Реализация педагогических практик в образовательном пространстве различных типов: школа, музей, город.
статья по литературе по теме

Потетинова Светлана Игоревна

Статья-отчет. Использование метода проектов и музейная педагогика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация педагогических практик в образовательном пространстве различных типов: школа, музей, город

В современной педагогике широко используются самые разнообразные инновационные технологии. Сегодня я хотела бы остановиться на двух из них, которые использую в своей практике:  

1) метод проектов

 2) музейная педагогика.

1. Метод проектов.

Метод проектов способствует активизации познавательной и творческой деятельности уч-ся. Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности, умение проявить себя, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Цель проектной деятельности:

- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении какой-либо темы;

- повышение мотивации учащихся;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий сотрудничества между учениками, учителем и учеником.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели)

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Этапы работы над проектом: 

  1. Определение темы проекта,
  2. постановка цели, задач проекта
  3. формирование рабочей группы, распределение ролей.        
  4. сбор и анализ материала, определение маршрута,
  5. работа над презентацией; оформление проекта.        

Классификация проектов очень разнообразная. Я остановлюсь на проектах, связанных в основном с уроками литературы. Один из таких проектов – «Литературный Петербург».

Литературное наследие нашего города позволяет работать с этим проектом, начиная с 5 класса и заканчивая 11.

В Петербурге жили и создавали свои произведения выдающиеся писатели и поэты 18-20 веков. Не случайно давно сложились такие понятия, как «Пушкинский Петербург», «Петербург Достоевского», «Петербург Серебряного века»

В прошлом учебном году уч-ся 8-б класса создавали свои проекты по следующим темам: «Лицей в жизни Пушкина», «Пушкинские места в Ленинградской области», «Пушкин в Михайловском, или Пушкинские горы» В этом нам очень помогли учебные экскурсии.

Целью данных проектов (как и других, объединенных общей темой «Литературный Петербург») являлось не только знакомство с местом, связанным с именем поэта, но и знакомство с данным периодом в его жизни. На следующих слайдах вы можете видеть фотографии, сделанные учащимися во время поездки.

Так как в нашей школе ежегодно проводится лицейская неделя, у ребят есть возможность выступить публично со своими проектами не только перед своими одноклассниками, но и перед учащимися других классов.

В этом уч.году уч-ся 9 кл уже начали работу над проектом «Пушкин в Петербурге», данная работа позволит не только познакомиться с теми местами, где жил или бывал Пушкин, но и более глубоко изучить творчество поэта петербургского периода.

Пятиклассники тоже получили свое задание по теме «И.А. Крылов», совместно с ребятами был разработан маршрут, определены цели и задачи, распределены группы. Оказалось, что мест в городе, связанных с именем баснописца очень много, а не только всем известный, памятник Крылову в Летнем саду. Опираясь на подобранный материал, был разработан следующий маршрут:  Дворцовая набережная, 2 (дом, в котором жил Крылов в 1791-1794 годах и находилась "Типография г. Крылова со товарищи") - Марсово поле (здесь был театр, в котором ставились пьесы Крылова) - Исаакиевская площадь, 4 (дом, где жил Крылов в 1806-1814 годах) - набережная Фонтанки, 118 (здесь, в доме Г.Р. Державина, собиралось общество "Беседа любителей русского слова") - набережная Фонтанки, 101 (дом, в котором Крылов бывал постоянно у своих друзей Олениных) - Садовая улица, 20 (здесь Крылов прожил 25 лет) - Невский проспект, 30 (в этом доме происходило чествование Крылова в день 50-летия его литературной деятельности) - 1-я линия, 8 (дом, в котором Крылов умер в 1844 году) - Летний сад (памятник И.А. Крылову).

Ни для кого не секрет, что ИКТ дает нам большие возможности использовать наглядность, аудио- и видеозапись. Так, виртуальная экскурсия в Пушкинские горы (в Спасское – Лутовиново, в Ясную Поляну) позволяет глубже познакомиться с биографией писателя.

2. Музейная педагогика

Введение музея в образовательный процесс способствует расширению образовательного пространства, сохранению духовных ценностей, воспитанию граждан своей страны, способствует развитию чувства прекрасного. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

В 5-7 классах большое место занимают уроки развития речи, связанные с описанием картин. Хорошо, если такой урок можно провести непосредственно в музее.

Так, поход в Русский музей с целью знакомства творчества И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и др.  дает не только возможность культурно отдохнуть, но и в реальности увидеть картины художников.

Среди ребят распределяются роли ведущих экскурсоводов, которые во время экскурсии рассказывают о художнике, о создании картины, о других полотнах автора, находящихся в этом зале, интересные факты, истории, связанные с работами художника, готовят викторины. Конечный результат такого похода является написание сочинения по картине. Если же такой возможности нет – побывать в музее – опять же прибегаем к помощи компьютера.

Урок в музее. Необычный, дает возможность оказаться в другом времени, прикоснуться к прошлому… С учащимися 10 кл мы провели интересные уроки-встречи в музее Достоевского, Некрасова. После таких занятий ребятам захотелось подробнее изучить биографию и творчество писателей, прочитать произведения и не только программные.

Моей задачей как учителя-словесника является создание культурно-образовательной, эмоциональной среды вокруг ребенка, которая бы способствовала развитию речи уч-ся, повышению его общей культуры. Этого можно достичь, если ребенок стал участником процесса познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности"

АННОТАЦИЯ к педагогическому проекту «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»   Авторы: Калачева Лира Владимировна, Попова Айталина Прокопь...

План самообразования учителя английского языка по теме:" Расширение образовательного пространства учащихся сельских школ через интерактивные технологии"

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обуче...

Модель единого образовательного пространства детский сад школа

Этот материал был подготовлен в рамках работы районной плоблемной группы "Организация единого образовательного пространства в условиях образовательных организаций, реализующих программы дошкольно...

Педагогическая практика «Построение образовательной среды ДОО для достижения физических образовательных результатов». Тема: «Индекс здоровья школы».

В современном мире наблюдается резкое снижение физической активности учащихся, и мотивация детей вести активный образ жизни – одна из фундаментальных задач школы. Чтобы дети были активны, активн...

Педагогический проект «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»

Актуальность избранной темы исследования заключается в формировании и развитии у студентов общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой ...

Проблемы и перспективы организации практико-ориентированных форматов профориентационной работы в образовательных организациях различного типа.

Использование метода проектной технологии для формирования профессионального   самоопределения, повышения социальной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда учащихся с ОВЗ....