Урок литературы в 11 классе «Ненависть или любовь… Что сильнее?». Раннее творчество М.А. Шолохова. «Донские рассказы»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Ипатова Раиса Михайловна

Тема: «Ненависть или любовь…  Что сильнее?». Раннее творчество М. А. Шолохова. «Донские рассказы»

Тип урока: урок – «погружение» в текст художественного произведения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt._sholohov._donskie_rasskazy.doc819 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая  средняя  школа

Смоленского района Смоленской области

     КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

11 класс

 «Ненависть или любовь… Что сильнее?»

Раннее творчество М. А. Шолохова.

«Донские рассказы»

                                   

                                                           Подготовила: Ипатова Р. М.,

учитель русского языка и литературы,

учитель высшей квалификационной категории

2013 год

Тема:                «Ненависть или любовь…  Что сильнее?»

                   Раннее творчество М. А. Шолохова. «Донские рассказы»

Тип урока: урок – «погружение» в текст художественного произведения

Цели:

1. Личностные

- ввести учащихся в мир художественных произведений М. А. Шолохова, приобщая их к духовным исканиям писателя;

- на основе изучаемого материала помочь обучающимся осознать общечеловеческие ценности, подвести к выводу, что любовь сильнее ненависти;

- формировать уважение к взглядам и чувствам других людей.

2. Метапредметные

- показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере рассказов М. А. Шолохова;

- содействовать развитию диалогической и монологической речи обучающихся.

 3. Предметные

-  развивать умение анализировать прозаический текст, выявлять  

 художественные детали, определять их роль в произведении;

- научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активного отношения к действительности;

-  закрепить знания учащихся о фабуле.

Оборудование:  иллюстрации  к «Донским рассказам» М. А. Шолохова;  

                            портрет писателя.                    

                                           

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

1. Расскажите о начальном этапе жизни М. Шолохова.

 2. Какие рассказы писателя вы прочитали к сегодняшнему уроку?

3. Каковы их особенности? Что вас поразило в данных рассказах?

4. Чувством ненависти или любви наполнены рассказы Шолохова?

5. Попробуйте сформулировать тему нашего урока и определить задачи, которые мы сегодня должны решить.

II. Анализ рассказа М. Шолохова «Чужая кровь».

 1. Какова фабульная основа рассказа «Чужая кровь»?

Фабула – событийная основа произведения, последовательность событий в  их логической, причинно - следственной связи.

       Итак, фабульная основа рассказа «Чужая кровь» довольно проста. У деда Гаврилы и его жены в Гражданской войне погиб сын. После налёта банды  они подобрали  раненого продкомиссара,  выходили его,  привязались к нему, как к родному. В память о сыне старики стали его звать Петром. Но с Урала приходит письмо, товарищи зовут Петра на завод, и он уезжает. Старики остались вновь одни.

2. Что перед нами – драма простого, наивного сердца, драма обретённого или утраченного?

                                        Или

  Шолохова занимает «извечная» психологическая проблема родительского чувства?

     Всё это есть в рассказе. Рассказ о старом казаке деде Гавриле, об отзывчивости на ласку, на любовь человеческого  сердца становится рассказом об одном из путей человека к правде.

3. Что говорил Гаврила сыну, провожая на фронт? (Найти в тексте и зачитать).

     «Деды и прадеды твои службу несли, должен и ты…»

4. Вспомните, кто ещё из героев, провожая сына на службу, дает ему наставление? Сравните эти наставления.

5. Каков старый казак в рассказе?

            Пришли красные – «назло» им надел мундир и медали, полученные за то, что служил монарху верой  и правдой – так в экспозиции создаётся образ старого казака, ненавидящего советскую власть.

6. Найдите цитату в тексте рассказа.

        «Дед Гаврила на москалей на красных вынашивал, кохал, нянчил – как   Петра, ненависть стариковскую, глухую».

7. Каково его чувство к сыну?

        Велико его чувство к сыну, который  «сгинул», пропал на фронтах Гражданской войны.

        Возникает сюжетный мотив «бунта» против горя, нежелание смириться с мыслью о страшной утрате.

       Дед Гаврила, словно заслоняясь от самой мысли о возможной гибели сына, ждёт его наперекор всему! Он шьёт ему полушубок, папаху, сапоги. В сундуке хранится мундир сына, заботливо пересыпанный табаком.

 8. Как Шолохов, углубляя мотив ожидания, доводит его до трагизма?

       Шолохов вводит в повествование сослуживца Петра – казака Прохора Лиховидова, вернувшегося из Турции.

9. Как нарисована встреча с Прохором? Найдите в тексте и прочитайте.

       «Перед завтраком глянул Гаврила в окно, сказал почему-то шёпотом:

        - Прохор идёт!..»

      Молодой Шолохов написал эту сцену с напряжённым драматизмом.

Дед Гаврила, как и полагается хозяину, начинает не с того, что тревожит, что мучит, что криком рвется из груди, а с житейски-будничного:

      «Снега ныне рано упали…»

10. Что проявляет старик в данной сцене?

     Сила выдержки, твёрдость деда Гаврилы оттеняется женской «слабостью», несдержанностью матери.  Не могла она больше терпеть, лукавить.

    «Заикнулась было старуха:

 - Петра нашего…

 - Замолчи, баба!..-  строго прикрикнул Гаврила…»

      В самой интонации, в невольном испуге: «успеешь…узнать!» - видно сдерживаемое страдание. Но старик с честью перевалил через опасный рубеж, овладел собой, увёл разговор в русло, которого требовал обычай. Полагалось, чтобы гость сам рассказал о том, ради чего пришёл.

     И лишь на вопрос гостя: «Как вы тут живёте при советской власти?» Гаврила говорит: «Сына вот жду…»

11. Как ведёт себя старик, узнав о гибели сына?

       Затаённое горе старика прорывается неожиданным протестом: «А ежели я не верю?..»

12. Прочитаем эту сцену со слов «Убит, что ли?..» до слов «Брешешь! Не верю!..»

13.  Что поражает в этой сцене?

     Бурная сила так неожиданно прорвавшегося страдания впечатляет не только сама по себе. Создаётся резкий контраст между мужественной сдержанностью поведения в начальных эпизодах и половодьем хлынувшего горя в конце.

14. Как Шолохов даёт нам почувствовать всю глубину переживаемого несчастья?

      В последующей картине Шолохов достигает той сдержанности и строгости, которая позволяет почувствовать всю глубину переживаемого горя.

        «А ночью, накинув полушубок, вышел во двор, поскрипывая по снегу валенками, прошёл на гумно и стал у скирда.

         Из степи дул ветер, порошил снегом; темень, чёрная и строгая, громоздилась в голых вишневых кустах.

- Сынок! – позвал Гаврила вполголоса. Подождал немного и, не двигаясь, не поворачивая головы, снова позвал: - Петро!.. Сыночек!..

         Потом лёг плашмя на притоптанный возле скирда снег и тяжело закрыл глаза».

15. Как очерчен характер деда Гаврилы?

      С такой законченностью, что кажется, ничто не в силах изменить его, повернуть на другой путь. Самая сила горя, казалось, лишь должна была укрепить старика в ненависти.

 - В чём заключается внутренний драматический конфликт рассказа?

       Внутренний драматический конфликт рассказа заключается в столкновении СОЦИАЛЬНОГО  и  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.

- Каков один из принципов сюжетного построения рассказа?

   Один из принципов сюжетного построения рассказа  заключается в том, что писатель ставит  своего героя перед всё более усложняющимися психологическими испытаниями.

- Что же такое дед Гаврила – закоренелый ненавистник или безутешно страдающий отец?

- В каком драматическом событии это обнаруживается?

           Продотрядники на базу деда Гаврилы  (чтение эпизода: «Берите, проклятые! Грабьте!.. Всё  ваше!..»)

          Твёрд и неумолим «белокурый», начальник, продкомиссар.

          Так изображается Шолоховым первая встреча с тем человеком, который «переломит» жизнь старика.

- Расскажите, какой катастрофический поворот событий следует далее?

        Налетают бандиты. Тут же, во дворе деда, убивают продотрядников.

Следует решительное испытание деда Гаврилы. И дрогнуло, не выдержало отцовское сердце.

- Чтение эпизода «Нагнулся Гаврила над белокурым…»

- Расскажите, что заставило делать отцовское чувство деда и его жену?

- Как передано нарастание чувств  к чужому, «смертью зацелованному» сыну?

Не прямым описанием, а косвенным: дед Гаврила наблюдает за своей старухой, угадывает её переживания:

      «Видел Гаврила, как с каждым днём, с каждой бессонной ночью бледнеет и сохнет возле кровати старуха, примечал и слёзы на щеках её, вспаханных морщинами, и понял, вернее – почуял сердцем, что невыплаканная любовь её к Петру, покойному сыну, пожаром перекинулась вот на этого недвижного, смертью зацелованного чьего-то чужого сына…»

      Но то, что у старухи выступало явно, более скрыто проступало у старика.

      Гаврила «сердцем почуял», что творилось со старухой.

- Почему?

      Потому что сходное происходило с ним.

«С каждым днём с ужасом чувствовал Гаврила, что кровно привязывается к новому Петру…»

- Что происходит на наших глазах?

На наших глазах как бы рушится устоявшееся. Где та злоба, которая не давала покоя старику?

     Любовь отцовская примиряет.

- Что оказывается сильнее? Ненависть или любовь?

- Почему рассказ назван «Чужая кровь»?

III. Композиция рассказа «Чужая кровь».

     Рассказ Шолохова далёк от той классической модели, которая в учебниках: завязка, кульминация, развязка.

- Сколько кульминаций в рассказе?

    Два напряжённых до трагизма момента: известие о гибели сына и прощание с Петром во второй. Это прощание и является, в сущности,  мощным финалом. Это и развязка.

- Чтение эпизода «Прощание с сыном».

    Финал рассказа написан с поражающей силой.  Найдены удивительно простые и необыкновенные по душевной пронзительности, по сердечности и горестной силе слова.

IV. Итог. Рефлексия.

- Что сильнее:  ненависть или любовь?

- Почему в душе людей рождается ненависть?

- Помогло ли вам погружение в художественный текст Шолохова  что-то новое открыть в  понимании жизни? Если да, то что?

     Итак, писатель словно призывает нас этим рассказом  вглядеться в этих хмурых, сурово - сдержанных с виду людей, которые многого не понимают, многого не знают, но их ненависть – порождение проклятого мира, и мы должны  найти путь к их сердцу.

V. Домашнее задание.

 Написать сочинение – размышление на тему: «Ненависть или любовь…  Что сильнее?»

                                   

Иллюстрации к рассказу «Чужая кровь»

                                         

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы (по технологии РКМЧП) "Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»".

Урок расширит знания учеников о биографии писателя, ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала» и его героями....

Методическая разработка урока литературы "Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»"

Урок-процесс по теме: «Историческая широта и масштабность шоло­ховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»  проводится на основе само­стоятельной работы. Задания для каждой груп...

Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).

Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;3. Развиват...

Урок литературы в 9 классе по теме "Любовь в жизни и творчестве Н. А. Некрасова"

Знакомство с любовной лирикой Н. А. Некрасова, о его взаимоотношениях с А. Я. Панаевой. Формирование  умения анализировать, делать выводы по прочитанным стихотворениям....

Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"

Тема: Любовная  лирика С.А.Есенина. Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта;           показать дина...

Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа «Благость»

Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС....