Урок по литературе "Главные герои "Песни про купца Калашникова..." М.Ю. Лермонтова.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Алексеева Ольга Павловна

Данный урок проводился, как открытый в 7 "В" классе в рамках методической недели, заслужил одобрительную оценку коллег, администрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.odt30.56 КБ

Предварительный просмотр:


Главные герои поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Цели: продолжить изучение поэмы М.Ю. Лермонтова, развивать навыки групповой работы, исследовательской деятельности, построения аргументированного высказывания, выразительного чтения, прививать любовь к художественному слову.                                                                                          

Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова, рисунки учащихся, иллюстрации к поэме, компьютер, план характеристики героя.

Тип урока : комбинированный.

Лермонтов - то явление поэзии, которое принято называть чудом....

С.С. Наровчатов.

Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в историческое прошедшее.

В.Г. Белинский.

Ход урока.  

   

  1. Организационный момент.                                                                                                  
  2. Вступительное слово учителя.

«Песня про купца Калашникова...» - это историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов показывает суровую эпоху Ивана Грозного. Лермонтов обращается к истории, описывая сильные личности, которые, по его мнению, должны были явиться примером для современников. Сегодня на уроке мы расскажем о главных героях поэмы, имена которых вынесены в название произведения. Цель нашего урока- выяснить, кто же является настоящим героем, авторским идеалом, какими чертами русского национального характера обладает этот герой.

  1. Эмоциональный настрой на урок.

Чтение начала поэмы Лермонтова народным артистом России Сергеем Сазонтьевым.

  1. Выполнение теста под музыку В. Кикта «Фрески Софии Киевской» концертная симфония для арфы с оркестром.

Цель: Проверить знание учащимися текста.

  1. Тест.

 

Вариант 1.

А1. По какой причине опричник Кирибеевич на пиру не веселился?

1) задумал недоброе дело                                                                  

2) служба надоела                                                                                

3) захромал его конь                                                                            

4) влюбился  

                                                                                       

А2. Что, убегая, оставила, в руках у Кирибеевича Алена Дмитриевна?

1) узорный платок и фату

2) кольцо

3) туфельку

4) шаль

А3. Как звали мужа Алены Дмитриевны?  

1) Парамон Пахомович

2) Степан Парамонович

3) Степан Прохорович

4) Прохор Степанович

А4. Кого призвал к себе купец Калашников, узнав о случившемся с Аленой Дмитриевной?

1) отца

2) царя Ивана  Васильевича

3) младших братьев

4) лучшего друга

В1. Куда пришелся удар Кирибеевича Калашникову в кулачном бою?

В2. Объяснил ли Калашников царю, за что убил Кирибеевича?

С1. Докажите связь «Песни...» с фольклором.

Вариант 2.

А1. Что Кирибеевич утаил от Ивана Васильевича, рассказав о причине своей кручины?

1) что Алена Дмитриевна замужем

2) что он собирается покинуть службу

3) что у него мало казны

4) что он собирается в степь на «вольное житье»

А2. Чем закончилась встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем?

1) опричник, получив отказ, ушел

2) Алена Дмитриевна решила уйти от мужа

3) Алена Дмитриевна вырвалась и убежала

4) опричник ушел, поклявшись убить ее мужа

А3. В каком месте состоялся кулачный бой?

1) возле лавки Калашникова

2) в палатах царских

3) в лесу

4) на Москве-реке

А4. Каким способом был казнен Калашников?

1) его повесили

2) его расстреляли

3) ему отрубили  голову

4) его четвертовали

В1. Откуда затемно возвращалась домой Алена Дмитриевна в тот вечер, когда встретила Кирибеевича?

В2. Ударом в какую часть тела был убит Кирибеевич?

С1. Какие национальные черты русского характера отражены в образах героев «Песни...»?

- Чтение и обсуждение эпиграфов.

- Обращение к плану характеристики героя.

1) описание внешности героя;

2) социальное положение;

3) речевая характеристика;

4) поступки героя;

5) взаимоотношения с другими персонажами;

6) авторская оценка героя.

                                  Слово учителя.

        Критик В.Г.Белинский ,анализируя поэму , так отозвался о героях:

        «...Взгляд очей его- молния, звук речей его- гром небесный,порыв гнева его -

        смерть и пытка;но сквозь все это,как молния сквозь тучи,

        проблескивает величие падшего...но сильного и благородного по силе своей         духа....»

        - О ком так пишет критик?

        - Об Иване Грозном.

           Учащиеся 1 группы рассказывают об этом герое.

        Возможные ответы учащихся:

        - Имя Ивана Грозного стоит первым в названии поэмы Лермонтова,он так

        расположил своих героев по социальной принадлежности.

        Впервые мы встречаемся с Иваном Грозным в сцене пира , в 1-й части поэмы.

        Лермонтов использовал отрицательный параллелизм в первых четырех

         строчках.Он пирует со своими подданными в удовольствие свое и веселие.

        Все пьют сладкое заморское вино и славят царя.Один из опричников,        Кирибеевич, «в золотом ковше не мочил усов».Разгневался царь :

        Вот нахмурил царь брови черные

        И навел на него очи зоркие

        Словно ястреб взглянул с высоты небес

        На младого голубя сизокрылого.

        Лермонтов использует в описании поведения царя постоянные эпитеты

        («брови черные,очи зоркие») и сравнение «Словно ястреб взглянул с высоты         небес..»

  • В ответ на откровенные признания любимого опричника Кирибеевича о причине тоски Иван Грозный советует подарить ей «перстенек яхонтовый и ожерель жемчужное».  Таким образом, Царь как бы толкает Кирибеевича на преступление. Взяв драгоценности из рук Царя и воспользовавшись его советом, Кирибеевич преследует Алену Дмитриевну.
  • Второй раз мы встречаемся с Иваном Грозным в 3-й части поэмы во время поединка на Москве-реке. Царь приехал со дружиною, со боярами и опричниками «разгуляться для праздника, потешиться». И велел тогда царь Иван Васильевич клич кликать звонким голосом: «Ой, уж где вы, добрые молодцы?

 Вы потешьте Царя нашего батюшку.

 Выходите-ка во широкий круг,

Кто побьет кого, того Царь наградит,

А кто будет побит, тому Бог простит!».

 Царь не сдержал своего обещания. Он прогневался гневом, топнул о землю и «нахмурил брови черные», Калашникова за убийство любимого опричника Кирибеевича велел казнить. Такова была царская награда:

«Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью»

Кощунственно звучат слова Ивана Грозного.

Просьбу последнюю Калашникова он исполнил:

« Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно».

  • Таким образом, Иван Грозный — свирепый тиран, он жесток, суров по отношению к тем, кого он считает своим врагом, но милостив по отношению к опричникам. Способен на добрые поступки ( отношение к семье Калашникова).

                                                    Слово учителя.

  • К кому относится данная характеристика?

«  Какая сильная , могучая натура! Ее страсть- лава, ее горесть тяжела и трудна...Вы видите, что любовь...- не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить или погибнуть!»

- Кирибеевич.

Учащиеся 2-й группы рассказывают об этом герое.

Возможные ответы учащихся:

  • Имя Кирибеевича стоит вторым в названии поэмы, это любимый опричник царя Ивана Грозного. Он из роду Скуратовых и семьей вскормлен Малютиной (Малюта Скуратов- приближенный Ивана Грозного, глава опричников, отличался крайней жестокостью.) С ним мы встречаемся впервые на пиру у Ивана Грозного.

Лишь один из них , из опричников

Удалой боец, буйный молодец

В золотом ковше не мочил усов

Опустил он в землю очи темные

Опустил головушку на широку грудь-

А в груди его была дума крепкая.

Лермонтов использует постоянные эпитеты в описании Кирибеевича («удалой боец, буйный молодец, широка грудь, дума крепкая»).

Кирибеевич откровенно говорит Царю о причине своей тоски, признается в своих чувствах к Алене Дмитриевне.

  • Он себя считает недостойным рабом царя, говорит о том, что не дорожит своей жизнью. Кирибеевич хвастлив, никто не может его сбить на кулачном бою. «Не родилась та рука заколдованная ни в боярском роду, ни в купеческом». Но не всю правду сказал Кирибеевич, он не сказал царю, что Алена Дмитриевна замужем.

Ох ты гой еси , царь Иван Васильевич!

Обманул тебя твой лукавый раб.

  • Кирибеевич не считается с Божьим законом, преследует замужнюю, венчанную в церкви жену купца Калашникова, не считается с тем, что он оскорбляет Алену Дмитриевну, что видят его преследования соседи, он совершенно не заботится о чести любимой им женщины.

«И остались в руках у разбойника

Мой узорный платок, твой подарочек,

и фата моя бухарская»,-

Алена Дмитриевна называет Кирибеевича разбойником, охульником (человек, который порочит, позорит другого).

  • Кульминация поэмы- сцена поединка. Первым на призыв потешить царя-батюшку выходит Кирибеевич.

И выходит удалой Кирибеевич,

Царю в пояс молча кланяется,

Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подпершися в бок рукой правою,

Поправляет другой шапку алую,

Ожидает он себе противника...

Кирибеевич перед поединком кланяется только царю, цель поединка для него- только потешить царя. Когда он услышал серьезные речи Калашникова,

 Побледнел в лице, как осенний снег

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плечей пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло.

Он понял всю опасность своего положения. Размахнулся тогда Кирибеевич и ударил впервой купца Калашникова, ударил в грудь, на которой висел медный крест со святыми мощами из Киева.

Удар Калашникова в левый висок был смертельным для Кирибеевича. Лермонтов жалеет о смерти Кирибеевича, так как он был молодым, красивым, сильным человеком. Это видим в сравнении:

 Повалился он на холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору.

  • Таким образом, причиной гибели Кирибеевича стала преступная страсть, которая охватила все его существо. И он не смог победить своей страсти.
  • К кому  из героев относится эта характеристика Белинского:

                                                                                                                                                                                                             

« Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут... Есть души, лозунг которых- все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы...»

( Степан Калашников).

Возможные ответы учащихся 3- группы:

  • Поэма, которая имеет такое длинное название, известна читателям как  «Песня про  купца Калашникова..». Это не случайно. Главный герой поэмы- Степан Парамонович Калашников С ним встречаемся во 2-й главе.

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович,

По прозванию Калашников;

Шелковые товары раскладывает,

Речью ласковой гостей он заманивает,

Злато, серебро пересчитывает.

Да недобрый день задался ему:

Ходят мимо баре богатые,

В его лавочку не заглядывают.

Дома он узнает о беде , которая приключилась с его женой, Аленой Дмитриевной. Речь его, обращенная к жене, строгая, даже грубая:

«Уж ты где, жена, жена, шаталася?...»

  • Степан Парамонович- глава семьи, дома. Он- опора семьи, защитник чести и жены, и всего своего рода, он старший брат. Услышав рассказ Алены Дмитриевны о Кирибеевиче, Калашников понял, что его честное имя, честное имя его жены опозорены. И смыть этот позор можно только кровью. Он посылает за двумя меньшими братьями и говорит им:

« Я скажу вам, братцы любезные,

Что лиха беда со мною приключилася...»

  • Перед поединком Степан Парамонович кланяется сначала царю, потом  Кремлю да святым церквам, он как бы просит благословения на бой. А потом всему народу русскому.

Вдруг толпа раздалась в обе стороны-

И выходит Степан Парамонович...

На шутливый вопрос Кирибеевича об имени противника Калашников отвечает серьезно:

«А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честнова отца,

И жил я по закону  Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от света небесного...

И промолвил ты правду истинную:

По одном из нас панихиду петь,

И не позже как завтра в час полуденный;

И один из нас будет хвастаться,

С удалыми друзьями пируючи...

Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я теперь, бусурманский сын,-

Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

  • Калашников бьет Кирибеевича в левый висок со всего плеча и становится убийцей. Да, он защищал свою честь, честь своей жены, своего рода, выступает защитником народа, но все-таки он нарушает христианский закон  «не убий».

Царю всю правду о том, за что убил он любимого опричника, Калашников не говорит. И только просит о помиловании для детей-сирот, братьев и жены.

Казнили Степана Калашникова смертью лютою, позорною. Схоронили его за Москвой-рекой, как разбойника, не на кладбище. Но народ не забыл его могилу, помнит его подвиг.

  • Да, суд царский разошелся с судом народным. Калашников, казненный царем, становится народным героем, и все симпатии Лермонтова на стороне удалого купца Калашникова.

  • Самопроверка теста (ответы высвечиваются на экране).

1-й вариант.

А1 - 4

А2 - 1

А3 - 2

А4 - 3

В1 - в грудь

В2 - нет

  • 2-й вариант.

А1 - 1

А2 - 3

А3 - 4

А4 - 3

В1 - из церкви

В2 - в левый висок

                                            Ответы на задания С1 читаются учащимися.

  • «Песня про купца Калашникова...» и устное народное творчество (фольклор).

1. Связь поэмы с фольклором сказывается в той идейной позиции, с которой оцениваются герои и события. Симпатии автора и народа на стороне Калашникова, который защищает честь своей семьи, народную правду, погибает героически.

2. Связь в форме поэмы, близкая к народной песне. Слово «песня» вынесено в название произведения.

а) В ней есть зачин («слава»), припевы (каждая глава заканчивается припевом), концовка.

б) Ее поют гусляры под аккомпанемент гуслей (так исполнялись былины).

в) Используется постоянные эпитеты :

«удалой боец, очи темные, широка грудь, дума крепкая»- Кирибеевич.

«статный молодец, сердце молодецкое, имя честное, святая правда-матушка, очи соколиные»- Калашников.

г) Использование параллелизма- прямого и отрицательного.

« Не сияет на небе солнце красное,

   Не любуются им тучки синие,

   То за трапезой сидит во златом венце

   Сидит грозный царь Иван Васильевич»

В народной песне.

« То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит,

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит».

д) Использование инверсии

«душа крепкая,слово грозное, над Москвой великой, златоглавою» (служат для напевности).

е) Сравнения.

«Словно ястреб взглянул с высоты небес

 На младого голубя сизокрылого»

Начало 3-й главы.

Развернутое сравнение.

« Заря алая подымается

 Разметала кудри золотистые,

 Умывается снегами рассыпчатыми

 Как красавица, глядя в зеркальце,

 В ебо чистое смотрит, улыбается».

ж)  Картина зари алой- обычный зачин в песнях о смерти молодца. Алая заря- предвестник несчастья, беды.

3. Поэма написана былинным стихом.

  • Слово учителя.

- Какие национальные черты русского характера отражены в образах героев «Песни...»?

1. Удальство.

Удалой боец Кирибеевич. «Перед кем покажу удальство свое?»- говорит Кирибеевич царю.

Удалой купец Калашников.

«И выходит удалой Кирибеевич

Царю в пояс молча кланяется....

И выходит Степан Парамонович

Молодой купец, удалой боец...»

2. Чувства чести, собственного достоинства, готовность пойти за правду-матушку даже на смерть. (это мы видим в Калашникове).

3. Приверженность христианкой вере.

Алена Дмитриевна идет с церковной службы домой, когда на нее нападает Кирибеевич со своими признаниями.

У Калашникова на груди медный крест со святыми мощами из Киева.

Перед поединком он кланяется царю Ивану Грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому, как бы просит благословения на бой.

Калашников и его жена живут по закону Господнему.

4. Муж- глава семьи, ему подчиняется жена, дети, младшие братья. Его авторитет непререкаем. Он отвечает перед Богом за свою венчанную жену.

- Выставление мотивированных оценок.

- Домашнее задание (дифференцированное).

1. Написать сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций в учебнике.

2. Сделать иллюстрации к поэме.

3. Написать сочинение-рассуждение: «Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?»

Спасибо за урок!

  • Литература.

1. О.В. Ельцова, Н.В. Егорова. «Поурочные разработки по литературе. Курс « В мире литературы», 7-й  класс. Москва , «Вако» 2006 г.

2. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

«Фонохрестоматия к учебнику «Литература» 7-й класс.

3.  «Литература» 7-й класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под редакцией  В.Я. Коровиной.

4. С.М. Аникина, И.В. Золотарева. «Поурочные разработки по литературе». Москва «Вако» 2003 г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова

В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....

Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова

В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....

Конспект урока по "Песне про купца Калашникова.." М.Ю.Лермонтова

Это второй урок в системе уроков по "Песне..." Тема урока: "Бой на Москва-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола. Оценка персонажей с позиций народа"...

Система уроков по "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова

Система уроков по "Песнь..." состоит из 2 уроков: 1.«Историческая эпоха в произведении М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; 2.«Конфликт пр...

Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"

Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....