Этапы поискового метода на уроках русского языка и литературы
статья по литературе (7 класс) на тему

Эта работа может помочь учителю в подготовке к урокам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_poiskovogo_metoda.odt16.85 КБ

Предварительный просмотр:

     Этапы проблемного обучения                                                        

Действия учителя

Действия ученика

-Создает проблемную ситуацию;

-Организует размышления над проблемой и ее формулировкой;

-Организует поиск гипотезы;

-Организует проверку гипотезы;

-Организует обобщение результатов и применение полученных знаний

-Осознает противоречия в изучаемом явлении;

-Формулирует проблему;

-Выдвигает гипотезы, объясняющие явления;

-Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач;

-Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.   Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.  

4 – й шаг. Планирование решений. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п..

5 – й шаг. Планирование результата.  Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг.  Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Приведу  конкретные примеры использования проблемно-поискового метода на своих уроках русского языка и литературы.

Урок русского языка по теме “Правописание корней -лаг/лож-”

Анализ

Учитель

Ученик

Создание проблемной ситуации

– Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы

Распевать песни – петь
Сбежать вниз – бег
ПредлОгать дружбу – предлог

Побуждение к осознанию противоречия

 

 

 

Побуждение к проблеме

 

– Давайте проверим написание последнего глагола по словарю.

– Исправим ошибку. Итак, над каким правилом мы работали?

– Как мы проверяли слова?

– Применимо ли это правило в последнем случае?

– Чем же мы будем сегодня заниматься?

– Здесь написано предлАгать.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

– Безударную гласную ставили под ударение.

– Нет

– Изучать новое правило о правописании безударных гласных.

Побуждение к гипотезе

 

Побуждение к проверке

– Найти нужное правило нам помогут слова на доске.

– Что заметили? Есть ли какие-то предположения?

– Как это можно проверить?

– Выполняйте.

– Сформулируйте правило

Разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать

– Перед “г” пишется – а, перед “ж” -о.

– Распределить в два столбика.

– Подобрать ещё примеры.

– В корнях -лаг/лож- ….

Задание на формулирование темы

– Какую же тему мы сегодня изучили?

– Так… ещё какие варианты?

– Сверьте вашу формулировку с материалом учебника

– Оформите правило графически в схеме.

– Правописание безударных гласных О, А

– Правописание безударных гласных О, А в корнях -лаг/лож-

 

 

При изучении темы «Буквы Е, И в приставках пре-, при-» использую побуждающий от проблемной ситуации диалог. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Учитель

Ученики

- Прочитайте стихотворение.

- Выделите приставки в выделенных словах. (предъявление первого факта)

- Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

- Какой же возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Прибыл поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

В словах придет, прилетит, приплывет

Пишется при-, несомненно.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой,

Пре- мы напишем при этом.

                 (Э.Успенский)

Выделяют, испытывают удивление. (возникновение проблемной ситуации)

Приставки отличаются буквами Е, И (осознание противоречия)

От каких условий зависит правописание пре-, при-? Когда пишется И, а когда Е? (учебная проблема как вопрос)

Об этом предстоит узнать.

Такой метод ставит учащихся в позицию активного участия в познавательном поиске. Выполняя поставленные познавательные задачи и учебное задание, они с помощью учителя формулируют проблему, выдвигают гипотезу, анализируют и обобщают факты, делают выводы и решают проблемы.

 Интересен прием «яркое пятно» (сообщение темы с мотивирующим приемом).

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский метод на уроках русского языка и литературы

Выступление на региональной научно-практической конференции"Концептуальные основы изучения филологических дисциплин в современной школе и вузе"...

Статья "Технология деятельностного метода на уроках русского языка и литературы!

В данной статье рассматривается вопрос, посвященный использованию теории деятельностного метода на современных уроках русского языка, соответствующих требованиям ФГОС. Приложением к статье является ко...

"Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностй учащихся с девиантным поведением"

В передовом опыте представлен материал  урочной и внеурочной деятельности. Используя кейс-технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, я развиваю творческие спос...

выступление по теме Деятельностный метод на уроках русского языка и литературы

выступление по теме Деятельностный метод на уроках русского языка и литературы...

Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества знаний в работе с детьми с ОВЗ

Этот  материал  может помочь учителю-словеснику , работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

"Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы"

Этот материал может помочь учителю-словеснику в подготовке к урокам...

Методические рекомендации по проектированию учебно-познавательной деятельности школьника на этапе целеполагания (на примере уроков русского языка и литературы).

В числе педагогических проблем современного школьного образования особое место занимает проблема целеполагания.Проблема целеполагания актуальна для учащихся, потому что впереди их ждет жизнь, нап...