Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность».
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Николаева Наталья Александровна

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н.Толстой . Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность».

Слайд 2

Выбор этих глав поможет нам опереться на завязку — попытку составления Николенькой «Правил жизни» весной, перед поступлением в университет. Глава V. «Правила». Глава X. «Экзамен истории». Глава XXXI. « Comme il faut ». Глава XXXVI . «Университет». Глава XXXIX. «Кутеж». Глава XLIII . «Новые товарищи». Глава XLV. «Я проваливаюсь».

Слайд 3

Кто же является рассказчиком в этом произведении? Надо понимать, что перед нами два лица: Николенька Иртеньев 16 лет и рассказчик, взрослый человек, который вспоминает свои юношеские годы, анализирует свое поведение и делает зримым то, что самим Николенькой не осознавалось, но только смутно ощущалось.

Слайд 4

Важнейшую роль в жизни Николая играет дружба с Дмитрием Нехлюдовым, однокурсником Володи, который единственный видит в нем человека и интересуется не своим влиянием на юношу, а именно его умственными и душевными движениями. Под влиянием этой дружбы накануне Пасхи Николай решает составить «Правила жизни», «написать себе на всю жизнь расписание своих обязанностей и занятий, изложить на бумаге цель своей жизни и правила, по которым всегда уже, не отступая, действовать».

Слайд 5

После Пасхи, на Святой неделе, отец и девочки уезжают в деревню, и в доме остаются только Николай, Володя и их гувернер. Николай должен готовиться к вступительным экзаменам в университет. Новые впечатления свободной жизни заглушают все прежние чувства юноши.

Слайд 6

Глава «Как я готовлюсь к экзамену » «Тетрадь с заглавием „Правила жизни“ тоже была спрятана с черновыми ученическими тетрадями. Несмотря на то что мысль о возможности составить себе правила на все обстоятельства жизни и всегда руководиться ими нравилась мне, казалась чрезвычайно простою и вместе великою, и я намеревался все-таки приложить ее к жизни, я опять как будто забыл, что это нужно было делать сейчас же, и все откладывал до такого-то времени» (и далее до конца абзаца).

Слайд 7

I. Глава X «Экзамен истории» Главу «Экзамен истории» читаем вслух, затем сделаем необходимые комментарии. — Какие вопросы вызвала у вас эта глава? — Какие чувства испытал Николай, войдя в университетскую залу? — На какие роды разделил будущих сокурсников Николай?

Слайд 8

Глава XXXI « Comme il faut » Слова « comme il faut » («комильфо») означают благо воспитанность, то есть следование определенному комплексу внешних правил и соблюдение ряда формальных условий, почитающихся за исключительно важные и само достаточные. Это такие детали, как чистота и правильная форма ногтей, хороший выговор французского языка, определенные виды одежды и прически, манера деланно скучать во время интересующего человека разговора, вся чески демонстрировать равнодушие к тому, что интересно другим, или, наоборот, преувеличенно радоваться совершенным пустякам, изображать захваченность каким-либо действием, которое на самом деле непонятно и вызывает подлинную скуку. Это — стремление в определенные моменты обходиться многозначительными жестами и репликами и презрение ко всем, не принадлежащим к указанному кругу .

Слайд 9

Автор описывает влюбленности и разочарование в светских удовольствиях, которое испытал Николай, дружбу его с семейством Нехлюдовых и охлаждение отношений с самим Дмитрием Нехлюдовым. Везде истинные и ложные нравственные ценности сталкиваются в душе юноши, и часто он ощущает беспокойство, ведет себя не так, как хотел бы, и смутно пытается понять причину изменений, происходящих в нем.

Слайд 10

Фактически это — то несомненное преимущество, которое приписывали себе пустые светские люди и соответствовать которому почитали за верх искусства жизни. Чело век, уверенный в том, что он «комильфо», мог ничем больше не заниматься и не выделяться никакими достоинствами , он уже достиг наивысшей касты, и никакие прочие успехи не в состоянии ничего прибавить к этой принадлежности или убавить от нее. Соответственно любой талант вне этого круга заведомо воспринимался снисходительно , как обделенный чем-то существенным. Правила « комильфо » всегда довлели над людьми, выделяющимися среди них.

Слайд 11

Почему герой чувствует себя «неспособным к сближению» с однокурсниками? — Почему ломаются его отношения с казеннокоштным студентом Оперовым ? — Какое чувство доминирует в душе Иртеньева во время кутежа?

Слайд 12

«...Но я помню главное: что в продолжение всего этого вечера я беспрестанно чувствовал, что я очень глупо делаю, притворяясь, будто бы мне очень весело, будто бы я люблю очень много пить и будто бы я и не думал быть пьяным, и беспрестанно чувствовал, что и другие очень глупо делают, притворяясь в том же».

Слайд 13

— Как влияет на отношения Николая с товарищами миф o comme il faut ? — Что думает Николай о предстоящих экзаменах? — Как ведет себя герой в квартире Зухина ? На чем основано его презрение? «Стараясь не высказывать своего к ним презрения, я снял сюртук и лег по-товарищески на диван».

Слайд 14

— Как относились новые товарищи к Иртеньеву? «...Они как будто считали меня не только равным себе, но даже добродушно покровительствовали мне». — Что служило основанием для такого отношения студентов к Иртеньеву? — Чем различались их исходные установки? — Прокомментируйте цитату: «Несмотря, однако, на эту, в то время для меня непреодолимо отталкивающую, внешность, я, предчувствуя что-то хорошее в этих людях и завидуя тому веселому товариществу, которое соединяло их, испытывал к ним влечение и желал сблизиться с ними, как это ни было для меня трудно».

Слайд 15

Чем выделялся из среды своих товарищей Зухин ? — Как характеризует Иртеньев знания студентов из кружка Зухина ? — Как изменялось отношение Николая к товарищам? «С каждым днем я больше и больше извинял непорядочность этого кружка, втягиваясь в их быт и находя в нем много поэтического». — Какую пользу принесли Николаю занятия с новыми товарищами ?

Слайд 16

Нравственная борьба в душе Николая и провал на экзамене, кажется, должны привести героя к крушению мифа о comme il faut , к установлению новой иерархии нравственных ценностей. Но Толстой не дает на это однозначного указания в тексте. В полном установлении нового взгляда заставляет сомневаться и любование Николая своими страданиями («на ходил наслаждение в слезах»), и ощущение себя оскорбленным и униженным, и праздное шатание из комнаты в комнату накануне отъезда в деревню.

Слайд 17

— Когда на юношу нашла «минута раскаяния и морального порыва»? Что он решил для себя? «Оправившись, я решился снова писать правила жизни и твердо был убежден, что я уже никогда не буду делать ничего дурного, ни одной минуты не проведу праздно и никогда не изменю своим правилам». — Как вы думаете, легким ли был дальнейший путь нравственного развития Николая Иртеньева?

Слайд 18

То, что «Юность» заканчивается крупным разочарованием молодого человека, его жизненной неудачей, глубоко символично. Только потерпев серьезное поражение, можно очиститься от многочисленных наслоений, принимаемых за истину, и оказаться готовым слушать и действенно воспринимать голос сердца. Чтобы наполнить сосуд, его прежде надо освободить. Масса искусственных построений рухнула в голове у Николая Иртеньева, но сохранилось главное — стремление найти правду жизни, обрести нравственную чистоту и душевную гармонию.

Слайд 19

Письменный ответ на вопрос «Какой эпизод повести „Юность“ более всего привлек мое внимание и почему?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Детство", "Отрочество". Работа над собой. Нравственное становление личности (по учебнику Р.Н.Бунеева).

Это последний урок в системе уроков по творчеству Л.Н.Толстого в 7 классе. Основная тема урока - это становление детского характера, "диалектика" детской души....

Урок литературы «Формирование личности героев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.

Данный урок - урок  обобщения знаний по теме с элементами развивающего обучения.Цели урока:учить вчитываться в художественный текст и открыто высказывать мысли, возникающие в ходе чтения; (акцент...

урок в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: Лев Николаевич Толстой.Слово о писателе.

Цель урока:·         Ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.Задачи1.     Развить интерес к писателю, как к личности, и...

Урок по теме "Организация сложного синтаксического целого в трилогии Толстого Л.Н.«Детство», «Отрочество», «Юность»

Данный урок направлен на изучение различных аспектов языковой организации творческого наследия Л.Н. Толстого, на рассмотрение некоторых типичных (для трилогии Л.Н. Толстого) видов ССЦ, на раскрытие ос...

М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство».

Конспект урока по литературе в 7 классе.М. Горький . Слово о писателе. Автобиографический характер повести "Детство"...