Обобщающий урок по сказу Н.Лескова "Левша".
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Демкина Марина Владимировна

Цель урока - вспомнить основное содержание сказа, обсудить основную проблематику произведения, продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного текста, навыков проектной работы. На примере образа главного героя учащиеся открывают черты русского национального характера. На уроке используются как традиционные формы работы (выразительное чтение , творческие пересказы, сопоставление литературного текста с произведениями музыки, живописи, мультипликации),так и специфические формы деятельности, связанные с формированием проблемного мышления школьников: выдвижение гипотез и разрешение проблемных вопросов; дискуссия, обобщение, аналитическая деятельность(творческое чтение эпизода, целенаправленный поиск информации, интерпретация фактов). На уроке возможно применение инструментов ТРИЗ (алгоритм выявления задач и приём разрешения противоречий, приём посредника); активизация воображения , фантазии и свободы выбора; обеспечение управления мышлением; получение творческого результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Мы к своей родине привержены”

  (обобщающий урок  литературы  по сказу Лескова "Левша")

Цель урока: вспомнить основное содержание сказа, обсудить основную проблематику сказа, продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения, навыков проектной работы.

 Задачи урока:

Образовательные:

1. Совершенствовать навыки анализа эпизода литературного произведения.

2.Совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся

Развивающие:

1. Способствовать развитию критического и проблемного мышления.

2.Способствовать   развитию личностных и социально значимых качеств учащихся, формированию личностного отношения к проблемам литературного произведения

Воспитательные:

1.Воспитывать нравственно-этические качества учащихся .

2.Способствовать воспитанию интереса к отечественной литературе, культуре и истории.

Домашнее задание к уроку:

1.Общее задание:

Прочитайте главы 16-20. Устно ответьте на вопросы.

-Как встретили Левшу за границей? Почему англичане уговаривают его остаться?

-Почему герой торопился вернуться?

-Какое участие в судьбе Левши принял английский полшкипер ?
-О  чем  больше всего беспокоился Левша перед смертью?

-Судьба Левши…Какая она? Назовите слово-ассоциацию.


2.
Индивидуальные задания:

1.Найти в словаре Ожегова и записать в тетрадь толкование значения слов: патриотизм, приверженный, патриот, патриотизм.

2. Найти в словаре Ожегова и записать в тетрадь толкование значения слов:

Отчизна, родина, трагический, сострадание, бескорыстнее.

3.Найти в словаре Ожегова и записать в тетрадь толкование значения слов:

Уязвлены, надменный, напыщенный, суровый, грозный.

4.Подготовьте выразительное чтение эпизода (глава 19) о последних минутах жизни Левши. Предварительно подумайте, какую интонацию и темп чтения необходимо

 

5.Николай Павлович

I

-Выпишите из текста сказа цитаты, подтверждающие, что государь Николай Павлович любит все русское и своих мастеров( 3 реплики).

-Запишите в тетради ответ на вопрос: Что должен делать государь, любящий свою родину и народ и что он исправно выполняет ?

6. Николай Павлович

 II  

  -Перечитайте главу 18. Как родная земля  встретила Левшу? (запишите  все эти события в  тетради :

  • Свалили в квартале на пол
  • Обыскали, пестрое платье сняли и часы

  и  т.д. ………

-Запишите в тетради ответ на вопрос: Что должен делать государь, любящий свою родину и народ. Чего он не делает для своего народа?

7.Матвей Иванович Платов

I  

  -Выпишите из текста сказа цитаты-обращения Платова к простым мужикам.

-Ответьте письменно на вопросы:

  • Как характеризует Платова его обращение к простым людям?
  • Почему Платов не прислушался к замечанию туляков не увозить левшу без документов?

II  

-Выпишите из текста цитаты, подтверждающие мысль о том, что Платов верит  в талантливость русского народа.

-Ответьте письменно на вопрос:

  • Некоторые критики утверждали:» Платов сам из народа, и поэтому он поддерживает Левшу, верит в талантливость русского народа и его величие».Так ли это?

                          

“Мы к своей родине привержены”

  (обобщающий урок по сказу Лескова "Левша")

Это святая обязанность – любить страну,

которая вспоила и вскормила нас,

как родная мать. (М.Шолохов)

Ход урока

I.Вступительное слово учителя на фоне слайдов с фонозаписью.

Целеполагание. 

-Сегодня заключительный урок по  сказу  Лескова "Левша".

“Я люблю литературу как средство, которое даёт мне возможность высказать всё то, что я считаю за истину и благо; если я не могу этого сделать, я литературы не ценю... ”, – говорил Николай Семёнович Лесков

Писатель был убеждён, что литература призвана поднимать дух человеческий, стремиться к высшему...

Давайте и мы с вами сегодня на уроке литературы попытаемся найти ту истину, которую автор  Лесков выражает в своем знаменитом сказе.

Появление “Левши” почти сразу же вызвало отклики в прессе. Однако критика не поняла ценности рассказа, творческие поиски Лескова оказались ей непонятны. Его обвиняли в стремлении приписать народу не присущие ему качества, показать, как “русский человек затыкает за пояс иностранца”.Говорили, что таким изображением автор принижает русский народ. Такая оценка объяснялась ,прежде всего тем, что критики не заметили тонкостей построения текста, не вчитывались, отсюда – суровые оценки.

-Так о чём же получается сказ? Только ли о том, что русские искуснее англичан?

 Мог ли Лесков сделать центральной идеей своего произведения такую примитивную мысль — о превосходстве русского мастера? (слайд: О чем же сказ Левша?)

Цель нашего урока - ответить на эти непростые вопросы.

-А назвать урок хотелось бы так :

“Мы к своей родине привержены” (запись темы).

(слайд: Эпиграф, тема)

II   Вступительная беседа

-Кому из героев сказа принадлежат эти слова?

 -Как вы понимаете  выражение привержены? Какого человека можно считать приверженным к своей родине?

- Как называют людей, приверженных к своей родине? (Инд.д/з:работа со словарём С.И. Ожегова – выяснение лексического значения слова патриот, патриотизм, приверженный.) Обратите внимание на эпиграф: писатель М.Шолохов говорил, что для каждого из нас «… святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.

 

-Как можно объяснить при помощи слов Шолохова, почему человек должен любить свою страну?

-Почему я так назвала наш  заключительный урок по сказу Лескова?

(Тема истинной любви к своей Родине звучит в сказе: со слов простодушного рассказчика мы узнаем о русских самодержцах, военачальниках, о талантливых русских людях).

-Давайте вспомним их (игра «Узнай литературного героя»-  видеофр.)

-У нас есть возможность посмотреть, какими изобразили этих героев ваши одноклассники (переворачиваем доску с рисунками).

-Выскажем предположение: кого в сказе мы могли бы назвать настоящим патриотом?

(А.П.- Левша; Н.П.- Платов , мастера- оружейники?) – вешаем табличку на доске «Кого в сказе «Левша» можно назвать настоящим патриотом?

-Проверим наши предположения: при помощи текста сказа.: проведем небольшое исследование

- Кого из персонажей  определенно нельзя назвать приверженным всего национального? Почему? (А.П – портрет снимается )

(«Мы , русские , со своим значением никуда не годимся».

«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве»)

(В ходе беседы приходим к парадоксальному выводу, что первого человека государства трудно назвать патриотом, т.к. он мало интересуется страной, его больше увлекает иностранное)

(А.П. – портрет снимается )

III  Реализация исследовательского мини-проекта.

(ответ на основополагающий вопрос)

1.Власть и патриотизм

(Работа с авторскими характеристиками императора Николая Павловича  и донского казака Платова.. Предварительные выводы по основополагающему вопросу).

-Следующую часть урока мне бы хотелось назвать «Власть и патриотизм».

- Дома, пользуясь авторскими характеристиками царя  Николая Павловича и донского казака Платова,  мы пытались представить отношение этих персонажей к родине  через выражение их отношения к предметам, русским людям.

На прошлых уроках мы  выяснили, что «Император Николай Павлович  и  донской казак Платов хотят, чтобы русские превзошли Англичан. Значит, они  умеют беречь честь и славу России и  являются патриотами своей родины. Так ли это? (слайд)

-Можно ли однозначно ответить на этот вопрос?

-Чтобы нам было легче искать ответ, я предлагаю обсудить два высказывания, с которыми вы можете согласиться или не согласиться. Свой ответ начинайте  со слов

 «Я согласен…» или «Я не согласен …»

-Внимание ,высказывание № 1

(проблемный вопрос № 1):

Некоторые критики утверждали: “Платов сам из народа, он уважает и поддерживает  Левшу, верит в талантливость  русского народа. Согласны ли вы с этим?

Матвей Иванович Платов

Белый оппонент

(читают выписанные ранее цитаты, подтверждающие патриотичность Платова)

Черный оппонент

(отвечают на вопросы - комментируют цитаты из текста)

Вспомните об обращении Платова к простым мужикам.

-Как характеризует данная реплика Платова:“Я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменили и тонкой аглицкой работы не испортили”.

-А вспомните, как посадил в карету Левшу? (Как пубеля...- неуважение )

-Почему Платов не прислушался к замечанию туляков не увозить Левшу без документа?

«Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, …»

Сиди,- говорит,- здесь до самого Петербурга вроде пубеля, - ты мне за всех ответишь».

« Платов показывает на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле»

« А Платов им вместо ответа показал кулак – такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое как сросся – и , погрозивши, говорит: «Вот вам тугамент!»

«..а Платов доводил, , что и наши на что взглянут – все могут сделать, но только им полезного учения нет…»

Я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменить и аглицкой тонкой работы не испортьте…

Учитель: Некоторые критики утверждали: “Платов сам из народа, и поэтому он поддерживает Левшу, верит в талантливость  русского народа, в его величие”. Так ли это?

Выводы:

Платов не переносит иностранцев, с уважением относится ко всему, что создано в родной стране. Признаёт талантливость мастеров, но весьма невысокого мнения об их нравственных личностных качествах, простой народ “мастеровит, но вороват”.

( Табличка под портретом  на доске: Платов признает талантливость русского народа, но не уважает простой народ – запись вывода в тетрадь )

-А  этот герой “к своей родине привержен”?

Проблемный  вопрос № 2:

«Николая Павловича можно назвать , любящим родину и народ, потому что он «был в своих русских людях очень уверенный и никакому иностранному уступать не любил». Согласны ли вы с этим?

Государь Николай Павлович

-Можно ли прямо ответить на этот вопрос? Над каким вопросом сначала нужно подумать?

(«Что должен делать царь, любящий свою Родину и народ?»)

Белый оппонент

(делает выводы , отвечая на вопрос:

Что должен делать царь, любящий свою Родину и народ? Что он исправно выполняет?)

Черный оппонент

        (делает выводы , отвечая на вопрос:

Что должен делать царь, любящий свою Родину и народ? Чего он не выполняет?)

1.Чтение выписанных ранее цитат:

«Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».

«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»

«-Видите , я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут.Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы поставили!»

Учитель: Какие выводы вы можете сделать? 

1.Ответ  на вопрос:

-Как родная земля встретила Левшу?

 1.Глава 18:

  - Свалили в квартале на пол.
- Обыскали, пестрое платье сняли и часы.
- Деньги обрали.
- Бесплатно в больницу доставили.
- На холодном парате лежал.
- Везли не покрытого.
- Роняют, уши рвут.
- Без тугамента до утра возили.
- Он весь избился (пересаживал).
- На полу в коридоре посадили.

Учитель: Какие выводы вы можете сделать? 

Коллективное обсуждение
(поиск новой информации и выводы)

- Ответьте на вопросы:

-Почему отправляет Левшу в Англию Николай Павлович? (потешить самолюбие)

-Как государя характеризует эпизод, когда он отправляет талантливого самоучку в Англию: позаботился о нём, поинтересовался дальнейшей судьбой?

-Рассмотрите иллюстрации к произведению Лескова художников Кузьмина «Платов и Левша» (пособие,с. 79) и Кукрыниксов “Левша и Николай Павлович”(учебн.с 164).

 

-Узнали ли вы героев?

-В чем смысл изображения на иллюстрациях?

-Каким изображен Левша на иллюстрациях? (возраст)

-Можно ли , по-вашему, согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за Левшу ,так что чувствуется почти личная их обида»?

-Какие эпитеты  помогают ярче представить характер Николая Павловича и Платова? (Н.П.-надменный, важный, напыщенный, надутый; Платов- суровый, грозный)

Учитель: «Николая Павловича можно назвать , любящим родину и народ, потому что он «был в своих русских людях очень уверенный и никакому иностранному уступать не любил». Согласны ли вы с этим?

Выводы: В отличие от Александра Павловича, сразу же вызывает чувство симпатии. Он верит в русских мастеров - это патриотично. Но этот персонаж, однако, также неоднозначен. Правители отчуждены от народа, пренебрегают своим долгом перед ним: русский человек нужен государю только для того, чтобы утешить самолюбие, показать, что есть, оказывается, на Руси мастера.  (слайд: Император отчужден от народа, пренебрегает своим долгом перед ним  - запись в тетради)

Ответ на основополагающий вопрос:

Люди высшего света не привержены к родине по – настоящему: они возлагают большие надежды на русский народ, однако, совсем не заботятся о своем народе.

IV. Человек, любящий свою Родину. Какой он?

(образ Левши в сказе Лескова  ( анализ глав 16-20)

Учитель:

-Может быть, простые люди как сказал Левша  «своей Родине привержены»?

Поразмышляем об этом: Мы  расстались с главным героем в тот момент,  когда англичане отправили Левшу в Россию? Чтобы дать оценку образу, отправимся вслед за ним в Англию.

-Понаблюдаем, как ведет себя Левша у англичан?

(инсценирование эпизода «Левша у Англичан»- гл.15, с.168)

-Как встретили Левшу за границей? Почему англичане уговаривают его остаться?

-Почему герой торопился вернуться?

-Каким путем отправили Левшу на Родину? Что с ним случилось в дороге?
 ( Отправили на корабле,  так как Левша не знает языков.  В дороге он затосковал, мог "род помешательство достать")  Объяснить: ностальгия - тоска по родине.


-Почему Левша не уходил с палубы во время бури?

(«нахлобучку накинул и к Отечеству смотрит» -гл.16,с.172)

-Мы уже знаем, как родная земля встретила Левшу?

 -Какое участие в судьбе Левши принял английский полшкипер ? Послушаем его рассказ.

Рассказ от лица полшкипера

( гл.19: «Англичанин побежал к графу………пошлю туда русского доктора Мартын-Сольского).

-Какие чувства ты пытался выразить в рассказе?

-Прочитаем строки о последних минутах жизни Левши (гл.19,с.177: «Но только когда…..И с этою верностью Левша перекрестился и помер.»)

-О  чем больше всего беспокоился Левша перед смертью?


-Сравним, как показан последний момент жизни автором сказа Н.Лесковым и мультипликатором .

(Просмотр видеофрагмента из мультфильма).

Что общего в изображении?

-Почему мультипликатор придумал сцену, которой нет у Лескова?

(усилить впечатление - показать неистовое желание Левши помочь Родине. Показать, что власть не слышит народ.)

   Рефлексия(1 уровень):

 - Что вы можете сказать о судьбе Левши ?
(-
горькая, жестокая, - плохая, - неблагодарная... )
 - В один ряд этих синонимов становится и слово " т р а г и ч е с к а я ". В чем трагизм его судьбы ?
(талант его России не нужен).

-Давайте подумаем, кто и как мог бы изменить его судьбу?

Экзерсис по теме: «Проблема внимания к своему народу в произведении Н.С. Лескова «Левша».

Цель : вывести учащихся на формулирование проблемы и методов её решения.

I. У Левши есть золотые руки, но не хватает технических знаний, надо учиться, ему предлагают англичане получить образование и остаться жить в Англии, но Левша не остаётся .

- Посмотрите, пожалуйста, на схему, нарисованную на доске:

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-  Давайте представим, что Левша остаётся в Англии, что для него хорошо, а что плохо? (хорошо – приобретает знания, плохо – теряет Родину, родителей)

- А что с ним стало, когда он вернулся в Россию? (хорошо – приобретает Родину, родителей, плохо – умирает никому ненужный, не получает образования.)

-Кто и как может помочь Левше?

- Подумайте и скажите, какая задача встаёт перед властью в России?

(выбор ответа , самостоятельная запись в тетради  по началу: Император в России ….)

Учитель:

Лесков, по его признанию, терпеть не мог и почти не изображал людей неярких, ординарных, “безнатурных”. Он искал “изюминку” в каждом из своих героев.

-Какую же “изюминку” в характере, образе Левши мы с вами нашли? (Человек, любящий свою Отчизну.)

V  Разрешение целей урока

Выводы:

-Ответим на поставленный  в начале урока вопрос:  «Кто же  из героев сказа по-настоящему «привержен к свой Родине»?

 (Не верховная власть  озабочена честью и славой нации, простые  тульские мужики .Они-то и берегут честь и славу России и составляют ее надежду. Автор дает возможность понять трагическую судьбу русского народа)

Эмоциональная пауза урока:

-Заканчивается наш разговор о   Левше и его современниках. Открыта перед нами последняя страница сказа …

(демонстрируются слайды под  фонозапись  фрагмента 20 главы- 1м.15 сек.)  

Рефлексия (2 уровень)

 -Почему же  о  прежней  старине  вспоминают потомки с гордостью и любовью ?


   
(- это наша история; - чувство гордости.)


  -Чем же для каждого из вас  стал  Левша,  этот  герой, имени которого  мы  не знаем,  да и прозвище  его пишется с маленькой буквы?


    
(Учащиеся  по цепочке :
- главный герой,
- талантливый мастер,
- герой с "человечкиной  душой" 
- душа народа, его совесть,
- олицетворение народного таланта, 
- собирательный образ народа,
- талантливый мастер,
- на нем держится Россия,
- носитель трудовой доблести,
- носитель всемирной славы России,
-русский национальный характер.

 -Какие же черты, по вашему мнению, входят в понятие " русский национальный характер"? 


- доброта, - патриотизм, - сострадание, - трудолюбие, - бескорыстие, - вера, - "человечкина душа".

(На доске : "Черты русского национального характера" .Учащиеся записывают на карточке свой ответ , выходят к доске и прикрепляют)

 -О чем же сказ Левша?

Идея:

 Наши,  русские,  не  хуже  заморских  мастеров;  вызвать  в читателе чувство гордости за   ее умельцев, за Россию, за свою малую родину.

Рефлексия (3 уровень)

Учитель на фоне слайдов:

У каждого человека есть Родина – страна, в которой родился, вырос. Чувство любви к Отчизне рождается не вдруг, оно приходит со временем. Маленький человечек, когда растёт, начинает ценить, любить свою семью, дом, улицу, город. Всё это называется малая родина. И только потом рождается чувство гордости за свою страну.

Наша малая родина – город Ярославль .

Мы любим свой город, будем восхищаться им, будем прославлять его в стихах и делами, потому что это наша святая обязанность. “Мы все к своей родине привержены”. А завершим сегодняшнюю работу стихами вашего одноклассника, который вот как сказал о родном городе (чтение стихотворения)

Слайды и песня

 Подведение итогов

Домашнее задание :

1.О чем же сказ «Левша»?

Письменный ответ на вопрос.

2

Лесков говорил:

«.…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ».

-Подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?

Приложение

Анализ урока

1.Формы работы учащихся на уроке.

Выразительное чтение ,

творческие пересказы,

 оживление личных впечатлений учащихся, связанных с ситуацией и мотивами изучаемого произведения;

сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства: музыкой, живописью, мультипликацией

 Специфические формы работы, связанные с формированием проблемного мышления учащихся :

-индивидуальная  практическая деятельность: выдвижение гипотез и разрешение проблемных вопросов.

  -групповая деятельность: дискуссия, обобщение.

  -аналитическая деятельность: творческое чтение эпизода,   целенаправленный поиск информации, интерпретация фактов.

Применение инструментов ТРИЗ (алгоритм выявления задач и приём разрешения противоречий, приём посредника).

-         активизация   воображения , фантазии и свободы выбора;

-         обеспечение управления мышлением;

-         получение творческого результата.

2.Организация урока.

-Постановка и решение на уроке образовательных и воспитательных задач.

-Обеспечение связей содержания , форм, методов обучения с целью урока.

-Использование межпредметных связей.

-Нестандартные формы обучения.

-Дифференцированное обучение учащихся.

-Индивидуальный подход к учащимся.

-Новые технологии преподавания.

-Воспитательная результативность урока.

-Организация творческой, игровой, познавательной, исследовательской деятельности

3. Конструирование  содержания урока.

-Отбор материала на урок.

-Расположение материала от более легкого к более сложному.

-Предусматривание возможных затруднений учащихся в тех или иных видах деятельности.

-Рациональное распределение времени на разных этапах урока.

4.Конструктивно-оперативная работа.

-Создание условий для творческой деятельности.

-Анализ и оценка ответов учащихся.

-Создание условий для формирования познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказы- самоцветы» ( Итоговый урок по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)

Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме  не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя,  б...

Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...

Презентация к уроку литературы "Сказ Н. С. Лескова "Левша"

Данная презентация знакомит учащихся с биографией Н. С. Лескова, с историей создания сказа и проверяет знание содержания произведения....

Разработка урок по сказу Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка».

Урок - игра по сказу Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка»....

Обобщающий урок по сказу Н.С. Лескова "Левша"

На данном уроке используются приемы театральной педагогики: ролевая игра (суд над литературным героем) и ролевая игра (конференция)....

Тема урока: «Мы к своей родине привержены» (обобщающий урок - размышление по сказу Н.С.Лескова "Левша")

Урок по сказу Н.С. "Левша" построен в форме проектной работы. Урок- размышление помогает вспомнить основное содержание сказа, найти и обсудить основную проблематику сказа,  определить г...