«Жизнь его песней звенела в народе» Литературно-музыкальный вечер
материал (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Кичә рус телендә алып барыла. Муса Җәлилнең шигырьләре, җырлары, шагыйрь турында җырлар укучылар тарафыннан татарча башкарыла.

Бәйрәм барышында укучылар батыр шагыйрьнең тормышындагы кызыклы вакыйгаларын  искә төшерәләр, аның иҗаты белән  тирән танышалар. Мусаның балачагын истә калдырырлык кызыклы итеп сөйлиләр. Ильназ Сафиуллинның Муса Җәлилнең “Шагыйрь” шигыренә ясалган видеоклибын караганнан соң, укучылар аның белән үзләре танышкан кебек булалар. Әдәби-музыкаль кичә барышында Муса Җәлилгә хөрмәт тәрбияләнә, патриотик хисләр ныгытыла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_ego_pesney_zvenela_v_narode.docx41.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ванюшева З.И. учитель -дефектолог

Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №7

Всероссийский фестиваль педагогического творчества  2015/2016 учебного года:  Номинация “Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях” Рег. №ДИ 50/ 396 – 1 (Диплом) Москва, 01 февраля 2016 г. Сертификат форма участия: очная, Рег.№ 51/ 398 – 1 Москва, 01 февраля 2016 г.

Номинация: организация праздников и мероприятий

 в средних учебных заведениях

Название: «Жизнь его песней звенела в народе»

(Литературно-музыкальный вечер, посвященный

                                       Мусе Джалилю)

Автор: Ванюшева З.И.

                                                                учитель татарского языка и литературы

                                                       Елабужская специальная (коррекционная)

                                                        общеобразовательная школа VIII вида №7

2015 год

«Жизнь его песней звенела в народе»

(Литературно-музыкальный вечер, посвященный Мусе Джалилю)

Цель:

 1) Знакомство с интересными фактами из жизни  и творчеством великого поэта.

2) Выразительное чтение стихотворений, исполнение песен Мусы Джалиля на татарском языке.

3) Воспитание уважения к великому поэту Мусе Джалилю и к его творчеству,

привитие  патриотических чувств.

Оборудование:

  • Выставка книг М.Джалиля и литература о нем.
  • Презентация о жизни и деятельности поэта-героя.
  • Видеоролики к песням “Муса Җәлил”, “Салют сиңа, Муса Җәлил”, стихотворению “Җырларым”.
  • Фрагмент фильма “Муса Джалиль”. (Прощание Мусы Джалиля с дочерью; первые книги молодого Мусы)
  • Видеоклип  Ильназа  Сафиуллина  на стихотворение Мусы Джалиля “Шагыйрь”.

2 слайд Портрет М. Джалиля.

Ведущий. Герой сегодняшнего праздника удивителен. Он поэт: стихи его любят и знают миллионы людей. Он герой: его подвиг и слава облетели всю планету. Он патриот: всем сердцем любил  нашу Родину и не пожалел жизни во имя её.

И в  честь Мусы Джалиля сегодня мы с вами совершим небольшую экскурсию по жизни поэта, познакомимся с некоторыми интересными моментами из его жизни, послушаем написанные им стихи на татарском языке, споём песни об этом легендарном человеке.

    Песня  “ Бөек шагыйрь, Муса Җәлил”  (Видеоролик)  

                                                           Музыка

  1. Яшәү көчен тугрылыкта күрә белгән,

Иле өчен янган утка керә белгән.

Бөек шагыйрь Муса Җәлил, бөек шагыйрь Муса Җәлил,

Бөек шагыйрь Муса Җәлил – халкым улы,

Бөек шагыйрь Муса Җәлил, бөек шагыйрь Муса Җәлил,

Ил күгендә балкып калды гомер юлы.

                                                            Музыка

  1. Ак чәчәктәй язгы йомшак күңеле белән,

Корыч түзмәс газапларга түзә белгән.

Бөек шагыйрь Муса Җәлил, бөек шагыйрь Муса Җәлил,

Бөек шагыйрь Муса Җәлил – халкым улы,

Бөек шагыйрь Муса Җәлил, бөек шагыйрь Муса Җәлил,

Ил күгендә балкып калды гомер юлы.

                                                            Музыка

  1. Батырлыкка чакырып янган маяк  булып,

Мәңге сирпер күңелләргә якты нурын.

Бөек шагыйрь Муса Җәлил, бөек шагыйрь Муса Җәлил,

Бөек шагыйрь Муса Җәлил – халкым улы,

Бөек шагыйрь Муса Җәлил, бөек шагыйрь Муса Җәлил,

Ил күгендә балкып калды гомер юлы.

                                                            Музыка

  1. Яшәү көчен тугрылыкта күрә белгән,

Иле өчен янган утка керә белгән.

Бөек шагыйрь Муса Җәлил, бөек шагыйрь Муса Җәлил,

Бөек шагыйрь Муса Җәлил – халкым улы,

Бөек шагыйрь Муса Җәлил, бөек шагыйрь Муса Җәлил,

Ил күгендә балкып калды гомер юлы.

Халкым улы,

Бөек шагыйрь Муса Җәлил.

3 слайд Портрет родителей, брата Ибрагима, сестёр Хадичи и Зайнап.

1 ученик. Какой  же был Муса Джалиль в детстве? Семья Мусы Залилова: отец – Мустафа, мать – Рахима, родной брат Ибрагим и сёстры Хадича и Зайнап.

4 слайд. Портрет маленького Мусы с другом.

Муса был шестым ребёнком в семье крестьянина, а позднее владельца маленькой бакалейной лавки Мустафы Залилова. Как и все крестьянские дети, он бегал босиком по росистой траве, пас гусей, ловил рыбу, купался в мелководной и извилистой речушке Неть, протекавшей неподалёку от деревни. Слушал протяжные татарские песни, которые пела его мама Рахима. Любил организовывать татарские игры.

2 ученик. Мусе не было еще и шести лет, когда он стал проситься в школу. Едва старший брат Ибрагим  примется укладывать книжки в холщовую сумку, как Муса начинает: « И я хочу учиться, и я пойду в школу». Раз отругал его отец, другой, хотел уже взяться за ремень, но тут вмешалась мать:

3 ученица.  - Оставь, Мустафа. Кто знает, может, сын на писаря выучится, -  сказала она.

         

5 слайд.   Муса с отцом идёт в школу.

4 ученик. Поворчал отец, но все же взял Мусу за руку и отправился в школу.

Отозвав в сторонку молодого учителя Габдуллу  Усманова, он сказал:  

- Послушай, хальфа – эфенди (господин учитель), мальчишка учиться просится, как быть?

Учитель взглянул на маленького Мусу и махнул рукой:

- Пусть пока ходит. Надоест – сам бросит.

6 слайд. Муса – шакирд, класс татарского медресе.

Ведущий. Но Муса школу не бросил.  В те годы все классы занимались в одной комнате. Классов было четыре: впереди  сидели первоклассники, на втором ряде –  второклассники, а дальше –  третий и четвертый классы. Учитель давал задания каждому классу – сначала младшим, потом старшим.

1 ученик.  Пришло  примерно полтора – два месяца с начала занятий, а Муса уже научился читать, писать и считать –  очень старательным и способным оказался малыш. Решил учитель пересадить Мусу на второй ряд, к второклассникам. Вскоре Муса и их перегнал и уже  тянул руку, когда давали задания ученикам третьего класса.

   Учителю не  оставалось ничего другого, как пересадить мальчика на третий, а затем и на четвертый ряд. Так Муса за один год овладел программой всех четырех классов.

7 слайд. Медресе Хусания, ученики в медресе.

2 ученик. В Оренбурге Залиловы жили в сырой и мрачной подвальной комнате во дворе медресе Хусаиния. Мустафа абзый сделал всё, чтобы дать своим детям образование. Их удалось устроить в медресе Хусаиния.

3 ученик. С первых дней учёбы в медресе Муса полюбил учителя рисования и его предмет. В конце учебного года Мусе подарили за прилежание и успехи в учёбе альбом для рисования и набор акварельных красок. Муса взял их с собой в деревню, когда детей отправили на каникулы.

8 слайд. Рисунки Мусы Залилова.

Он рисовал пейзажи и жанровые сценки, портреты односельчан.

4 ученик. Немного позднее Муса увлёкся музыкой. У одного из его приятелей оказалась мандолина, и Муса целыми днями тренькал на ней, пока не выучился вполне прилично исполнять татарские народные песни.

Ведущий. Самым сильным и постоянным увлечением Мусы было чтение.

Муса настолько увлёкся чтением, что решил завести библиотеку. Денег на книги не было и он надумал «издать» их сам. Из сложенной вчетверо тетрадной бумаги сшил аккуратные книжечки в корочках из цветного картона.

Ведущий. Назовите увлечения Мусы Залилова.

9 слайд. Увлечения Мусы Залилова (музыка, рисование, чтение, сочинение стихов)

1 ученик. Первые стихи молодого поэта появились в армейской газете Туркестанского фронта «Красная звезда», подписанные псевдонимом «маленький Джалиль».

10 слайд. Казань и портрет поэта.

    2 ученик. Муса Джалиль переехал в Казань, где работал в газете «Татарстан», одновременно заканчивая рабфак.

11 слайд. Москва  и портрет поэта.

3 ученик. Учился на литературном факультете Московского государственного университета. Затем работал в Москве редактором центральных пионерских журналов на татарском языке.

12 слайд. Жёны Мусы Джалиля.

Ведущий. Муса Джалиль был женат не один раз. От Раузы ханум родился сын Альберт Залилов. От Закии  Садыковой – дочь Люция.  От третьей жены Мусы Джалиля  Амины ханум  родилась дочь Чулпан.

Кадры из фильма «Муса Джалиль»

3 ученик. Первая книга стихов «Барабыз» («Мы идём»), второй сборник  стихов под названием «Иптәшкә» («Товарищу»).

Много стихотворений поэт посвящал детям. Музыканты на его стихотворения писали песни. Давайте послушаем песню “Карак песи”. Музыка Җ. Фәйзи.

13 слайд. «Кот ворюга» рисунок.

                        Чоландагы ак майга

                        Ияләшкән күселәр,

                        Мин чоланны сакларга

                        Куштым ала песигә

(Потягиваясь, выходит кот. Девочки смотрят на него и поют: )

                        Мияу, мияу пескәем!

                        Барчы, зинһар, чоланга,

                        Майны сакла күседән,

                        Оясыннан чыгарма.

(Одна из девочек выносит большой глиняный горшок, песня продолжается.)

                        Песи күргәч күселәр

                        Койрыкларын кыстылар.

                        Йөрмәделәр чабышып,

                        Ярыкларга постылар.

                       

                        Мияу, мияу , пескәем,

                        Колак салдың сүземә!

                        Каравылдан бушагач

                        Сөт бирермен үзеңә!

(В это время кот, согнув лапы, садится возле горшка с маслом.)        

                        Иртә белән майга дип,

                        Керсәм, күзем акайды,

                        Явыз песи берүзе

                        Ялт иттергән ак майны!

(Кошка делает движения подобно тому, что ест масло. Девочки, рассердившись, поют:)

                        Мияу, мияу пескәем,

                        Хыянәтче икәнсең,

                        Саклый торган маеңны

                        Үзең ашап беткәнсең!

14 слайд   Зрелый М. Джалиль.

4 ученик. До войны М. Джалиль работал заведующим литературно-репертуарной части Татарского государственного театра оперы и балета в городе Казани. Одновременно был избран председателем правления Союза советских  писателей Татарстана. Трудящиеся г. Казани избрали его депутатом Казанского городского Совета.

1 ученик. Муса рос, мужал. Преодолев огромные трудности, он получает образование и несёт культуру в народ.  Много пишет. Творческим планам поэта не суждено было осуществиться. Началась Великая Отечественная война.

15 слайд. Плакат “Родина – мать зовёт“, нападение фашистов на Советский Союз.

2 ученик. Война –  это трагедия для всех. Мусе Джалилю было всего 35 лет, когда он уходил на войну. Врезалась в память Чулпан Залиловой  момент прощания с отцом. (Просмотр фрагмента фильма «Муса Джалиль»)

«Перед самым отъездом в Москву, откуда он уходил на фронт, он пришёл прощаться. Я тогда была тяжело больная. Лежала с большой температурой в жару. Отец пришёл в военном обмундировании. Было очень странно его видеть. Он был другой. А он сидел около кровати и всё время холодил свои руки о прутья железной кроватки. Клал их на лоб. Вот это прикосновение родного человека, оно осталось у меня на памяти очень долго».

        Перед отправкой на фронт Муса Джалиль простился также с сыном Альбертом. Сыну не исполнилось и семи лет. Отец его обнял и поцеловал в щеку. А со второй дочерью Люцией отец не смог проститься, т. к. они жили в Ташкенте.

16 слайд. Джалиль в плену, сборники стихотворений «Моабитские тетради».

3 ученик. В июне 1942 года тяжелораненый Муса Джалиль попал в плен. Фашистские застенки. Пытки. Голод. Но и здесь Муса не сложил оружия. Он продолжает бороться против фашистов своим испытанным оружием – пером. Ведущий. Возвращаясь после мучительных допросов в сырую, холодную камеру, он сочинял стихи. Так появилось одно из знаменитых стихотворений «Красная ромашка».

17 слайд. Инсценировка стихотворения детей «Кызыл ромашка».

5 укучы

Иртәнге таң нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хәл сорашып,

Күзгә-күз караштылар.

Назлады җил аларны

Тибрәтеп ак чукларын,

Таң сипте өсләренә

Хуш исле саф чыкларын.

Чәчәкләр, кәефләнеп,

Җай гына селкенделәр.

Һәм кинәт шунда гаҗәп

Бер яңа хәл күрделәр.

6 укучы

Ерак түгел моңаеп

Утыра ромашка кызы,

Тик чуклары ак түгел,

Кан шикелле кып-кызыл.

Ромашкалар бар да ак,

Аерылмый бер-береннән,

Ничек болай берүзе

Ул кызылдан киенгән?

Ромашкалар:

«Син, сеңелкәй,

Ник үзгәрдең? Нишләдең?

Нидән кызыл чукларың?

Нидән алсу төсләрең?»

Кызыл ромашка:

Төнлә минем яныма

Ятып батыр сугышчы

Атты дошманнарына

Ул берүзе сугышты

Унбиш укчыга каршы,

Чигенмәде, тик таңда

Яраланды кулбашы.

Аның батыр ал каны

Тамды минем чукларга.

Минем кызыл күлмәгем

Бик ошады Чулпанга.

Егет китте, мин калдым

Канын саклап чугымда,

Көн дә аны сагынып,

Балкыйм мин таң нурында.

18 слайд. Джалиловцы перед казнью.  

   

 Ведущая. Никогда не покидало вдохновение Джалиля, даже тогда, когда топор палача был уже занесён над его головой. 25 августа 1944 года Муса Джалиль вместе с десятью соратниками был казнён, но его песни дошли до Родины.

Видеоролик: стихотворение “Җырларым”.

              1 укучы

Җырларым    

1

Җырларым, сез шытып йөрәгемдә

Ил кырында чәчәк атыгыз!

Күпме булса сездә көч һәм ялкын,

Шулкадәрле җирдә хакыгыз!

Сездә минем бөтен тойгыларым,

Сездә минем керсез яшьләрем,

Сез үлсәгез, мин дә онтылырмын,

Яшәсәгез, мин дә яшәрмен.

2 укучы

Мин кабыздым җирдә ялкын итеп

Йөрәгем һәм хаклык кушканны,

Җырым  белән  дусны  иркәләдем,

Җырым белән  җиңдем дошманны.

Алдый алмас мине түбән ләззәт,

Вак тормышның чуар пәрдәсе,

Шигъремдәге чынлык, ут һәм сөю –

Яшәвемнең бөтен мәңнәсе.

3 укучы

Үлгәндә дә йөрәк туры калыр

Шигъремдәге изге антыма.

Бар җырымны илгә багышладым.

Гомремне дә бирәм халкыма.

Җырлап үттем данлы көрәш кырын.

Җырлап килдем тормыш языма.

Соңгы җырым  палач  балтасына

Башым тоткан килеш языла.

4 укучы

Җыр өйрәтте мине хөр яшәргә

Һәм үләргә кыю ир булып.

Гомрем минем моңлы бер җыр  иде,

Үлемем дә яңрар җыр булып.

 Кадры из фильма.

Ведущая. Подвиг Мусы Джалиля высоко оценён Родиной. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. А бессмертный цикл его стихотворений «Моабитская  тетрадь» отмечен Ленинской премией.

19 слайд  Музей Мусы Джалиля, фото его жены Амины.

Ученик

                                   Когда пройдёт, как песня жизнь моя,

                          Когда замолкну, близких покидая,

                          Не думайте, что умер я, друзья, -

                          В сердцах миллионов буду жить всегда я.

Видеоклип Ильназа Сафиуллина на стихотворение Мусы Джалиля “Шагыйрь”.

Төн утырып шагыйрь шигырь язды, 
Ак кәгазьгә тамды яшьләре. 
Тышта давыл иде; бертуктаусыз 
Күк күкрәде, яшен яшнәде.

Җил ишектән кереп өстәлдәге 
Кәгазьләрне чәчте, туздырды. 
Аннан чыгып тышка, йөрәк яргыч 
Ачы тавыш белән сызгырды.

Тау-тау булып дәрья дулкынланды, 
Яшен сукты калын имәнне. 
Эчпошыргыч шомлы тынлык басты 
Тирәдәге карсак өйләрне.

Тик төн буе шагыйрь бүлмәсендә 
Ут балкыды көннән яктырак.
Давылланып, аның йөрәгеннән 
Ак кәгазьгә хисләр актылар.

Шагыйрь торды тынып таң алдыннан, 
Язганнарын җыйнап яндырды.
Үзе китте чыгып... 
Җил басылды, 
Давыл тынды, ал таң кабынды.

Төн утырып шагыйрь нәрсә язды? 
Нинди хисләр аны ярсытты? 
Язганнарын биреп җил иркенә, 
Таңда үзе кая ашыкты?

Давылланып, көчле җилләр исәр

Йокыгызны бүлеп кичләрен,

Давыл белән туган таң нурлары

Сөйләр сезгә аның хисләрен.

Ведущий. У таких людей, как Джалиль, есть чему научиться в жизни. Он называл вас, ребята, - «мои маленькие друзья». Пусть  навсегда и он останется вашим другом!

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Мусе Джалилю заканчивается песней ,,Салют сиңа, Җәлил”.

Видеоролик

Салют сиңа Муса Җәлил,

Салют сиңа яшь буыннан.

Рапорт тапшырырга сиңа }    2 т.

Бөтен дөнья җыелган.       }    2т.

Кушымта:

Әйдәүче туганыбыз,

Син, Муса агабыз,

Батырлыгыңа сокланып

Җырларың белән рухланып

Алга барабыз,   }   2т.

Үрнәк алабыз.   }   2т.

(Музыка)

Маяк безгә Мусса Җәлил

Сөеп-янып яшәве.

Көрәшләрдә ирек өчен   }   2 т.

Бәхет яулап яшәве.         }    2 т.

Кушымта.

(Музыка)

Кушымта.

 Спасибо за внимание.

Литература

1. Г. Кашшаф, Ф. Акчурин “Фотоальбом Муса Джалиль». 1986 г.

3. Ф. Галимуллин «Муса Джалиль». 2004 г.

4. Т.Н. Галиуллин, Н.М. Гафиятуллина «Муса Джалиль». 2004 г.

5. Фотоальбом «Муса Джалиль», 1966 г.

“Муса Джалиль”. Казань. Татарское книжное издательство, 1966 год.

6.“По следам поэта героя” Р. Мустафин. Казань. Татарское книжное издательство, 1973 г.

7. Интернет-ресурсы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда

Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...

«ЖИЗНЬ КАК ПЕСНЯ» Литературно-музыкальный вечер по творчеству В. С. Высоцкого для учащихся 9-11 классов

«ЖИЗНЬ КАК ПЕСНЯ» Литературно-музыкальный вечер по творчеству В. Высоцкого для учащихся 9-10 классов25 января 2013 года Владимиру Высоц­кому исполнится 75 лет. Его судьба неотделима от истории е...

Литературно-музыкальный вечер "Песни, опаленные войной"

В данной разработке представлен сценарий внеклассного мероприятия, а также отчет о его проведении...

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного 70-летию Великой Победы. Песни на войне.

Сценарий содержит информацию об известных песнях, написанных во время Великой отечественной войны. ...

Сценарий литературно-музыкального вечера «От песни до романса»

          Добрый вечер,  уважаемые любители музыки!     Наш сегодняшний концерт мы назвали «От песни до романса».     ...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »

Цели и задачи мероприятия: Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.Воспитать любовь к литературе, стремление...