Разработка урока по литературе по теме: «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Нечаева Юлия Викторовна

Данный методический материал - разработка урока по литературе для 5 класса  по теме: «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева». Данный урок - урок изучения нового материала, построенный с учетом межпредметной связи литературы и музыки (сравнивается изображение природы в разные времена года в музыке и в поэзии). Направлен на формирование у обучающихся умения самостоятельно формулировать тему  и цели урока, исследовать лирические произведения, подбирать ассоциации, сравнивать музыкальные и лирические произведения, сравнивать свой результат с оригиналом и т.д. На уроке обучающимся предоставляются разные источники информации: слово учителя, учебник, аудиозапись, материалы стенда. Урок построен с учетом требований ФГОС. Домашнее задание предполагает выбор учеником понравившегося стихотворения Тютчева о природе для заучивания наизусть. В конце урока во время рефлексии обучающиеся самостоятельно оценивают как свое эмоциональное восприятие материала урока, так и то, чему научились на этом уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_priroda_u_tyutcheva_5_klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе

для 5 класса

по теме

 «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Нечаевой Ю.В.

Цель урока: обучение основам анализа лирического произведения и выразительному чтению.

Оборудование: аудиозапись стихотворения «Есть в осени первоначальной…», запись фрагментов цикла П.И. Чайковского «Времена года», портрет Ф.И. Тютчева, слайды презентации к уроку.

Ход урока

  1. Погружение в новую тему.

Звучит музыкальный отрывок «Январь. У камелька» из цикла П.И. Чайковского «Времена года». Обучающиеся 2 минуты, стоя возле парт, слушают музыку.

Учитель: Сегодня мы начинаем урок необычно: с музыки известного русского композитора. Кто-нибудь узнал это музыкальное произведение и его автора? (Ответы детей).

Учитель: Ребята, сегодня музыка П.И. Чайковского поможет нам изучить новую тему.

Скажите, какие ассоциации, пейзажи, картинки появились у вас во время просушивания музыки. Какими средствами это удалось достичь композитору? (Ответы детей).

Учитель: Да, музыка рассказывала о зиме, теплоте дома, мечтах. А давайте подберем ассоциации к слову «дом». (Ответы учеников: квартира, очаг, крепость, место, родные, тепло, уют, любовь, порядок, родина и т.д.). Молодцы! Ребята, говоря о доме, мы говорим «родной», потому что дом, двор, деревня или город – это для каждого малая Родина. Многие писатели, поэты, композиторы, художники, посвящая свои произведения Родине, изображали родную природу. Как вы думаете, почему Родина и родная природа для многих едины? (Ответы учеников). Вы правы: создавая незабываемые картины русской природы, поэты, композиторы и художники, так изображали Родину.

 

  1. Зима в стихотворениях Ф.И. Тютчева.

Учитель: Ребята, посмотрите на портрет известного русского поэта (портрет расположен на стенде). Вы узнали этого поэта? (Ответы учеников). Молодцы, узнали Федора Ивановича Тютчева. Он родился в Орловской губернии. Рано полюбил чтение.  Начальное образование  получил дома, затем обучался в университете Москвы на отделении словесности. Окончив университет,  работал в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправился в Мюнхен. Впоследствии поэт провел за границей 22 года.

Поэзия для Тютчева – это особый мир, где можно свободно выразить чувства, мысли, мечты. Одна из главных тем его творчества – тема родной природы. Долго живя за границей, Тютчев сильно тосковал по  родным пейзажам, по Родине и сочинял стихотворения о природе России только на русском языке.

Природу родного края Тютчев считал живой:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Сейчас я прочитаю стихотворение Тютчева, а вы приготовите ответы на вопросы: какое настроение передает поэт в этом стихотворении, какую картину природы рисует, какие цвета использует.
       Учитель читает наизусть стихотворение «Чародейкою зимою…».

Учитель: Каким настроением проникнуто это стихотворение? Что необычного увидел поэт в зимнем пейзаже? Что объединяет стихотворение Тютчева «Чародейкою зимою…» и музыкальное произведение Чайковского «Январь. У камелька»? (Ответы учеников).

  1. Формулировка темы урока.

Учитель: Ребята, а кто из вас догадался, какая у нас сегодня тема урока? Предложите свои версии формулировки темы урока (Ответы учеников).

Тема урока показана на слайде.

Ребята, каждый сейчас продумает, чему он хочет научиться на этом уроке, какие цели перед собой ставит.

  1. Что такое эпитет.

Учитель: Ребята, чтобы создать образ русской природы, Родины, художнику нужны краски, композитору – звуки, а поэту – слова и средства художественной выразительности. Одним из средств художественной выразительности является эпитет. Давайте посмотрим на слайд и узнаем новый термин: эпитет – это определение, употребленное в переносном смысле, которое характеризует предмет или явление.

Прочитайте определение про себя. А  сейчас обратите внимание на доску, где выписаны словосочетания; давайте выясним, какие из них можно назвать эпитетами:

снежная бахрома

неподвижная жизнь

чудная жизнь

волшебный сон

легкая цепь

пуховая цепь

зимнее солнце

луч косой

ослепительная краса

(Анализ словосочетаний, выбор эпитетов).

Учитель: Что такое эпитет? Как эпитеты помогают Тютчеву создать зимний пейзаж? Можем ли мы использовать эпитеты, чтобы описать любой зимний день? (Ответы учеников).

  1. Осень в стихотворениях Ф.И. Тютчева.

Учитель: А сейчас давайте закроем глаза и прослушаем другой отрывок из цикла «Времена года». Звучит отрывок «Октябрь. Осенняя песня».

Учитель: Какому времени года, по вашему мнению, посвящена эта музыка? Почему вы так решили? Какая интонация, мелодия говорят об осени? (Ответы учеников).

Учитель: Осени посвящено следующее стихотворение Ф.И. Тютчева – «Есть в осени первоначальной…». Внимательно прослушайте стихотворение «Есть в осени первоначальной…»  и ответьте на вопросы: каким настроением проникнуто стихотворение, какие образы использует поэт для создания осеннего пейзажа. (Ответы учеников). Звучит аудиозапись стихотворения «Есть в осени первоначальной…».

Учитель: А теперь откроем учебники и прочитаем это стихотворение выразительно про себя.

Затем по желанию 2 ученика читают это стихотворение вслух.

Учитель: Какие эпитеты помогают создать неповторимый осенний пейзаж? Как вы понимаете фразу: «И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле»? Какие чувства и настроение вызывает это стихотворение? (Ответы учеников).

6.  Практикум «Проба пера».

Учитель: давайте на мгновение представим себя поэтами, например Тютчевым. Наша задача – создать оригинальное стихотворение, используя прилагательные и эпитеты. Перед вами на столах – тексты стихотворения Тютчева «Как весел грохот летних бурь», в которых пропущены прилагательные и эпитеты. Нужно, хорошо вчитываясь в строки, дополнить стихотворение прилагательными или эпитетами, подходящими по смыслу. На работу  отводится 2 минуты.

Как весел грохот летних  бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит …  лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под  … пятой,
… гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь … тревогу
Немолчно слышен … свист,
И кой-где первый …  лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Учитель: А теперь сверьте свой вариант стихотворения с оригиналом (текст на слайде) и ответьте, насколько важен выбор точных определений и эпитетов для стихотворного текста? (Ответы учеников). Какие образы создают осенний пейзаж? (Ответы учеников).

7.  Рефлексия.

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат разноцветные листья для нашего дерева (макет на доске): зеленые, желтые, коричневые. Сейчас каждый из вас выберет цвет листа по своему настроению от урока: зеленый – все было интересно, понятно, настроение отличное;  желтый – все было интересно, но не все понятно, настроение менялось; коричневый – было скучно, неинтересно, непонятно. На  листке надо подписать                             1 слово, чему вы научились на уроке, затем на магните прикрепить листок к дереву.

       8.  Домашнее задание

Выучить наизусть 1 стихотворение Ф.И. Тютчева на выбор: «Есть в осени первоначальной…» или «Как весел грохот летних бурь…».

       9. Итоги урока

Учитель: Почему говоря о Родине, мы говорим о родной природе? Как композиторы и поэты создают пейзаж в своих произведениях? Почему так важны прилагательные и эпитеты для создания образа русской природы? (Ответы учеников).

В конце урока звучит музыкальный отрывок «Март. Песня жаворонка» П.И. Чайковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».

Цель урока - познакомить учащихся  с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено  поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...

Разработка урока по литературе на тему: «Поэтический язык Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

Данный материал могут использовать в своей работе учителя литературы, работающие в старших классах. Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейный смысл стихотворения "Зимняя ночь", показать художестве...

Конспект урока по литературе на тему: "Поэтические течения Серебряного века" (с презентацией)

Урок является контрольно-обобщающим. Дает возможность систематизировать и проверить знания по теме: "Серебряный век русской поэзии"....

Разработка урока по литературе на тему: "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". История создания произведения, героини поэмы".

Разработка урока по литературе на тему "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины".  История создания произведения, героини поэмы". На районную научно-исследовательскую конференцию "Историзм ка...

Разработка урока немецкого языка по теме “Наша малая Родина” “Unsere kleine Heimat!”

Представленный  дидактический материал может быть полезными для преподавателей, работающих над проблемой формирования коммуникативной компетенции посредством проекта....

Разработка урока и презентация по теме "Наша малая Родина - Бирюч"

Данный материал был использован при изучении темы "Что мы называем нашей Родиной?" Конспект урока был составлен с использованием краеведческого материала....

Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...