Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина (урок для 11 класса)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по литературе

Тема: «Русская природа в живописи, музыке

и поэзии С.А.Есенина»

Цель: познакомить учащихся с произведениями русских художников (И.Э.Грабаря, Ф.А.Васильева  и И.И.Левитана), песнями и фортепианными пьесами из цикла «Времена года» П.И.Чайковского и стихотворениями С.Есенина, посвященными природе.

Задачи:

- пробудить интерес к дальнейшему изучения творчества Сергея Есенина;

- продолжить формирование целостной картины мира учащегося;

- развивать чувство прекрасного, любовь к Родине, патриотизм.

Оборудование: картины художников (И.Э.Грабарь «Зимний пейзаж» (1954), Васильев «Оттепель» (1871), Левитан «Весна – большая вода» (1887), аудиозаписи «Песни жаворонка», «Март» П.И.Чайковского, отрывок из «Хованщины» М.П.Мусоргского, а также музыка на стихи С.Есенина.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент (актуализация знаний)

Настраивает учащихся на работу, читает эпиграф к уроку «Все в тающей дымке» Н. Рыленкова

«Красота спасет мир» как мы все уверены. Весомая доля правды в этом есть. И сегодня я вам предлагаю от «свинцовых мерзостей» М.Горького в повести «Детство» перенестись в удивительный, благоухающий мир русской природы, которую воспевали в своих произведениях художники, музыканты, поэты.

Слова Н.Рыленкова:

Все в тающей дымке: холмы, перелески.
Здесь краски не ярки и звуки не резки.
Здесь медленны реки, туманны озера,
И все ускользает от беглого взора.
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой русской природы.

Вот мы и попытаемся всмотреться, вслушаться, чтобы ощутить «всю прелесть застенчивой русской природы». И начнем с художественных полотен, картин русских пейзажистов. Посмотрите на некотрые из них:

СЛАЙД

Вот репродукция картины Игоря Грабаря, знакомого вам по другой картине, по которой мы писали сочинение. Как она называется?

«Февральская лазурь»

Есть идеи по поводу другого названия этой картины?

Наверное, именно о таком дне А.С.Пушкин писал «Мороз и солнце. День чудесный!». И то верно, что может быть чудесней русской зимы, когда небо чисто и воздух прозрачен. Как рассказать о ней словами? Давайте сделаем это вместе.

Настраиваются на работу, формулируют тему урока, активно участвуют в обсуждении.

Смотрят на картины, отвечают на вопросы.

Предлагают варианты: Зимний пейзаж, Мороз и т.д.

  1. Создание проблемной ситуации

Ученики совместно с учителем записывают описание морозного дня.

Какие вы помните образно-выразительные средства языка?

Давайте найдем их в тексте.

Поляна сверкает, словно ее блестками осыпал и разукрасил добрый волшебник. Снег белый, мягкий, пушистый. Трудно поверить, что он холодный, Иной раз он даже покажется не белым а розовым, теплым. Длинные прозрачные сине-голубые тени ложатся вокруг от деревьев – от елей и берез. Красивый лес будто одет в нарядное платье – белое, прозрачное, из кружев, в которые словно превратились длинные ветки.

Только кружева эти с таким хрустальным звоном. Ветки заиндевели. Темно-зеленые ели широко разметали развесистые лапы. От сверкающей белизны они кажутся еще зеленее, их пронизывают глубокие таинственные темные тени. А искрящийся снег запушил и запутал каждую елку.

Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение

Выбирают из текста примеры.

  1. Изучение нового материала

Прекрасна русская зима, в такой день хочется ходить по лесу, слушать, слушать как потрескивают от мороза деревья. Как скрипит под ногами снег. Вдыхать чистый морозный воздух. И вновь и вновь любоваться природой. Потому что каждый человек каждый раз найдет в ней что-то новое и неповторимое, то чего ранее не замечал. И каждое время года по-своему красиво.

Какое ваше любимое время года?

Какие образно-выразительные средства языка вы можете подобрать к «вашему» времени года?

Самостоятельно создайте собственные сравнения, метафоры, олицетворения и эпитеты для картин Ф.А.Васильева «Оттепель» и Левитана «Весна – большая вода».

Не только эти художники, да и не только художники воспевали русскую природу. Кстати, знаете ли вы знаменитого Ставропольского пейзажиста, который писал не только природу ставропольского края, но и всего мира?

Художник рисует при помощи красок, но можно рисовать не только таким образом. А как еще?

Чтобы задействовать воображение, нужен толчок. Таким толчком может стать музыка. Я хочу вам рассказать о том как великий русский композитор П.И. Чайковский в своих произведениях рассказывает о великолепии и простоте природы русской.

Страстность и простота, нежность и задушевность соседствуют в его творчестве с глубиной и богатством музыкального языка. Названия его произведений говорят сами за себя, например как бы вы назвали прослушанный отрывок?

Во «Временах года» П.И.Чайковский воспел красоту родной природы и связанные сней жизнь и труд людей. В них ярко выражен национальный русский характер, пронизанный интонациями русской народной песни. Каждая пьеса посвящена месяцу года, всего их 12 и каждая носит свое колоритное название: «Январь. У камелька», «Февраль. Масленица», «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи», «Июнь. Баркарола», «Июль. Песня косаря», «Август. Жатва», «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке», «Декабрь. Святки»

Послушайте еще раз и скажите, почему автор дал такое название пьесе посвященной марту?

Послушайте теперь его декабрьские «Святки». В чем разница? Какие образы рисует ваше воображение?

Нельзя не говорить о знаменитом оркестровом выступлении М.П.Мусоргского «Хованщина». В основу этой дивной красоты положены 5 вариаций на широкую, плавную, народного характера тему. Древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца встает перед нами родина. Это красочный портрет древнего русского города на Москве – реке:

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной,

Из-за дальних лесов из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи.

А можете ли вы себе представить музыку по этому описанию? Какая она будет?

Перед нами предстают в музыке природа, восход, утро, пробуждение города. «Рассвет» можно назвать и «Симфонией света» и «Гимном солнцу» столько в нем светлых оттенков, переливов «золотистости».

Это все мы находим и в поэзии. О природе писали и А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, «Светлый край берез – Россию» воспевали Тютчев и самый загадочный русский поэт А.А.Фет. Настоящим певцом «страны березового ситца» по праву считают С.Есенина.

Слова М.Горького о С.Есенине

«…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

Даже на портретах С.Есенина часто изображают рядом с воспетой им березкой, которая стала у него символом родины, России.

 

Чувствуется большая любовь С.Есенина к русской природе. А что почувствовали вы? Какие образно-выразительные средства языка он использует?

Еще одним любимым деревом поэта был клен. В одном из стихотворений поэт создал удивительный образ клена-детеныша:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход

Клененочек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

Но если береза в его творчестве навевает радостные чувства, то клен напротив – образ грусти:

Все мы, все мы в этом мире тленны

Тихо льется с кленов листьев медь…

Какие еще стихи вы помните?

Ученики: лето, осень, зима, весна.

Отвечают по очереди

Самостоятельная работа, выступление учащихся

Павел Моисеевич Гречишкин

С помощью воображения

Слушают отрывок из «Песни жаворонка» П.И. Чайковского

Предлагают варианты

Предлагают вариант

Аргументированно высказывают свое мнение

Рассказывают, слушают фрагмент, обсуждают.

Читают стихотворение «Белая береза»

Приводят примеры

«Клён ты мой опавший…» и другие

  1. Работа на обобщение и систематизацию знаний

Стихи С.Есенина очень музыкальны и именно поэтому многие из них положены на музыку.

Давайте поиграем в «Угадайку». Я уду включать вам музыкальные отрывки, а вы – называть стихотворения Сергея Есенина

Включает подборку, а учащиеся отгадывают стихи.

«Ах рыбки мои» Э.Хиль

«Гой ты, Русь моя родная» А.Новиков

«Грубым дается радость» В.Обломов

«Мелколесье. Степь и дали» В.Трошин

«Москва» Монгол Шуудан

«Пой же, пой. На проклятой гитаре» гр. Кукрыниксы

Молодцы!

Иногда неповторимые есенинские строки заставляют оглянуться вокруг, всмотреться в окружающее, ощутить дыхание и прелесть родной русской природы.

Отгадывают стихотворения

«Песнь о великом походе», С.Есенин)

«Гой ты, русь моя родная»)

«Грубым дается радость»)

«Мелколесье. Степь и дали»)

«Да! Теперь решено. Без возврата»)

«Пой же, пой. На проклятой гитаре»)

  1. Рефлексия

Если картины художников, музыка композиторов и стихи С.Есенина нашли отклик в ваших сердцах, зажгли искорку любви к окружающей нас природы, будем считать, что цель урока достигнута.

Давайте напишем на листочке самое запомнившееся вам стихотворение Сергея Есенина, посвященное природе.

В заключение я хочу прочесть вам строки Р.Рождественского:

Мир из бетона, мир из железа, Аэродромный разбойничный грохот.

Не успеваю довериться лесу,

Птицу послушать, ветку потрогать.

Пишут свои впечатления

  1. Домашнее задание

Хочется пожелать вам чаще, сливаясь душой с природой и  птицу слушать и ветки трогать, оставаясь с миром природы наедине, черпать душевные и физические силы. И бережно, очень бережно хранить ее.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Русская природа в поэзии, музыке и живописи».

Конспект предназначен для уроков литературы в 5 классе. Урок дает богатый материал для воспитания у учащихся любви к родной природе, которая не оставляла равнодушными поэтов, музыкантов, художников в ...

Природа в музыке, поэзии, живописи

Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...

Природа в музыке, поэзии, живописи

Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...

Природа в музыке, поэзии, живописи

Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...

Природа в музыке, поэзии и живописи

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе "Природа в музыке, поэзии и живописи"​. Это мероприятие вызывает интерес учащихся к литературе, помогает лучшему усвоению программно...

Урок по музыке в 5 классе на тему "Весна в живописи, музыке, поэзии"

laquo;Весна в живописи, музыке, поэзии»Дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению...