Урок по литературе 10 класс. Печальная песня о бесприданнице.
методическая разработка по литературе по теме

Ильина Татьяна Николаевна

Урок-сравнение пьесы Островского А.Н. "Бесприданница" и фильма Э. Рязанова "Жестокий романс".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechalnaya_pesnya_o_bespridannitse.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Печальная песня о бесприданнице.

( По пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» с использованием романсов А.Петрова из кинофильма

Э. Рязанова «Жестокий романс».)

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 10-ом КЛАССЕ

        Подготовлен учителем

        МБОУ гимназии № 64 г. Липецка

        Ильиной Татьяной Николаевной

Липецк 2012


Цели: 

1. Организовать деятельность учащихся по анализу идейно- художественного содержания текста пьесы А.Н. Островского "Бесприданница" и фильма Э. Рязанова «Жестокий романс»

2. Содействовать развитию аналитической, коммуникативной и рефлексивной культуры, монологической и диалогической речи учащихся, раскрытию их творческих способностей

3. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению драматических образов пьес А.Н.Островского

Проблемные вопросы: (на доске)

В чем тайна пьесы А.Н. Островского?

Почему не отпускает, заставляет думать?

Почему к ней обращаются вновь и вновь как простые читатели, так и великие режиссеры, актеры и композиторы?

Оборудование: литературный источник – пьеса А.Н. Островского Бесприданница",         аудиозаписи и видеозаписи из к/ф Э.Рязанова "Жестокий    романс", магнитофон, раздаточный материал

Ход урока:

     Слово учителя: 

    Александр Рафаилович Кугель ( русский и советский театральный критик конца 19 – начала 20 века) писал: «Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов,  мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.» Замечательным подтверждением этих слов, сказанных в начале 20 века, явился фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» 1984 года, фильм – музыка, фильм – песня.

    Вопрос классу:   Почему фильм называется «Жестокий романс»? Почему не «Бесприданница»? Как вы думаете?

   (Сам Эльдар Рязанов объяснял это так: «Историю о бесприданнице я почувствовал сразу как печальную песню, как грустный романс. Название «Жестокий романс» возникло буквально в первые же дни, когда я принял решение о работе над фильмом. Невозможно было назвать картину «Бесприданницей» - одна уже была. Мне показалось, что «Жестокий романс» - название верное и емкое. Оно в какой-то степени определяет и жанр вещи, в котором я собирался ее ставить. Кроме того, история, рассказанная Островским, действительно безжалостна. Потом, читая литературоведческие работы о драматурге, я наткнулся у А.Л. Штейна на мысль о том, что «Грозу» можно сравнить с русской народной песней, а «Бесприданницу» - со старинным русским романсом. Я обрадовался тогда этому случайному, но подтверждающему мои ощущения совпадению»)

   Слово учителя: 

   Автор при создании своего фильма прибегнул к помощи его любимой поэтессы Б. Ахмадулиной и невероятно чтимой им М. Цветаевой. Эти стихотворные строки звучат сложнее, чем могло быть в эпоху Островского. В них множество оттенков, тонкостей, которых не было в романсе того времени. Но это не стало препятствием. Наоборот, это обогатило героиню, говорило о многогранности ее внутреннего мира, о ее хрупкой, незащищенной душе, душе музыкальной, поэтической, о ее утонченной натуре.

   Вопросы классу: Кто же она, Лариса Огудалова? Что для нее главное? Что узнаем о ней из диалога Кнурова и Вожеватого?

Характеристика Ларисы по тексту Д 1, явл.2

У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «Приятно с ней одной почаще видится, без помехи…» Или: «Лариса создана для роскоши…».

- Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!»

- Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

Какое будущее предрекают ей они? (погибнет, опошлится, бросит его)

Помните по фильму, что было с Ларисой после внезапного отъезда Паратова?

Звучит романс «Любовь –волшебная страна» ст. Э. Рязанова

Я, словно бабочка, к огню
Стремилась так неодолимо
В Любовь,
волшебную страну,
Где назовут меня любимой...
        Где бесподобен день любой,
        Где не страшилась я б ненастья.
        
Прекрасная страна- Любовь,
        Страна - Любовь,
        Ведь только в ней бывает счастье!
Пришли иные времена,-
Тебя то нет, то лжешь, не морщась.
Я поняла, Любовь- страна,
Где каждый человек притворщик...
        Моя беда, а не вина,
        Что я наивности образчик.
        Любовь -
обманная страна,
        Обманная страна,
        И каждый житель в ней - обманщик.
Зачем я плачу пред тобой
И улыбаюсь так некстати?
Неверная страна - Любовь,
Там каждый человек - предатель.
        Но снова прорастёт трава
        Сквозь все преграды и напасти.
        Любовь -
весенняя страна,
        Ведь только в ней бывает счастье.

Что же такое любовь для Ларисы? Из текста романса.

Кто такой Карандышев? О чем говорит уже его фамилия?

Карандышев (от карандыш) –недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями. Ключевое слово – амбиция.

– мелкий чиновник, особых достоинств у него нет, Но зато он очень самолюбив. В какой-то степени осознавая свою бедность и невысокое положение в обществе, он из кожи лезет, чтобы показать, что он не хуже других, стареется подстроиться под «чистую публику». Вожеватов: «Квартиру свою вздумал отделывать…» (Д.I, явл.2). Карандышев любит Ларису, но и здесь ему хочется самоутвердиться, хочется показать себя «хозяином жизни». Ему не нравится, что Лариса свободно общается с Вожеватым, Кнуровым, он упрекает её за прежнюю жизнь, ревнует Ларису, чем больно ранит её. Лариса не скрывает, что не любит Карандышева: «Зачем вы постоянно попрекаете меня…». (Д.I, явл.4). Но Карандышев её не понимает, он слишком занят собой. Всеми его поступками движет самолюбие. Желая удовлетворить своё самолюбие, он хочет показать Кнурову и Вожеватову, что Лариса выбрала его, а не кого-то, оценила, предпочла его и приглашает их на обед. Здесь он произносит тост: «Господа, я предлагаю тост за Ларису Дмитриевну…». (Д.I, явл.13).

Как Лариса объясняет, почему она идет замуж за Карандышева?

Текст. (Если б я не искала тишины, уединенья…Д1, Явл.4)

О тишине и уединении говорит Лариса с матерью и Карандышевым в Д2, явл.3 и 6.

Чтение.

Почему? Почему «Доведете вы меня до погибели»?

(Лариса надеется, что со временем привыкнет к Карандышеву, найдёт душевное спокойствие, рана, нанесённая Паратовым ещё сильна, и поэтому Лариса уговаривает Карандышева поехать в деревню).

Учитель:  Итак, положение Ларисы трагично: среди тех людей, которые ее окружают, нет ни одного, кто бы понимал ее, сочувствовал ей. Карандышев для нее лишь соломинка, за которую она пытается зацепиться в этой жизни, чтобы уединиться, найти душевное спокойствие. Подспудно Лариса понимает, что Карандышев не достоин ее, всей душой она любит Паратова. Он для нее идеал. Спустя год Лариса продолжает любить его, «и если б явился Сергей Сергеевич и был свободен, так довольно одного его взгляда…» и Лариса пошла бы за ним на край света.

Фрагмент из к-ма «Жестокий романс». Романс «Мохнатый шмель». на стихи Редьярда Киплинга

Мохнатый шмель - на душистый хмель,
Цапля серая - в камыши,
А цыганская дочь - за
любимым в ночь,
По родству бродяжьей души.
        
Так вперед - за цыганской звездой кочевой,-
        
На закат, где дрожат паруса,
        И глаза глядят с бесприютной тоской
        В багровеющие небеса.
И
вдвоем по тропе - навстречу судьбе,
Не гадая,
в ад или в рай.
Так и надо идти, не страшась пути,
Хоть
на край земли, хоть за край.
        
Так вперед - за цыганской звездой кочевой,-
        На закат, где дрожат паруса,
        И глаза глядят с бесприютной тоской
        В багровеющие небеса!
Так вперед за цыганской звездой кочевой,
На свиданье с зарей, на восток,
Где, тиха и нежна, розовеет волна,
На рассветный вползая песок!
        
Так вперед за цыганской звездой кочевой,-
        
До ревущих южных широт,
        Где свирепая буря, как божья метла,
        Океанскую пыль метет!
        
Так вперед!

Учитель:  Какие слова идут рефреном в стихотворении? Куда с любимым можно идти?

Вот так шумно и лихо врывается Паратов в Бряхимов, его встречают выстрелом из пушки; слуги, кучера, цыгане бегут навстречу «блестящему барину». С его появлением действие набирает оборот и неумолимо близится к развязке.

- Кто же он - идеал Ларисы и в то же время злой гений? Каковы его жизненные принципы, за что его любит Лариса?

(Паратов – блестящий барин, судовладелец. «С шиком живёт Паратов, - говорит Кнуров.- Уж чего другого, а шику в нем довольно». В Бряхимове его знают как смелого человека, щедрого: рискует пароходом, ради того, чтобы выиграть гонку стреляет в монету, щедро одаривает деньгами слуг. Его смелостью, благородством, как ей кажется, восхищается Лариса. Карандышев справедливо заметил: «Сердца у него нет, оттого он так смел!» (Д I, явл.4) Паратов говорит о себе: «Что такое жаль я не знаю… что угодно». (Д.I, явл.6). Для него в жизни главное - деньги, богатство. Паратов: «Жизнь коротка, так надо уметь ею пользоваться». И от своих принципов Паратов не отказывается.

Учитель: - С какой целью Паратов приезжает в Бряхимов? («Я должен проститься с моей свободой, с моей веселой жизнью. Поэтому надо постараться как можно веселее провести последние дни»)

-Как Паратов воспринимает известие о замужестве Ларисы, и с какой целью он вновь появляется у Огудаловых? Была ли эта встреча попыткой загладить свою вину перед Ларисой? Или взыграло уязвленное самолюбие?

Текст  - конец 1 действия и Д2, явл.8

УчительИскренен ли Паратов в этой сцене?

(Примерные ответы учеников): В объяснении с Ларисой большую роль играет не чувство вины перед ней, а самолюбие Паратова. Он не может смириться с тем, что ему предпочли другого. Паратов обвиняет Ларису в непостоянстве чувств, хотя сам стал причиной её страданий, сбежав год назад. Нельзя не заметить напыщенности, высокопарности его обвинительных речей, игры самолюбивого героя, но Лариса этого не замечает. Паратов добивается Ларисиного признания в том, что любовь её к нему по-прежнему сильна. Самолюбие его удовлетворено.

Учитель: Сцена обеда у Карандышева очень важна. Почему? Что изменилось в отношении Ларисы к Карандышеву?  

Лариса и раньше видела, но старалась не замечать ничтожества Карандышева. Теперь это ничтожество обнаружилось со всей очевидностью да еще в присутствии человека, которого она любит. Ей стыдно за Карандышева, но до её страданий никому нет дела. Измываясь над Карандышевым, эти люди совершенно не считаются с чувствами Ларисы: «Да ведь они меня терзают», - в отчаянии говорит она Харите Игнатьевне.

-А кому нужно, что ты терзаешься? – отвечает мать дочери.

Действительно, никому нет дела до Ларисиных страданий. У всех насчет Ларисы другие цели. Действие идет к кульминации. Где же она наступает?

 Кульминация драмы - решение Ларисы ехать с Паратовым за Волгу.

Учитель: Вспомним сцену, предшествующую этому решению.

Романс «А напоследок я скажу (из кинофильма «Жестокий романс».) на сл. Беллы Ахмадулиной

А напоследок я скажу,
А напоследок я скажу:
"Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу,
Иль восхожу к высокой степени безумства.
Как ты любил?
Ты пригубил погибели,
Не в этом дело.
Как ты любил?
Ты погубил,
Но погубил так неумело".
        А напоследок я скажу...
        Работу малую висок
        Ещё вершит, но пали руки.
        И стайкою, наискосок,
        Уходят запахи и звуки.
        А напоследок я скажу:
        "Прощай, любить не обязуйся.
        С ума схожу,
        Иль восхожу
        К высокой степени безумства".
Так напоследок я скажу..

-Что же руководит Паратовым в тот момент, когда он зовет Ларису, неужели это невольно вспыхнувшая от прекрасного пения Ларисы страсть, может, действительно не совсем опошлился и огрубел Паратов, или им руководит нечто другое.

Чтение Д.3, явл.12

Учитель: А что заставило Ларису пойти на этот шаг? (Лариса ставит на карту свою жизнь: «Или тебе радоваться мама, или ищи меня в Волге».)

 Не увидела, не разглядела Лариса в Паратове безжалостного эгоиста, самовлюбленного циника. Но предвидели и знали, что вскоре произойдет Кнуров и Вожеватов. Как хищники ждут они минуты, когда можно будет вцепиться в жертву. Они понимали, что Паратов никогда не откажется от брака с невестой-миллионершей, Лариса не в его интересах; а Лариса не останется с Карандышевым (не в ее характере). «Кажется, драма начинается. Я уж у Ларисы Дмитриевны слезки видел», - говорит Кнуров Вожеватову. Пришёл черед Кнурова принять участие в судьбе Ларисы. Он устраняет единственного соперника Вожеватова, разыграв Ларису в орлянку. Кнуров не ошибся. Маска страстно влюбленного сброшена. Паратов хочет отделаться от Ларисы, даже не считая нужным отвезти ее, домой, а просит это сделать Робинзона. А когда она требует решительного ответа: жена она ему или нет, Паратов называет свое чувство минутным увлечением и говорит, что связан «золотыми цепями».

- Какова реакция Ларисы?

Она потрясена, только теперь она увидела Паратова в истинном свете, и все же у нее хватает сил с достоинством ответить ему: Подите от меня… Довольно! Я уж сама о себе подумаю». (Д.IV, явл.7).

 

Все ближе и ближе трагическая развязка. В ходе развития пьесы намечаются 3 варианта финала судьбы героини, какие?

Ответы учеников:

1) стать содержанкой, любовницей Кнурова; 
2) остаться с Карандышевым; 
3) физическая смерть.

Почему Островский единственно возможным выходом выбирает для Ларисы третий вариант?

Примерные ответы учеников:

1) Карандышев не достоин Ларисы, мелок и ничтожен для неё. 
2) разврат, блеск, роскошь – не для Ларисы: изменить себе, своим идеалам героиня не может, слишком она чистая и непорочная, чтобы перешагнуть через себя во имя того, «чтобы жить, хоть как-нибудь да жить». Лариса ищет смерти, но мы видим, что у героини не хватает сил покончить с собой, как это сделала Катерина из «Грозы». Положение Ларисы ужасно. Но самое страшное для Ларисы ещё впереди.

Последний разговор Ларисы и Карандышева (Д.IV, явл.11).Чтение.

Учитель: Итак, несколько минут назад отвергнув предложение Кнурова, она готова позвать Кнурова и принять его предложение. Почему?

Учитель: Каким же беспросветно черным должен был казаться Ларисе мир, если пулю Карандышева она принимает с радостью, как избавление, и каждому из нас становится ясно, чего стоило Ларисе согласиться с тем, что она вещь. «Милый мой, какое благодеяние вы мне сделали». Перед лицом смерти Лариса остаётся верной себе. Умирая, она поднимает с земли пистолет и инсценирует самоубийство, звучат её последние слова.

Чтение Д.VI, явл.12.

Романс «Под лаской плюшевого пледа.».) на ст. М. Цветаевой

Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? Чья победа?
Кто побежден? Кто побежден?
Все передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?
        Кто был охотник? Кто добыча?
        Все дьявольски наоборот.
        Что понял, длительно мурлыча,
        Сибирский кот, сибирский кот?
        
В том поединке своеволий
        Кто в чьей руке был только мяч,
        Чье сердце - ваше ли, мое ли,
        Чье сердце - ваше ли, мое ли,
        Летело вскачь?
И все-таки, что ж это было,
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль? Побеждена ль?

Учитель: Находит ли Лариса ответы на бесчисленные вопросы? Можно ли найти ответ на них? Может ли в любви быть победитель или побежденный?

Её смерть сопровождает пение цыган. Цыгане, как известно, вольный народ. И создается впечатление, что вместе с песней цыган улетает освобождённая душа Ларисы. Она прощает всех и завещает жить. Она не хочет никому мешать, она лишь хочет освободиться от страданий.

 «В к/ф Лариса говорит только одно слово: «Благодарю». Какой смысл вкладывается в это слово? И на какую режиссёрскую находку в финальной сцене стоит обратить внимание?»


После выстрела в небо взмывают чайки, Лариса в переводе с греческого языка означает «чайка». Чайка не имеет гнезда, садится на волны, которые несут её куда глаза глядят.
Бесприютность чайки предаётся и главной героине. В фильме не раз в небо взмывают чайки как символ судьбы Ларисы.

  Вопрос классу: Так в чем же тайна пьесы Островского? В чем ее сила?

А завершим мы урок творческой работой. Попробуйте написать синквейн на следующие темы: Лариса, Романс, Бесприданница или на  любую другую, связанную с нашим уроком.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе с презентацией "Песнь о вещем Олеге"

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» 2.Проанализировать характеры персонажей баллады. 3.Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в...

урок в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее".

Во время урока учащиеся раскрывают понятие "авторская песня"; знакомятся с выдающимися представителями авторской песни: Д.Тухмановым, Б.Окуджавой, О. Митяевым, М.Светловым, В.Высоцким. В течение урока...

Урок по литературе на тему "Песнь о вещем Олеге"

Развернутый урок, посвященный произведению "Песнь о вещем Олеге"...

Урок по литературе "Главные герои "Песни про купца Калашникова..." М.Ю. Лермонтова.

Данный урок проводился, как открытый в 7 "В" классе в рамках методической недели, заслужил одобрительную оценку коллег, администрации....

Урок в 4 классе "Колыбельные песни" 1 полугодие " Музыка моего народа"

Учащиеся закрепляют знания по теме. Услышат интонационное своеобразие народной музыки.У них на уроке формируется в сознании чувство гордости и любви к Родине и к искусству других народов мира. Урок ин...

Урок музыки 6 класс "Старинной песни мир"

Разработка открытого урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир. Баллада "Лесной царь""....

Методическая разработка. Технологическая карта урока музыки 6 класс "Старинной песни мир"

технологическая карта урока музыки , с описанием этапов работы, вида деятельности учащихся и учителя...