Конспект урока по "Песне про купца Калашникова.." М.Ю.Лермонтова
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Фомичева Наталья Анатольевна

Это второй урок в системе уроков по "Песне..." 

Тема урока: "Бой на Москва-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола. Оценка персонажей с позиций народа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение поэмы  М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Концепция произведения.

Лермонтов показывает нам представление народа об устойчивых общественных отношениях, условиях и образе жизни, о мнениях и организации быта людей эпохи Ивана Грозного. Он затрагивает социокультурные  проблемы: проблему границ самодержавной власти и проблему отношения власти и народа.

 

После изучения  «Песни…» учащиеся смогут:

- рассказать об особенностях быта XVI века;

- объяснить, как  картины быта помогают понять  характеры и идею произведения;

-  смогут назвать фольклорную основу «Песни…»;

- назвать  фольклорные элементы в поэме;

- назвать особенности сюжета поэмы;

- отметить элементы лирики и эпоса;

- передать в словесной форме идею произведения;

- назвать особенности языка «Песни…»;

- привести примеры  тропов из поэмы: сравнений, метафор, инверсий;

- выразительно читать поэму;

- охарактеризовать каждого героя поэмы;

-  составить киносценарий к эпизоду «Кулачный бой на Москва-реке»;

- написать сочинение на тему «Кто является настоящим героем поэмы и почему?»

Система уроков:

1. М.Ю.Лермонтов. «Песня про…купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века. Фольклорная основа «Песни…». Сюжет поэмы.

2. Бой на Москва-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола. Оценка персонажей с позиций народа.

3. Связь с произведениями  УНТ. Жанр произведения. Подготовка к сочинению на тему «Кто является настоящим героем поэмы и почему?»

Проект урока №2

Цели:

- привести примеры  тропов из поэмы: сравнений, метафор, инверсий;

- выразительно читать поэму;

- охарактеризовать каждого героя поэмы;

- объяснить, как картины быта помогают понять характеры и идею произведения;

- предать в словесной форме идею произведения;

- составить киносценарий к эпизоду «Кулачный бой на Москва-реке».

Этапы урока.

Вопросы и задания.

Виды деятельности учеников

Постановка творческой учебной задачи:

Составить киносценарий к сцене «Кулачный бой на Москва-реке»

Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам:

- Как проходит вызов на поединок?                  

- Кому поклонился Калашников? А Кирибеевич?

- Как мотивировал Кирибеевич свое участие в битве?         А купец Калашников?

- Как отреагировал Кирибеевич на слова противника?        

- Начало боя, первый удар. Что спасло Калашникова?                  

-  Решающий удар, мысли героя.

Анализ сцены боя на Москва-реке.

- Какое место это событие занимает в сюжете? (кульминация)

- Какие средства использует автор?

- В бой вступили два человека, какими они предстают перед нами в поэме?

-Вслушайтесь в слова :

«К тебе вышел  теперь, бусурманский сын, - Вышел я на страшный бой, на последний бой». Знал ли Калашников, что при любом исходе ему не выжить?

-Как характеризует его тот факт, что он пошел на смерть ради  сохранения чистоты имени жены?

- Что он защищает?

- Почему купец не сказал правды царю?

- На чьей стороне симпатии автора?

- Каким чувством проникнуты строки о смерти Кирибеевича? Чем можно объяснить это чувство?

- Почему гусляры, зная, что перед ними “лукавый раб”, все говорят о нем как об “удалом бойце”, “буйном молодце”?

- Сравнение репродукций картин художников В. Васнецова, В. Фаворского

Выразительное чтение сцены кулачного боя

Вывод

- Как раскрываются характеры Калашникова и Кирибеевича в сцене боя?

- Во что и почему превратился кулачный бой?

Анализ сцены суда

- Справедливо ли был казнен Степан Калашников?

- Почему герой первым говорит о своей казни: «Прикажи меня казнить — и на плаху несть мне головушку повинную»?

- Является ли казнь купца нарушением слова царя, сказанного перед боем: «Кто побьет кого, того царь наградит»? Помиловал бы Иван Грозный купца Калашникова, если бы тот попытался схитрить и сказал, что убил своего противника случайно?

- Почему казнь  купца следует считать милостью царя?

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью?

- Каким перед нами предстает  Иван Грозный?

Обобщение.

-Прочитайте и прокомментируйте заключительные строчки поэмы.

- Какова же  идея произведения?

Домашнее задание

Составить киносценарий к сцене кулачного боя  по таблице, данной ниже.

Обсуждают ответы на поставленные вопросы, находят подтверждение в тексте.

Учащиеся работают с текстом, находят примеры метафор, олицетворений, сравнений Записывают характеристики в тетради: Кирибеевич – способен нарушить нравственные законы, любимец царя, «из славной семьи из Малютиной», опричник, «бусурманский сын», удалой. Калашников – сильный, смелый, напоминает былинного героя, чтит традиции, купец, истинный христианин.

Отвечают на вопросы

Ученики, обращаясь к тексту произведения (диалогу Калашникова с царем), осмысливают под руководством учителя важнейшую черту характера героя – он не признает царского суда в делах совести, он живет “по закону христианскому”.

Учащиеся рассматривают иллюстрации, выявляют, чем похожи; какие, по их мнению, более выразительны; какие ближе их представлению о героях.

Выразительное чтение сцены кулачного боя

Формулируют аргументированные ответы на вопросы

Декламируют отрывок из поэмы о памяти народной, делают вывод об оценке поступка купца Калашникова народом.

Формулируют и записывают в тетрадь идею произведения.

Записывают в  тетрадь таблицу

Таблица для составления киносценария:

№ кадра

Кадр

План

Ракурс

Цвет

Звук

Методическое обоснование.

На этапе подготовки к восприятию произведения (урок №1) учащиеся погрузятся в атмосферу «сурового» XVI века, а также познакомятся с характеристикой эпохи 30-х г. 19 века, чтобы понять причины обращения Лермонтова к историческому прошлому России (имеются в виду факты деспотизма и самодержавного произвола, вызывавшие гневный протест поэта). Высказывания из домостроя оттенят бесстрашие и прямоту Калашникова. Характер отношений героя поэмы с женой станет ясен для учащихся из наставлений "Домостроя". Также учащиеся узнают фольклорную основу «Песни…» - исторические песни о Мастрюке, «Ермак у Ивана Грозного» и др.

На этапе изучения произведения проводим анализ эпизодов "Песни…" по вопросам, предлагаемым учителем. Учащиеся делают вывод, что Калашников вышел защищать не только честь своей семьи, но и народные традиции. Он выступает против бесчестного поведения царского любимца, а значит, он выступает против людей, которые имеют власть поступать, как им того хочется, не считаясь с другими людьми. Анализ позволит ученикам понять, что народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива, ибо рассказывает о реальных или легендарных событиях, с помощью этой формы у автора появляется возможность показать объективное отношения к героям, ибо героев мы видим как бы глазами народа. Так, в поэме народное мнение выражают гусляры. Ни царь, ни время не властны над подвигом Калашникова. Его могила, затерявшаяся "промеж трёх дорог" (его похоронили как разбойника), не забыта народом; живёт в памяти народной и его поистине героический поступок.

Данный этап позволит выявить характеры героев, тему и идею произведения. Ученики в совместном диалоге с учителем смогут осмыслить содержание «Песни…», выявить ее особенности, оценить поступки и характеры героев. Работа с текстом произведения позволит аргументировано обосновывать собственное мнение. Такая деятельность будет эффективной на данном уроке, так как поможет движению мыслей учащихся в сторону собственных выводов, которые необходимо сделать на этапе обобщения.

На этапе домашнего задания учащимся разъясняется, как составить киносценарий к эпизоду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова

В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....

Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова

В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....

Система уроков по "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова

Система уроков по "Песнь..." состоит из 2 уроков: 1.«Историческая эпоха в произведении М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; 2.«Конфликт пр...

Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"

Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...

Урок по литературе "Главные герои "Песни про купца Калашникова..." М.Ю. Лермонтова.

Данный урок проводился, как открытый в 7 "В" классе в рамках методической недели, заслужил одобрительную оценку коллег, администрации....

Урок по "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова

Урок с использованием ЭОР (интерактивный элемент ЦОР)....