ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ АЙТМАТОВ роман «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Большова Татьяна Петровна

План-конспект урока по литературе в 11 классе по биографии и творчеству Ч.Т.Айтматова ("И дольше века длится день")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chingiz_torekulovich_aytmatov.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

                                                     ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ АЙТМАТОВ    

                                              РОМАН «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества Ч.Айтматова
  2. Раскрыть идейное содержание и социально- философский смысл романа
  3. Способствовать формированию в учащихся активной жизненной позиции

ЭТАПЫ УРОКА

  1. Биографическая справка

     Чингиз Айтматов - писатель с мировым именем, автор романов и повестей «Белый пароход», «Джамиля», «Прощай Гульсары», «И дольше века длится день», «Плаха» и др.  Лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда», академик Академии наук Киргизкой ССР, а также почетный член международных академий – Всемирной и Европейской. Крупный общественный деятель: в 1990 году был назначен членом Президентского совета СССР, затем чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Люксембурге.

    Родился 12 декабря 1928 года в небольшом киргизском селе в образованной семье, где родители приобщили сына к русской культуре, бабушка – к фольклору и культуре национальной.

    В 1937 году отец, партийный работник, был репрессирован, и многодетная семья оказалась в тяжелейшем положении. Старшему десятилетнему Чингизу пришлось начать работать. Земледелец, секретарь сельсовета, агент райпо, учетчик тракторной бригады – все эти профессии были освоены юношей.

  Несмотря на то что с началом войны вынужден был бросить школу,  в 1946 году продолжил образование в зооветтехникуме, затем в Киргизском сельскохозяйственном институте, а в 1956 году на Высших литературных курсах в Москве.

  1. Анализ романа «И дольше века длится день» (беседа с классом)

Роман «И дольше века длится день» был опубликован в 1980 году.

А) Где  и когда происходят основные события романа? С какими героями мы знакомимся на страницах произведения?  Какие периоды жизни героев освещены автором?

      События романа происходят на полустанке в Казахстане, в Сарозекских степях, где живут и трудятся на железной дороге главный герой Едигей Жангельдин и его товарищи…

    И несмотря на то что основные события романа, связанные со смертью и похоронами заслуженного работника Казангапа, вмещаются в один день, читатель знакомится еще и с прошлым героев произведения. Об Едигее узнаем, что Казангап помог ему обосноваться в жизни, когда тот вернулся с фронта после контузии. Видим героя и в 50е годы, когда он смело вступился за несправедливо репрессированного учителя Абуталипа Куттыбаева…

Б) В чём своеобразие композиции романа? Какие еще сюжетные линии вплетаются в изображение реальной действительности? И какова их роль?

Составной частью романа являются легенды и фантастическая история полета русских и американских космонавтов на другую планету.

- вспомните определение «ЛЕГЕНДЫ» и «ФАНТАСТИКИ»

( Легенда- предание о каком-либо историческом событии, эти истории отсылают нас в давние времена; фантастика- такая форма отражения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ним, сверхъестественная, полная чудес картина мира. Фантастика прежде всего ассоциируется с темой будущего)

Таким образом,  благодаря этим составляющим сюжета художественное время романа расширяется, категория времени предстает как вечность...

-о чём эти истории?

ЛЕГЕНДА О МАНКУРТЕ

     В давние времена местные земли были захвачены жестокими племенами жуаньжуанов. Всех, кто оказывался у них в рабстве, ожидала чудовищная участь: они уничтожали человеческую память страшной процедурой (одевали на голову шири-шапку из верблюжьей шкуры, которая, высыхая, так сжимала голову человека, что он или умирал, или лишался навсегда памяти)… Найман-Ана , мать одного из манкуртов, разыскав плененного сына пыталась напомнить ему , кто он есть, но он так и не узнал своей матери и убил её выстрелом из лука…

В) Какую связь данной легенды с современностью проводит автор? С какими современными манкуртами встречается читатель на страницах романа? (Составление обобщающей таблицы, в ходе беседы:

-На каком основании мы можем назвать Сабитжана манкуртом?

- Что общего между манкуртом и Кречетоглазым?

-Какие социальные проблемы нашей жизни охватывает образ манкурта?

-Почему герои романа не смогли похоронить Казангапа на священном кладбище? Кого в этом эпизоде автор уподобляет манкурту?)

СОВРЕМЕННЫЕ МАНКУРТЫ

САБИТЖАН (сын Казангапа)

КРЕЧЕТОГЛАЗЫЙ

 СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДИ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Человек без нравственных ценностей, без памяти, без корней, не признающий традиций, не понимающий святынь предков (не способен понять Едигея, желающего похоронить Казангапа на священном кладбище Ана-Бейит; для него главное побыстрее отвязаться от похорон);

 не способен даже себя осознать личностью, ему не свойственна работа мысли       (мечтает о времени, когда у человека не будет необходимости думать и нести ответственность, «когда с помощью радио будут управлять людьми…»

Человек, приехавший арестовывать Абуталипа Куттыбаева по сфабрикованному обвинению. Послушный исполнитель чужой воли(манкурт), качества которого автор подчеркивает при помощи такой художественной детали, как «пустые глаза, не оживленные мыслью». Для него также не существует памяти, истории, он не допускает, чтобы человек проявлял индивидуальность:    «Не должно быть никакого такого личного слова … Каждый еще будет мысли от себя высказывать. Очень жирно будет»…

Именно такие «кречетоглазые» по приказу государственной машины Сталина бездумно уничтожали мыслящих людей.

Таким образом, легенда о манкуртах прорастает в произведении и в эпоху сталинизма, когда нивелировалась личность человека.

Люди, устремленные в завтрашний день, не помнят дня вчерашнего.

Священное кладбище (символ священных традиций) предков закрыто, на его месте строится космодром (символ прогресса). Современный человек теряет память и забывает о традициях прошлого, идет процесс превращения в манкурта…

 Фантастический  сюжет также связан с легендой о манкуртах: подобно тому как манкурту  накладывают обруч на череп, технократы натягивают своеобразный обруч из ракет- роботов на Землю, чтобы сохранить её от нового разума…

 Таким образом, Ч.Айтматов показал многоликое и сложное явление современного манкуртизма.

Более того, автор в своем романе размышляет о путях развития человечества в целом.

Г) Осмысливая современный мир, взаимодействие каких сил отмечает Ч.Айтматов?

   ЧЕЛОВЕК  -   ПРИРОДА   -   ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

-Какие эпизоды в связи с этим приобретают обобщенно- символическую нагрузку? О чем предупреждает автор?  (Задание по группам)

                   

АНАЛИЗ ЭПИЗОДОВ

I/Эпизод поиска  лисицей корма на железной дороге

II/Финальная сцена романа

Лиса- часть природного мира, которая уподобляется человеку ( железная дорога притягивает лисицу, поскольку там есть возможность подкормиться, но вместе с тем она боится поездов; так же и человек стремится к технической мощи, на на каком-то этапе развития прогресс может оказаться для человека столь же страшным, несущим гибель всему живому, как поезд для лисицы)

Надеяться получить от технического прогресса только блага, значит уподобиться лисице, которая решает выйти к железной дороге там, где не ходят поезда.

Едигей со своим верблюдом и собакой оказываются свидетелями взлета космических ракет: «Человек, верблюд, собака- эти простейшие существа, обезумев, бежали прочь. Объятые ужасом, они бежали вместе, страшась расстаться друг с другом».

Таким образом, одной из главных идейных моментов романа заключается в том, что человек и природа едины и их ждет единая судьба.

Д) Роман «И дольше века длится день» становится романом-предупреждением. О чем предупреждает нас, читателей, Чингиз Айтматов?

- Разрыв с традициями прошлого, разрушение тех нравственных ценностей, которые передавались человечеством из поколения в поколение, и, как следствие, оскудение духовного начала в человеке, превращение людей в сабитжанов и кречетоглазых, потеря исторической памяти и вместе с тем потеря человеческой личности.

- Опасность распада связи времен: прошлого, настоящего и будущего (космодром вытесняет кладбище; ракеты, накладывая обруч на Землю, закрывают ей путь в будущее).

Соединение в романе разных временных пластов помогает перенести повествование с конкретного места и времени в масштабы вечности и вселенной. В романе важны не столько события, сколько МЫСЛЬ. Писатель ставит ряд вопросов:

-каковы пути развития человечества?

-что ожидает человечество в будущем?

-каково место человека в мире?

- каким должен быть настоящий человек?-  и ищет на них ответ.

При ответе на последний вопрос нельзя не уделить принципиального внимания главному герою Едигею Жангельдину.

  1. Образ главного героя (заранее подготовленный ученик)

Приблизительный ответ:

     Едигей - рядовой труженик, прошедший Великую Отечественную войну. Таким людям, как Едигей и Казангап свойствен героический  изнуряющий труд военных и послевоенных лет, когда им «приходилось, ни с чем не считаясь, делать по разъезду всю работу,  в какой только возникала необходимость». «Теперь, - говорит Едигей,- вслух вспоминать об этом неловко- молодые смеютсяя6 старые дураки, жизнь свою гробили. А ради чего? Действительно, ради чего? Значит, было ради чего».

  Не ради славы, денег, карьеры работал герой, а потому, что людям была необходима его работа. Он считал себя лично ответственным, чтобы поезда ходили без остановок. И эта ответственность распространялась на все, что происходило вокруг него. Он близко к сердцу принимает все боли и все беды своих односельчан, беря на себя ответственность за судьбы окружающих его людей. Он мучительно размышляет о причинах несправедливых репрессий, имевших место во времена культа личности, и чувствует себя опять-таки ответственным за судьбу всей страны. Его беспокоит и судьба планеты, задумывается над тем, куда движется человечество, верную ли дорогу оно избрало для своего развития. Весь окружающий мир кажется ему родным домом, нуждающимся в защите.

  Он думает о том, правильно ли мы воспитываем свою смену, задумывается над вопросами жизни и смерти, размышляет о других мирах. Пытается осмыслить, не утрачиваем ли мы в погоне за техническим развитием лучшее в наших душах? Он наконец убежден в том, что человек только тогда сможет стать полноценной личностью, когда впитает в себя опыт предшествующих поколений…

  1. Заключительный этап урока. Общие выводы.  Подведение итогов.

Вся художественная структура романа способствует приданию романа социально-философского смысла:

- совмещение разных сюжетных линий, разных временных пластов

-обилие образов-символов( кладбище- символ традиций прошлого; космодром- символ технического прогресса: образ дороги-духовный путь героя; путь человечества в будущее; железная дорога-символ прогресса…)

- рефрен( «Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток…

-само название романа

Y. Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос: в чём смысл названия романа «И дольше века длится день»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 8 классе на основе комплекса «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР» по теме: «ПОМНИ ИМЯ СВОЕ!» (по легенде из книги Ч.АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»)

Цели:1.       Привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта, продолжить работу по освоению понятий, «достоинство» и «уважение достоинства», примени...

Конспект урока + презентация по русскому языку для 10 класса "Изложение "Участь манкурта" (по отрывку романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день").

Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.На уроке развития речи учащиеся 10 класса продолжат работу над совершенствованием н...

"И дольше века длится день..." Памяти Чингиза Айтматова (Его имя носит наша школа)

17 апреля 1998 года. Семнадцать лет назад. Именно в этот день в нашу школу приезжал Чингиз Айтматов. Да, тот самый. Писатель с мировым именем. Человек с большой буквы. И именно 17 апреля 1998 года в п...

Урок литературы по теме: Чингиз Торекулович Айтматов «Плаха»

Учебно-воспитательные цели: 1. Дать учащимся общие представления о творчестве Айтматова  Отработка навыка быстрого ориентирования в произведении при поиске деталей, эпизодов.  Продолжить фор...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

"И дольше века длится день..." К 125-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака

Разработка урока в соответствии с технологией "французских мастерских". Направлен на обучение анализу стихотворения....

Проблема памяти в романе Ч.Айтматова "И дольше века длится день"

Данный урок разработан в рамках технологии педагогических мастерских...