие определённых качеств личности читателя: воссоздающего воображения, точности осознания авторского голоса в произведении, способности к сопереживанию и всего того, о чём было сказано выше. Вопрос, ведущий к созданию проблемной ситуации, находится в области читательских впечатлений, прямо связан с эмоциональной оценкой текста.

Учителю в разрешении проблемной ситуации нужно уточнить выводы,   продолжить русло разговора, предлагая классу вопросы, помогая сформулировать точку зрения, прийти к общему истолкованию художественного текста. Хотя учитель остается  руководителем  учебного  процесса, но выходит из роли  человека,  сообщающего  знания,  как это было в традиционной  школе,  и  становится  тем,  кто  будит,  развивает,  наблюдает мыслительные операции учащихся, исправляет ошибки, разъясняет сомнения.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

 

Психологическая и физическая разгрузка.

Слайд 9

Слайд  10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

-Ребята, вы познакомились с рассказом Андрея Платонова «Юшка».

- Почему редакторы, взахлеб хвалившие рассказ, не осмеливались его печатать?

- Молодцы, ребята, действительно, этот маленький незатейливый рассказ Платонова заключает в себе великую идею: автор понял и показал, что выше Христа быть ничего не может. И это слово прозвучало во время последнего в 20 веке страшного гонения на православную веру и церковь – на дворе была «хрущевская оттепель».

Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться в содержании рассказа и извлечь из него важные и нужные каждому из нас нравственные уроки. Но прежде, чем начать разговор, мне хотелось бы, чтобы вы послушали стихотворение Андрея Дементьева (читает ученик) .

-Поработайте в группах и скажите, что объединяет  стихотворение Дементьева с рассказом Платонова?

-Что же будет сегодня темой нашего разговора? Как назовём сегодняшний наш урок?  

-Не раз вы произнесли слово  «милосердие», значение его нам знакомо, давайте вспомним его.

-А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Я взяла слова Ф.И.Тютчева: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
Опираясь на ключевые слова, посоветуйтесь в группах и попробуйте сформулировать  цель  нашего урока.

-О чем же сегодня пойдет речь на нашем уроке?

- Приступая к разговору,  мы попытаемся уяснить, что стало причиной трагедии в жизни человека?  Сформулируйте своё предположение одним предложением. Итак, каковы ваши версии?  (На доске записываю версии (гипотезы) учащихся).

- Для того  чтобы проверить ваши версии, понять насколько вы правы, обратимся к произведению. Откроем первую страницу. (Работа с текстом). Обратите внимание на зачин рассказа. Что он напоминает?

- Но зачин и концовка противопоставлены. Начало истории главного героя не увязывается с концом?

 - Каким представляется герой и как его изображает автор? Посмотрите, как талантливо, сжато, мастерски передается облик главного героя – через образ жизни его. Что такое образ жизни?

- Значит, автору важно дать понятие об образе жизни человека. Ефим, Юшка – для Платонова «сокровенный человек».

- Что же главное в его жизни? Что же определяет его образ жизни?

 

- Ребята, знакомство с образом жизни представляет некую загадку. Обратите внимание, что имя Ефим почти не звучит, все (и он сам себя) зовут его Юшкой. Уважительное Ефим Дмитриевич произносит посторонний для жителей поселка человек. Юшка – это прозвище. Когда дают людям прозвища?

 

- Что же за прозвище у Ефима?

- Были ли какие-то основания называть его уродом? Да, он хуже оде, слабее физически. Но не любят его за другое. Об этом поговорим попозже.

- О чем говорят детали портрета?

- Он, действительно плохо видел. Но эта деталь указывает на другое: слепые всегда вызывали сострадание.

- Влага в глазах – неостывающие слезы. Почему слезы? Что такое неостывающие слезы? Почему автор не использовал другого слова, например, невысыхающие?

- Что вы можете сказать о возрасте Юшки?

- Как одним словом можно выразить впечатление от образа главного героя по его поведению? Кто он?

 

- Как вы понимаете значение слов «блаженный», «сокровенный»?

- Для литературы существенен вопрос о неадекватности героя, его судьбы по отношению к душе.

- Молодцы, ребята, правильно. Посмотрите, образ жизни Юшки дает нам представление о человеке, который никому не сделал зла. Юшка больше своей судьбы. Если мы обратимся к Священному писанию, то , что жил он по заповедям Божиим: не стяжал богатства, в поте лица добывал хлеб свой, но люди не видели в нем человека. Для них он выполнял роль неодушевленного предмета. Какого?

 

- Но за эту свою праведную жизнь Юшка получил благодать от Бога.

- Трагедия главного героя раскрывается в трех подтемах рассказа: «Юшка и дети», «Юшка и взрослые», «Юшка и веселый прохожий».  Каждая группа внимательно проанализирует свою подтему. Помогут вам в этом вопросы и задания, текст рассказа.

Вопросы и задания для 1 группы «Юшка и дети»:

  1. Внимательно прочтите часть рассказа и выпишите глаголы, обозначающие действие детей по отношению к Юшке, и Юшки по отношению к детям.
  2. Что кажется странным в поведении детей?
  3. Какую правду жизни утверждает Юшка своим поведением?
  4. Как Юшка относится к детям? Что он говорит?
  5. Почему дети радовались, что с Юшкой можно все делать?
  6. Чему радовался Юшка?
  7. Что значит любить человека? Нужно ли его любить?
  8. В каких поступках и душевных состояниях проявляется любовь Юшки?
  9. Как вы думаете, обладали ли такой любовью дети? Любили ли они Юшку?

 Вопросы и задания для 2 группы «Юшка и взрослые»

  1. Как ведут себя взрослые по отношению к Юшке?
  2. Как объясняет писатель такое отношение? Почему они обижали беззащитного человека? В чем взрослый человек видит вину Юшки?
  3. В каких словах Даши выражены беспросветность, трагизм положения Юшки в человеческом обществе?
  4. Как Юшка относился к людям, которые так обижали его?
  5. Что такое слепое сердце?

 Вопросы и задания для 3 группы «Юшка и веселый прохожий»

  1. Почему у прохожего нет имени? Случайно ли это?
  2. Почему автор называет его веселым? Разве веселый человек может ударить, убить другого?
  3. Чем отличается эта сцена от предыдущей?
  4. Почему всегдашнее смирение изменило ему?
  5. Как вы понимаете выражение «сила злобы»?
  6. Встреча Юшки с веселым прохожим – случайность или закономерность?
  7. Почему вся деревня пришла прощаться с умершим?

- Ребята обрати внимание на финал рассказа. Сколько абзацев в финале рассказа? Прочитаем последние строчки произведения.

 - Какова их роль?

- Молодцы, ребята. Я хочу дополнить ваш ответ. Роль финала рассказа двойственная. Он имеет особое назначение и в сюжетной, и в смысловой интриге. Здесь раскрывается  еще одна подытоживающая весь рассказ философская тема духовного наследия. Мы узнаем, что добро, оставленное человеком в мире, после его смерти (как и зло) никуда не пропадает. Добро как бы преумножается, точно так, как из одного зерна, брошенного в добрую землю, вырастает много.

- Как решает эту тему автор?

 

 - Расскажите о ней?

 

- Как Юшка идет эта юная женщина-врач к больным, нуждающимся в ней, понимает, милосердствует, лечит. Так любовь, осветившая жизнь одного человека, светит сейчас многим.

- Почему так горько плакала на могиле Ефима Дмитриевича эта девушка?

- Вернёмся к эпиграфу к словам Ф.И.Тютчева: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»  

       

- О ком из героев произведения Платонова  можно сказать этими словами?  (слайд с эпиграфом  слов  Тютчева).

-Чему же учит нас книга?

 

-Что хотел автор сказать своим произведением, в чём убедить нас?

- Возвращаюсь к формулировке темы  урока. Ребята назвали его «Любите друг друга».

Продолжите предложение:

Этот урок научил меня…

Этот урок заставил меня задуматься…

Мне захотелось…

- Закончить урок мне хочется пожеланием:

Учитесь отдавать любовь легко,
Без жалоб, без стеснений, без упрека,
Чтобы внутри все пело и цвело
И чтоб снаружи радовало око.

-Сам Платонов писал:
Я не мудрый, а влюбленный,
Не надеюсь, а молю.
Я теперь за все прощенный,
Я не знаю, а люблю.

Известная русская писательница Мария Прилежаева как-то заметила: «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети».

Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым сердцем помочь.

Д.з.  дать письменный ответ на вопрос:

«Что я понял для себя из рассказа А.Платонова «Юшка»?

Или

Хотел ли бы я, чтобы на моем пути встретился такой человек, как Юшка?

- А. П. Платонов в большинстве произведений предстает перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идет речь в его рассказе “Юшка”, где  автор говорит о  взаимоотношениях человека с человеком.

 

-Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих  мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.

-  Стихотворение Дементьева с рассказом Платонова объединяют поднятые авторами проблемы, а самая важная – проблема милосердия

варианты названий: «О любви и милосердии»,  «Любите друг друга», «Трагедия любви»

(Лексическая работа)

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердный – проявляющий милосердие.

- Воспитывать в себе любовь к людям, милосердие, работать над собой, задуматься над тем, что такое добро и зло, милосердие и сострадание, каким должен быть человек, какие поступки можно назвать достойнейшими, какой путь выбрать в жизни.

- Речь пойдёт о Юшке и о том, что с ним произошло.

Гипотезы учащихся:  взрослые и дети его обижали, смеялись над ним, презирали его, унижали. Они были жестокими, несправедливыми по отношению к Юшке.

Работа с текстом, анализ текста

-  Он напоминает начало сказки. Течет ровно, спокойно и предполагает хороший конец.

- Наверное, это говорит об отсутствии гармонии, добра, любви, без чего жизнь невозможна.

 

- Образ жизни героя – это его занятия, окружающая обстановка.

- Автор обращает наше внимание на следующие детали: имя, портрет, возраст, занятие, жилье, вещи, еда.

 

(предполагается небольшая дискуссия)

-Мы не знаем, почему так, но материальное не было главным для него, за материальными благами явно он не гнался. Жилья своего у него не было, одежда та, что на нем, полушубок достался в наследство от отца, валенки подшивал каждый год и носил одни и те же. Работа в кузнице ухудшала и без того плохое здоровье. Питался он тоже не очень хорошо, чаю и сахару не покупал, равно как и других продуктов тем более. (работа с текстом)

 

 

 

- Когда не уважают человека.

 -Презирают.

- Стараются унизить.

 

- Юшка-юрод, урод, юродивый

 

- Нет, он не урод. Он просто не такой как все.

 

-  Глаза белые, как у слепого.

- Но Юшка вызывает сострадание лишь у автора.

- У него душа плакала. Постоянная боль жгла сердце. Слезы были горячие.

 

- О возрасте написано тоже необычно: «старый на вид» в начале рассказа – намек на то, что на самом деле старым он не был. Далее, в середине рассказа узнаем, что ему всего сорок лет.

- Чудак, чудик, блаженный, юродивый. Но это не чудик. Он с духовной точки зрения душевный, благочестивый человек. Лексическая работа

Блаженный  осененный благодатью, в высшей степени счастливый; глуповатый.
Сокровенный – нечто скрытое до поры, дорогое, свято хранимое и тайное, задушевное.
 

- Мы знакомились с такими героя. Читали рассказы В.М.Шукшина. Окружающие их люди не понимали, считали их чудиками. А они были очень добрыми и чуткими людьми.

 - Часов. Шел на работу – старики вставали и будили молодых. Шел с работы – все знали, что пора ложиться спать.

Учащиеся работают в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Выступления учащихся.

  - 5 абзацев.

 

- В конце рассказа раскрывается тайна Юшки и загадки его кажущегося чудачества. Юшка претерпевал голод, холод, болезнь ради девочки – сироты. Он делал великое дело, не ожидая для себя никакой награды.

 

- Появляется новая героиня. Автор рисует образ ее жизни.

- (работа с текстом) Это юная девушка, врач, она выжила, воспиталась и выучилась на деньги Юшки. Именно ради нее, не родной, но сироты, Юшка терпел тяжелый труд, плохо питался, не мог купить добротной одежды, терпел побои и унижения.

- Она приехала лечить его, помочь, отблагодарить. Но было уже поздно. В ее душе осталось чувство

вины.

- О Юшке, о юной девушке

- Книга учит нас не быть жестокими. В любой ситуации надо оставаться человеком, не унижать достоинство другого человека, не идти на поводу у толпы.

- Книга учит  быть милосердным.

- Книга учит любить людей.

 -Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дадут возможность человеку в современном мире не потерять себя, своей души. Именно любовь дает нам право называться людьми.

Литература

 Платнов А.П.. Юшка: рассказ  

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное – М.: ООО «А ТЕМП», 2010.

Н.М.Мищенко. Уроки литературы – уроки нравственности: Методическое пособие/ Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров.- Сыктывкар, 2006.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы интересны друг другу потому, что мы разные»

Цели и задачи: •Ввести и закрепить определение термина "толерантность”, углубить понимание его значения. •Сформировать представление о толерантном отношении. •Используя различные упражнения,...

внеклассный урок "Давайте говорить друг другу комплименты"

Этот внеклассный урок дает понятие словам, как комплиент и лесть.уметь различать комплимент от неправдивой похвалы; научить говорить друг – другу ласковые и вежливые слова; воспитывает быть дружными, ...

"Давайте говорить друг другу комплименты"

Классный час о формировании умения говорить друг другу комплименты в форме игры....

"Давайте понимать друг друга с полуслова

Внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса по нравственному воспитанию...

«Смотреть друг другу в глаза…» (Из опыта работы по УМК «Вокруг тебя - Мир...»)

«Вокруг тебя - Мир...» дополняет основной курс литературы и мо­жет быть использован на уроках развития речи, внеклассного чтения, на факультативных занятиях. Он содержит специально подобр...