Кто ближний мой?..
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Усталова Оксана Вячеславовна

Урок по произведению Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.m.dostoevskiy_malchik_u_hrista_na_elke.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» Кто ближний мой? «Не успокаивайтесь! Пока молоды, не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» А.П. Чехов

Слайд 2

1. Ребята, приходилось ли вам помогать ближним? 2. Что движет человеком, когда он помогает другому? (чувство сострадания, ответственности, жалость) Но бывают случаи, когда люди проходят мимо чужого страдания… Этап актуализации. Просмотр сюжета о Саше Пушкареве – хрустальном мальчике

Слайд 3

Как вы думаете, о чем этот рассказ? Чтение с остановками. Анализ первого фрагмента Первый фрагмент текста: Где происходит действие рассказа? Что мы узнаем о ребенке? Как он одет? Почему он в халатике? Сколько ему лет? Что его окружает? На ваш взгляд, как оказался мальчик в подвале? 1 акцент: возраст мальчика (лет шести или даже менее) Возрастная граница, которая разделяет младенца от отрока. До семи лет дети безгрешны. 2 акцент: одежда мальчика (одет «был в какой-то халатик») Сравните. На Владимирской иконе Божьей Матери изображен младенец Иисус, на вид он не старше семи и одет в халатик. Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

Слайд 4

Трехмерная организация пространства

Слайд 5

Прогнозирование дальнейшего развития событий Как вы думаете, как сложатся события после того, как мальчик выйдет на улицу? В холодном и сыром подвале

Слайд 6

Анализ второго фрагмента. Город. В поисках приюта

Слайд 7

Кого встречает мальчик на пути? Могли ли они помочь мальчику и как? Анализ второго фрагмента

Слайд 8

Как вы думаете, эти люди абсолютно равнодушные? Беседа с классом Жалко ли этим людям мальчика? Да Но почему никто из них не помог мальчику? Лишние заботы удалят их от приятной и комфортной жизни Людям проще не заметить мальчика Следовательно, чтобы помочь человеку, одной жалости недостаточно, нужна решимость, смелость

Слайд 9

С христианской точки зрения, помочь другому мешает наш страх – страх впустить человека в свою жизнь, потому что услышать другого – это значит связаться с судьбой другого, это значит войти в его нужду, а это так или иначе нарушит наш покой, лишит нас некоего комфорта, к которому мы так привыкли, который так ценим. И потому мы проходим мимо… А в основе страха лежит себялюбие. Как же нам заставить себя помочь другому? (Вопреки эгоизму - действовать.) Преодолеть в себе страх, встретиться с ближним – это одна из главных задач в жизни каждого человека. Почему нам бывает сложно проявить решимость и помочь другому?

Слайд 10

Кто же наш ближний? Давайте изобразим схематически нас и нашего ближнего? Я ОН

Слайд 11

Законник спрашивал Иисуса Христа: а кто мой ближний ? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит , быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария , дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам ? Он сказал: оказавший ему милость . Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же . Притча о добром самарянине

Слайд 12

Ближний – это не тот человек, которому мы уделяем внимание. Каждый из нас является ближним для других. Я – ближний тому, кто сейчас нуждается в моей помощи. Кто такой ближний? он Я

Слайд 13

Анализ третьего фрагмента

Слайд 14

Действие происходит в Рождество. Что символизирует этот праздник? (это приход в мир Спасителя, это встреча с Богом. Герои этой истории готовились к рождеству, украшали елки, готовили праздничные обеды, но по существу в душу они Христа не впустили) Этот мальчик – проверка для человека. Чтобы люди доказали свою приверженность Христу не умением встретить этот праздник и елками, но и милосердием. Это была возможность для человека проявить милосердие, люди прошли мимо. Значит, несмотря на соблюдение ими определенных традиций, в душе они Христа не имели. Это елка, но елка без Христа. Христос пришел для того, чтобы люди научились любить друг друга, помогать друг другу, а люди зачастую сводят христианство только к обряду, к внешнему проявлению веры. Обобщение. В чем смысл названия рассказа?

Слайд 15

Можно ли назвать этот рассказ трагичным? С кем именно произошла трагедия?

Слайд 16

Мальчик - и все умершие в результате нашего безразличия - оказываются со Христом; мы остаемся с маленьким трупом на заднем дворе, за дровами. Очевидно, до следующей попытки... Двойная концовка рассказа

Слайд 17

Рефлексия. Продолжите фразу… Я ближний тому… кому нужна помощь Для того чтобы помогать другим… нужна не только жалость, но и действие Вера без добрых дел… мертва Одна из главных задач в жизни каждого человека… преодолеть в себе страх, встретиться с ближним и творить добро

Слайд 18

Актуальна ли эта история в наши дни? Как вы считаете, почему нужно помогать другим? Что мы можем сделать сегодня, чтобы трагедия, подобная той, которую описал Достоевский, не произошла с нами? Как мы можем помочь другим людям?

Слайд 19

Пермь милосердная

Слайд 20

Православный приют в Верещагино при Свято-Лазаревском монастыре

Слайд 21

Пермский центр развития добровольчества

Слайд 22

Отдел социального служения Пермской епархии

Слайд 23

Православная молодежь Прикамья

Слайд 24

Пермское сестричество милосердия при институте сердца

Слайд 25

Центр гуманитарной помощи «Светлица»

Слайд 26

Найти в СМИ, в сети Интернет примеры бескорыстной помощи другим людям и подготовить сообщение об этом Написать эссе на тему «Я – ближний…» или взяв в качестве тезиса эпиграф к уроку Домашнее задание на выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа курса "География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями".

В программе курса предлагается изучать географию России и стран постсоветского пространства для воспитания толерантности и уважения к народам стран-соседей, понимания общности исторических судеб этих ...

Базовый комплекс приёмов самообороны на ближней дистанции при помощи опережающих ударов.

Вопросы обучения приёмам самообороны являются актуальными всегда, но особенно в «смутные» времена- времена различных социально – экономических перемен, кризисов. Масса людей становятся безработными, ...

Тестовая работа по теме"Страны ближнего зарубежья"

Данный тест расчитан на два варианта. Представлены задания с одним, несколькими выборами ответов, а также определение страны или региона по краткому описанию...

Выступление на ассоциации гимназий России и Ближнего Зарубежья

В это раз я поделилась своим опытом в применении рейтинго-накопительной системы на уроках русского языка. В урок добавлена технология критического мышления....

"Твори добро на благо ближнему"

Заметка об участии в марафоне "Твори добро на благо ближнему" учеников 6и 7 классов Платовской школы....

Конрольная работа по истории "Восточное Средиземноморье и Великие военные империи Ближнего Востока"

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как ...

Презентация по теме: Ближний Восток в древности.

Презентация для непрофильного 10 класса по Зарубежной истории....