Методические основы организации исследовательской проектной деятельности по предмету "Литература"
статья по литературе (9, 10 класс) на тему

Демкина Марина Владимировна

          К  организации учебного исследовательского  проекта обычно предъявляются особые требования, связанные с планированием, разработкой проекта, условиями  поиска информации, изучением законодательной и нормативно-правовой базы проблемы, формой транслирования проекта .

           Поэтому педагог, желая включить проектирование в учебный процесс, должен четко представлять  теоретические основы технологии, принципы организации деятельности учителя и учащегося в ходе выполнения проекта;  представлять, какие дидактические, развивающие  и психологические функции будет нести в себе проект, просчитывает возможности развития ситуаций, побуждаемых проектом. В связи с этим он продумывает методическую основу использования метода в учебном процессе с учетом специфики предмета. Методические основы организации исследовательской проектной деятельности по предмету "Литература" рассматриваются в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические основы организации исследовательской проектной деятельности

по предмету «Литература»

 

             К  организации учебного  проекта обычно предъявляются особые требования, связанные с планированием, разработкой проекта, условиями  поиска информации, изучением законодательной и нормативно-правовой базы проблемы, формой транслирования проекта .

           Поэтому педагог, желая включить проектирование в учебный процесс, должен четко представлять  теоретические основы технологии, принципы организации деятельности учителя и учащегося в ходе выполнения проекта;  представлять, какие дидактические, развивающие  и психологические функции будет нести в себе проект, просчитывает возможности развития ситуаций, побуждаемых проектом. В связи с этим он продумывает методическую основу использования метода в учебном процессе с учетом специфики предмета.  

Организуя работу на каждом из этапов выполнения проекта, учителю литературы необходимо ответить на ряд вопросов:

1.Какие нужно внести изменения в организацию учебного процесса школы

для реализации учебного проекта  и элементов проектной деятельности?

2.Какие особенности необходимо учесть при организации проектной

деятельности на разных ступенях общего образования?

3.Как организовать мониторинг проектной деятельности  в образовательном

учреждении?

4.Какова роль учителя в проектной деятельности?

5.Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе

проектной деятельности?    

6.Проект и урок: можно ли совмещать эти понятия?(16)

      Практика показывает, что  организовать проектную деятельность по предмету литература возможно  в рамках:

                 1.Классно-урочной системы - через организацию проектных уроков                      

        Проектная деятельность при этом  занимает только этап урока, соответствующий логике познавательной деятельности и тематикой, предусмотренной учебной программой.

2. Урочно - внеурочной формы работы: проекты, выполняемые в ходе проектной недели; проекты, предполагающие выездной  этап; годичные(общешкольные,  межпредметные, телекоммуникационные);проекты, носящие исследовательский характер. При этом часть проекта, тематически и по содержанию связанная с программным материалом, может выполняться на уроках.

3.Учебного проекта в серии уроков -  мини-проектов (10).                                                                      

      На этапе  планирования проектной деятельности условно выделяются два главных принципа: планирование деятельности  ученика, направленной на достижение им образовательные результата, и планирование деятельности учителя, направленной на формирование у учащихся образовательных достижений таких как:

     − освоение предметных знаний;

     − умение  применять  эти знания на практике  (в контексте учебной дисциплины

и в реальной жизненной ситуации), учиться и самосовершенствоваться;

     − овладение междисциплинарными и надпредметными умениями;

     − освоение коммуникативных умений, в т.ч. умения сотрудничать и работать в группах;

     − приобретение       умений   работать   с     информацией,   представленной  в различном виде, овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач.

В соответствии  c вышеизложенными тезисами уже на этапе выбора темы и типа проекта педагог должен:

1.Планировать   проектную деятельность учащихся, соответствующую основным ЗУН учащихся данного школьного возраста, уровню их кругозора и интересам в разных областях знаний.

2.Учитывать уровень надпредметных и межпредметных  знаний и умений учащихся с целью  эффективного использования их учащимися при выполнении проекта.

         3.Программировать деятельность, направленную на  переосмысление учащимися роли  предметных знаний в социальной практике.

4. Планировать деятельность, способствующую развитию личности: продумывать формы работы, способствующие самоанализу деятельности учащимися, проектировать способы стимулирования адекватной самооценки и творческую активность.

5.При выборе типа проекта опираться на  уровень и качество уже сформированных личностных данных учащихся.

                   6.Учитывать принцип нормированности учебной деятельности и  принцип постепенности внедрения проектной деятельности в образовательный процесс.

7.Учитывать психологические требования к организации процесса

8. При планировании использования  ИКТ учитывать уровень компьютерной грамотности  и навыки  работы учащихся с компьютером.

9. При планировании использования  ИКТ учитывать гигиенические требования, касающихся времени работы учеников за компьютером (15)

         Учитель также обязан планировать собственную деятельность по организации учебного  проекта в связи с вышеизложенными задачами деятельности учащихся.

 В деятельность учителя входит:

1.Планирование  собственной деятельности с учетом рабочей программы по предмету и тематическим планированием.

2.Разработка дидактических и методических материалов в поддержку проектной деятельности.                                                                      

3.Техническое и наглядное обеспечение в поддержку проектной деятельности.

4.Стимулирование мотивации к выполнению работы, оказание консультативной помощи, координирование деятельности учащихся в ходе выполнения проекта, экспертиза деятельности учащихся.

Проектная методика на уроках русского языка и литературы имеет свою специфику. Это связано прежде всего с тем, что содержание предметов гуманитарного цикла заключает в себе меньше возможностей для проведения экспериментов,  в сравнении с содержанием естественных предметов.

             Необходимо помнить, что проект – это исследование, добывание ответа с помощью самостоятельного мыслительного процесса. «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников… Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности» (И. Я. Лернер). Открытия, сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебной литературе.

          Что же может стать содержанием исследования по литературе? Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы (1).

           Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов по литературе должна определяться не только стремлением пополнить объем знаний по истории культуры, основам языка литературных произведений и искусства, пониманием специфики художественного образа, но осознанием школьника себя как части мировой культуры, сотворца художественного произведения (в образе слушателя, читателя, зрителя (1)

            То есть проект по литературе требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета.

             Проектная форма призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении других предметов (истории, литературы, искусства), развить свой творческий потенциал.

             Фиксация результатов  работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев и театрализованных форм и т.п.). На третьем этапе осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта (постановка спектакля, презентация видеофильма, мультимедиа-шоу, проведение экскурсии). Особое внимание должно быть уделено составлению учащимися итогового отчета, описывающего как траекторию движения проектной мысли, так и запомнившиеся всем интересные эпизоды работы. Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом.

Этот вид деятельности предполагает наличие целенаправленной программы, позволяющей не только интенсивно интегрировать знания, составляющие основу образовательного процесса, но и активно продолжать познавательно-поисковую работу во второй половине дня за счет дополнительного образования.

             При выборе индивидуальных  проектов нужно исходить из того, что исследовательская  тема, во-первых, должна быть интересной, во-вторых, актуальной и, в-третьих, «проектной», то есть «тянуть на проект».Но, кроме того, индивидуальная проектная тема должна быть связанной с темами, выбранными другими учениками, все темы вместе должны составить единый проект.      На защиту выносится сам выполненный проект. Но на защите проектов принято оценивать не только результат (рукопись, рисунки, макеты, видеоряд и т.п.), но и интеллектуальную активность, уровень творческого мышления и самостоятельности учащихся, деловые и волевые качеств

    Проектная деятельность должна проходить на нескольких этапах,  каждый этап должен быть методически обоснован.

             Прекрасные результаты в проектной деятельности  на уроках литературы дает использование информационно-коммуникационных технологий. Поэтому владение этими технологиями сегодня становится необходимым и для учителя, и для ученика. В этом я убедилась на собственном опыте(1)

         Роль ТСО  на уроках гуманитарного цикла всегда была велика. Технические средства  всегда обеспечивают хороший уровень  звуковой и зрительной  наглядности.

             На современном этапе компьютер тоже выступает в роли персонального помощника учителя, отвечающего практически всем органам чувств. С помощью применения образовательных средств ИТ  в проектной деятельности педагог может планировать осуществление ряда задач, таких как:

     − формирование умения  работать в команде, распределяя роли и функции,

планировать, определять приоритеты;                                                                        

        − помощь в эффективном использовании  знаний и умений  в области компьютерных технологий (поиск информации,  представление результатов деятельности);

        − стимулирование учебной мотивации ребенка за счет использования графики, звуков, видеоизображения, что позволяет моделировать различные ситуации, тем самым делая процесс познания нагляднее, ярче, живее;

        − создание  возможностей для индивидуального подхода к ребенку с учетом его интересов, возможностей, способностей;

        − экономия  время на уроке (заготовленные схемы, ключевые понятия и  быстро проецируются на экран, к ним можно всегда вернуться);

        − формирование образного представления  о  явлениях, событиях   на    основе    иллюстративного   материала, отвечающего логике подачи содержания.

Но информационную культуру можно сформировать в том случае, когда человек, использующий компьютер, становится субъектом культуры, ее главным действующим лицом. А эту проблему как раз и решает метод проектов (1)

           Как можно использовать в проектной деятельности образовательные средства

 информационных технологий?

           Слайды, кино -    и   видеоролики,    компьютерные       презентации    –   доступный и современный вид наглядности. В качестве наглядного сопровождения доклада часто используются схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки  на   электронных  носителях. «Электронный» материал должен быть удобен для восприятия, что достигается за счет оптимальных  цветовых,   анимационных      и    композиционных      решений.

           Посредством компьютера могут быть представлены      результаты    проведения      социологических  опросов,   обработки статистических данных, которые более наглядно будут смотреться в виде таблиц, организационных диаграмм, схем.

         Целесообразно использовать компьютер и  для организации различных опросов, проведения тестового исследования. Конечным продуктом, результатом проектной деятельности может являться мультимедийный продукт, Web-сайт, электронное пособие учебного назначения и т.д.

          Приступая к выполнению работы посредством компьютера, надо учитывать, что у учеников мало опыта  работы с современными  информационными источниками и средствами  Интернета, позволяющими  найти  информацию.  Информационная   культура школьников  недостаточно развита. Мой  опыт учителя-практика показывает, что в целях отсеивания «информационного мусора» самими учащимися, работу  необходимо начинать с рекомендации тематических предметных каталогов, Российских поисковых систем, Веб- сайтов для учащихся(1).

         Рассмотрим технологию организации исследовательского проекта с учетом специфики предмета литературы.

Специфика в данном случае проявляется в следующем :

- в определении тематики проектных исследований;

- постановке целей и частных методических задач с учетом стандарта среднего (полного) общего образования по литературе;

-формулировке основополагающих и проблемных вопросов;

-разработке дидактических и методических материалов;

-организации этапов проекта.

         Самым сложным моментом при введении в учебный процесс метода проектов является организация этой деятельности. Не каждый урок должен проходить в «проектной манере». При планировании обучения на год учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов),   которые   будут   «вынесены  на     проектирование».

          Далее в соответствие с программными требованиями   нужно сформулировать несколько примерных тем, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. Деятельность учителя и учащихся осуществляется следующим образом:              

Подготовительный этап

Организация деятельности учителя

Методические рекомендации

учителю

  1. Постановка задачи на использование метода проектов при изучении той или

иной темы 

а) определение возможности использования метода проектов с целью оптимизации учебной деятельности; прогнозирование результатов деятельности учащихся, организованной в проектной технологии

б) Педагог продумывает общие дидактические цели проекта и частные методические задачи.

    1.

а) Проектными являются темы школьного предметного курса, обеспечивающие реализацию обязательного минимума и дающие возможность аналитической, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Это могут быть темы, представленные односторонне в школьном курсе или дающие только общее представление о каком-либо явлении, это может быть только один из аспектов темы, углубляя который учащиеся проникают в сущность понятий. Например, «Роман И. А. Гончарова «Обломов» и современность», «Пушкинские традиции в творчестве поэтов Серебряного века». Тема должна быть интересной и актуальной для учащихся. Тема должна ориентировать исследователя на глубокую, основательную работу с художественным текстом, письмами, мемуарами.

  Для проекта могут быть предложены темы как завершающие изучение определенного раздела программы и представленные как итог работы по разделу, так и как дополнительная творческая работа по предмету, не связанная напрямую с прохождением программы, но позволяющая оценить способности авторов к межпредметной интеграции, обобщению полученных  знаний и творческий потенциал в выборе и обосновании темы, поиску необходимой информации и форме реализации темы(5).

б) Они должны быть четко сформулированными, конкретными и решаемыми в рамках данного исследования. Например,

    Дидактические цели проекта:

  • развитие информационной культуры учащихся,
  • формирование у них исследовательских навыков,

умения работать в команде над решением единой проблемы,

  • планировать и реализовывать проектную деятельность.

    Методические задачи:

  •  научить анализировать и сопоставлять поэтические тексты,
  • находить общее и индивидуальное в творчестве поэтов,
  • классифицировать литературные явления, сравнивать различные
  • точки зрения на творчество писателя, оформлять с помощью
  • компьютера результаты своих исследований.

2. Формулировка       творческого   названия    (темы)1   проекта   и    основного

проблемного вопроса

а) Постановка основополагающего вопроса.

б) Формулировка проблемных вопросов

 2.   Выявление проблемы возможно в следующих ситуациях:

  • имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить;
  • требуется установить сходство и различия;
  • важно установить причинно-следственные связи;
  • необходимо обосновать выбор;
  • требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта – теоретическими закономерностями;
  • стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.

а) Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов,    наиболее  общий, абстрактный, философский», не    имеющий определенного ответа (5)

Вопрос часто носит надпредметный характер, связывает тему исследования с другими дисциплинами и темами. Например, «Что произойдет, если исчезнет классическая литература?», «Какова природа вдохновения?». Основополагающий вопрос призван привлечь внимание, сделать их исследование мотивированным. Он стимулирует воображение учеников и связывает предмет изучения с их собственными идеями и опытом. Основополагающий вопрос определяет основное направление развития проекта и часто служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем.

     Интересная постановка учителем основополагающего вопроса заставляет учащихся осознать свою некомпетентность в данной области, обнаружить недостаточность своих знаний, умений; у них появляется установка на получение новых знаний, определяется цель, порождающая дальнейшую активность к деятельности по овладению новыми знаниями.

б) Проблемный вопрос логически концентрирует противоречия в наличном наборе наблюдаемых фактов и установленных теорией закономерностей. Как и основополагающий

вопрос, проблемный   вопрос    может    предопределить     направление  для экспериментального добывания ответа.

   б) Проблемные вопросы тесно связаны с темами самостоятельных исследований учащихся. Тема является результатом индивидуального творческого поиска и может быть определена только после выбора проблемного вопроса.

    3. Разработка дидактических и методических материалов в поддержку проектной деятельности.

Дидактические материалы могут включать в себя следующие компоненты:

определенные инструкции к заданиям, рабочие тетради, список публикаций для дополнительного чтения или сами их тексты, шаблоны таблиц, перечень различных образовательных ресурсов, электронные дидактические материалы по самостоятельному изучению средств информационных технологий, требования к оформлению проекта,   сравнительные формы, опросы, тесты, приемы и правила работы с текстом, критерии оценки и самооценки результатов исследования, план презентации, алгоритмы работы, публикации, обзоры, рефераты.

На данном этапе учителю необходимо разработать и критерии оценки

результатов проектной деятельности

3.Содержание дидактических материалов направлено на оказании помощи ученикам в правильном выборе методов исследования, в представлении его результатов, в определении связи в изучении одной темы с другими дисциплинами и темами, в предложении алгоритма исследования. И в то же время эти материалы не должны лишать ученика возможности принять самостоятельное решение.

       Материалы отбираются таким образом, чтобы предупредить возможные трудности, возникающие в работе над конкретным проектом. Причем необходимо учитывать не только особенности содержания исследования, но и индивидуальные способности, и степень подготовленности детей. С помощью дидактических материалов учитель направляет своих учеников, помогая им сориентироваться в сущности проблемы. Но ни в коем случае нельзя ненавязчивую координацию подменять решением проблемы в готовом виде.

      При разработке дидактических материалов особенно важно определение информации , обеспечивающей   решение      проблемной   ситуации   посредством информационной технологии:

    − выявление источников важной информации;

    − выбор средств информационных технологий, адекватных поставленным  задачам;

    − определение условий использования средств информационных технологий;

    − разработка методики использования информационных технологий в процессе решения поставленных задач (определение этапов решения задачи посредством информационных технологий, разработка технологии сбора (поиска) информации);

    − использование информационных технологий при оформлении результатов проектной деятельности;

    − использование информационных технологий при защите проектов.

Критерии должны включать  показатели как содержательного уровня (полнота представленной информации, ее научность, обоснованность выводов по заявленной проблеме), так и технологического и эргономического уровней (использование рисунков, диаграмм, схем, соответствие цветового оформления эргономическим требованиям, эстетичность оформления и т.д.)

Организация исследовательской деятельности учащихся (этапы проведения проекта)

1.Вынесение  основополагающего вопроса для обсуждения для организации исследовательской деятельности  учащихся, которая включает в себя следующие этапы:

  • выявление проблемы исследования;

  • постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;

  • формулировка гипотез исследования;

  • определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;

  • сбор информации;

  • аналитическая работа,

  • консультации учителя,

  • корректировка,

  • дальнейший поиск информации,

  • анализ новых фактов,

  • обобщение полученных данных,

  • оформление результатов исследования;

  • обсуждение и транслирование полученных результатов.

На этапе обсуждения основополагающего вопроса учащиеся намечают пути исследования и формулируют свои проблемные вопросы внутри проекта, сужающие основополагающий вопрос до вопроса учебной темы. Вопросы соприкасаются с темами самостоятельных исследований учащихся. Например, «Отражаются ли в художественном произведении реалии эпохи?», «В чем выражается новаторство И. А. Гончарова в романе «Обломов»?», «Как влияет художественное произведение на жизнь общества?», «Век Золотой и век Серебряный – что ярче?», «Возможно ли говорить о связи поэзии Серебряного века с творчеством А. С. Пушкина?», Проблемные вопросы привязаны к конкретной учебной теме , п обеспечивают ответ на  основополагающий вопрос.

  На этом этапе хорошие результаты дают такие приемы, как «мозговой штурм» и «визуальное ранжирование». Они позволяют учащимся, опираясь на собственный опыт, обобщить имеющиеся у них знания и мотивировать у детей потребность в проведении исследовании. Выбирается и творческое название проекта, его может предложить и учитель.

Сформулировав 3-4 и более проблем, учащиеся, основываясь на собственном желании и интересе, распределяются по исследовательским группам, внутри которых выдвигаются рабочие гипотезы – логически обоснованные предположения, которые необходимо в ходе исследования подтвердить или опровергнуть, истинность которых не очевидна. Гипотеза должна быть проверяемой, не должна содержать в себе противоречивых суждений и суждений оценочного характера. Гипотеза, как любое предположение, может быть самой невероятной, главное, чтобы учащимся было интересно опровергать или подтверждать ее. Например, «Если периоды русской поэзии названы «Золотой» и «Серебряный», то оба они должны быть равноценными для русской культуры», «Если Пушкин считается началом русской поэзии, то, следовательно, можно говорить о связи поэзии Серебряного века с творчеством Александра Сергеевича», «Если художественное произведение создается в  какую-либо историческую эпоху, то в нем обязательно будут отражены реалии времени».Гипотеза определяет постановку цели исследования, желаемого конечного результата. Цель исследования состоит в решении противоречия, имеющегося в практике. Для определения цели используются следующие глаголы: разработать, выявить, исследовать, описать, создать, обосновать, проанализировать. Цель предполагает постановку задач – это выработка определенной последовательности действий для достижения цели, осуществление выбора путей и средств ее достижения. Например,

  • Сформулировать понятия «Золотой век» русской поэзии и «Серебряный век» русской поэзии.
  • Определить временные рамки этих периодов русской поэзии.
  • Выяснить авторский состав, относящийся к каждому из периодов.
  • Проанализировать отличительные черты поэзии Золотого века и Серебряного.

Или:

  • Выяснить причины, влияющие на наличие вариантности в произношении.
  • Определить судьбу вариантов произношения в русском языке.
  • Составить прогноз закрепления вариантов произношения на примере конкретных слов и сделать выводы о возможных путях развития в произношении слов.

    Внутри группы распределяются те конкретные задачи, над которыми работает каждый ученик в отдельности, и решается, в какой форме будут представлены результаты исследования.

  Учитель по мере необходимости проводит индивидуальные и групповые консультации, отсылает исследователя к библиографическим, «базовым»  источникам, дающим простор для самостоятельных наблюдений, суждений, выводов ученика. В завершении проводится представление результатов ученических исследований. Это может быть круглый стол, защита исследовательских работ, конференция в рамках школы.

           Результаты исследования учащихся часто целесообразно представить в графическом виде. Использование графических схем дает возможность представить весь проект целиком, наглядно и понятно представить структуру проекта.  Это могут быть результаты проведения социологических опросов, обработки статистических данных. Результаты исследования более наглядно будут смотреться в виде таблиц, диаграмм, схем

Оценка результатов проекта

  1.Оценка творческих работ: презентаций, тематических буклетов, сайтов.  

А)Внутренняя оценка (самооценка) учащихся

Б)Внешняя оценка  проектов

Критериями оценки качества проведения проекта могут выступить:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Эффективность активности и самостоятельности учащихся учитель может отследить по результатам их отчетов о ходе их работы в проекте. Вопросник для учащегося может состоять из следующих позиций, которые помогут при разработке последующих проектов:

  • Как ты организовал свою деятельность?
  • В каких видах работ участвовал?
  • Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?
  • Достаточно ли было тебе времени, отведенного для работы?
  • Какой вид работы ты выбрал и почему?
  • Каким образом использовался тобой компьютер?
  • Чему ты научился в результате работы по проекту (о том, как собирается необходимая информация, о том, в каких видах может быть представлена та или иная информация и пр.)?
  • Что нового ты узнал о себе и о товарищах в группе?
  • Что в заданиях понравилось (что — нет)?

Таким образом ,можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа и  темы проекта(1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ

Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его.  Любить и у...

Организация исследовательской проектной деятельности

Наиболее доступной  для  разрешения  вопросов  мотивации  школьников  к  учению выступает проектная  деятельность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация различных видов деятельности и общения детей (МДК.02.07. Теоретические и методические основы организации деятельности дошкольников с компьютером)

Рабочая программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 150144 Дошкол...

Основы организации исследовательской деятельности в МБУ ДО ДТДМ

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает формирование активной самостоятельной позиции ...

Выступление на МО и статья в газету «Время Ямала» 2014-2015уч. г.: Организация исследовательской, проектной деятельности обучающихся в рамках НОШ: Правильный вы

Современные образовательные педагогические технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать процент репродуктивной деятельности школьник...

Методическая разработка к курсу "Основы исследовательской проектной деятельности учащихся"

В данной методической разработке представлены материалы, с учетом обновленных ФГОС ООО и СОО, для проведения занятий по курсу «Основы проектной деятельности и ученического исследования&raq...

Методические основы организации исследовательской проектной деятельности по предмету "Литература".

К организации учебного проекта обычно предъявляются особые требования, связанные с планированием, разработкой проекта, условиями поиска информации, формой транслирования проекта .Поэтому педагог, жела...