Урок литературы в 10 классе .А.Н. Островский «Бесприданница» Своеобразие конфликта. Лариса и Паратов («В глазах, как на небе, светло…»)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Назарова Елена Викторовна

В ходе урока  учащиеся определяли  причины  конфликта  в  пьесе, выстраивали композицию пьесы, раскрывали    социальную  и    психологическую  проблему, выясняли  значение  названия  произведения; имена героев; сопоставляли  художественное произведение и сцены из фильма Э. Рязанова, рассматривали темы произведения в контексте экзаменационного сочинения;сопоставляли героев произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

А. Н. Островский «Бесприданница» Своеобразие конфликта.

Лариса и Паратов («В глазах, как на небе, светло…»)

Цели:  Образовательные: определить  причины  конфликта  в  пьесе, выстроить композицию пьесы, раскрыть  его  социальную  и    психологическую  обусловленность, выяснить  значение  названия  произведения; имена героев; сопоставить художественное произведение и сцены из фильма Э.Рязанова, рассмотреть темы произведения в контексте экзаменационного сочинения;

Развивающие:  развитие  творческого  потенциала,  поисковых  умений,  навыка  рефлексии,  коммуникативных  навыков;

Воспитательные:  пробуждение  внимания  к  внутреннему  миру  человека,  воспитание  гуманистического  сознания ; воспитание  нравственной  чуткости.

Оборудование: презентация, таблица.

Методические приёмы:  беседа, ответы на вопросы викторины, на  проблемные вопросы, выступления учащихся, инсценирование.

Домашнее задание:

  1. Составить “цитатную характеристику” образов Карандышева и Паратова.
  2. Индивидуальные задания:

История создания пьесы –

     Инсценировка 4 действия явления7 (Сцена прощания Паратова и Ларисы Агудаловой)

Прощальный монолог Ларисы.

Групповые задания

 Данная работа учащихся основывается на знании текста и умении в нем работать. Предполагается, что учащиеся должны стараться не пересказывать текст своими словами, а находить точные формулировки в тексте для ответа на поставленные вопросы. Эта работа поможет учащимся выработать навыки работы с художественным текстом.

1-я группа – Юлий Капитонович Карандышев

(- Долго ли добивался он руки Ларисы и теперь вознагражден за постоянство? - Паратов удивляется тому, что выбор Ларисы пал на человека мелкого и ничтожного, и спрашивает, какие достоинства имеет жених. Что  ответил Лариса Агудалова  Паратову?)

Вопросы: Что в этом герое отталкивает, а что-то вызывает жалость и сочувствие? Почему он хочет жениться На Ларисе?   Любит ли он её? Для чего Карандышев устраивает обед? Как он отомстил невесте за измену? Монолог Карандышева после отъезда Ларисы – это “слово героя о самом себе”. Как ведет себя Карандышев с Ларисой в последней сцене, перед роковым выстрелом?

2 –я группа  (Паратов)

Сергей Сергеевич  Паратов

Вопросы: - Как он однажды представил себя Карандышеву? - Как назывался его пароход? 

- Кому он его продает?  - Не жаль ли ему продавать «Ласточку»? Искренен ли Паратов в проявлении своих чувств?  Как к нему относятся окружающие? Какова жизненная позиция Паратова? Встреча Паратова с Ларисой  ( анализировать текст:  действие первое явление 8 - Для чего Паратов хочет добиться признания Ларисы в любви к нему? Рассказать о взаимоотношениях Ларисы и Паратова.)

Инсценировка

Действие 4 явление 7 (стр. 346-349) Сцена прощания Паратова с Ларисой после того,  как она поехала кататься на пароходе.

Прощальный монолог Ларисы.

Ход урока.

История создания ( индивидуальное задание)

Композиция пьесы

Завязка – Приезжает Паратов и узнает, что Лариса выходит замуж

Развитие действия - встреча Паратова с Ларисой, ссора Паратова с Карандышевым

Кульминация Лариса следует за Паратовым.

Спад действия – Объяснение Ларисы и Паратова

Развязка – убийство Карандышевым Ларисы.

Перед нами драматическое произведение, которое по жанру относится к трагедии.

Учитель:  Давайте теперь обратимся к самой пьесе.

Вопрос. Где происходит действие пьесы?

Ответ учащихся с пояснением учителя.

Действие происходит в г. Бряхимове. Это вымышленный Островским город. Название заимствовано из летописи: в древности Бряхимов существовал в верховьях Волги, в окрестностях нынешнего города Васильсурска.

- Каков смысл названия пьесы?

- Кого называют  бесприданницей?

БЕСПРИДАННИЦА – бедная девушка, не обеспеченная приданым.

- Кто герои пьесы?

- Как герои пьесы относятся к Ларисе Дмитриевне?

(чувствуют обаяние и незаурядность красоты и личности Ларисы)

- Какого мнения они о Ларисе, что говорят о ней?

Запись на доске и в тетради.

1–я группа  (Карандышев)

Юлий Капитонович Карандышев

- Кто это? Небогатый чиновник, жених самой красивой девушки провинциального города…)

- Долго ли добивался он руки Ларисы и теперь вознагражден за постоянство?

(Карандышев: Три года терпел я унижения, три года сносил насмешки прямо в лицоот ваших знакомых; надо же мне в свою очередь посмеяться над ними)

- Паратов удивляется тому, что выбор Ларисы пал на человека мелкого и ничтожного, и спрашивает, какие достоинства имеет жених. Что  ответил Лариса Агудалова  Паратову?

(Он обладает одним, но самым дорогим достоинством – «Он любит меня»)

Юлий Капитонович Карандышев

 - Капитон – от латин. капитос – голова,

Карандышев – от слова карандыш – недоросток, коротышка, человек  с ничем не обоснованными претензиями.

Что в этом герое отталкивает, а что-то вызывает жалость и сочувствие? Почему он хочет жениться На Ларисе?   Любит ли он её? Для чего Карандышев устраивает обед? Как он отомстил невесте за измену?

Вопросы: Что в этом герое отталкивает, а что-то вызывает жалость и сочувствие? Почему он хочет жениться На Ларисе?   Любит ли он её? Для чего Карандышев устраивает обед? Как он отомстил невесте за измену? Монолог Карандышева после отъезда Ларисы – это “слово героя о самом себе”. Как ведет себя Карандышев с Ларисой в последней сцене, перед роковым выстрелом?

2 –я группа  (Паратов)

Сергей Сергеевич  Паратов

- Это  «блестящий барин лет за 30 из судовладельцев»…

В глазах одних – «идеал мужчины»

Для других – «промотавшийся кутила», «развратный человек»

- Как он однажды представил себя Карандышеву?

(Сам себя он представляет Карандышеву  так: «Человек с большими усами и малыми способностями»).

- Как назывался его пароход? (Ласточка)

- Кому он его продает?  (Вожеватому)

- Не жаль ли ему продавать «Ласточку»?

(“У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет, найду выгоду, так все продам, что угодно. Теперь, господа, у меня другие выгоды, другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски»).

Сергей Сергеевич  Паратов

Сергей - высокий, высокочтимый.

Паратов - 1) Некоторые считают, что фамилия образована от искаженного французского слова parade, мотивируя это тем, что Паратов любит покрасоваться, “пустить пыль в глаза”.

2) Но скорее драматург образовал данную фамилия от диалектного слова поратый, что означает “бойкий, сильный, дюжий”. Дополнительный аргумент в пользу этой точки зрения можно считать тот факт, что Островский довольно редко образовывал фамилии героев от искаженных иностранных слов.

Паратов - человек широкой души, отдающийся искренним увлечениям, готовый поставить на карту не только чужую, но и свою жизнь

Вопросы: - Как он однажды представил себя Карандышеву? - Как назывался его пароход? 

- Кому он его продает?  - Не жаль ли ему продавать «Ласточку»? Искренен ли Паратов в проявлении своих чувств?  Как к нему относятся окружающие? Какова жизненная позиция Паратова?

Сцена встречи  Сергея Сергеевича Паратова с Ларисой Дмитриевной Огудаловой

(кадры из фильма» Жестокий ролманс» Эльдара Рязанова)

Текст действие первое явление 8

Задание: сопоставить текст произведения и кадры из фильма.

Задание: - Какие чувства вызывает у Ларисы неожиданное появление Паратова?

- Что не вошло в сценарий фильма ? (реминисценции из Шекспира «Гамлет», мать Гамлета Гертруда, фраза Гамлета о женщинах; прочитать еще часть монолога Паратова)

-Почему этого нет в фильме, как вы думаете?

- Как вы думаете, удалось ли актерам фильма Э.Рязанова передать  душевное состояние, характер героев пьес?   Соответствуют ли их образы вашему представлению о героях пьесы?

- Для чего Паратов хочет добиться признания Ларисы в любви к нему?

Романсное начало в пьесе.

Пение Ларисы Действие 3, явление 11 ( сцена из фильма) стр. 333-334 ФИЛЬМА         (романс «А напоследок я скажу» сл. Б.Ахмадулиной))

На обеде Карандышева Лариса поет романс.

- Какой романс исполняет Лариса в пьесе?

    («Не искушай меня без нужды» на сл.Е.Баратынского)

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей!

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней.

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не хочу предаться вновь

Раз обманувшим сновиденьям.

- Какова его художественная роль в тексте драмы?

(В ее глазах роман с Паратовым – это история о том, как овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы, искушал ее.

ИСКУШЕНИЕ – соблазн, желание чего-нибудь запретного)

- Что же заставляет Ларису выбрать  Паратова? (Лариса пьет « сладкий яд желанного обмана»).

- каков же финал её отношений с Паратовым?

Читать по ролям Действие 4 явление 7 (стр. 346-349) Сцена прощания Паратова с Ларисой после того,  как она поехала кататься на пароходе.

Финал в глазах Паратоав: «В глазах, как на небе, светло…» Подите от меня ! Довольно! Я уж сама о себе подумаю…»

Здесь Лариса Огудалова цитирует стихотворение  М.Ю. Лермонтова

Хранит молодое чело

По воле – и радость и горе.

В глазах – как на небе, светло,

В душе его темно, как в море.

- Если мы продолжим цитату М.Ю. Лермонтова, то мы увидим, что Лариса поняла Паратова, его сущность.

Инсценировка

 Действие 4 явление 7 (стр. 346-349) Сцена прощания Паратова с Ларисой после того,  как она поехала кататься на пароходе.

Прощальный монолог Ларисы.

Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки Ларисы Огудаловой с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.

Таким образом, основная идея драмы состоит в том, что в обществе, где торжествуют дельцы-хищники, подобные миллионеру Кнурову, не могут жить, «проявить себя» честные и порядочные люди; их достоинство растоптано, гордость уязвлена. «Быть сознающей себя личностью и не иметь  возможности  проявить  ее  –  таково  то  трагическое  положение, в котором оказывался человек, лишенный материальной обеспеченности» (Л. Тропкина) 

- Какие темы отражает эта пьеса?

•        Драма человеческой личности в бесчеловечном обществе

•        Тема «маленького человека»

•        Тема торговли

•        Тема несчастной любви

•        Тема брака по расчету

•        Тема предательства

•        Тема «отцов» и «детей»

•        Тема свободы

•        Социальная тема

- Какие проблемы мы можем выделить в произведении, которые могут стать аргументами из данной пьесы на экзамене по литературе (сочинение)?

Проблемы нравственности:

•        Проблема чести и долга

•        Проблема верности и предательства

•        Проблема бездуховности

•        Проблема купли-продажи человека

•        Проблема «отцов» и «детей»

•        Проблема выбора цели и смысла жизни

     Социальные            проблемы:

•        Положение женщины в русском обществе

•        Богатые и бедные

Рефлексия. Подведение итолгов.

Групповые задания

 Данная работа учащихся основывается на знании текста и умении в нем работать. Предполагается, что учащиеся должны стараться не пересказывать текст своими словами, а находить точные формулировки в тексте для ответа на поставленные вопросы. Эта работа поможет учащимся выработать навыки работы с художественным текстом.

1-я группа – Юлий Капитонович Карандышев

(- Долго ли добивался он руки Ларисы и теперь вознагражден за постоянство? - Паратов удивляется тому, что выбор Ларисы пал на человека мелкого и ничтожного, и спрашивает, какие достоинства имеет жених. Что  ответил Лариса Агудалова  Паратову?)

Вопросы: Что в этом герое отталкивает, а что-то вызывает жалость и сочувствие? Почему он хочет жениться На Ларисе?   Любит ли он её? Для чего Карандышев устраивает обед? Как он отомстил невесте за измену? Монолог Карандышева после отъезда Ларисы – это “слово героя о самом себе”. Как ведет себя Карандышев с Ларисой в последней сцене, перед роковым выстрелом?

2 –я группа  (Паратов)

Сергей Сергеевич  Паратов

Вопросы: - Как он однажды представил себя Карандышеву? - Как назывался его пароход? 

- Кому он его продает?  - Не жаль ли ему продавать «Ласточку»? Искренен ли Паратов в проявлении своих чувств?  Как к нему относятся окружающие? Какова жизненная позиция Паратова? Встреча Паратова с Ларисой (анализировать Текст действие первое явление 8 - Для чего Паратов хочет добиться признания Ларисы в любви к нему? Рассказать о взаимоотноениях Ларисы и Паратова.)

Читать по ролям

 Действие 4 явление 7 (стр. 346-349) Сцена прощания Паратова с Ларисой после того,  как она поехала кататься на пароходе.

Прощальный монолог Ларисы.

Творческая история пьесы (учащийся рассказывает)

       Работой над “Бесприданницей” драматург был, очевидно, занят уже с сентября 1875 года, но в решающую стадию она вступила в сентябре- октябре 1876 года. “Все мое внимание и все мои силы, - писал Островский из Щёлыкова,- устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю покончить ее в этом году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное произведение”.

       Пьеса была закончена 17 октября 1878 г. Островский с чувством нескрываемого удовольствия  писал своему другу  - артисту Бурдину: “Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно настроенные ко мне, и все единогласно признали “Бесприданницу” лучшим из всех моих произведений”. Надежды, связанные с этой пьесой, сознание значительности своего замысла окрыляли автора.

       Премьера в Московском Малом театре состоялась 10 ноября 1878 г. Первые критические отклики были связаны с театральными постановками, опередившими публикацию пьесы, и они были неблагоприятны для автора: “Неужели стоило господину Островскому тратить свои силы и свое время на драматическое воспроизведение банальной, старой, неинтересной истории глупенькой, обольщенной девицы? Жестоко ошибся тот, кто ждал нового слова, новых типов от почтенного драматурга...”. Новая эпоха в сценической истории “Бесприданницы” началась после смерти Островского, когда 17 сентября 1896 г. В.Комиссаржевская на сцене Александринского театра сыграла роль Ларисы. Та же В.Комиссаржевская играет роль Нины Заречной в “Чайке” А.П.Чехова, который олицетворяет собой открытие второго этапа в становлении русского национального театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-анализ по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему п...

А.Н.Островский. Презентация к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета.

А.Н.Островский и его творчество в данных материалах представлено презентациями, текстовым и наглядным материалами с использованием видео, музыкального оформления, привлечением интернет-ресурсов и отде...

Урок по литературе 10 класс. Печальная песня о бесприданнице.

Урок-сравнение пьесы Островского А.Н. "Бесприданница" и фильма Э. Рязанова "Жестокий романс"....

Из опыта работы. Урок. Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”. Своеобразие конфликта.

Урок литературы в 10 классе. Смысл названия пьесы Островского "Гроза"...

Урок литературы в 10 классе.А.Н.Островский "Бесприданница"

А.Н.Островский "Бесприданница"(викторина)...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

Урок-викторина по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Данная викторина проводится с целью проверки учащихся знания текста пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», готовности работы над анализом произведения. Викторина проводится посредством обращени...