Литературно - музыкальная композиция "Любовью дорожить умейте..."
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Петрова Марина Владимировна

Данная литературно - музыкальная композиция расширяет знания и кругозор учащихся, обращаясь к ярким, неординарным образам, суждениям о любви в творчестве поэтов XIX - XX века. Развивает умение понимать и уважать чувства других, добивается осознанного восприятия различных видов искусства - литературы, музыки, живописи, кино.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Любовью дорожить умейте…»

Цели мероприятия:

Развивающая:

  • Расширять знания и кругозор учащихся, обращаясь к ярким, неординарным образам, суждениям о любви в творчестве поэтов XIX – XX века.
  • Создавать условия и учить передавать собственные чувства, развивать умение понимать чувства других.
  • Добиваться осознанного восприятия различных видов искусства – литературы, музыки, живописи, кино.

Познавательная:

  • Закреплять представление учащихся о любви – вечной теме литературы и искусства.
  • Расширять знания о любовной лирике русских поэтов.                              

Воспитательная:

  • Воспитывать высокое чувство любви, глубокое его осознание.
  • Развивать творческое воображение, творческие способности, эстетический вкус, способность к самовыражению.
  • Формировать ценностное отношение к искусству.
  • Содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности подростков.
  • Формировать навыки позитивного отношения к благородному, созидательному, возвышенному чувству – любви, во всей полноте этого слова.
  • Способствовать формированию навыков серьёзного отношения к своему(ей) избраннику(це), к созданию семьи.

Планируемые результаты

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать в группе; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать.

Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных ценностей; умение анализировать литературное произведение; умение создавать устные монологические высказывания; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Оформление:

По залу развешаны плакаты со словами писателей:

«Любить – значит делать добро».

Л.Н.Толстой

«Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать».

А.В.Вампилов

«Самое большое счастье – это уверенность, что тебя любят».

В.Гюго

Учащиеся сидят за красиво оформленными столами с длинной скатертью, свечами и цветами…

Ход мероприятия:

   Приглушенно звучит «Вальс-фантазия» Глинки. На фоне музыки звучат слова:

Любовь, любовь – загадочное слово.

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда, во всем старо ты или ново?

Томленье духа или благодать?

Любовь…Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Как совершается таинство любви, как происходит чудо? Мир волшебно меняется для того, кто полюбит… Краски становятся ярче, звуки отчетливее… Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра!!

Музыка звучит громче (Это «Лунная соната» Бетховена).

«Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желаешь … ради того, кого любишь»,- говорил Аристотель. Многие светлейшие умы человечества пытались разгадать и объяснить это загадочное чувство – любовь. Поэтами всех стран и народов написаны десятки тысяч стихотворных строк, продиктованных чистым, глубоким, нежным чувством любви. И они будут писать о нем всегда, пока жив человек на земле, и пока бьется его сердце.

   Еще в Библии, в «Книге Песни Песней» Соломона воспета любовь:

…Крепка, как смерть, любовь,

Люта, как преисподняя,

Стрелы её – стрелы огненные, Она – пламень.

Большие воды не могут потушить любовь,

И реки не зальют её.

 Такое очищающее пламя горит в сердце скромного телеграфиста Желткова – героя повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». «Молчать и гибнуть..»- вот духовный обет влюбленного. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и неприступной Мадонне.

На фоне музыки инсценированное чтение отрывка из повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет». (Бетховен «Апассионата»).

О любви сказано: «Тайна сия великая есть!» И это, действительно, тайна. Возлюбленных обожествляют, их любят самоотверженно, преданно, с рыцарской верностью…

Звучит вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»  Е.Доги.

Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя – сушь,
Мне и в жару без тебя – стыть.
Мне без тебя и Москва – глушь.

Мне без тебя каждый час – с год;
Если бы время мельчить, дробя!
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать –
Бедность друзей, верность врагов,
Я ничего не хочу ждать.
Кроме твоих драгоценных шагов. (Н.Асеев)

Музыка громче (Вальс Е.Доги) 

Как мне легко, как счастлив я в тот миг,
Когда, мой друг, речам твоим внимаю
И кроткую любовь в очах твоих,
Задумчивый, внимательно читаю!
Тогда молчит тоска в моей груди
И нет в уме холодной укоризны.
Не правда ли, мгновения любви
Есть лучшие мгновенья нашей жизни! (И.С.Никитин).

 Да, действительно, «мгновения любви есть лучшие мгновенья нашей жизни», ели это в самом деле лишь мгновенья…

Инсценировка рассказа И.Бунина «Холодная осень». (Под музыку П.И. Чайковского «Времена года»)

«На Петров день к нам съехалось много народу, — были именины отца, — и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну...В сентябре он приехал к нам всего на сутки — проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:— Удивительно ранняя и холодная осень! Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду, на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. Отец курил, откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу, мама, в очках, старательно зашивала под ее светом маленький шелковый мешочек, — мы знали какой, — и это было трогательно и жутко. Отец спросил:— Так ты все-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?— Да, если позволите, утром, — ответил он. — Очень грустно, но я еще не совсем распорядился по дому.Отец легонько вздохнул:— Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы непременно хотим проводить тебя завтра...Мама встала и перекрестила своего будущего сына, он склонился к ее руке, потом к руке отца. Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, — я вздумала раскладывать пасьянс, — он молча ходил из угла в угол, потом спросил:— Хочешь, пройдемся немного?На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:— Хорошо...Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот...

— Капота нет, — сказала я. — А как дальше?— Не помню. Кажется, так:

Смотри — меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает...

— Какой пожар?— Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах: «Надень свою шаль и капот...» Времена наших дедушек и бабушек... Ах, боже мой, боже мой!— Что ты?— Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя...Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами. Он, приостановясь, обернулся к дому:— Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер...Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он посмотрел мне в лицо.— Как блестят глаза, — сказал он. — Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?Я подумала: «А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то короткий срок — ведь все в конце концов забывается?» И поспешно ответила, испугавшись своей мысли:— Не говори так! Я не переживу твоей смерти!Он, помолчав, медленно выговорил:— Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне.Я горько заплакала...Утром он уехал. Мама надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала вечером, — в нем был золотой образок, который носили на войне ее отец и дед, — и мы перекрестили его с каким-то порывистым отчаянием. Глядя ему вслед, постояли на крыльце в том отупении, которое всегда бывает, когда проводишь кого-нибудь на долгую разлуку, чувствуя только удивительную несовместность между нами и окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром. Постояв, вошли в опустевший дом. Я пошла по комнатам, заложив руки за спину, не зная, что теперь делать с собой и зарыдать ли мне или запеть во весь голос...Убили его — какое странное слово! — через месяц, в Галиции. И вот прошло с тех пор целых тридцать лет. И многое, многое пережито было за эти годы, кажущиеся такими долгими, когда внимательно думаешь о них, перебираешь в памяти все то волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем, что называется прошлым. Весной восемнадцатого года, когда ни отца, ни матери уже не было в живых, я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке, которая все издевалась надо мной: «Ну, ваше сиятельство, как ваши обстоятельства?» Я тоже занималась торговлей, продавала, как многие продавали тогда, солдатам в папахах и расстегнутых шинелях кое-что из оставшегося у меня, — то какое-нибудь колечко, то крестик, то меховой воротник, побитый молью, и вот тут, торгуя на углу Арбата и рынка, встретила человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж и с которым уехала в апреле в Екатеринодар. Ехали мы туда с ним и его племянником, мальчиком лет семнадцати, тоже пробиравшимся к добровольцам, чуть не две недели, — я бабой, в лаптях, он в истертом казачьем зипуне, с отпущенной черной с проседью бородой, — и пробыли на Дону и на Кубани больше двух лет. Зимой, в ураган, отплыли с несметной толпой прочих беженцев из Новороссийска в Турцию, и на пути, в море, муж мой умер в тифу. Близких у меня осталось после того на всем свете только трое: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребенок семи месяцев. Но и племянник с женой уплыли через некоторое время в Крым, к Врангелю, оставив ребенка на моих руках. Там они и пропали без вести. А я еще долго жила в Константинополе, зарабатывая на себя и на девочку очень тяжелым черным трудом. Потом, как многие, где только не скиталась я с ней! Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца... Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холеными ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками; а я жила и все еще живу в Ницце чем бог пошлет... Была я в Ницце в первый раз в девятьсот двенадцатом году — и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня! Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу ее. Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер…»

Звучит «Лунная соната» Бетховена.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой! (А.А.Фет)

Музыка «Времена года» П.И.Чайковского.Инсценировка отрывка сказки Островского «Снегурочка».

С н е г у р о ч к а

Обманута, обижена, убита
Снегурочка. О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить! Отдай
Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Снегурочка, потом Весна.

С н е г у р о ч к а
(обращаясь к озеру)

Родимая, в слезах тоски и горя
Зовет тебя покинутая дочь.
Из тихих вод явись - услышать стоны
И жалобы Снегурочки твоей.

Из озера поднимается Весна, окруженная цветами.

В е с н а

Снегурочка, дитя мое, о чем
Мольбы твои? Великими дарами
Могу тебя утешить на прощанье.
Последний час Весна с тобой проводит,
С рассветом дня вступает бог Ярило
В свои права и начинает лето.

(Подходит к Снегурочке.)

Чего тебе недостает?

С н е г у р о ч к а

Любви!
Кругом меня все любят, все счастливы
И радостны, а я одна тоскую;
Завидно мне чужое счастье, мама.
Хочу любить - но слов любви не знаю,
И чувства нет в груди; начну ласкаться -
Услышу брань, насмешки и укоры
За детскую застенчивость, за сердце
Холодное. Мучительную ревность
Узнала я, любви еще не зная.
Отец-Мороз, и ты, Весна-Красна,
Дурное мне, завистливое чувство
Взамен любви в наследство уделили;
В приданое для дочки положили
Бессонные томительные ночи
И встречу дня без радости. Сегодня,
На ключике холодном умываясь,
Взглянула я в зеркальные струи
И вижу в них лицо свое в слезах,
Измятое тоской бессонной ночи.
И страшно мне: краса моя увянет
Без радости. О мама, дай любви!
Любви прошу, любви девичьей!

В е с н а

Дочка,
Забыла ты отцовы опасенья.
Любовь тебе погибель будет.

С н е г у р о ч к а

Мама,
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.

В е с н а

Изволь, дитя, - любовью поделиться
Готова я; родник неистощимый
Любовных сил в венке моем цветочном.
Сними его! Присядь ко мне поближе!

Весна садится на траву. Снегурочка подле нее. Цветы окружают их.

Смотри, дитя, какое сочетанье
Цветов и трав, какие переливы
Цветной игры и запахов приятных!
Один цветок, который ни возьми,
Души твоей дремоту пробуждая,
Зажжет в тебе одно из новых чувств,
Незнаемых тобой, - одно желанье,
Отрадное для молодого сердца,
А вместе все, в один венок душистый
Сплетясь пестро, сливая ароматы
В одну струю, - зажгут все чувства разом,
И вспыхнет кровь, и очи загорятся,
Окрасится лицо живым румянцем
Играющим, - и заколышет грудь
Желанная тобой любовь девичья.

(Надевает венок на голову Снегурочки.)

С н е г у р о ч к а

Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.

В е с н а

Снегурочка, прощай,
Дитя мое! Любовным ароматом
Наполнилась душа твоя. Кипучий
Восторг страстей тебя охватит скоро;
Красой лугов и озером зеркальным
Дотоле ты любуешься, пока
На юношу не устремятся взоры.
Тогда лишь ты вполне узнаешь силу
И власть любви над сердцем. С первой встречи
Счастливца ты даришь любовью, кто бы
Ни встретился тебе.
(Опускается в озеро.)

С н е г у р о ч к а

Какое я сокровище храню
В груди моей. Ребенком прибежала
Снегурочка в зеленый лес - выходит
Девицею с душой счастливой, полной
Отрадных чувств и золотых надежд.
Снесу мой клад тропинкой неизвестной;
Одна лишь я по ней бродила, лешим
Протоптана она между болотом
И озером. Никто по ней не ходит,
Лишь лешие, для шутки, горьких пьяниц
Манят по ней, чтоб завести в трясину
Без выхода.

(Идет в лес.)

Навстречу ей выходит Мизгирь.

М и з г и р ь

Снегурочка!

С н е г у р о ч к а

Ах, встреча!

М и з г и р ь

Снегурочка, мои слабеют силы,
Всю ночь ловлю тебя. Остановись!
Боишься ты?

С н е г у р о ч к а

О нет, Мизгирь, не страхом
Полна душа моя. Какая прелесть
В речах твоих! Какая смелость взора!
Высокого чела отважный вид
И гордая осанка привлекают,
Манят к тебе. У сильного - опоры,
У храброго - защиты ищет сердце
Стыдливое и робкое. С любовью
Снегурочки трепещущая грудь
К твоей груди прижмется.

М и з г и р ь
(обнимая ее)

Жадным слухом
Ловлю твои слова, боюсь поверить
Блаженству я, Снегурочка.

С н е г у р о ч к а

О милый,
Прости меня! Чего-то я боялась,
Смешно самой и стыдно, берегла
Какое-то сокровище, не зная,
Что все, что есть на свете дорогого,
Живет в одном лишь слове. Это слово:
Любовь.

Звучит романс «Под лаской плюшевого пледа..»

Чтец.Если в колосе рожь –

Надо жать!

Если ты не зовёшь –

Надо ждать.

Стану следом ходить,

Не уймусь.

Станут люди стыдить,

Не боюсь!

Я и в дождь, я и в дом,

Не тайком!

За тобой, за судьбой –

Босиком!

Через годы порош

Ну и пусть!

Если ты позовёшь –

Отзовусь. (Марианна Фофанова)

 Звучит романс «Любовь-волшебная страна».

Чтец.Мне говорят:
нету такой любви.
Мне говорят:
как все,
так и ты живи!
Больно многого хочешь,
нету людей таких.
Зря ты только морочишь
и себя и других!
Говорят: зря грустишь,
зря не ешь и не спишь,
не глупи!
Всё равно ведь уступишь,
так уж лучше сейчас
уступи!
...А она есть.
Есть.
Есть.
А она - здесь,
здесь,
здесь,
в сердце моём
тёплым живёт птенцом,
в жилах моих
жгучим течёт свинцом.
Это она - светом в моих глазах,
это она - солью в моих слезах,
зренье, слух мой,
грозная сила моя,
солнце моё,
горы мои, моря!
От забвенья - защита,
от лжи и неверья - броня...
Если её не будет,
не будет меня!
...А мне говорят:
нету такой любви.
Мне говорят:

как все,
так и ты живи!
А я никому души
не дам потушить.
А я и живу, как все
когда-нибудь
будут жить! (В.Тушнова)

Звучит романс «А на последок я скажу…»

Чтец.Не бывает любви несчастной.
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной,
Но несчастной любовь не бывает.
Даже если она убивает.
Тот, кто этого не усвоит,
И счастливой любви не стоит!(Б.Заходер)

Любовь – это чудо. По напряженности чувства, по насыщенности светом, счастьем и болью. Любовь – это то дивное, несказанное, прекрасное, что мы должны беречь в душе своей, как  величайшую драгоценность… «Любовью дорожить умейте…»

Чтец. Верь в великую силу любви!..

Свято верь в ее крест побеждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий,

Мир, погрязший в грязи и крови (С.Надсон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная гостиная "Любовью дорожить умейте"

Внеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов....

Литературный вечер "Любовью дорожить умейте"

Всё превращает любовь: и неумного делает мудрым.Всё превращает любовь: красноречье даёт молчаливым,Старцев в юнцов превратить милая может любовь.Силу ломает любовь, но и слабых быть сильными учит....

Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"

Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"

Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"...

Литературно-музыкальный вечер «Любовью дорожить умейте!»

Углубить представление учащихся об интимной лирике            поэтов разных эпох...

Литературно-музыкальная гостиная "Любовью дорожить умейте..." (сценарий)

Данное мероприятие - результат проектной работы класса - дает возможность познакомить учащихся с произведениями о любви, созданными на основе жизненных историй. К сценарию при...

Литературная гостиная "Любовью дорожить умейте"

Разработка литературной гостиной....