Зимние миниатюры
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Усталова Оксана Вячеславовна

Урок литературы в рамках поточно-группового обучения. 6 класс

Тип урока – продукто-ориентированный

Направление «Литература и творчество»

Тема: «Зимние миниатюры» (сценические миниатюры на стихи русских поэтов о зиме)

Цель: развитие творческих способностей учащихся, навыков работы в команде, раскрытие актерского потенциала.

 

Наглядность: класс украшен поделками учащихся зимней тематики (рисунки с изображением зимней природы, снежинки), фоторепродукции картин известных художников, слайд-шоу. Для сценических миниатюр подготовлен реквизит, который ученики будут использовать на уроке.


 

Структура урока


 

  1. Вступительное слово учителя о зиме. Выразительное чтение стихотворения «Пришла зима». (Параллельно идет слайд-шоу с музыкальным сопровождением.)

 

Пришла зима ... Вся в белом, как невеста, 
Крахмальной юбкой бережно шурша, 
Исправив мир изящным взмахом жеста, 
Застыла так, что дрогнула душа... 

Пришла зима волшебная, как сказка, 
Со свитой из снежинок-балерин, 
И белая пушистая окраска 
Накрыла ветки инеем ворсин ... 

Пришла зима морозным серым утром 
И дымкой застелила крепкий лед, 
Посеребрила сверху перламутром 
Скользящий и опасный гололед. 

Пришла зима, застыла в онемении, 
Чуть заморозив розовым рассвет, 
Чтобы поведал всем о возвращении 
Ее белейшего Величества... привет!

 

 

  1. Вопрос классу: за что мы так любим зиму? Почему так много стихов, посвященных этому времени года? Ученики отвечают, что она красива, чиста, что она дарит много надежд, радости. Учитель отмечает, что цель урока в том, чтобы ребята почувствовали радость от прихода зимы и воплотили ее в своих творческих миниатюрах.

Учащиеся разделены на четыре группы. Каждой группе выдается одно стихотворение: А. А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка…», Н. А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети», Д. Хармс «Дворник – Дед Мороз», С. Михалков «Белые стихи».

  1. Самостоятельная работа учащихся в группах (7-10 минут). Ребята выбирают для своей миниатюры реквизит, подбирают музыку, которую они заготовили дома, сохранив на телефонах или плеерах.


 

  1. Слово учителя. - По-разному приходит зима. Иногда неспешно, чуть пугая нас легким морозцем, а иногда встанешь утром, глянешь в окно, а вокруг все белым-бело. Так и хочется сказать: «Мама, глянь-ка из окошка»…

  2. Выступление первой группы. Сценическая миниатюра на стихотворение А.А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка».

  3. Слово учителя. - Но зима бывает студеная и суровая, когда хочется надеть теплые рукавицы, меховую шапку и шубу. О такой студеной зимней поре писал свои строки Н. А. Некрасов «Однажды в студеную зимнюю пору».

  4. Выступление второй группы. Миниатюра по отрывку из поэмы «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова.

  5. Слово учителя. – Ребята, а без чего не бывает зимы? – Без снега, снегопада. – Да, и мы порой так радуемся ему, подставляя свои ладони, свое лицо навстречу летящим снежинкам. Нам-то радость, зато для дворников снегопад – самое хлопотное дело.

  6. Выступление третьей группы с инсценировкой шуточного стихотворения Даниила Хармса «Дворник – Дед Мороз».

  7. Слово учителя. - Ребята, а какие эпитеты мы подберем с вами к слову зима? Ребята отвечают: чудесная, морозная, чистая, светлая, белая… - И именно такой эпитет подобрал Сергей Михалков к своему стихотворению, назвав его «Белые стихи».

  8. Выступление четвертой группы.


 

  1. Выводы, итоги урока. Оценка сценических миниатюр. Учитель благодарит учащихся за работу и желает им, что нынешняя зима подарила им много радости, много чудесных минут… В качестве домашнего задания ребятам предлагается сделать фотоснимки с зимним пейзажем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_miniatyury.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в рамках поточно-группового обучения. 6 класс

Тип урока – продукто-ориентированный

Направление «Литература и творчество»

Тема: «Зимние миниатюры» (сценические миниатюры на стихи русских поэтов о зиме)

Цель: развитие творческих способностей учащихся, навыков работы в команде, раскрытие актерского потенциала.

Наглядность: класс украшен поделками учащихся зимней тематики (рисунки с изображением зимней природы, снежинки), фоторепродукции картин известных художников, слайд-шоу. Для сценических миниатюр подготовлен реквизит, который ученики будут использовать на уроке.


Структура урока


  1. Вступительное слово учителя о зиме. Выразительное чтение стихотворения «Пришла зима». (Параллельно идет слайд-шоу с музыкальным сопровождением.)

Пришла зима ... Вся в белом, как невеста, 
Крахмальной юбкой бережно шурша, 
Исправив мир изящным взмахом жеста, 
Застыла так, что дрогнула душа... 

Пришла зима волшебная, как сказка, 
Со свитой из снежинок-балерин, 
И белая пушистая окраска 
Накрыла ветки инеем ворсин ... 

Пришла зима морозным серым утром 
И дымкой застелила крепкий лед, 
Посеребрила сверху перламутром 
Скользящий и опасный гололед. 

Пришла зима, застыла в онемении, 
Чуть заморозив розовым рассвет, 
Чтобы поведал всем о возвращении 
Ее белейшего Величества... привет!

 

  1. Вопрос классу: за что мы так любим зиму? Почему так много стихов, посвященных этому времени года? Ученики отвечают, что она красива, чиста, что она дарит много надежд, радости. Учитель отмечает, что цель урока в том, чтобы ребята почувствовали радость от прихода зимы и воплотили ее в своих творческих миниатюрах.

Учащиеся разделены на четыре группы. Каждой группе выдается одно стихотворение: А. А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка…», Н. А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети», Д. Хармс «Дворник – Дед Мороз», С. Михалков «Белые стихи».

  1. Самостоятельная работа учащихся в группах (7-10 минут). Ребята выбирают для своей миниатюры реквизит, подбирают музыку, которую они заготовили дома, сохранив на телефонах или плеерах.


  1. Слово учителя. - По-разному приходит зима. Иногда неспешно, чуть пугая нас легким морозцем, а иногда встанешь утром, глянешь в окно, а вокруг все белым-бело. Так и хочется сказать: «Мама, глянь-ка из окошка»…
  2. Выступление первой группы. Сценическая миниатюра на стихотворение А.А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка».
  3. Слово учителя. - Но зима бывает студеная и суровая, когда хочется надеть теплые рукавицы, меховую шапку и шубу. О такой студеной зимней поре писал свои строки Н. А. Некрасов «Однажды в студеную зимнюю пору».
  4. Выступление второй группы. Миниатюра по отрывку из поэмы «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова.
  5. Слово учителя. – Ребята, а без чего не бывает зимы? – Без снега, снегопада. – Да, и мы порой так радуемся ему, подставляя свои ладони, свое лицо навстречу летящим снежинкам. Нам-то радость, зато для дворников снегопад – самое хлопотное дело.
  6. Выступление третьей группы с инсценировкой шуточного стихотворения Даниила Хармса «Дворник – Дед Мороз».
  7. Слово учителя. - Ребята, а какие эпитеты мы подберем с вами к слову зима? Ребята отвечают: чудесная, морозная, чистая, светлая, белая… - И именно такой эпитет подобрал Сергей Михалков к своему стихотворению, назвав его «Белые стихи».
  8. Выступление четвертой группы.


  1. Выводы, итоги урока. Оценка сценических миниатюр. Учитель благодарит учащихся за работу и желает им, что нынешняя зима подарила им много радости, много чудесных минут… В качестве домашнего задания ребятам предлагается сделать фотоснимки с зимним пейзажем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов. Зимний день здоровья "Зимние забавы"

День здоровья "Зимние забавы" разработан для учащихся 5-6 классов.Этот день один из самых любимых зимних праздников ребят Бехтеревской школ...

Внеклассное мероприятие в зимние каникулы "Путешествие по зимним тропкам"

дана разработка в форме спортивной игры с разными конкурсами и заданиями...

Спортивный зимний праздник "Зимние забавы"

Спортивного зимнего праздника "Зимние забавы"  проводится с целью показать детям привлекательность зимних месяцев года, развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет....

Миниатюра « Здравствуйте» (урок 3) из сборника авторских миниатюр в помощь классному руководителю «Уроки вежливости» (для учащихся 5-7 классов)

Урок 3.   «Здравствуйте»Цель:  воспитание и развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала обучающихся и  способности оценивать окружающий мир по законам вежливости и...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...