Открытый урок литературы в 10 классе на тему: "Каждая семья представляет явленье особенное..." А.С.Макаренко (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир")
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

половинкина ирина викторовна

Цель урока - показать ребятам ценность семьи, ее роль в воспитании подрастающего поколения. В ходе урока рассматриваются семейный традиции Ростовых, Болконских.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravstvuyte.doc59.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya2.ppt2.73 МБ

Предварительный просмотр:

                                     Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Половинкина Ирина Викторовна, я работаю в школе №8.

Сегодня я хочу вам представить один из уроков литературы, посвященных изучению романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого.

Слайд 1

Тема урока: «Каждая семья представляет явленье особое…»  (А.С.Макаренко) (по страницам романа «Война и мир»)

Слайд 2

Цели:

1) привлечь внимание учащихся к проблеме семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни толстовских героев;

2) получить представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей;

3) решить проблему: «Какие нравственные ориентиры должны преобладать в семье, чтобы дети выросли достойными людьми?» (саму проблему пока не высвечивать на слайде)

  Я специально не указала ее, чтобы ребята сформулировали ее сами.

Опережающее задание: для подготовки к данному уроку класс был разбит на группы, проведена консультация для разъяснения постановки задач. Каждая команда должна состоять (символично) из педагогов, психологов и аналитиков. Ребятам было предложено подготовить сообщения о семье Ростовых, Болконских, Курагиных с точки зрения людей разных профессий (внутри группы специальность выбирают сами): 1) педагоги говорят о семейном воспитании; 2) психологи анализируют, как семейное воспитание отражается в поступках героев; 3) аналитики подводят итог по собранной информации.

                                                      Ход урока:

  1. Организационный момент.

 Сегодня на уроке от вас потребуются ваши знания, жизненный опыт, умения анализировать, выделять главное, сравнивать. Мне хотелось бы, чтобы вы были предельно внимательны, наблюдательны, потому что мы будем решать очень важные проблемы. Работаем сегодня в командах, в которых собраны представители разных профессий: педагоги, психологи, аналитики.

  1. Погружение в тему урока.

  Чтобы обозначить тему нашего урока, я выбрала слова известного педагога Антона Семеновича Макаренко: «Каждая семья представляет явленье особое…»

 - Что хотел этим сказать А.С.Макаренко?

 - О чем, по-вашему, мы будем говорить на уроке?

   Обращу ваше внимание на то, что обсуждать эту тему мы будем, обратившись к роману «Война и мир» Л.Н.Толстого. Сегодняшний урок, на мой взгляд, один из важных в процессе изучения произведения, так как посвящен основе основ человека – семье.

  -Что такое, в вашем понимании, семья?

  Тема семейных отношений всегда актуальна, поэтому так часто появлялась на страницах литературных произведений. Вспомним некоторые из них.

Слайд 4 (на слайдах иллюстрации к изученным ранее произведениям, ребятам предлагается узнать произведение и назвать автора)

Слайд 5.

  Но тема семьи обширна, и разные проблемные вопросы могут подниматься в связи с этой темой. Попробуйте обозначить проблему нашего урока, выполнив следующее: узнайте произведение по иллюстрации и соотнесите с поговоркой.

              От доброго дерева добрый и плод.

              Из роду в род тот же урод.

(иллюстрации  «Капитанской дочки» Пушкина, «Недоросля» Фонвизина)

  - Сформулируйте, пожалуйста, проблему.

Слайд 6

«Какие нравственные ориентиры должны преобладать в семье, чтобы дети выросли достойными людьми?»

  1. Работа по теме урока 

   Сегодня мы погрузимся в эпоху Л.Н.Толстого, который хорошо понимал ценность семьи в воспитании человека, поэтому в его романе так много места уделяется семьям Ростовых, Болконских, Курагиных.

    Итак, каждая команда  представит семью, чью историю они исследовали, с точки зрения 1) педагогов (методы воспитания детей);

                                                       2) психологов (отражение воспитания в  

                                                                                  поступках героев);

                                                       3) аналитиков (анализируют собранную

                                                                                  информацию)

Предлагаю свою точку зрения высказывать, используя следующие примерные формулы:

«Собрав необходимую информацию, мы узнали, что …»

« Психологи полагают (считают, по мнению психологов), …»

« Аналитики, изучив собранную информацию, пришли к мнению,…»  и т.д.

Слайд 7 (иллюстрации)

А) Предоставляю слово команде, подготовившей сообщения о семье Ростовых.( Приложение №1)

Слайд 8 (иллюстрации)

Б) Расскажите о семье Болконских. (Приложение №2)

Слайд 9 (иллюстрации)

В) Послушаем теперь о семье Курагиных. (Приложение №3)

                               Спасибо всем за проделанную работу!

  1. Рефлексия.

  Пришло время подвести итоги нашей работы.

 Известный поэт А.А.Фет, прочитав роман «Война и мир», пришел к мнению, что одни герои Толстого живут «умом ума», а другие – «умом сердца». Кстати, Лев Николаевич Толстой с этим согласился. Обозначьте, к каким семьям вы бы отнесли эти определения?

  1. На столе у каждой команды лежат листы с фамилией семьи. Рядом на отдельных листиках перечислены  качества, наиболее точно определяющие нравственные ориентиры семьи. Составьте кластеры, используя информацию, прозвучавшую сегодня на уроке. Пока звучит песня, вы должны справиться со своей задачей.

Слайд 10 ( портрет семьи Толстого) Сейчас перед вами на слайде многочисленная семья Л.Н.Толстого

( Пока составляют, звучит песня о семье)

  1. -Аналитики, озвучьте, пожалуйста, результаты своей работы.

Слайд 11, 12, 13 – примерные кластеры, которые должны были получиться у ребят.

Слайд 14

Лев Николаевич Толстой писал: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям»

Эти мысли писателя,  я считаю, мы подтвердили сегодня на уроке, а также сумели доказать, что  роль семьи в воспитании достойных людей огромна.

Слайд 15. Д/з: сочинение-рассуждение ( в формате итогового по литературе) «Каждая семья представляет явленье особое…» (Макаренко)

 

                                           

                                               Самоанализ урока

 «Каждая семья представляет явленье особое…»  (А.С.Макаренко) (по страницам романа «Война и мир») ( с презентацией)

Урок разработан для 10 класса. Кабинет, где проходил урок, был обустроен, как литературная гостиная.  Дети сидели по группам, в каждой группе по 5 человек. В группах ученикам было предложено исследовать поставленную на уроке проблему с точки зрения представителей трех профессий: педагогов, психологов, аналитиков (таким образом, работа на уроке некоторым образом помогала, пусть хоть и поверхностно, познакомиться с этими специальностями). В процессе подготовки к уроку в каждой группе проводились консультации, на которых разъяснялись задачи, были рекомендованы отдельные главы романа для поиска нужной информации.

  Данный урок рассчитан на 40 минут. По форме - это урок общение, урок - исследования. Организационный момент занял не более двух минут.

 Во время урока  на столах лежали тетради, книги,  вопросы, ручки и фломастеры, ватман (для составления кластеров). На доске записана дата, тема урока, высказывание писателя Л.Н.Толстого. В ходе урока были использованы следующие формы работы:  беседа, практическая работа с текстом художественного произведения, самостоятельная работа аналитического характера. Это третий урок  по изучению творчества Л.Н. Толстого, поэтому я придаю ему  особое место в системе уроков по изучению романа «Война и мир». Он имеет большое значение для последующего знакомства с романом. Ведь все события, происходящие в произведении, неразрывно связаны с героями, относящимися к  семьям Болконских, Курагиных, Ростовых.

На уроке были решены следующие задачи:

Обучающие:
- закрепили навыки анализа. Это основная цель, в основу которой положен текстоцентрический принцип обучения.
Развивающие: 

-развивали умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог,  развивали умение характеризовать героев по их поступкам, развивали творческие и коммуникативные возможности учащихся, развивали умение анализировать, систематизировали и структурировали учебный материал.
Воспитывающие: 

формировала устойчивые нравственные и морально-эпические нормы взаимоотношений в семье, нацеливала детей на нравственные ориентиры, которые должны преобладать в семье.

Обучающиеся были оценены по группам и индивидуально, почти всем  выставлены положительные оценки за работу в группах (двое подготовились слабо).

Работоспособность достигалась путем особой организации урока, эмоциональным настроем обучающихся и преподавателя.  
Задачи, поставленные на уроке, были реализованы полностью.

Недочетом в организации урока считаю нерациональное распределение времени, но это объясняется очень большим объемом художественного произведения и огромным количеством информации, приготовленной ребятами к уроку. При следующем планировании урока учту, что данную тему надо распределять на два урока.

 Цели деятельности учителя:

- способствовать созданию положительного настроя и позитивной установки на изучение литературы;

- воспитывать интерес к предмету;

-организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока;

-содействовать развитию речи – обогащению и усложнению словарного запаса;

-содействовать развитию умения анализировать, выделять главное, умение сравнивать

-привлечь внимание учащихся к проблеме семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни толстовских героев;

-формировать устойчивые нравственные и морально-этические нормы взаимоотношений в семье.

Планируемые результаты:

Предметные –  умеют работать с текстом, иллюстрациями,  применяют на практике умения анализировать, выделять главное.

Метапредметные:

Личностные – воспринимают речь учителя (одноклассников), выражают положительное отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность.

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевое высказывание, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют  формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Оборудование и наглядность: использование ИКТ,  распечатка текстов, составление кластеров.

                            Мастер-класс

Тема: «Каждая семья представляет явленье особое…»  (А.С.Макаренко) (по страницам романа «Война и мир»)

                                            Подготовила: Половинкина И.В.,

                                                                            учитель русского языка и

                                                                          литературы МБОУ СОШ №8.

                                                 г.Миллерово

                                                        2018 г.

                     

   

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок – современным детям «Каждая семья представляет явленье особенное…» А.С.Макаренко (урок по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого) 10 класс

Слайд 2

Цели: - привлечь внимание к проблеме семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни толстовских героев; - получить представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей; - решить проблему:…

Слайд 3

«Каждая семья представляет явленье особенное…» А.С.Макаренко

Слайд 8

От доброго дерева добрый и плод. Из роду в род тот же урод. 1 2

Слайд 9

Проблема урока: «Какие нравственные ориентиры должны преобладать в семье, чтобы дети выросли достойными людьми?»

Слайд 10

Семья Ростовых

Слайд 11

Семья Болконских

Слайд 12

Семья Курагиных

Слайд 13

Семья Л.Н.Толстого

Слайд 14

Семья Ростовых «ум сердца» движение доброта отзывчивость доверие искренность душевность патриотизм милосердие

Слайд 15

Семья Болконских «ум ума» деятельность духовность разумность сдержанность религиозность патриотизм требовательность интеллект

Слайд 16

Семья Курагиных «жизнь плоти» лицемерие безответственность хитрость корысть эгоизм расчетливость бесчестие бездуховность

Слайд 17

Лев Николаевич Толстой писал: « Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям»

Слайд 18

Д/з: написать сочинение-рассуждение (в формате итогового сочинения по литературе) на тему «Каждая семья представляет явленье особенное…» А.С.Макаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 4 класса по теме "Каждый народ - художник"

Тест составлен на основе изученного материала для 4 класса по программе Б.М.неменского ....

"Электрические явления" презентация к открытому уроку 8 класс

Данная презентация может быть использована при повторении темы "Электрические явления" в 8 классе....

Особенности современной семьи. Кризисные явления в семейной сфере.

В статье дается опсание разрушительных тенденций современного мира и рекомендации как выйти из этого состояния, создать счастливую семью, опираясь на родство между поколениями и построением здоровых в...

10 класс. Урок на тему: Семья Е.Базарова в романе "Отцы и дети"

10 класс. Урок на тему: Семья Е.Базарова в романе "Отцы и дети"...

Уроклитературы 5 класс

Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения....

Презентация по ОБЖ в 10 классе "Семья в современном мире". Преподаватель-организатор ОБЖ Ходырев Роман Геннадьевич.

Презентация по ОБЖ в 10 классе "Семья в современном мире". Преподаватель-организатор ОБЖ Ходырев Роман Геннадьевич....

Семь удивительный явлений Краснодарского края

Материал содержит краткую информацию об удивительных и загадочных места, явлениях Краснодарского края....