Литературно-музыкальная гостиная «В этом мире я только прохожий…»
учебно-методический материал по литературе на тему

Калина Виктория Геннадьевна

Литературно-музыкальная гостино по творчеству С. Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_etom_mire_ya_tolko_prohozhiy.docx111.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7

Виктории Геннадьевны Калины

Литературно-музыкальная гостиная «В этом мире я только прохожий…» (по творчеству С. Есенина)

Цели: Расширить знания учащихся о жизни и творчестве С. А. Есенина, вызвать интерес к его поэзии, заинтересовать учащихся противоречивой личностью поэта, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе. Совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к Родине, матери, природе, к поэзии.

Задачи:

Образовательные

– знакомство с личностью и жизнью поэта, эпохой;

– введение обучающихся в сложный мир есенинского стиха, подчеркивая его музыкальность и живописность;

– раскрытие особенности поэтического таланта автора.

Развивающие

– формирование индивидуальных оценочных суждений о жизни и творчестве поэта;

– развитие творческих, актёрских способностей.

Воспитательные

– воспитание любви к творчеству С. Есенина;

– формирование эмоциональной культуры личности и ценностного отношения к искусству через изучение жизни и творчества С. Есенина;

-  формирование навыков учебного общения и сотрудничества со сверстниками.

Область применения: литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству Есенина.

Звучит запись песни на стихи Есенина: «Отговорила роща золотая»

Добрый день. Наша встреча посвящается творчеству великого и талантливого поэта Сергея Есенина.

Ведущий 1:

     Двадцатый век – блистательная пора русской поэзии. Это время подарило миру имена поэтов, виртуозно владевших умением увидеть и передать тончайшие нюансы движений души человеческой и движений природы. Одно из первых мест в пантеоне имён принадлежит Есенину. https://mylitta.ru/uploads/posts/2015-10/1443937867_sergei-yesenin-8.jpg

Ведущий 2:

     Его популярность несравнима с популярностью других поэтов. Его имя особым, тихим светом озаряет душу человека. По словам Гоголя, в его стихах живёт «неведомая сила, свидетель истинно растроганного внутреннего состояния. Сила эта сообщится всем и произведёт чудо: потрясутся и те, которые не потрясались никогда от звуков поэзии».

Ведущий 3:

     Одни объяснили любовь читателей к поэзии Есенина её тесной связью с жизненными драмами и конфликтами революционного периода, но те времена прошли и сменилось не одно поколение читателей, а стихи Есенина нисколько не утратили своего обаяния.

Мы многое еще не сознаем,

Питомцы ленинской победы,

И песни новые

По-старому поем,

Как нас учили бабушки и деды.

Другие искали истоки к вечной тяге горожан к природе, но его стихи пользовались огромной любовью и тех, кто никогда не разрывал связи с природой. Да и писал он не только о природе, но и о человеке, его судьбе, горестях, заботах, счастье.

Я думаю: как прекрасна земля

И на ней человек.

Ведущий 1:

     Есенин своими стихами вселял в людей веру в свет, раскрывал для них радость бытия, возвращал несчастным надежду на избавление. Человечность, милосердие, сочувствие ясно видны в стихах и поэмах всех периодов творческого пути Сергея Есенина. Они составляют основу его поэзии. М. Горький писал: «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое –более всего иного – заслужено человеком».

Чтец 1:

В том краю, где жёлтая крапива

И сухой плетень,

Приютились к вербам сиротливо

Избы деревень.

Там в полях, за синей гущей лога,

В зелени озёр,

Пролегла песчаная дорога

До сибирских гор.

Затерялась Русь в Мордве и Чуди,

Нипочём ей страх.

И идут по той дороге люди,

Люди в кандалах.

Ведущий 2:

     В ранних стихах Есенина отражается всё его деревенское детство: пахота и жатва, сенокос и выпас лошадей в ночном, праздники и гулянья, девичий смех и «белый перезвон» берёз, плач глухарей и «дрёмная песня» рыбаков. Его стихи полны запахов, звуков и красок: Спас пахнет яблоками и мёдом, ели льют запах ладана, рощи кроют синим мраком, полыхают зори. Казалось он романтизирует деревенское бытие, любуется особенностями деревенской жизни.

Чтец 2:

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети.

Где-то мышь скребется в затворённой клети...

У лесной поляны — в свяслах копны хлеба,

Ели, словно копья, уперлися в небо.

Закадили дымом под росою рощи...

В сердце почивают тишина и мощи.

Ведущий 3:

     Однако за красочностью и многозвучностью кроется грусть и печаль, хрупкость человеческого счастья. В них таится боль, что обостряет восприятие красоты жизни и ценности человеческого счастья. Мечта о человеческом счастье, боль от его отдалённости, недостижимости и хрупкости, сочувствие человеку и полная слитность с народной жизнью – определяющая черта поэзии Есенина, возникшая в ранних его стихах и пронесённая через всё творчество.

Чтец 3:

Будто жизнь на страданья моя обречёна;

Горе вместе с тоской заградили мне путь;

Будто с радостью жизнь навсегда разлучёна,

От тоски и от ран истомилася грудь.

Будто в жизни мне выпал страданья удел;

Незавидная мне в жизни выпала доля.

Уж и так в жизни много всего я терпел,

Изнывает душа от тоски и от горя.

Даль туманная радость и счастье сулит,

А дойду — только слышатся вздохи да слезы.

Вдруг наступит гроза, сильный гром загремит

И разрушит волшебные, сладкие грезы.

Догадался и понял я жизни обман,

Не ропщу на свою незавидную долю.

Не страдает душа от тоски и от ран,

Не поможет никто ни страданьям, ни горю.

Звучит запись песни: «Не жалею, не зову, не плачу…»

Ведущий 1:

     Народный взгляд на жизнь, представление о добре и зле, о счастье и несчастье дала ему родная земля, он впитал это с народными песнями, частушками и сказаниями, которые слышал с детства.

   С первых шагов Есенина в большой литературе раскрылась его характерная черта – независимость литературно-художественной позиции. Вместе с величайшими событиями в стране: первая мировая война, революция, гражданская война – рос и менялся поэт. За короткий срок он прошёл яркий и своеобразный путь, но на всём пути сохранялась его внутренняя цельность и органическое единство.

Чтец 4:

Вот такой, какой есть,

Никому ни в чем не уважу,

Золотою плету я песнь,

А лицо иногда в сажу.

Говорят, что я большевик.

Да, я рад зауздать землю.

О, какой богомаз мои лик

Начертил, грозовице внемля?

Пусть Америка, Лондон пусть...

Разве воды текут обратно?

Это пляшет российская грусть,

На солнце смывая пятна.

Ведущий 2:

    Позиция Есенина расходилась с самыми разными литературными группировками того времени, примкнул он лишь к имажинистам, хотя взаимоотношения с ними тоже были сложными. «У собратьев моих нет чувства родины во всём широком смысле этого слова, поэтому у них так и не согласовано всё». Его же высокое «чувство родины» ясно ощущалось не только в стихах, но и в литературных статьях. Его судьба, судьба творчества была неотделима от судеб родной страны. Осуществление своих надежд он видел в событиях революции: «О верю, верю, счастье есть!..», но понимал её по-своему.

Чтец 5:

Зреет час преображенья,
Он сойдет, наш светлый гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.

От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.

И от вечера до ночи,
Незакатный славя край,
Будет звездами пророчить
Среброзлачный урожай.

А когда над Волгой месяц
Склонит лик испить воды,—
Он, в ладью златую свесясь,
Уплывет в свои сады.

И из лона голубого,
Широко взмахнув веслом,
Как яйцо, нам сбросит слово
С проклевавшимся птенцом.

Ведущий 3:

     Даже суровые годы гражданской войны не разрушили его надежды на справедливое мироустройство. Но в противоречиях эпохи он видел гибель деревни:

 Милый, милый, смешной дуралей,
          Ну куда он, куда он гонится?
          Неужель он не знает, что живых коней
          Победила стальная конница?

Ведущий 1:

«Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребёнок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни…», «…История переживает тяжёлую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал…» - писал Есенин. Ему казалось, что «каменные руки шоссе» умерщвляют «душу живу» человека, а не только сдавливают горло деревне. «железный гость» грозил всему доброму и светлому.

     Эти настроения открыли новую страницу в его творчестве. Осознание социальных проблем проявлялось стихами, в которых он вызывающе называл себя хулиганом, считая, что только так можно выразить себя как личность.

Чтец 6:

Не каждый умеет петь,

Не каждому дано яблоком

Падать к чужим ногам.

Сие есть самая великая исповедь,

Которой исповедуется хулиган.

Я нарочно иду нечесаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

Ваших душ безлиственную осень

Мне нравится в потемках освещать.

Мне нравится, когда каменья брани

Летят в меня, как град рыгающей грозы,

Я только крепче жму тогда руками

Моих волос качнувшийся пузырь.

Ведущий 2:

    Центральная тема поэмы «Пугачёв» - поиск ответа на вопросы: в чём суть размаха народной стихии, «куда несёт нас рок событий». Последний выкрик Пугачёва: «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?» - это крушение надежды на отзвук у соратников. Есенин уже не идеализирует крестьян, он видит все его слабости.

     В период заграничной жизни Есенин, оторванный от живительных соков родной страны, замыкается в себе, всё его творчество сводится к нескольким стихам под общим заголовком «Москва кабацкая».

Чтец 7:

Ты прохладой меня не мучай

И не спрашивай, сколько мне лет,

Одержимый тяжёлой падучей,

Я душой стал, как жёлтый скелет.

Было время, когда из предместья

Я мечтал по-мальчишески - в дым,

Что я буду богат и известен

И что всеми я буду любим.

Звучит запись песни: «На московских изогнутых улицах»

Ведущий 3:

     То, что он увидел в стране после возвращения представлялось как путь, ведущий к возрождению жизни: «После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому». Новизна входит в его стихи. Однако нежные, оптимистические нотки возрождения к жизни в творчестве Есенина 1924-1925 годов соседствуют со скорбными мелодиями прощания с ней.

Чтец 8:

 Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Ведущий 1:

     Время не властно над поэзией Сергея Есенина. Ушли в прошлое события тех лет, но каждое новое поколение открывает для себя в Есенине близкое и дорогое и хранит стихи поэта в своем сердце. Иначе и быть не может. Ведь Есенин — это сама Россия.

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Звучит запись песни: «Мне осталась одна забава…»

Cписок используемой литературы:

  1. «Есенин С.А. Полное собрание сочинений», Москва, «Рипол классик»,

1997, - Твёрдый переплёт, - 800 с.

  1. Поликовская Л. В. «Есенин. Русский поэт и хулиган»,  М: Вече, 2014. — Твёрдый переплёт, 368 стр.
  2. Меркулов В.В. «С. А. Есенин. Литература о жизни и творчестве», 1921-2014 гг. Библиографический справочник. 2-е издание, исправленное, значительно дополненное.

Ногинск: типография ООО «Шерна», 2014. — Мягкая обложка, 210 стр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В этом мире только мы

«В этом мире только мы»(по мотивам сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина) Ученицы 10 класса...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной " Есть память обо мне , есть в мире сердце, где живу я..."(посвящается великому русскому поэту А.С.Пушкину).

Сценарий предназначен для школьников старших классов. Данная методическая разработка поможет ввести учащихся в атмосферу жизни и творчества поэта, раскрыть "тайну бессмертия" великого мастера слова, в...

"В этом мире я только прохожий"

литературная гостиная по творчеству С.А. Есенина...

Литературно-музыкальная гостинная "В мире музыки"

Оформление кабинета. Кабинет музыки украшен. В нем много живых цветов. На классной доске  портреты композиторов: Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига Ван Бетховена, Ми...

Литературно-музыкальная семейная гостиная «Моей мамы лучше нет». Для детей старшей и подготовительной к школе групп.

Праздничный концерт, посвящённый дню Матери, который проводится в последнюю пятницу ноября. Песни, стихи, игры для любимых мам....

Литературно-музыкальная гостиная «Только любовью держится и движется жизнь»

Листая страницы мировой любовной лирики, мы погрузимся в эпохи Сред-невековья, Возрождения, XIXи XX веков, встретимся с мастерами художественного слова, их героями и попытаемся понять, какое значение ...

Литературно-музыкальная композиция «Гостиная живописи 19-20 веков». Конкурс «Живые картины».

усиление интереса и любви к русскому языку путем проведения недели как массовой формы внеклассных занятий; проведение мероприятий, которые оптимально подходят познавательным интересам, уровню подготов...