Урок литературы с использованием ИКТ Тема: Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Тарбаева Эржена Раднаевна

  Использование информационно – компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности  в преподавании своего предмета. Изучение особенно литературы, языка  с использование  ИКТ дает детям возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Применение современных   технологий в образовании создает благоприятные условия  для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источником информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию  с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_s_ispolzovaniem_ikt_klastera_9_klass.doc663 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы с использованием ИКТ

  Использование информационно – компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности  в преподавании своего предмета. Изучение особенно литературы, языка  с использование  ИКТ дает детям возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Применение современных   технологий в образовании создает благоприятные условия  для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источником информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию  с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс.

                                              Предмет – литература

Класс -9

Тема:  Поэтический мир  стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок».

Цель урока: Образовательные.

  • познакомиться со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Листок»;
  • выявить ключевые образы стихотворения и изобразительные средства, способствующие созданию и расширению их значения;
  • дать интерпретацию поэтического текста, сформулировать авторскую позицию и своё отношение к ней;
  • учиться выразительному чтению стихотворения.

     Развивающие.

  • создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся.

    Воспитательные.

  • способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей;
  • воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности.

Методы и приемы: слово учителя, слово ученика, словарная работа: слово урока; эвристическая беседа, проблемные вопросы и задания, творческие задания, кластер, таблица-синтез.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, технологическая карта, ИКТ – презентация, музыка Бетховена «Лунная соната»,  аудиозапись - художественное чтение текста.

Ход урока.

Самое страшное одиночество – это

отсутствие друзей, отказ в помощи.

  1. Вступительное слово учителя.

С произведением какого поэта мы познакомились на прошлом уроке? Что запомнили о нем? - Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в особенностях поэтического текста. 

2.Мозговая атака. Разгадав загадку, вы узнаете название стихотворения, с которым будем работать на уроке.  

С ветки в речку упадет
И не тонет, а плывет.  Листок.

3.Попробуйте определить цель нашего урока.(Слайд -2)

Надо знать: содержание текста, главную мысль, анализ лирического произведения;

Надо уметь: определять главную мысль, анализировать лирическое произведение,

рассуждать и доказывать

Целевая установка. Мы будем анализировать текст, чтобы понять его смысл и определять, насколько наше восприятие совпадает с авторским замыслом.

4.Актуализация: Бывает ли в лирических  произведениях  герой? Да – лирический герой.

О чем  пишется в лирических произведениях?

5. Кластер-  Листок ( О чем? Какие действия с ним могут произойти?  )

6.Индивидуальное задание. Слово ученика. Рассказ о времени написания стихотворения, о событиях в жизни поэта в этот период

7. Создание условий для восприятия художественного текста.(Слайд -3)

  • Прослушайте текст – аудиозапись (чтение актера театра)
  • Каким настроением проникнуто это стихотворение?

(чувствуется и грусть, печаль, неприкаянность, неопределённость, и надежда. похоже на грустную песню).

7.Чтение стиха по ролям

- Кто же лирический герой стихотворения? (листок – человек)

- Легка ли судьба листка? («увял он от холода, зноя и горя»)

-  Какие чувства вызывает у вас Листок и Чинара? Какие они?

8. Словарная работа: изумрудный листок,

9. Кластер по произведению (Сайд -8,9)

ЛИСТОК(бесприютный, страдающий, несчастный, одинокий, погибающий). 

 ЧИНАРА(молодая, беззаботная, высокая, красивая, эгоистичная, равнодушная)

КОЗЫ. Компетентностно – ориентированное задание. (компетентностность разрешения проблем, оценка результата продукта деятельности).

Стимул –  Вы исследователи и  вам следует выполнить данное задание.

Задание:

1.Сделать лингвистический  анализ стихотворения по схеме.(Слайд -10)

 Информация: стихотворение «Листок», схема анализа

Лингвистический анализ текста. Работа по схеме(групповая работа)

1 группа – листок

2 группа – чинара.

1. Чувства.

2.Тема

3. Композиция.

4.Художественные средства:

а) основной прием –антитеза и аллегория.

б) эпитеты

в)олицетворения

5. синтаксические приемы.

6. Музыка и краска

Физминутка. Под музыку Бетховена раскрасить  листок и чинару.(Слайд -19)

Вывод:

Какой листок у Лермонтова? Какой был у вас листок?

- Есть ли точки соприкосновения? В чем?

Вывод. Итак, герои противопоставлены друг другу. С одной стороны, одинокий листок, с другой – высокомерная и гордая чинара.

  • Что еще можно сказать о чинаре, когда читаем строки последнего четверостишия?
  • Скажите, мог бы листочек обрести покой, отогреться душой, забыть об одиночестве?
  • Какие слова подтверждают, что просьбы листка не тронут чинару?
  • Обратимся к эпиграфу урока. Можно ли так сказать о листочке?

Вопросы ученикам:

Воспитательный момент – беседа. Просмотр видео – ролика «Притча воробей».

С кем у вас ассоциируется Листок  и Чинара?

Почему вы думаете,  листок  одинок?

Что с ним может случиться в  дальнейшем?

Что можно сказать о чинаре?. Какие человеческие  качества  хорошо проявляется у неё?

К чему приводит равнодушие в жизни?

Как вы бы закончили свой рассказ, если это было о людях?

Чему учит данное стихотворение? Проблема одинокого листка  современно?

Какие права и обязанности должны были в данном стихотворении соблюдаться?

(ассоциация с человеком).

Рефлексия (Слайд -20)

Итог урока: Как вы оцениваете свою работу на уроке? Всё ли вам понравилось в вашей работе над стихотворением «Листок»? Над чем вы  бы хотели поработать?

Домашнее задание: творческая работа: индивидуальное задание: написать свою концовку, выучить наизусть(слайд -21)

Технологическая карта

1.Кластер

Лингвистический анализ текста. Работа по схеме(групповая работа)

1 группа – листок

  1. группа – чинара.

1.Чувства.

2.Тема

3. Композиция.

4.Художественные средства:

а) основной прием

 

б) эпитеты

в)олицетворения

г) градация

ж) ассоциации

5. синтаксические приемы:( порядок слов, предложения по цели высказывания)

6. Музыка и краска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Конспект урока литературы с использованием ИКТ в 10 классе "Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова"

Конспект урока литературы с использованием ИКТ в 10 классе Тема урока: Образ морской волны в поэзии М. Ю. Лермонтова (Слайд №1) Цель урока: Формирование умения исследовать, анализировать поэ...

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема: «Поэтический мир Марины Цветаевой»

Цели:1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.2. Помочь разобраться в особенностя...

Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс.

Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова.  Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс....