Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 7 классе «Мужество и стойкость русской женщины » (по фрагментам повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»).
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Юрицина Ольга Ивановна

на примере повести показать мастерство писателя в создании человеческого характера, образа женщины – матери как воплощение высокой нравственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_v_7klasse.doc70.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_-_kopiya.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия  по литературе в 7 классе

«Мужество и стойкость русской женщины »

(по фрагментам повести В. Закруткина

«Матерь     Человеческая»).

 (учитель Юрицина О.И. МБОУ СОШ № 1)

Цель: на примере повести показать мастерство писателя в создании человеческого характера, образа женщины – матери как воплощение высокой нравственности.

Задачи:

Образовательная:  добиться осознанного восприятия текста, понимания  представленных в нем проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения; продолжить формирование навыков лексической  работы:  выяснение и сопоставление значений слов «месть»  и  «возмездие»;  

Развивающая: продолжить формирование умения анализировать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся;

Воспитательная: воспитание чувства ответственности, гуманного отношения к  человеку, толерантности, обеспечивать гуманистический характер обучения и приоритет общечеловеческих ценностей, содействовать формированию убеждений учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее;

Оборудование: повесть В. Закруткина «Матерь Человеческая»  , иллюстрации,  выставка книг  о войне, музыкальное оформление, оформление стенда , эпиграф.

Ход мероприятия

Слайд 1.

Слайд 2.

  На доске эпиграф:

Соберут белые, черные и жёлтые люди-братья все золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земли, и, сотворенный гением новых неведомых творцов, засияет над землей образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви…

В.Закруткин.

I.Орг.момент

1. Вступительное слово учителя.

«Матерь человеческая» Виталия Закруткина – одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писатель заставляет пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир.  

 

2. Музыкальное вступление.

«Песня о Земле» В.Высоцкого. Она перенесёт вас в то суровое время, когда происходит действие повести, вызовет раздумья: «Почему урок, посвящённый повести Закруткина, начался с этой песни? Какую внутреннюю связь можно обнаружить между нею и повестью?»

3. Обобщение ученика.

В песне Высоцкого перед нами измученная, искореженная, мертвая Земля, которая, на первый взгляд, никогда не поднимется из пепла. Но автор уверен: она только «затаилась на время», потому  что «материнства не взять у Земли», потому что «Земля – это наша душа»…

И в  повести мы видим страшную картину опустошения и разрушения. Кажется, это конец мира, который избежала только маленькая женщина Мария, которой предстоит стать Матерью Человеческой.

                   

Слайд3.

 

4. Сообщение ученика. «Страница о себе...» ( Из воспоминаний писателя.)

«Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы… Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными, городские кварталы, сожженные от начала до конца. Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины сожженного  гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего  живого...

Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Посилилась в уцелевшем погребе…»

Спустя много лет Закруткин решил написать повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях, стать продолжательницей рода и своей любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю .

  II Анализ содержания

Слайд 4.

5.Слово учителя.

Перечитаем вместе начало повести до слов: « Спустя много лет, я не могу  не рассказать о ней людям…»

О Владычице Царице Небесная!

Ты мне упование и прибежище,

Покров и заступление и помощь.

                           Из молитвы.  

Материнства не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпать море.

 

                          В. Высоцкий.    

Вопросы  к учащимся.

1) Почему автор говорит, что не имеет право забывать «эту женщину»?

2) Почему он вспоминает  о ней, глядя на скульптуру Мадонны?

6. Ответы учеников.

Мадонна, Богоматерь напоминает ему о другой женщине -  простой русской крестьянке, которой тоже выпала жестокая судьба. И та и другая лишились своих детей, преданных мученической казни. Но горе русской крестьянки кажется Закруткину  масштабнее и неизбывнее горя Пречистой.

 В Матери Иисуса Христа люди видели «теплую заступницу мира холодного» (М.Ю. Лермонтов), молитвенницу перед Богом за нас, грешных. Поэтому именно у Нее миллионы людей ищут помощи и защиты (как ищет их ребенок у своей матери), преклоняют колена перед Ее чудотворными иконами. Героиня Закруткина не верит в Бога, хотя, как потом выясняется, эта вера просто заглушена временем, эпохой, насаждаемой насильно. Но в подсознании героини вера живёт.

В час отчаяния она обращается к Богу. Закруткин создаёт своего рода словесную икону Женщины - Матери и гимн материнству. К концу повести героиня,представшая в ореоле мученичества и самоотверженной любви к людям, приобретает незримый нимб святости.

7.Чтение текста. (Прочитать от слов: «Она стояла на покатом холме с младенцем на руках…»)

8. Работа с репродукциями.

Взгляните и подумайте…

  • Какие из этих репродукций вы могли бы соотнести с повестью и с её главной героиней? Почему?

  • Какая вам кажется наиболее созвучной повести по смыслу? Почему?

9. Ответы учащихся .

10. Слово учителя.

На глазах Марии убиты муж и сын, соседка Феня, девочка Саня Зименкова ,односельчане угнаны в Германию: от полной, яркой жизни не осталось ничего и ни кого, кроме нее самой. Зачем жить? И Мария молится: « Я не могу жить, Господи, я не хочу жить. Может, Ты все-таки  есть, Господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась… Если Ты есть, Господи, видишь мое горе! Разве можно так жить? У меня все отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночка Васеньку удавили, дите ни в чем не повинное… И хаты наши все спалили, одна зала от них осталась. И Саню, девчонку, как звери убили. И людей всех угнали, никого не оставили… Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…»

Слайд5.

11. Поразмышляем над прочитанным.

  • Почему Мария пересиливает свою боль, поднимается над горем и остается жить?

12.Сообщение ученика…

Убитая горем Мария зовет смерть, но жизнь властно напоминает ей о том, «что она не одна, что  в ней теплится иная , пока еще слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная слабая жизнь…». И она остается жить, погребая одного за другим тех, с кем сталкивает ее судьба. Для каждого  из них Мария находит свои слова, напоминающие народный плач. «Пальцы-то  у тебя в чернилах, девчоночка… хоть школу вашу закрыли, а грамотной  ты хотела быть… Учительницей быть хотела. Не довелось тебе выучиться…» - это для Сани. «Вот и отгулял ты на земле. Видать по всему, был ты ещё честным, чистым парнем, не замаранным убийством и кровью. Скучал, как все дети, по отцу, по матери… Потому и ко мне тянулся, мамой называл. Когда вам, детям, плохо становится, вы все матерей вспоминаете…А что из тебя получилось бы, если бы ты не был убит, если б  не  умер? Бог знает! Твои же друзья да наставники быстро  приучили б  тебя к  тому, что делают сами… И людей бы ты убивал, и  девчонок вроде Сани насильничал и расстреливал, и  хаты поджигал бы на чужой земле… Может, и лучше, что ты помер и остался чистым…» - это о Вернере Брахте. Для Марии все мёртвые ( даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова… Но к моменту погребения родных она уже не в состоянии плакать: «Сколько довелось мне тут людей схоронить, и всех было жалко… Теперь вот своих хороню, а сердце моё стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слёзы…  

Однако именно после этих похорон она ощущает в себе « сильные требовательные толчки его, нерождённого… Не ведая ни страха, ни болезни, ни горечи утрат, ни любви, ни ненависти, он уже готов был подойти к истокам своей полной страданий и счастья дороги и, подчиняясь зовущей его силе жизни, толкал материнское чрево локотками, коленками, головой…»

Слайд 6.

13. Эпизод «Описание сельского кладбища» (Слово учителя. Выразительное чтение.)

Мёртвые и живые оказываются крепко связанными в сознании и памяти Марии. Именно мёртвые, вернее, память о них заставляют её жить.  И здесь очень важное значение имеет описание сельского кладбища.

Предшествует этому эпизоду внутренний диалог разума и сердца Марии. Прочитаем этот диалог. Разум, безусловно, прав, подсказывая, что нужно беречь нерождённое дитя, « а не спину гнуть и силу терять на неубранных колхозных полях». Но совесть не хочет соглашаться с этим, и в поисках ответа Мария идёт на кладбище.

 Как вы думаете, почему? Почему она вспоминает там Радуницу – день поминовения усопших?

14.Ответы учеников

Кладбище помогает рода ощутить ответственность за продление рода, за возрождение жизни на хуторе. Она говорит с дедом Корнеем , первым хуторянином, просит совета у матери.

Помянув своих земляков, ощутив  неразрывную  связь с ними, Мария отбрасывает всякие сомнения и принимает  то решение, которое подсказывает ей сердце: «Покидая кладбище, Мария снова остановилась у могилы деда Корнея, поклонилась и промолвила, как будто обращалась к живому: « Ты был первым, и они не посрамили  твою память, и те, кто лежит тут с тобой , и  те, кого казнили и угнали злые враги. Негоже и мне быть последней…»

На следующий день Мария уже самоотверженно трудилась на поле…

15. Анализ эпизода.

Осознать свою миссию помогают Марии не только мертвые, но и живые. И один из них - солдат Вернер Брахт.

1)Обратившись к тексту, опиши, кого увидела Мария в погребе?

2)Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается?

3)Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги ее подкосились»? Что остановило женщину? Что предпринимает Мария? Почему она так поступает?

Учитель: Найдите  в тексте  описание  молодого немецкого солдата. Прочитайте.

Ответы  учащихся: «Это был раненый, измученный, испуганный мальчишка», «желторотый, бессильный , объятый ужасом».

Учащиеся находят в тексте: «тонкая мальчишеская шея», «расширенные от ужаса глаза», «губы дрожали», « не знавший бритвы пушок на щеках», хочет уползти, но обмякшее тело его не слушается, безоружен, испугался, бессильно раскинутые руки.

Учитель: На что решается Мария?  Проанализируем, почему она решилась на такой шаг? Найдите в тексте причины, на  которые  указывает  сама героиня.

Учащиеся:  «убили сына»,  «смертью смерть поправ», «убей убийцу» .

Учитель: Итак, у Марии возникло мгновенное решение убить во имя высшей справедливости. А теперь обратим внимание на  душевное состояние героини. Обратим внимание  на образные выражения, которые использует автор, описывая ощущения героини.

Учащиеся:  «Ненависть, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, алый туман застил ей глаза»,  «горячечное сознание».

Учитель:  Почему вдруг мстительная решимость покинула героиню, «она выронила вилы, ноги ее подкосились»? Что ее остановило?  

Чему ужасается Мария? Подтвердите примерами из текста.

Ответы учеников: Это слово «мама» неслучайно автор вложил в уста раненого. С одной стороны оно характеризует самого Вернера Брахта - растерянного, насмерть перепуганного мальчишку, с другой стороны – слово словно обожгло ее. Мария понимает, кто перед ней.

Учитель: Что предпринимает Мария, чтобы умирающему солдату было легче?  Подберите цитаты.

Учащиеся: «напоила молоком», «постелила умирающему немцу сена», заботится о нем, хотя понимает, что «он не жилец на белом свете».

Учитель: Что понимает Мария? Какая истина открывается ей?  Прочитайте.

Ответы учащихся.

Учитель:  Даже на войне, во время страшных испытаний  Мария своим поступком утверждает законы добра, выбирая не месть, а милосердие.

Учитель: А теперь я предлагаю вам провести  небольшое исследование,  поработать  над значением слов «месть», «возмездие»,  «мщение».

Месть –  намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду (Малый академический словарь)

Мщенье – сравни «месть», «мста» - отплата злом за зло, обидой за обиду, злопамятство, готовность мстить. (Толковый словарь великорусского живого языка. В.И. Даля.)

Возмездие -  отплата, кара за преступление, за причиненное зло. ( Словарь русского языка С.И. Ожегова )

Прочитаем значения слов месть, мщение, возмездие. Чем отличаются эти толкования? Какое из этих толкований более соответствует, по вашему мнению, действиям Марии из повести «Матерь человеческая»?

Сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война - это страшная катастрофа, но даже во время войны человек может побороть в себе порочное желание отомстить, отказаться совершить возмездие  и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, сделать выбор в пользу, добра, милосердия.

16.Обобщение учеников.

«Ненависть и горячая и слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце…»: « убей убийцу». За «полураздавленным недобитым гадёнышем» она увидела «раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ножки повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки…». Но жизнь повернула всё по- своему.

Раненый мальчишка успел сдавленно выкрикнуть единственное слово «мама»… «Слабый крик … пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Она упала на колени и, прежде  чем потерять сознание, близко- близко увидела светло- голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза…»

Милосердие победило злобу, погасило чувство мести. И как награда за эти сострадание и мудрость к Марии возвращаются голуби, невольно напоминая читателям о христианском символе Святого Духа. «Вдруг старый красный голубь… напугав Марию хлопаньем крыльев, сел ей на колени, завертелся и , надув прекрасную, отливавшую перламутром шею, стал ворковать, призывая свою стаю. И вся стая опустилась у ног Марии, доверчиво окружила руку, просительно встряхивая крыльями».

                 

Мария стала названой матерью своего врага и, сама того не  ведая, вступила

На путь утешительницы, помощницы, заступницы…

Вспомните, в какие ещё моменты жизни Мария испытывает острое чувство материнства.

Когда она начинает ощущать себя матерью всех?

Слайд 7.

17. Обобщение учителя.

Мария испытывает острое чувство материнства, когда она нашла голодных, измученных детей в копне сена,  когда они впервые назвали её мамой.

После рождения собственного ребёнка Мария начинает ощущать себя матерью всех. «Слабой рукой она гладила пушистую голову сына, всхлипывала. Ей почудилось, что в свисте пуль и грохоте снарядов, в  разгуле убийств, жестокости, крови она родила не только сына… содрогаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от неё, матери, защиты и ласки».Мария, познавшая боль своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не сострадать всем. Завершилось её  преображение в Матерь Человеческую.

Помогло выжить Марии материнское чувство ответственности и любви. Не зная толком Богоматери, она последовала  Её  примеру , став утешительницей и заступницей, поистине Матерью Человеческой.

Слайд 8.

III. Рефлексия

1. Что вы открыли для себя нового?

2.Чему может научить нас повесть?

Слайд 9.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мужество и стойкость - русской женщины! Презентация по повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

Слайд 2

«Соберут белые, чёрные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земли, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей Надежды, вечной нашей любви…» В. Закруткин

Слайд 4

О Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, Покров и заступление и помощь. Из молитвы. Материнства не взять у Земли, Не отнять, как не вычерпать моря. В.Высоцкий.

Слайд 5

ПОРАЗМЫШЛЯЕМ НАД ПРОЧИТАННЫМ Вспомните, в какие ещё моменты жизни Мария испытывает острое чувство материнства. Когда она начинает ощущать себя матерью всех?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к повести В. Закруткина "Матерь человеческая"

Данный материал , "Восславим Женщину-мать!", подойдёт не только для урока по повести В. Закруткина. Его можно использовать и для внеклассных мероприятий к Дню Матери, к 8 Марта, к урокам по теме "Обра...

Урок по литературе в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая"

Урок по литературе в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая". Разработка урока состоит из конспекта и презентации....

Конспект занятия в 6 классе по фрагменту повести В.Закруткина "Матерь человеческая"

Конспект занятия по фрагменту повести В.Закруткина "Матерь человеческая". Тема; "Гуманность - высшее качество человека"...

Открытый урок по литературе в 10классе по повести В. Закруткина "Матерь человеческая"

Технологическая карта урока по теме "Женщина - мать в произведениях о Великой Отечественной войне" (на примере повести В. А. Закруткина "Матерь человеческая"....

Презентация к уроку по повести В. Закруткина "Матерь Человеческая".11 класс

Презентация к уроку по повести В. Закруткина "Матерь Человеческая". 11 класс...

Урок литературы "Слово о матери" (по отрывку из повести В. Закруткина "Матерь человеческая").8 класс

Цель урока: подвести обучающихся к процессу осознания того, что быть настоящим человеком -значит жить по гуманным принципам (человеколюбие, добро, милосердие, прощение, забота,  вера,  надеж...