Конспект урока с интеграцией предметов - литературы, музыки, изобразительного искусства - и использованием ИКТ (2 часа)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Шашкова Валентина Васильевна

Данный урок с интеграцией предметов: литература, музыка, изобразительное искусство – проводится в 10 классе. Работу можно использовать в качестве учебного материала во внеклассной работе по литературе (по предложенному сценарию нами был проведен литературный вечер).

Система заданий и упражнений стимулирует интерес школьников к обучению путём организации их самостоятельно-поисковой и творческой деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений, формированию нравственно-духовных понятий и навыков поведения.

Интегрированный урок (а уж литературный вечер тем более!) нравится подросткам, вызывает у них интерес к познанию, даёт много нового, полезного, в нём содержится большой эмоциональный заряд. Интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, повышает творческий потенциал учащихся.

При проведении урока реализуется воспитательная направленность обучения, которая заключается в подборе соответствующего материала.

Урок (и литературный вечер также) включает материал о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, строки из его поэтических творений, музыкальные произведения, написанные на стихи великого поэта Н.А. Некрасова, музыкальные произведения, являющиеся фоном для правильного прочтения и понимания строк Н.А. Некрасова, иллюстративный материал, выполненный учащимися, репродукции классиков русской живописи, материал для декорирования убранства русской избы XIX века.

 

В работе использованы технологии Microsoft Word, Microsoft Power Point и редактор графического изображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_s_ikt.doc111 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШУМЯЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Конспект урока с интеграцией предметов - литературы, музыки, изобразительного искусства -

и использованием ИКТ (2 часа)

на тему

«Русские женщины в творчестве Н.А. Некрасова»

Составлен учителем русского языка и литературы Шашковой Валентиной

Васильевной

пгт. Шумячи

2015 г.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

Данный урок с интеграцией предметов: литература, музыка, изобразительное искусство – проводится в 10 классе. Работу можно использовать в качестве учебного материала во внеклассной работе по литературе (по предложенному сценарию нами был проведен литературный вечер).

Система заданий и упражнений стимулирует интерес школьников к обучению путём организации их самостоятельно-поисковой и творческой деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений, формированию нравственно-духовных понятий и навыков поведения.

Интегрированный урок (а уж литературный вечер тем более!) нравится подросткам, вызывает у них интерес к познанию, даёт много нового, полезного, в нём содержится большой эмоциональный заряд. Интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, повышает творческий потенциал учащихся.

При проведении урока реализуется воспитательная направленность обучения, которая заключается в подборе соответствующего материала.

Урок (и литературный вечер также) включает материал о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, строки из его поэтических творений, музыкальные произведения, написанные на стихи великого поэта Н.А. Некрасова, музыкальные произведения, являющиеся фоном для правильного прочтения и понимания строк Н.А. Некрасова, иллюстративный материал, выполненный учащимися, репродукции классиков русской живописи, материал для декорирования убранства русской избы XIX века.

В работе использованы технологии Microsoft Word, Microsoft Power Point и редактор графического изображения.

Информационная справка об уроке

Тема «Русские женщины в творчестве Н.А. Некрасова» (Литературная гостиная – интегрированный урок по литературе – или литературный вечер – с использованием ИКТ, 2 часа).

Актуальность мероприятия.

Одна из главных задач образования – обогащённое развитие личности.

Педагоги школ призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментом саморазвития и самосовершенствования, умеющую осуществлять поиск нужной информации, находить эффективные способы решения проблем, делать открытия, удивлять окружающих и удивляться самим.

Мотив: пробуждение и укрепление интереса к познавательной деятельности, повышение творческой активности в процессе совместной деятельности учащихся, самосовершенствование обучающихся, воспитание интереса к русской поэзии, русским обрядам и обычаям, гордость за русскую культуру.

Проблема: как организовать разносторонний подход к изучаемой теме, научить элементарным приёмам совместной деятельности, как воспитать уважительное отношение к русской национальной культуре, пробудить интерес к родной классической литературе и творчеству Н.А. Некрасова, как вызвать в сердцах старшеклассников чувство сострадания к ближнему и развить другие положительные качества.

Цели первого часа (или первого отделения вечера), то есть литературно-музыкальной композиции «Русские женщины в творчестве Н.А. Некрасова):

  1. углубить знания учащихся о личности и творчестве Некрасова, великого поэта земли русской, сердечного печальника за русский народ, за русскую женщину;
  2. формировать у школьников чувство ответственности за всё, что происходит в родной стране, готовности служить народу так, как это делал Некрасов, а также чувство гордости за лучших людей России;
  3. в процессе подготовки к уроку ( вечеру) учить ребят осмысливать образную и художественную ткань стихотворения, передавать в чтении накал чувств автора, развивать речь, воспитывать художественный вкус.

Цели второго часа (или второго отделения вечера), то есть «Русских посиделок»:

познакомить участников мероприятия с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом – посиделками;

показать самобытность русского народа, проявляющуюся в его фольклоре (песнях, сказках, потешках, пословицах, поговорках, обрядах, танцах);

воспитывать уважение к национальному художественному наследию, стремление сохранять и обогащать его как бесценную сокровищницу прекрасного.

Совместные цели:

  1. создать атмосферу, позволяющую учащимся ощутить радость совместного творческого труда на пользу людям;
  2. работать над развитием речи учащихся;
  3. помочь старшеклассникам почувствовать красоту, многообразие и поэтичность русского слова.

Задачи:

  1. расширить знания учащихся о русском поэтическом, музыкальном и живописном искусстве XIX века;
  2. создать условия для поиска старшеклассниками собственной интонации при чтении стихов, исполнении песен, романсов и народных танцев.

Подготовка к уроку.

        При подготовке к уроку класс делится на несколько групп для выполнения своих заданий:

  1. любители поэзии должны выучить наизусть стихи Некрасова по сценарию и поделиться своими впечатлениями с одноклассниками;
  2. художники – нарисовать иллюстрации по теме;
  3. искусствоведы – подобрать репродукции, которые соответствовали бы теме и настроению урока;
  4. юнкоры – выпустить стенгазету, посвящённую Н.А. Некрасову, составить альбом «Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество».

Затем идёт:

  1. Знакомство учащихся с дополнительной литературой, рекомендованной учителем для подготовки сообщений по теме «Русские женщины в творчестве Н.А. Некрасова».
  2. Заучивание наизусть стихов и отрывков из поэм Некрасова.
  3. Подбор портретов, репродукций для организации выставки по теме.
  4. Выпуск стенгазеты, посвящённой творчеству Некрасова.
  5. Подбор музыкальных произведений русских композиторов для исполнения или оформления фона, на котором читаются стихи Некрасова.
  6. Подготовка костюмов для исполнения отдельных эпизодов.
  7. Создание презентации «Подвиг долга и любви…» о жёнах декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь.
  8. Сбор экспонатов для оформления классного кабинета в стиле русской избы XIX века (рушники, домотканые скатерти, вышитые салфетки, половики, самовары, чашки, ложки, плошки и т. п.).

Литература, использованная при подготовке к уроку (или литературному вечеру), посвящённому творчеству Н.А. Некрасова:

Бойко М.Н. Лирика Некрасова. – М.: Художественная литература, 1977.

Гаркави А.М.Лирика Н.А. Некрасова и проблемы реализма в лирической поэзии, - Калининград, 1979

Жданов В.В. Жизнь Некрасова. – М.: Худож. лит., 1981.

Избранные сочинения (Редкол.: Беленький Г., Николаев П., Пузиков И.; Составитель, вступительная статья, примечание Проскурина О. – М.: Художественная литература, 1989.

Лебедев Ю.В. «Наш любимый, страстный к страданию поэт» /Журнал «Литература в школе, 1996 - №6, стр. 4, 143.

Некрасов Н.А. Я лиру посвятил народу своему. Сборник. Составитель Чаевская К. – М.: Молодая гвардия, 1971.

Рез З.Я. Лирика Н.А. Некрасова в школьном изучении: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1982.

Скатов Н.Н. Я лиру посвятил народу своему: О творчестве Н.А. Некрасова. – М.: Просвещение, 1995.

Трофимов И.В., Гаркави А.М. Идейно-художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова:

Пособие для учителя. – К.: Радянська школа, 2002.

Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. – М.: Прогресс – Гиозис, 1991.

Якушин Н.И. Тропа к Некрасову. – М.: Детская литература, 1987.

Оформление классного помещения:

  1. В глубине класса – портрет Н.А. Некрасова (автор И.Н. Крамской), наискосок – через левый угол портрета – гвоздики. Внизу слова: «Я лиру посвятил народу своему…» Справа эпиграф:

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слёз!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьётесь о сердца людские,

Как волны об утёс.

                        Н.А. Некрасов

  1. Стенд «Сегодня на уроке» с подбором наглядного материала по теме.
  2. Монтаж по теме: «Русские женщины в творчестве Н.А. Некрасова».
  3. Репродукции картин, отражающих жизнь и творчество Н.А. Некрасова и его современников и современниц.
  • А. Венецианов «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето».
  • И. Глазунов «Тройка».
  • И. Ерменев «Крестьянский обед».
  • В. Маковский «Свидание».
  • В. Максимов «Больной муж».
  • В. Перов «Тройка», «Похороны крестьянина».
  • Х. Платонов «Наймичка».
  • Портреты жён декабристов.
  • и другие.
  1. Стенгазета и рисунки, выполненные учащимися к этому уроку.
  2. Выставка произведений поэта.
  3. Выставка книг о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.
  4. Презентация «Подвиг долга и любви…»
  5. Компьютер для просмотра презентации и прослушивания музыкальной инструментовки.
  6. Магнитофон для прослушивания музыкальных пьес русских композиторов.
  7. Классная комната стилизована под горницу опрятной русской избы, где будет проходить гуляние.

Окна в занавесках, в простенках – вышитые салфетки и полотенца, в «красном углу» - стол с самоваром, чайной посудой, бубликами и пирогами. Подле – икона в расшитом рушнике, перед ней – лампада.

Общее оформление кабинета дополняют предметы быта и прикладного искусства: прялка, старинный угольный утюг, глиняные горшки, кувшины, миски, деревянные ложки, плетёные кружева, домотканые половики, русские народные игрушки, глиняные свистульки, столы, убранные скатертями в фольклорных традициях, свечи в подсвечниках.

        Парты в классе расставлены так, чтобы можно было работать группами, а затем зажигать свечи, кипятить самовар, пить чай с пирогами, вести приятную беседу, отдыхать, петь и даже танцевать.

Часть 1

Русские женщины в поэзии Н.А. Некрасова.

Слышен колокольный звон, затем он становится приглушённее,

 и на его фоне звучит вступительное слово учителя:

Дорогие ребята! Уважаемые гости!

        Наш сегодняшний вечер состоит из двух отделений: первое – литературно-музыкальная композиция на тему: «Русские женщины в творчестве Н.А. Некрасова», второе – русские посиделки в крестьянской избе.

        Наша встреча сегодня – дань уважения замечательному русскому поэту Николаю Алексеевичу Некрасову, с творчеством которого мы знакомились на предыдущих уроках литературы. Ф.М. Достоевский назвал Некрасова человеком с раненым сердцем. Он отдал свой великий талант, свет своей благородной души служению народу, борьбе за его счастье, потому-то стихи Некрасова так близки нам.

        Очень рано некрасовская муза получила уроки познания жизни, и они были безрадостны. Это были слёзы «подавленных и трепетных рабов» в доме отца-властелина, который своих крепостных порол и по поводу , и без повода. Его боялись и ненавидели. У него на кухне был вбит столбец с цепью. На эту цепь, как собаку, он сажал провинившегося крестьянина и смертным боем доводил жертву иногда до полного отчаяния, до перерезания горла…

        Не менее радостной была и жизнь крестьянки. В тяжкой неволе, выполняя самую трудную работу по дому и в поле, недосыпая ночами, растила она детей, отдавая им любовь бескорыстного материнского сердца и мечтая об иной женской доле, о счастье любить и быть любимой.

        Далее идёт литературно-музыкальная композиция:

  1. Великий русский поэт Н.А. Некрасов, продолжив традиции Пушкина и Лермонтова, посвятил своё творчество борьбе за угнетённый и обездоленный народ, за его интересы, за его свободу и счастье.

Много произведений посвятил он трагической судьбе забитой и бесправной русской женщины, которая и мечтать не смела о счастливой доле:

                                Ключи от счастья женского,

                                От нашей вольной волюшки

                                Заброшены, потеряны

                                У бога самого!-

говорит Матрёна Тимофеевна, героиня поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Декламируется отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» –

«Три тяжкие доли имела судьба…»

  1. Ёщё в 1845 году поэт написал стихотворение «В дороге», в котором рассказывается о загубленной жизни крепостной девушки. Маленькой девочкой взяли её господа в барский дом, воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, а когда старый барин умер, новый владелец поместья «воротил …её на село – знай - де место своё ты, мужичка». Её насильно выдали замуж за крепостного мужика – извозчика. Послушайте эту новеллу в стихах – рассказ ямщика, который хотя и неспособен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, всё же приходит к выводу: «Погубили её господа».

Звучит музыка Г. Свиридова «Венчание»;

на её фоне декламируется стихотворение «В дороге».

Это стихотворение потрясло В.Г. Белинского. Взволнованный, он обнял Некрасова и воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!»

На фоне музыки Г. Свиридова «Тройка» проецируется

 репродукция картины И. Глазунова «Тройка», и учащийся рассказывает:

  1. А в 1846 году Некрасов написал «Тройку» - стихотворение, ставшее вскоре любимой народной песней. В нём поэт любуется красивой крестьянской девушкой, «чернобровой дикаркой», раскрывает её жаждущее любви сердце, говорит о возможной счастливой жизни. Но другая доля суждена дочери крепостного крестьянина, её ждёт тяжёлая жизнь с нелюбимым мужем:

Будет бить тебя муж – привередник

И свекровь в три погибели гнуть…

Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слёз, незаслуженных обид:

                        И в лице твоём, полном движенья,

                        Полном жизни, - появится вдруг

                        Выраженье тупого терпенья

                        И бессмысленный, вечный испуг.

        Такая же безысходная тоска, сожаление звучат и в этом отрывке:

                        И схоронят в сырую могилу,

                        Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,

                        Бесполезно угасшую силу

                        И ничем не согретую грудь.

Народ, влачащий бремя нищенского и безрадостного существования, сочинил к стихотворению музыку, и оно стало звучать как народная песня – романс.

Дуэт исполняет романс В. Волкова

 «Что ты жадно глядишь на дорогу».

  1. Невыносимо тяжелым был труд женщины – крестьянки в летнее время: нещадно жжёт солнце, молодая крестьянка-мать жнёт рожь, а «у соседней полосыньки» заходится от крика грудной ребёнок…

Декламируется стихотворение

 «В полном разгаре страда деревенская…»

В это время проецируются рисунки Д. Шмаринова

«В полном разгаре страда деревенская…»

                                         и репродукции картин

А. Венецианова «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето»,

        звучит музыка Г. Свиридова «Романс».

  1. С благоговением писал в стихах Некрасов о своей матери, вспоминая её печальную судьбу («Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Затворница» и др.) Много стихотворений посвятил поэт многострадальным русским матерям-крестьянкам. В трудных условиях большой крестьянской семьи, угождая свёкру, свекрови, выполняя самую тяжёлую работу на дому и в поле, недосыпая ночами, растили они детей, отдавая им всю любовь материнского сердца. Слёзы матерей по погибшим детям Некрасов называет святыми.

                                

Декламируется стихотворение «Внимая ужасам войны»,

 чтение сопровождается музыкой: «Жалоба» А. Гречанинова.

6.        Поэма «Орина, мать солдатская» - повесть о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Сестра Некрасова вспоминала, что Орина сама рассказывала Николаю Алексеевичу о своей жизни, что он несколько раз ходил к ней в деревню, «делал крюк, чтоб поговорить с ней». Восемь лет не видела она сына, «уж и свидеться не чаяла». Но недолгой была радость Оринушки, когда он пришёл домой:

Воротился сын больнёхонёк,

Ночью кашель бьёт солдатика,

Белый плат в крови мокрёхонек!

Орина вспоминала, что её Иванушка «здоровенький был детинушка», что его «богатырское сложение» удивило даже самого генерала в рекрутском присутствии. Восемь лет издевались над ним на военной службе, жестоко наказывая за малейшую провинность. Все эти годы казались ему сплошным кошмаром. Даже в последнюю ночь перед смертью представлялось ему, что он в царской армии:

                                Вдруг метнулся…смотрит жалобно…

                                Повалился  - плачет, кается,

                                Крикнул: «Ваше благородие!

                                Ваше!..»- вижу задыхается.

        И осталась мать одна со своей великой печалью:

                                Мало слов, а горя реченька,

                                Горя реченька бездонная!..

Докладчик показывает рисунок В Рутштейна

«Некрасов слушает рассказ Орины».

Исполняется романс А. Гречанинова «Жалоба».

  1. Матрёна Тимофеевна Корчагина (поэма «Кому на Руси жить хорошо») рассказывает о себе, что уже смолоду была

И добрая работница,

И петь-плясать охотница…

Много горя пришлось ей испытать в «большой сварливой семье мужа, на всех работала как раба. Радость рождения первенца была недолгой, некогда было ей лелеять Дёмушку, «запугана, заругана», пошла она в поле жать рожь, оставив дитя со старым дедушкой. Непередаваемо страшное горе матери, узнавшей, что её сына загрызли свиньи:

                                Я клубышком каталася,

                                Я червышком свивалася,

                                Звала, будила Дёмушку –

                                Да поздно было звать!..

Вся жизнь Матрёны Корчагиной – непосильный труд, тяжёлые лишения, но они не сломили её. «Я потупленную голову, сердце гневное ношу», - говорит она странникам.

  1. Поэма «Мороз, Красный нос» - это ещё одна повесть о жизни крестьянской семьи, о женской доле. Но в Дарье мы находим не только изображение несчастной доли крестьянки, это – героический образ русской женщины из народа, тип «величавой славянки».

Декламация отрывка из поэмы-

«Есть женщины в русских селениях»…

В это время проецируется иллюстрация И. Глазунова «Дарья»

к данной поэме

Такой была Дарья. Грустно, что и её жизнь, тяжёлая, трудовая, кончается так трагически. Глубоко несчастной была жизнь не одной Дарьи, страдала и всякая женщина-крестьянка, современница Некрасова.

  1. Немного раньше, в 1861 году, Некрасов написал поэму «Коробейники» - поэтическую историю любви Катеринушки к коробейнику Васе.В образе Катерины показаны замечательные черты русской крестьянки, её сила, ловкость в работе.У неё:

                                Под косой трава валилася,

                                Под серпом горела рожь.

                                Изо всей-то силы-моченьки

                                Молотила по утрам,

                                Лён стлала до тёмной ноченьки

                                По росистым по лугам…

        Многие стихи, поэмы стали народными песнями.

На баяне исполняется песня «Коробейники».

Затем на фоне музыки Г. Свиридова «Пастораль» звучат слова:

10. В галерее женских образов, созданных Некрасовым, есть образы женщин из мира городской бедноты. Вы помните, что семнадцатилетний Некрасов остался в Петербурге без всяких средств к существованию. Началась самостоятельная, трудная, полуголодная жизнь, полоса борьбы за выживание. Он увидел в столице улицы окраин, чердаки и подвалы – то, мимо чего проходили, не замечая, многие писатели дворянского круга. Среди произведений, в которых Некрасов изображал жизнь тружеников, противоречия большого города, есть стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной» (1847 год), одно из самых драматических произведений поэта. Это о нём писал И.С. Тургенев

В.Г. Белинскому: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение меня совершенно с ума свело: денно и нощно твержу я это удивительное  произведение – и уже наизусть выучил».

В этом стихотворении Некрасов рассказывает о подруге бедняка:

                        С детства судьба невзлюбила тебя:

                        Беден и зол был отец твой угрюмый,

                        Замуж пошла ты – другого любя.

                        Муж тебе выпал недобрый на долю:

                        С бешеным нравом, с тяжёлой рукой,

                        Не покорилась – ушла ты на волю,

Да не на радость сошлась и со мной…

В стихотворении даны жестокие подробности драмы бедняков, типичной для столицы: умирающий ребёнок, печальная трапеза на заработанные позором гроши рядом с гробиком ребёнка:

                                Голод мучительный мы утолили,

                                В комнате тёмной зажгли огонёк,

                                Сына одели и в гроб положили…

                                Случай нас выручил? Бог ли помог?

                                Ты не спешила печальным признаньем,

                                Я ничего не спросил,

                                Только мы оба глядели с рыданьем,

                                Только угрюм и озлоблен я был…

Это стихотворение явилось смелым протестом против социальной несправедливости, против жалкой участи бедняков, против унижения достоинства человека.

  1. В 60-70-е годы в поэзии Некрасова появляются образы самоотверженных, бесстрашных женщин. В поэме «Русские женщины» (1871-1872) поэт рассказывает о героическом подвиге  жён декабристов: Трубецкая и Волконская, богатые, знатные, ещё очень молодые женщины, отказались от роскоши, светской жизни и отправились в далёкую суровую Сибирь, в Забайкалье, на каторгу за мужьями, чтобы делить с ними изгнание, поддержать в них мужество и волю к борьбе. Царь, разрешая «декабристкам» следовать за мужьями, предупреждал, что, уезжая, они лишаются всех прав, состояния и никогда не смогут вернуться в столицу. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.

                Иркутский губернатор пытался задержать Трубецкую. Он старался, выполняя волю царя, напугать её острожным жёстким сухарём и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути. Однако на его слова «И что ж?... бежите вы за ним, как жалкая раба!» - Трубецкая отвечает:

                Нет! Я не жалкая раба,

                Я женщина, жена!

                Пускай горька моя судьба-

                Я буду ей верна!..

                О, если б он меня забыл

                Для женщины другой,

                В моей душе достало б сил

                Не быть его рабой!

                Но знаю: к родине любовь

                Соперница моя,

                И если б нужно было, вновь

                Ему простила б я!..

Звучит «Вальс» А. Грибоедова,

учащиеся продолжают рассказ.

  1. Только в Нерчинске Волконская догнала Трубецкую. Много раз приходилось им видеть в дороге тяжёлые сцены, слышать стон угнетённого народа и звон цепей на этапах. Сердца их наполнялись скорбью и тревогой за всех обездоленных, уважением к подвигу декабристов.

Демонстрируется рисунок Д. Шмаринова

«Встреча княгини Трубецкой с ссыльными».

Волконской первой удалось увидеть осуждённых декабристов в руднике. Она спустилась туда, её пропустил часовой. Нельзя без волнения читать о её встрече с мужем Сергеем Волконским в тёмном душном руднике:

                        …где плесень узором

                        Лежала; где тихо струилась вода

                        И лужами книзу стекала.

  1.                          И вот он увидел, увидел меня!

И руки простёр ко мне: «Маша!»

И стал, обессиленный словно, вдали…

Два ссыльных его поддержали.

По бледным щекам его слёзы текли,

Простёртые руки дрожали…

Душе моей милого голоса звук

Мгновенье послал обновленье,

Отраду, надежду, забвение мук,

Отцовской угрозы забвенье!

И с криком: «Иду!» я бежала бегом,

Рванув неожиданно руку,

По узкой доске над зияющим рвом,

Навстречу призывному звуку…

«Иду!..» Посылало мне ласку свою

Улыбкой лицо испитое…

И я побежала… И душу мою

Наполнило чувство святое.

Я только теперь, в руднике роковом,

Услышав ужасные звуки,

Увидев оковы на муже моём,

Вполне поняла его муки,

Он много страдал, и умел он страдать!..

Невольно пред ним я склонила

Колени – и, прежде чем мужа обнять,

Оковы к губам приложила!..

Показ через компьютер презентации

 «Подвиг долга и любви» (презентация)

  1. Образы Трубецкой и Волконской воплощают черты героического характера русской женщины.

В Сибирь за мужьями-декабристами последовали двенадцать женщин. Не все они вернулись: Е.И. Трубецкая, которая… «другим дорогу проложила, других на подвиг увлекла», А.Г. Муравьёва, через которую Пушкин передал декабристам послание «В Сибирь», К.П. Ивашова погибли в Сибири.

Поэт хотел написать и о других женщинах-декабристках, у него уже был план такой поэмы, но он не успел осуществить его.

  1. В стихотворениях, которые прозвучали сегодня, перед вами прошли один за другим замечательные правдивые женские образы. В них много тоски и грусти, слёз и горя.

Образы женщин, созданные Некрасовым, не только женщины-страдальцы. Они способны на глубокие и сильные чувства: это Катеринушка, стремящаяся к счастью; это Дарья – «величавая славянка»; это Матрёна Тимофеевна, в сердце которой зреет гнев за «обиды смертные … неотплаченные», это женщины-декабристки – горячо любящие жены и патриотки, единомышленницы своих мужей. Некрасов был уверен, что русский народ проснётся «исполненный сил», предвидел, что он:

                        Вынесёт всё – и широкую, ясную

                        Грудью дорогу проложит себе…

  1. Но Некрасов не только поэт – гражданин, поэт униженных и обездоленных, чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, к добру и справедливости.

Некрасов – проникновенный лирик. Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. Пусть будет благословенна Авдотья Яковлевна Панаева, благодаря которой мы узнаём удивительные творения поэта.

  1. От любви к женщине, говорят, родилось всё самое прекрасное на земле. И в этом убеждаешься, когда читаешь любовную лирику Некрасова, особенно «панаевский» цикл: «Страна Любви - великая страна!» Она лишает покоя, отдыха и сна, заставляет ревновать и страдать, требует разлук и расставаний. Такой была любовь Н.А. Некрасова и Авдотьи Яковлевны Панаевой. Союз их, длившийся  около 16 лет, был освящён любовью, дружбой, взаимопониманием.

Всё, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас,

Мы на один алтарь сложили,

И этот пламень не угас!

  1. И всё же их общий жизненный путь не назовёшь гладким, а отношения идиллическими – наоборот, они знали горечь тяжёлых размолвок, противоречий, расставаний, предельно мучительных для обоих. С годами эта мучительность возросла. Причин для этого было много: и трудный характер Некрасова (известно, что на него порой нападала тоска, злость, жажда одиночества), и болезненное состояние, которое вызывала ревность, и трудные обстоятельства в связи с выпуском журнала «Современник», и борьба с цензурой. Кроме того, давала о себе знать известная сложность положения Авдотьи Яковлевны: оставаясь формально женой Панаева, она стала гражданской (т.е. невенчанной) женой Некрасова. К чести её надо сказать, что она умно и мужественно преодолевала неловкость этой ситуации, пренебрегая предрассудками и мнением общества. Более того, она собственным примером как бы пыталась разрешить один из больных вопросов того времени о праве женщины на независимость и свободу чувства .Обоим им пришлось перенести огромное горе: оба их сына умерли в младенческом возрасте.

Отношения с Панаевой стали темой многих лирических стихов – они-то и позволяют нам теперь проследить, хотя бы в общих чертах, историю этой любви, занявшей столь важное место в жизни поэта.

Учащиеся читают стихи Некрасова:

«Да, наша жизнь текла мятежно…»,

«Ты всегда хороша несравненно…»,

«Мы с тобой бестолковые люди…»,

«Я не люблю иронии твоей…»,

«Тяжёлый крест достался ей на долю…»,

«Тяжёлый год – сломал меня недуг…»,

«Давно отвергнутый тобою…»,

«Прощанье»,

«Прости»,

«Горящие письма».

  1. Многие из этих стихов были положены на музыку и превратились в популярные романсы и песни ещё при жизни Некрасова. Например, стихотворению «Прости», обращённому к Панаевой, дали в разное время музыкальное истолкование около 40 русских композиторов. Композиторы писали музыку к этому стихотворению, вовсе не заботясь о том, кому оно посвящено и по какому конкретному поводу написано. Это наглядный пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим, т.е. интересным для всех.
  2. Тема любви, тема женщины вечна. Она существовала и будет существовать и в реальной жизни, и в поэзии, и в музыке, пока будет стоять на «трёх китах» шар земной. Об этом и наши песни.

Колокольный звон.

Часть 2

Слово учителя!

Дорогие ребята! Великий поэт не только увидел тяжкую долю русской женщины, но и восславил в своих стихах «величавую славянку». Он скорбел о многотрудной её судьбе, восторгался, гордился её красотой, её нравственной силой. Не случайно многие его стихи были положены на музыку и пелись простыми людьми, пелись в радости и горе, в работе и бою. Мы поём их, отдавая дань неподдельного уважения к многострадальному нашему народу и его великому поэту.

Русский народ во все времена не только умел много работать, но и на широкую ногу отдыхать.

Об этом 2-я часть нашего вечера.

С этой минуты вы становитесь участниками русских народных посиделок.

1-й ведущий: Гости в избу, красному гостю – красное место.

2-й ведущий: Чайку откушать, песни послушать. Милости просим.

Учитель: В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы, собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Весело было! То песни затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась.

        И мы собрались сегодня в горнице на посиделки. Только на дворе уже XXI век.

Под аккомпанемент балалайки ученица исполняет песню

«Во поле берёза стояла…»,

затем ученик, наигрывая на балалайке, исполняет

«Во саду ли в огороде…».

Учитель: Шло время, менялись песни и музыкальные инструменты.

1-й ведущий: Сколько раз я зарекалась под гармошку песни петь,

                   как гармошка заиграет, не могу я усидеть.

2-й ведущий: Кто лучше и больше частушек знает, выходи.

Выходят три девочки и исполняют частушки.

  1. Пропоём мы вам частушки,

Замечательны – таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики.

  1. У меня забавы две-

В том краю и в этом,

Одного люблю зимой,

А другого летом.

  1. Я – девчонка боевая,

Боевая не совсем.

Боевая сушит девять,

А по мне страдает семь.

  1. Кавалеры наши модны,

Никуда они не годны,

По метёлке в руки дать,

По амбарам крыс гонять.

  1. Я стояла на бугре,

Трое спорят обо мне.

Что вы трое спорите,

Вы меня не стоите.

  1. Мы пропели, что сумели,

Поплясали от души,

Выходи на круг, кто смелый,

Пой погромче и пляши.

От каждого столика выходят по два- три человека

и исполняют русские народные песни.

1-й ведущий: Удобно ли вам, гости дорогие, все ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?

Из зала: В тесноте, да не в обиде.

2-й ведущий: Гости дорогие, не хотите ли покушать да потешки послушать?

Коробейники угощают гостей конфетами.

Звучат потешки.

  1. Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Зашить можно.

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

  1. Фома, что из леса нейдёшь?

- Медведя поймал.

- Так веди сюда.

- Да он не идёт.

- Так сам иди.

- Да он не пускает.

  1. Фома, у тебя в избе тепло?

- Тепло. В шубе на печи согреться можно.

  1. Сынок, сходи за водицей на речку.

- Брюхо болит.

- Сынок, иди кашу есть.

- Ну, раз мать велит, надо идти.

        Затем проводится конкурс скороговорок, загадок.

        Ведущий 1-й предлагает желающим участвовать в конкурсе скороговорок и выявляет  победителя.

        Ведущий 2-й загадывает загадки:

  1. У двух матерей по пяти сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы).

  1. Сижу верхом, не знаю на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу – привечу. (Шапка).

  1. Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит,

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок).

  1. Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга).
  2. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка).
  3. Одну меня не едят, А без меня мало едят. (Соль).
  4. Не огонь, а жжётся. (Крапива).

1-й ведущий: С заданием справились, а сейчас для вас инсценировка русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько…»

Учитель: В 19-м веке в городе зазвучал романс, затем он придёт и на село.

Звучат романсы под аккомпанемент гитары сначала

 в мужском, затём в  женском исполнении.

Учитель: Но больше всего полюбилась русская народная плясовая песня.

Шуточное исполнение мальчиками и девочками песен:

  1. «Светит месяц, светит ясный…»
  2. «Ах, вы сени, мои сени…»
  3. «Валенки».

Учитель: На посиделках не только пели, но и танцевали.

Ведущие к каждому столику подносят сделанную из бумаги разноцветную ромашку.

Оторвал лепесток – узнал, какой танец ваш «столик» исполняет).

Под фонограмму дети и взрослые, поочерёдно перевоплотившись,

исполняют барыню, цыганочку, русскую плясовую и т.д.

        1-й ведущий: Молодцы! А вот и пироги поспели, самовар закипел, можно отдохнуть.

Учитель: Очень гостеприимный русский народ. Есть у него хороший

обычай – угощать гостей вкусным ароматным чаем.

                                Коль довелось вам

                                В гостях у нас быть,

                                Прошу вас русского чая испить,

                                Ведь и молодой, и старый

                                Любят чай из самовара.

Устраивайтесь поудобнее, угощайтесь чаем и сладостями.

2-й ведущий: Мы благодарим вас за участие!

                Вот призыв вам всем на счастье:

1-й и 2- ведущие: Мы хотим вам пожелать

(вместе)          В праздник петь и танцевать.

                        В будни хорошо трудиться

                        И ещё сюда явиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок - путешествие по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству в 3 классе (по системе Л. В. Занкова) "Сквозь таежные дебри"

Этот урок поможет учащимся погрузится в быт народа, природу исследуемой территории, перевоплотится в путешественников, представить себя в описываемый период присоединения Сибири к России (XVI-XVI...

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)(описание одежды, костюма) Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения в...

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)

Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения выражать свое отношение к увиденному, учит художественному восприятию окружающего мира; Способствует созданию целостного представлени...

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа) (описание картины на основе искусствоведческого текста)

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)(описание картины на основе искусствоведческого текста)...

«Смутное время (интегрированный урок истории, литературы музыки, изобразительного искусства)

P { margin-bottom: 0.21cm; } «Смутное время(интегрированный урок истории, литературымузыки, изобразительного искусства)...

Часы проектной деятельности по музыке для учащихся 6-х классов «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе».

Цель проекта – приобщение учащихся к патриотизму, формирование у них интереса и положительной мотивации к художественно-эстетическому направлению внутри гуманитарного профиля....