Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »
методическая разработка по литературе на тему

Муратова Галия Габдулловна

Цели и задачи мероприятия:

  1. Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.
  2. Воспитать любовь к литературе, стремление к диалогу русской и татарской культур.
  3. Развивать навыки и умения выразительного чтения стихотворения, анализировать лирические произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muratova_g.g._agryz_kruglyy_stol_dlya_uchiteley.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »

Муратова Галия Габдулловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Девятернинская основная общеобразовательная школа им. Л.Айтуганова Агрызского муниципального района РТ»

Цели и задачи:

  1. Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.
  2. Воспитать любовь к литературе, стремление к диалогу русской и татарской культур.
  3. Развивать навыки и умения выразительного чтения стихотворения, анализировать лирические произведения.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический методы:
– выразительное чтение стихотворения;
– инсценирование;
– вопросно-ответная беседа.

Оборудование: компьютерная презентация к внеклассному занятию, портрет Мусы Джалиля, книжная выставка, высказывания о подвиге джалиловцев.

Предварительная работа: подбор материалов, разучивание стихотворений.

План:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Литературный монтаж-композиция.
  3. Выводы и обобщения.
  4. Заключительная часть занятия.

(Помещение затемнено. На доске портрет поэта, только на него направляется свет. Учащиеся сидят группами, на каждом столе томики стихотворений Мусы Джалиля, свеча. В глубине класса сидит ученик (или учитель), исполняющий роль поэта. За ним – очертания тюремного окна. Играет тихая медленная музыка «Песни мои». Ученики разделены на группы:
1-я группа – ведущие (готовят сообщения о жизни поэта);
2-я группа – учат наизусть стихи, готовят краткий анализ;
3-я группа – “Музыканты” (готовят музыкальное cопровождение).

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя:

 Добрый день! 15 февраля- день памяти поэта - героя Мусы
Джалиля. Сегодня мы все собрались, чтобы еще раз вспомнить основные
этапы жизни и творчества великого поэта, почтить его память.

1 ученик.

Инде мин ничэнче мәртәбә
Гасырлар китабын актардым!
Батырлар утларга керделәр
Тик исән булсын дип Ватаным!
Сез кайсы халыктан,  дисәләр
Батырлар исемен атадым.
Батырлар утларга керделәр                                                                                                                                                                                  

Тик исән булсын,  дип
Тик исән булсын,  дип,  Ватаным.

        Ведущий 1: Мир и мировая литература знают много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт-герой М.Джалиль, увековечивших свое имя и бессмертными творениями, и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много. Вот они: Великий Байрон, славный народный поэт Венгрии Петефи, герой Юлиус Фучики, наконец М.Джалиль, - так мудро и проникновенно сказал о Джалиле азербайджанский поэт Ахмед Вургун.

Ведущий 2: Действительно, великий сын татарского народа М.Джалиль прославил свой народ всей своей жизнью, смерть его стала гимном Человеку нового мира. Поэтому мы решили сегодняшний вечер памяти вести на двух языках: родном татарском и русском, ибо наш Джалиль достоин того, чтобы о нем говорили на всех языках мира.

              Ученик в роли Джалиля: Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Когда мы говорим, что мы смерть презираем, это на самом деле так. Есть жизнь после смерти, в сознании и в памяти народа.

Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я
заслужил эту другую жизнь - жизнь после смерти... Цель жизни в этом
заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать.

Ведущий 1:        В этих словах и определение, и объяснение великого человеческого и творческого подвига, совершенного поэтом, чье имя стало символом стойкости, героизма, беззаветной преданности Родине.

Ведущий 2:   Подвиг поэта был подготовлен всей его жизнью. Это было не минутная вспышка, не мгновенный пламенный порыв.

С 26 июня 1942, когда тяжело раненный, оглушенный взрывной
волной политрук Залилов попал в плен гитлеровцам, до 25 августа 1944г.,
когда над его головой сверкнул нож фашисткой гильотины, прошел 791 день. 791 день лицом к лицу со смертью.... Подвиг солдата и поэта
М.Джалиля не понять, не зная его биографии, его творческого пути.
(Звучит татарская мелодия, на экран проецируется вид деревни.)  В бескрайних оренбургских степях затерялась небольшая татарская деревушка.
        
Ученик в роли Джалиля: Родился я 15 февраля 1906 года в селе Мустафино, был шестым ребенком в семье.    Как и все дети, бегал босиком по росистой траве, пас гусей, ходил в ночное, купался в речке                   Неть, протекавшей неподалеку от деревни. Слушал протяжные          татарские песни, которые пела мне мама. Любил слушать сказки         бабушки Галимы  про страшного Дива и храброго Батыра.                                                                                            Ведущий 1: Мусе не было шести лет, когда он, увязавшись за своим
старшим братом Ибрагимом, впервые пришел в сельский мэктэб. Несмотря
на то, что он был младшим среди своих одноклассников, за год усвоил
программу всех четырех классов начальной школы.

Поэтические способности Джалиля начали проявляться еще в
деревенской школе. Он часто декламировал стихи Г.Тукая, которые знал
наизусть еще до школы. Когда шла первая мировая война, многие мужчины
деревни были на фронте. К мальчику обращались их жены с просьбой написать письмо своим мужьям. Джалиль включал в письма строки из своих песен и стихов.

Ученик в роли Джалиля: У меня рано проснулась тяга к знаниям. С 6-ти лет пошёл в школу, в школе за год прошел программу начальной                          школы. Еще до школы старший брат познакомил меня                                           с творчеством Г.Тукая. Многие его стихи я знал
наизусть. Когда из-за нужды наша семья переехала в Оренбург, я стал учиться в медресе «Хусаиния». Учился с большим желанием. Здесь я увлекся
рисованием и чтением, прочитал много книг из городской библиотеки.
Моими любимыми авторами были Габдулла Тукай, Некрасов, Пушкин. Я
переписывал их стихи в тетрадь. Свои первые стихи, помню,  написал, когда мне было 9 лет. Только сестре, под большим секретом, признался, что
мечтаю стать поэтом, как Г.Тукай. Когда мне было 13 лет, мои стихи были
напечатаны в газете «Кызыл Йолдыз», с подписью
«Маленький Джалиль».

Ведущий 1: «Около него,- вспоминает башкирский писатель С.Агиш о жизни Джалиля в медресе, - всегда толпились ребята, Муса не только хорошо учился, но и был хорошим товарищем, умел говорить с ребятами, писал стихи, одноактные пьески из детской жизни, которые тут же и ставил в медресе». «За светлый ум, большую человечность и организаторские способности сверстники уважали Мусу. Он всегда был в окружении товарищей,» - вспоминает его одноклассник Ш.Булатов.

        Ведущий 2: Шел 1919 год. Оренбург в кольце белогвардейцев. 13-летний Муса пишет стихи, полные ненависти к белогвардейцам и веры в победу Красной армии.

Ведущий 1: Муса рос, мужал. Наступил 1922 год. Муса приезжает в Казань. В 1923 г. он поступил на рабфак. А в 1925 г. вышел его первый сборник стихов «Барабыз». С 1922 г. его стихи печатаются в журнале «Безнен юл», который затем переименовался в журнал «Огни Казани». В 1927 году Мусу Джалиля переводят на работу в Москву, там он поступает учиться в МГУ. Закончив литературный факультет, работает ответственным редактором детских журналов «Кечкенэ иптэшлэр», «Октябрь баласы».

В 1939 году начал работать Казанский Татарский оперный театр,
который теперь носит имя Мусы Джалиля. На либретто М.Джалиля
Н.Жиганов закончил оперу «Алтынчэч» и приступил к постановке. В этот
период М.Джалиль заведовал литературной частью в театре, был
председателем правления союза писателей Татарстана. Был избран депутатом Казанского Городского Совета.

        Ведущий 1: В июле 1941 г. в Москве должна была быть декада татарского искусства. Театр оперы и балета готовился показать в столице «Алтынчэч». 20-го июня 1941 г. (за два дня до войны) Муса написал письмо сестре с приглашением на премьеру.

(Звучит отрывок из оперы «Алтынчэч»).

Но творческие планы обрываются. Началась Великая Отечественная война.

(Звучит песня «Священная война»)

23-го июня 1941года - на второй день войны, он попросился на фронт.
Стал военным корреспондентом армейской газеты «Отвага» на Волховском
фронте.

          2 ученик. Читает наизусть стихотворение «Волки» М. Джалиля на татарском языке: Бүреләр

Кешеләр сугыша, кан коя,
Киселә меңнәрчә гомерләр.
Төн буе улашып якында
Иснәнеп йөриләр бүреләр.

Күпме кан, күпме яшь ат ите
Ялтырый бүренең күзләре.
Бит моны төн буе атышып,
Тураган кешеләр үзләре.

Бүреләр башлыгы карт бүре,
Исереп кешеләр канына
Йөргәндә, сискәнеп туктады
Бер авыр яралы янына.

Яралы ыңраша, саташа,
Каенга терәгән башкаен.
Кызганып егетне, җил белән
Тибрәнеп сыкрана ак каен.

Кызганып егетне, елыйлар
Миләүшә һәм лалә чәчәге.
Тәгәри үләнгә, чык түгел,
Гөлләрнең гөнаһсыз яшьләре.

Карт бүре егетне иснәде,
Аптырап күзенә карады.
Һәм кинәт нидәндер сискәнеп,
Бер читкә тайпылды яралы.

Яралының зәгыйфь сулышы
Бәрелде бүренең борнына.
Юк, бүре тимәде, сак кына
Борылып юнәлде юлына.

Таң белән килделәр кешеләр,
Күрделәр яралы егетне.
Яртылаш ул тайган исеннән,
Шулай да яшәве өмитле.

Кешеләр егетнең тәненә
Кыздырып шомполлар бастылар.
Туйганчы җәфалап, соңыннан
Ялгыз ак каенга астылар.

Кешеләр сугыша, кан коя.
Киселә меңнәрчә гомерләр.
Төн буе улашып якында
Иснәнеп йөриләр бүреләр.
Бүреләр, аһ... ләкин бүреләр
Бу кадәр үк ерткыч түгелләр.

       Ведущий 2:

        26 го июня 1942 г. тяжело раненный, потерявший сознание, старший
политрук М.Джалиль попал в плен. Его считали пропавшим без вести, а в то суровое время пропавшие без вести, попавшие в плен значились отверженными, их считали трусами, предателями, пленение было позором для родных и близких.                                                                                                                                                    

         Ученик в роли Джалиля читает стихотворение «Ышанма» («Не верь»)

Сиңа миннән хәбәр китерсәләр,
«Ул егылган арып», — дисәләр,
Син ышанма, бәгърем!
 Мондый сүзне
Дуслар әйтмәс, якын күрсәләр.

Байрагыма каным белән язган
Антым чакыра алга барырга,
Хаккым бармы минем абынырга,
Хаккым бармы арып калырга?

Сиңа миннән хәбәр китерсәләр,
«Алмаштырган илен»,— дисәләр,
Син ышанма, бәгърем!                                                                                                   Мондый сүзне
Дуслар әйтмәс, мине сөйсәләр.

Илдән киттем ил һәм синең өчен,
Автоматым асып аркама.
Илемне һәм сине алмаштыргач,
Җирдә миңа тагын ни кала?

Сиңа миннән хәбәр китерсәләр,
«Муса инде үлгән»,— дисәләр,
Син ышанма, бәгърем!
Мондый сүзне
Дуслар әйтмәс, сине сөйсәләр.

Туфрак күмәр тәнне, күмә алмас
Ялкынлы җыр тулы күңелне,
«Үлем» диеп әйтеп буламы соң
Җиңеп үлгән мондый үлемне?

2  ученик:

Коль обо мне тебе весть принесут,                                                                                Скажут: “Изменник он! Родину предал”, —                                                                                                 Не верь, дорогая! Слово такое                                                                                                                  Не скажут друзья, если любят меня.

Я взял автомат и пошел воевать,                                                                                                              В бой за тебя и за Родину-мать.                                                                                                             Тебе изменить? И отчизне своей?                                                                                                          Да что же останется в жизни моей?  (Пер. И. Френкеля)

          Ведущий 1: Не физические страдания, даже не близость смерти больней всего угнетали Джалиля, а разлука с Родиной, с близкими, смерть на чужбине. Он не был уверен в том, что Родина узнает правду о мотивах его поступков, не знал, вырвутся ли на волю его стихи. А вдруг фашистам удастся оболгать его,  и на Родине о нем будут думать как о предателе? Первая весть о Джалиле была получена весной 1945 года.                                  23 апреля советские бойцы, наступившие на Берлин, ворвались во двор
тюрьмы Моабит. Там уже никого не было. Лишь ветер носил по двору
обрывки бумаг. Один боец подобрал страницу из книги, на полях которой
было написано по-русски:

          Ученик в роли Джалиля:  «Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключен в моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические
обвинения, и, наверное, буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских
попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам в Москве,
сообщат семье».

Ведущий 2: Этот лист переслали в Москву. «Было горько и тяжело
узнать, что Джалиля больше нет. Было радостно, что Джалиль остался
борцом и в фашистском застенке», - писала жена Амина Джалиль.

Вдова Мусы и в военные, и в послевоенные годы, наталкиваясь подчас
на холод, недоверие, подозрительность, а иногда и оскорбление, ставя и себя
с дочерью под удар, продолжала тревожить высокие инстанции с просьбами
выяснить судьбу мужа.

Она ещё не знала, какие суровые испытания выпали на долю                          Мусы в фашистских застенках. Но особенно мучительной была тоска по своей дочери, мысль, что она никогда больше не увидит папу, терзала его.

Ученик в роли Джалиля:  Төрмәдә төш

Төштә миңа нәни кызым килде,
Чәчләремне сыйпап тарады.
—Ай-һай, әти, озак йөрдең, - диеп,
Күзләремә сөеп карады.

Мин кызымны кыстым күкрәгемә,
Шатлыгымнан шашып, исереп.
Шунда сиздем нинди көчлелеген
Мәхәббәт һәм сагыш хисенең.

Чыгып киттек шуннан без болынга,
Гизеп йөрдек чәчәк диңгезен.
Нинди татлы — яшәү, көчле — сөю!
Нинди якты, иркен — җир йөзе!..

Мин уяндым. Урным шул ук төрмә
Кулларымда шул ук богаулар,
Баш очымда шул ук кайгыларым,
Уяныр, дип көтеп торганнар.

Аһ, ник үрти мине хыял белән
Тик тилертеп кайтмас язларым,
Ник төш кенә минем шатлыкларым,
Ник бетмәс өн — кайгы, газабым?!    (1943, сентябрь)

Во время звучания стихотворения на экран проецируется фотография дочери Чулпан, звучит музыка.

Ведущий 1: Узнав, что М.Джалиль известный татарский поэт, фашисты предложили ему сотрудничать с ними. В это время из военнопленных татар, башкир и других народов Поволжья они создавали легионы под названием «Идел-Урал», которые должны были участвовать в подавлении партизанского движения в Белоруссии. Джалиль, согласившись стать сотрудником комитета «Идел-Урал», начал энергично сколачивать
подпольную группу, которая должна была сорвать планы врага.

Разъезжая по концлагерям с концертами агитбригады, М.Джалиль с
товарищами распространял листовки с призывами бороться против
фашистов. Они готовили всеобщее восстание военнопленных.                                         Арест членов подпольной организации сорвал эти планы. В августе 1943 г. джалиловцы были брошены в Моабитский застенок.
        На экран проецируется вид тюрьмы.

Ведущий 2: Во время допросов, которые тянулись не один месяц,         у Мусы  была переломана левая рука, отбиты почки. Тело его было исполосовано электрическим шнуром и резиновыми шлангами, но никакие муки, никакие страдания и пытки не могли сломать могучего духа поэта.

На экран проецируется картина Х. Якупова «Хокем алдыннан» (Перед казнью)

Ученик в роли Джалиля: Катыйльгә

Мин тез чүкмәм, катыйль, синең алда,
Кол итсәң дә, тоткын итсәң дә,
Кирәк икән, үләм аягүрә,
Балта белән башым киссәң дә.

Меңен түгел, бары йөзен генә
Юк итәлдем синең сыңарның,
Һәм халкымнан, кайткач, шуның өчен
Мин тезләнеп. гафу сорармын.    (1943, ноябрь)

           3 ученик:

Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у родины моей.

        Ведущий 1:

Муса написал три тетради (хотя, может и больше) тремя шрифтами: латинским, арабским и русским, они были отданы трем разным людям: татарам Нигмату Терегулову, Габбасу Шарипову и бельгийцу Андре Тиммермансу, узникам немецкой тюрьмы Моабит, как и он сам.

Оба посланца, Нигмат Терегулов и Габбас Шарипов, на родине за передачу тетради Мусы Джалиля были арестованы и брошены в советский лагерь. Тетрадь, которую переправлял Андре Тиммерманс, в 1953 году попала в руки Константина Симонова, который и не дал ей пропасть. Он расследовал историю Маобитской тетради и добился реабилитации Мусы Джалиля.

Ведущий 2: За судьбой Джалиля стояли судьбы тысячи людей. Стихи стали поистине волшебной нитью в чудовищном лабиринте после второй
мировой войны. Со временем за поэта стали бороться его стихи. Именно
стихи сделали друзьями Джалиля русских писателей, ставших его
переводчиками - Френкеля, Липкина, Ахматову, Твардовского, Симонова в
«Литературной газете».

Ведущий 1: 25 апреля - день второго рождения М.Джалиля, рождения как легендарного поэта. 15 февраля 1968 г. в Берлине на пресс-конференции в Доме германско-советской дружбы Леон Небенцаль ознакомил с
обнаруженными документами о казни советских патриотов. Эти документы
позволяли уточнить состав группы Джалиля и выяснить имена героев,
казненных одновременно с поэтом. Судя по записям, все патриоты были
обезглавлены на гильотине в течение получаса. Казни следовали одна за
другой с интервалом в три минуты.

Звучит такт метронома. На экране на каждый удар появляется фамилия из списка казнённых.

Ведущий 2: 25 августа 1944 г. фашисты лишили жизни татарского поэта М.Джалиля. За беспримерный подвиг духа в неравной схватке с фашизмом, Джалиль в 1956 г. был удостоен звания Героя Советского Союза, а год спустя его сборник стихотворений «Моабитская тетрадь» был отмечен Ленинской премией.

Учитель: М.Джалиль заслужил жизнь после смерти в сознании, в памяти народа. Произведения М.Джалиля переведены на многие языки мира, на его стихи написаны песни. Прав был поэт, когда писал в фашистском застенке: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит»!

Звучит песня на слова М.Джалиля  «Жырларым»

        Учитель: Настало время, проверить ваши знания. Организаторы сегодняшнего вечера предлагают вам литературную викторину и определить знатока жизни и творчества Мусы Джалиля. Внимание на экран!

Вопросы викторины по теме: «Жизнь и творчество поэта Мусы Джалиля».

1. Как зовут дочь Мусы Джалиля?

2. Когда М.Джалиль написал свои первые стихи?

3. В какой тюрьме он был заключен фашистами?

4. Чему посвящены его стихи из цикла «Моабитские тетради»?

5. В каком году ему присвоили звание Героя Советского Союза?

6. Как называли М.Джалиля после войны?

7. Чем занимался отец М.Джалиля?

8. В какой медресе он учился?

9. Какой подарок в детские годы он считал самым дорогим?

10. Сколько джалиловцев было приговорено к смертной казни?

11. Кто из русских поэтов стал переводчиком стихов  М.Джалиля?

12. Где работал М.Джалил до войны?

13. Кто из женщин первой исполнила песни и арии на стихи М.Джалиля?

14. Как называется картина Х. Якупова, посвященная подвигу Мусы Джалиля?

4 ученик:

Бой отваги требует, джигит,

В бой с надеждою идет, кто храбр.

С мужеством свобода что гранит,

Кто не знает мужества — тот раб.

Если жизнь проходит без следа,

В низости, в неволе, что за честь?

Лишь в свободе жизни красота!

Лишь в отважном сердце вечность есть!

(Пер. А. Шпирта)

        Учитель: Дорогие ребята, невозможно за один урок проследить весь славный путь Джалиля к бессмертию, невозможно за один урок познакомиться всем творческим наследием великого поэта-героя. Я надеюсь, что вы продолжите эту работу самостоятельно. Только у народа, помнящего своих героев, есть будущее. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чтобы вовек твоя свеча во мне горела» - литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Б.Л.Пастернака.

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству поэта, стал завершающим мероприятием  Года Литературы....

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Э. А. Асадова "Сражаться, верить, и любить"

Литературный вечер посвящен жизни и творчеству замечательного русского поэта Эдуарда Асадова и призван не только познакомить учеников с фактами биографии и произведениями поэта, но и подвести их к выв...

«Жизнь его песней звенела в народе» Литературно-музыкальный вечер

Кичә рус телендә алып барыла. Муса Җәлилнең шигырьләре, җырлары, шагыйрь турында җырлар укучылар тарафыннан татарча башкарыла.Бәйрәм барышында укучылар батыр шагыйрьнең тормышындагы кызыклы вакыйгалар...

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству В.М.Шукшина

Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась... В.Шукшин.  Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству В.М.Шукшина. П.Проскурин писал: "Василий Шукшин вспыхнул на ...

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение  знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...

Я сразу смазал карту будня. Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству В. В. Маяковского

Специальная общеобразовательная школа № 2(открытого типа)Санкт-Петербурга    Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству В. В. Маяковского «Я сразу см...