Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по междисциплинарному курсу «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»
учебно-методический материал по литературе на тему

Малиновская Аделина Адольфовна

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosy_po_det.lit2018.doc425 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Ногинский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего образования

Московского государственного областного университета

 Комплект оценочных средств

для проведения промежуточной аттестации

по междисциплинарному курсу

«Детская литература

с практикумом по выразительному чтению»

в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО

                              44.02.02  Преподавание в начальных классах

Ногинск, 2018

Разработчики:         

Малиновская А. А.,  Ногинский филиал МГОУ, преподаватель детской литературы

Эксперты от работодателя[1]:

____________________ ___________________ _________________________

 (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

 (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

I. Паспорт комплекта оценочных средств

1. Область применения комплекта оценочных средств

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению.

      В результате контроля и оценки по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:     

                                                                                                             Таблица 1

  Профессиональные компетенции

   Показатели оценки результата

ПК 1.1.

Определять цели и задачи, планировать уроки.

- Определение целей урока в начальной школе с учетом особенностей возраста, класса, планируемых результатов и формируемых УУД.

- Соответствие плана урока теме, поставленным целям и санитарно-гигиеническим нормам.

- Планирование работы на уроке с одаренными детьми и с учениками, имеющими трудности в обучении.

ПК 1.2.

Проводить уроки.

- Владение методами и формами организации учебной деятельности.

- Использование на уроках различных средств обучения.

- Соответствие результатов урока поставленным целям.

ПК 1.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

- Осуществление текущего и итогового контроля деятельности младших школьников на уроке с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся.

- Владение средствами ИКТ для организации контроля и оценки результатов обучения.

ПК 1.4.

Анализировать уроки.

- Осуществление анализа и самоанализа урока в соответствии с предложенными схемами.

- Взаимодействие в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями.

- Формулирование предложений по совершенствованию и коррекции уроков.

ПК 1.5.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

- Ведение документации, обеспечивающей обучение соответственно программе начального общего образования.

- Оформление отчетной документации по предмету.

ПК 4.1.

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать

учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-

тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

- Владение содержанием  примерных программ и учебно-методических комплектов.

- Проведение диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся

- Соответствие разработанных учебно-методических материалов требованиям ФГОС НОО и нормативно-правовым документам с учетом вида учебного заведения, особенностей класса и личности обучающихся.

ПК 4.2.

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

- Соответствие образовательного пространства, в котором осуществляется обучение, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

- Соответствие предметно-развивающей среды педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

- Моделирование предметно-развивающей среды  в соответствии с требованиями ФГОС и ООП.

ПК 4.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и

образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

- Накопление структурированной информации о передовом педагогическом опыте учителей начальных классов, об образовательных технологиях в области начального общего образования.

- Анализ передового педагогического опыта учителей начальных классов.

- Наблюдение, анализ и самоанализ уроков, обсуждение отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции.

- Обоснование выбора педагогической и методической литературы.

ПК 4.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,

рефератов, выступлений

- Соответствие структуры  и содержания педагогических разработок требованиям к оформлению отчетов, рефератов и  выступлений.

ПК 4.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности

в области начального образования

- Обоснованность выбора темы, проблемы, направления исследовательской и проектной деятельности.

- Соответствие цели и задач проблеме педагогического исследования.

- Соответствие структуры и содержания исследования предъявляемым требованиям.

- Владение методами педагогического исследования.

- Интерпретация результатов исследования предъявляемым требованиям.

                                                                                                        Таблица 2

           Общие компетенции

      Показатели оценки результатов

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- Объяснение сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

- Проявление интереса к психолого-педагогической и методической литературе, к инновациям в области начального образования.

- Участие в тематических профессионально ориентированных мероприятиях.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач для осуществления образования младших школьников.

 -Организация собственной деятельности для осуществления образования младших школьников.

- Определение методов решения методических задач, оценивание их эффективности  и качества.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- Способность выявлять методические проблемы в области образования младших школьников. - Умение определять возможные причины проблем в области образования младших школьников.

- Готовность принимать решения в нестандартных ситуациях процесса обучения младших школьников.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

- Владение основными способами поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- Умение пользоваться источниками различных информационных ресурсов в области образования младших школьников.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии

для совершенствования профессиональной деятельности.

- Умение проектировать способы решения профессиональных задач с использованием средств ИКТ в области образования младших школьников.

- Владение средствами ИКТ для совершенствования процесса обучения младших школьников.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать

с руководством, коллегами и социальными партнерами.

-  Владение методами, формами и приемами взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации, социальными партнерами.

- Владение деловым стилем общения, профессиональной лексикой.

- Осуществление партнерских отношений внутри группы, филиала, с членами педагогического коллектива, представителями администрации, социальными партнерами.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность  обучающихся,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя

ответственности за качество образовательного процесса.

- Способность определять цели для осуществления образования младших школьников.

- Владение приемами мотивировки деятельности обучающихся на уроке.

- Готовность организовывать и контролировать работу учеников на уроке с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации.

-Умение выявлять пробелы в своих образовательных достижениях.

-Готовность самостоятельно определять  задачи в области профессионального развития.

-Способность самостоятельно определять задачи личностного развития, составлять программу самообразования.

- Способность осознанно

планировать повышение квалификации.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях

обновления ее целей, содержания, смены технологий.

- Готовность осуществлять программу профессиональной  деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО: обновление целей, содержания, смены технологий в области образования младших школьников.

-Владение технологией реализации деятельностного подхода  в образовании младших школьников.

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать

охрану жизни и здоровья детей.

- Владение технологиями здоровьесбережения и применение их на уроке.

-Способность осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей на уроке и во внеурочной деятельности.

ОК 11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением

правовых норм, ее регулирующих.

-Планирование и осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативными документами.

- Моделирование профессиональной деятельности с соблюдением правовых норм в образовании младших школьников.

В результате освоения МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»  обучающийся должен овладеть следующими общими и профессиональными компетенциями:

ОК 1 – 11, ПК 1.1 - 1.5 , ПК 4.1 - 4.5

Таблица 1[2]

Результаты освоения[3]

(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результата и их критерии[4] 

Тип задания;

№ задания[5]

Форма аттестации

(в соответствии с учебным планом)

Знание систем обучения, отличительных особенностей традиционной и развивающей систем обучения.

Знание содержания программ и учебно-методических комплектов для начальной школы, воспитательных возможностей урока  в начальной школе.

Знание основных этапов становления и развития детской литературы; закономерностей исторического развития детской литературы и детского чтения;

 классификации жанров устного народного творчества, детского фольклора и детской литературы; основных понятий, связанных с художественной природой произведений детской художественной словесности;  основных проблем, важнейших идейно-художественных особенностей изучаемых произведений.

Знание  творчества писателей-классиков русской и переводной детской литературы, содержания художественных произведений детской литературы, историко-литературных исследований в области детской литературы, периодических изданий для детей.

Умение грамотно осуществлять литературно-художественный и исполнительский анализ литературных произведений,  оценивать с эстетических и психолого-педагогических

позиций произведения детской литературы и фольклора.

Умение подбирать произведения в соответствии с возрастом детей и задачами работы.

 Умение выразительно читать наизусть стихотворные произведения и отрывки из них,

 выразительно читать и рассказывать фольклорные и художественные произведения, проявлять творческие способности при выразительном исполнении литературных произведений.

Знание современных систем обучения  литературному чтению,  основных программ и учебно-методических комплектов для начальной школы по литературному чтению.

Выстраивание схемы урока в разных системах обучения.

Осознание роли  детской  книги  и выразительного чтения  в  работе  педагога.

Знание круга чтения детей младшего школьного возраста, особенностей  восприятия  литературного  произведения  детьми  разных  возрастных  групп, определение задач изучения художественных произведений в начальной школе.

Выявление основных проблем, важнейших идейно-художественных особенностей изучаемых произведений: средств образности детской литературы,  построения и языка художественных произведений для детей, выразительных средств, свойственных детскому фольклору и литературе.

Определение места, значения произведения детской литературы в творчестве писателя, выявление его педагогической ценности.

Осуществление литературно-художественного и исполнительского анализа литературных произведений,  оценивание с эстетических и психолого-педагогических

позиций произведений детской литературы и фольклора.

Определение принципов отбора произведений детской литературы в соответствии с возрастом детей и задачами работы.

Выразительное чтение наизусть стихотворных произведений и отрывков из них, выразительное чтение вслух и

пересказ фольклорных и литературно-художественных произведений с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности.

 Теоретические задания №:1.1; 2.1; 3.1,2; 4.1; 5.1; 6.1,2; 7.1; 8.1; 9.1,2; 10.1; 11.1; 12.1,2; 13.1; 14.1,2; 15.1; 16.1; 17.1; 18.1; 19.1; 20.1,2; 21.1; 22.1; 23.1; 24.1; 25.1,2; 26.1,2; 27.1,2; 28.1,2; 29.1,2; 30.1,2; 31.1; 32.1,2; 33.1,2.

Практические задания № 1.2,3; 2.2,3; 3.3; 4.2,3; 5.2,3; 6.3; 7.2,3; 8.2,3; 9.3; 10.2,3; 11.2,3; 12.2,3; 13.2,3; 14.3; 15.2,3; 16.2,3; 17.2,3; 18.2,3; 19.2,3; 20.2,3; 21.2,3; 22.2,3; 23.2,3; 24.2,3; 25.2,3; 26.2,3; 27.2,3; 28.2,3; 29.2,3; 30.2,3; 31.2,3; 32.2,3; 33.2,3.

Экзамен

2. Комплект оценочных средств.

2.1. Задания для проведения экзамена

ЗАДАНИЕ (теоретическое  и  практическое)  № 1

Текст задания:

  1.  Детская литература и круг детского чтения. Функции детской литературы как искусства слова.
  2. Лирика А.С. Пушкина в детском чтении. Чтение наизусть и анализ стихотворения.
  3. Выразительное чтение отрывка из литературной сказки писателя 20-50-х гг. XX века.

                        ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое)    № 2

Текст задания:

  1.  Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры. Воспитательное и познавательное значение фольклора.
  2. Особенности  психологизма в рассказах Б. Житкова (анализ 2-3 рассказов).
  3. Выразительное чтение наизусть стихотворения А. А. Фета.

                       ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое)  № 3

Текст задания:

  1.  Поэзия Некрасова для детей. Жанры, сюжет, герой, особенности стиха.
  2. Общая характеристика  романа-сказки Ю. К. Олеши «Три толстяка». Анализ эпизода.
  3. Выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева.

                     ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое)  № 4

Текст задания:

  1.  Литературная сказка 20-50 годов 20 века. Общая характеристика героической и волшебной сказки (П. П. Бажова, В. П. Катаева, А. Н. Толстого, Е. Л. Шварца, Ю. К. Олеши, А. П. Гайдара, К. А. Паустовского – по выбору).
  2. Чтение наизусть и анализ стихотворений В. В. Маяковского для детей.
  3. Пересказ сказки Д. Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

             ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое)   № 5

Текст задания:

  1.  Басни И.А. Крылова в детском чтении (история жанра, его особенности, тематика басен, композиция, сюжет, язык произведений). Чтение наизусть и анализ.
  2. Анализ стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
  3. Пересказ эпизода «Тема и Жучка» из повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы».

                 ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое)  № 6

Текст задания:

  1.  Стихи поэтов второй половины 20 века. Глубокая содержательность и подлинное мастерство – органическое свойство детской поэзии 20 века (Е. А. Благинина, Я. Л. Аким, В. Д. Берестов, Б. В. Заходер, Э. Мошковская, Р. С. Сеф, И. Токмакова, Ю. Мориц – по выбору).
  2. Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» как пример научной сказки. Анализ эпизода.
  3. Чтение наизусть басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

                ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) №7

Текст задания:

  1.  Русские народные сказки: о животных, волшебные, сатирико-бытовые. Жанровые разновидности, композиция, сюжет, система персонажей, язык.
  2.  Произведения И. А. Бунина в детском чтении. Чтение наизусть и анализ стихотворения Бунина (по выбору).
  3. Пересказ близко к тексту русской народной сказки (по выбору).

        ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) №8

Текст задания:

  1.  Историческая литература. Общая характеристика произведений мастеров исторической прозы (С. П. Алексеева, Н. П. Кончаловской и др. – по выбору).
  2. Чтение наизусть и анализ стихотворения поэта 19 века, вошедшего в круг детского чтения: И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, И. З. Сурикова, Н. А. Некрасова (по выбору).
  3. Пересказ  одного юмористического рассказа Н.Н. Носова.

            ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 9

Текст задания:

       1.  Сказки А.С. Пушкина как единый поэтический цикл. Тематика, поэтика. Чтение наизусть отрывка из сказки А. С. Пушкина (по выбору).

       2. Образы детей в рассказах А.П. Чехова (на материале 3-4 рассказов – «Детвора», «Беглец», «Ванька», «Спать хочется», «Мальчик», «Событие»).

       3.  Пересказ одного из рассказов А. П. Чехова.

            ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 10

Текст задания:

        1. Художественные достоинства и педагогическая направленность повести-сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

        2. Анализ произведений С. Я. Маршака для младших школьников из разных циклов (героических, юмористических, сатирических, лирических).

         3. Выразительное чтение наизусть отрывка из сказки «Конек-Горбунок».

           ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 11

Текст задания:

  1.  Творчество Е.Л. Шварца для детей. Стилизация и пародия в драмах. Традиционное и новаторское в «Сказке о потерянном времени».
  2. Особенности повествовательной манеры  в рассказах М. Пришвина («Еж», «Гаечки», «Лисичкин хлеб» и др. - по выбору).
  3. Выразительное чтение наизусть стихотворения С.Я. Маршака.

           ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) №12

Текст задания:

  1.  Возникновение и развитие детской литературы в России. Литература Древней Руси и эпохи Просвещения в детском чтении. (Азбуки, азбуковники, первые детские писатели).
  2. Традиции игровой поэзии в творчестве обэриутов. Чтение наизусть и анализ одного произведения Д. Хармса.
  3. Выразительное чтение отрывка из произведения Б.С.Житкова.

          ЗАДАНИЕ (теоретические и практические) № 13

Текст задания:

  1.  Рассказы и сказки К. Д. Ушинского для детей. Педагогический характер и образовательно-воспитательное значение произведений Ушинского для детей.
  2. Анализ  сказки К. И. Чуковского (по выбору). Прочитать наизусть отрывок.
  3. Выразительное чтение отрывка из произведения Э.Н.Успенского.

        ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 14

Текст задания:

  1.  Поэзия серебряного века для детей и в детском чтении.
  2. Соединение лирики и юмора в произведениях Н. Носова (или В. Драгунского, Ю. Коваля – по выбору студента).
  3. Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов серебряного века (по одному стихотворению Блока, Есенина, Бальмонта, Бунина).

            ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 15

Текст задания:

  1. П.П. Ершов и его сказка “Конек-Горбунок”, художественные особенности сказки (примеры из текста).
  2. Особенности изображения природы в сказках Г. Паустовского. Анализ одного произведения.
  3. Чтение наизусть стихотворений А. Л. Барто (по выбору).

ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое)  № 16

Текст задания:

  1.  К. И. Чуковский – детский поэт, сказочник, переводчик и исследователь детского словотворчества. Роль Чуковского в развитии детской литературы.
  2. Анализ сказки - несказки В. Бианки (по выбору студента).
  3. Чтение наизусть стихотворения поэта 2-ой половины 20 века (Е. Благининой, Б. Заходера, И. Токмаковой - по выбору).

            ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 17

Текст задания:

  1. Тема детства в русской автобиографической прозе 19 – 20 вв. (анализ одной повести – по выбору).
  2. Анализ поэтических произведений 19 века (И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, И. З. Сурикова, Н. А. Некрасова - по выбору).
  3. Выразительное чтение отрывка из произведения М.М.Пришвина.

            ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 18

Текст задания:

  1. Своеобразие сказочного мира П.П. Бажова. Нравственный и эстетический мир сказов.
  2. Мастерство в изображении детского характера в стихотворениях С. Михалкова («А что у вас?», «Дядя Степа», «Мимоза» и др.). Выразительное чтение наизусть.
  3. Выразительное чтение отрывка из сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

           ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 19

Текст задания:

  1. Общая характеристика произведений М. Горького, вошедших в круг чтения младших школьников.
  2. Анализ сказок В. А. Жуковского. Чтение наизусть отрывка.
  3. Пересказ сказки Максима Горького «Воробьишко».

           ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 20

Текст задания:

  1. Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчик.
  2. Нравственно-психологический конфликт и образы детей в рассказах В. В. Голявкина. Анализ одного произведения (по выбору).
  3. Выразительное чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

           ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 21

Текст задания:

  1. Детская поэзия 60-90 годов. Основные направления развития  (на примере творчества Б. Заходера, Г. Сапгира, Ю. Мориц, И. Токмаковой и др.). Чтение наизусть.
  2. Анализ произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (по выбору).
  3. Выразительное чтение отрывка из произведения М.М.Пришвина.

          ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 22

Текст задания:

  1. Особенности произведений для детей В. Драгунского. Образ Дениски Кораблева, тема семьи, приемы создания комического в книге «Денискины рассказы».
  2. Анализ рассказа Л. Н. Толстого для детей (по выбору).
  3. Чтение наизусть программного стихотворения поэта 19 века: Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова, А.К.Толстого (по выбору).

         ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 23

Текст задания:

  1. Своеобразие природоведческой книги В. Бианки. Фольклорная основа познавательных сказок, приключенческие произведения о животных, «Лесная газета».
  2. Анализ цикла поэтических произведений А. Барто - по выбору. Чтение наизусть.
  3. Выразительное чтение отрывка из произведения В.М.Гаршина.

         ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 24

Текст задания:

  1. Поэзия И. А. Бунина в детском чтении (темы, образы, особенности поэтики). Чтение наизусть.
  2. Анализ народной волшебной сказки (по выбору).
  3. Пересказ произведения В.Д.Ушинского «Слепая лошадь».

         ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 25

Текст задания:

  1. Литературные сказки Х. К. Андерсена, их художественные особенности и воспитательное значение.
  2. Гуманизм прозы русских писателей второй половины ХIХ века (Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин, А. П. Чехов). Анализ  произведения (по выбору).
  3. Выразительное чтение наизусть отрывка из сказки А.С. Пушкина.

         ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 26

Текст задания:

  1. Повесть «Кавказский пленник» Л. Толстого. Ее идейно-художественные особенности.
  2. Поэтические произведения И. П. Токмаковой, их воспитательное значение. Чтение наизусть, исполнительский анализ.
  3. Выразительное чтение русской народной сказки (по выбору).

        ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 27

Текст задания:

  1. Идейно-тематическое содержание произведений  Б. С. Житкова для детей.
  2. Русская природа в творчестве поэтов “золотого века” (Н. Некрасов, А. Фет, А. Толстой, И. Никитин, С. Дрожжин и др.). Чтение наизусть, анализ.
  3. Выразительное чтение рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа».

        ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 28

Текст задания:

  1. Природоведческая литература. Сочетание принципов научности и художественности в произведениях Н. И. Сладкова, С. В. Сахарнова, Г. Я. Снегирева, Э. Шима и др. (по выбору).
  2. В.А. Жуковский и его лирика, сказки для детей. Чтение наизусть.
  3. Выразительное чтение отрывка из произведения Е.И.Чарушина.

       ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 29

Текст задания:

  1.  Зарубежные детские писатели второй половины 19 в. и 20 века. Разнообразие  переводных книг, адресованных младшему школьнику (сказка Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», сказки Р. Киплинга, повести-сказки А.  Милна и А. Линдгрен, «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери – по выбору).
  2. Образы детей в рассказах М. Зощенко (на материале 2-3 рассказов – по выбору).
  3. Выразительное чтение наизусть стихотворения Н. А. Некрасова.

       ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 30

Текст задания:

  1. Литература европейского  романтизма в детском чтении. Развитие литературной сказки: сказки братьев Гримм, В. Гауфа, Х. К. Андерсена (по выбору).
  2. Сказки и рассказы В. Гаршина, вошедшие в круг детского чтения, их этическая и эстетическая  ценность. Анализ сказки (по выбору).
  3. Чтение наизусть стихотворения С.Я.Маршака (по выбору).

   ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 31

Текст задания:

  1.  Нравственные проблемы в стихах А. Л. Барто. Яркость детских характеров. Особенности сатиры.
  2. Анализ рассказа А. П. Гайдара «Голубая чашка».
  3. Выразительное чтение отрывка из рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка.

 

        ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 32

Текст задания:

  1. Мир человека и животных в рассказах А. И. Куприна.
  2. Басни И. А. Крылова в детском чтении. Приемы создания образов и особенности художественной речи. Анализ одной басни.
  3. Выразительноечтение наизусть стихотворений поэтов серебряного века (по выбору).

        ЗАДАНИЕ (теоретическое и практическое) № 33

Текст задания:

  1. Повести-сказки Э. Успенского: своеобразие тематики и выбор персонажей.
  2. Социально-обличительная направленность рассказов А. П. Чехова о детях («Ванька», «Беглец», «Спать хочется»). Анализ одного из рассказов.
  3. Выразительно прочитать наизусть по одному стихотворению А.Л. Барто, С.В. Михалкова, отрывок из сказки К.И. Чуковского.

Условия выполнения задания

1. Место выполнения заданий  экзамена – учебная аудитория  – кабинет детской литературы.

2. Максимальное время выполнения задания: ____20__ мин.

3. Вы можете воспользоваться: программами начальной школы, учебными комплектами по предмету литературное чтение, текстами художественных произведений.


2.2. Пакет экзаменатора

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 1

  1.  Детская литература и круг детского чтения. Функции детской литературы как искусства слова.
  2. Лирика А.С. Пушкина в детском чтении. Чтение наизусть и анализ стихотворения.
  3. Выразительное чтение отрывка из литературной сказки писателя 20-50-х гг. XX в.

_______________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание специфики детской литературы, основных этапов её развития; понятий «детская литература» и «детское чтение»; главных черт детской литературы и её функций как искусства слова

Определены понятия «детская литература» и «круг детского чтения»; отмечены функции и главные черты детской литературы: информационная и эмоциональная насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов -  органическое слияние искусства с требованиями педагогики.

Знание творчества Пушкина, стихотворений поэта, вошедших в круг детского чтения.

Умение выразительно читать лирические произведения, анализировать их как идейно-художественное целое.

Определено место лирики А. С. Пушкина в чтении детей, поэтическое мастерство поэта в описании картин родной природы, в изображении чувств человека, значение стихотворений Пушкина для воспитания у детей способности к нравственно-эстетическому восприятию мира. Стихотворение выразительно прочитано, проанализировано как идейно-эстетическое целое.

Умение выразительно читать литературное произведение, используя все средства выразительности художественного чтения, передавая в звучащем слове авторскую мысль в ее развитии.

Отрывок прочитан выразительно, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 2

1. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры. Воспитательное и познавательное значение фольклора.

2. Особенности  психологизма в рассказах Б. Житкова (анализ 2-3 рассказов).

3. Выразительное чтение наизусть стихотворения А. А. Фета.

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

 

Отметка о выполнении

Знание понятия  «фольклор» и «детский фольклор», определение   его роли в системе воспитания и обучения, системы жанров детского фольклора; тематическое богатство, художественные  особенности малых фольклорных жанров, их педагогическое значение.

Определены понятия  «фольклор» и «детский фольклор», отмечено отличие фольклорных произведений от литературных, воспитательное и познавательное значение фольклора. Названы и охарактеризованы  малые фольклорные жанры, определены их идейно-тематические и художественные особенности,  принципы отбора произведений. Исполнение детского фольклора соответствует жанровым особенностям.

Знание деятельности Б. С. Житкова в области теории и практики детской литературы. Умение анализировать и оценивать с эстетических и психолого-педагогических позиций произведения писателя.

Дана общая характеристика деятельности Житкова в области теории и практики детской литературы, отмечено идейно-тематическое богатство произведений писателя для детей младшего возраста. Проанализированы рассказы писателя, определены особенности  психологизма произведений.

Умение выразительно читать наизусть лирическое произведение, используя все средства выразительности художественного чтения.

Стихотворение выразительно прочитано наизусть, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 3

  1.  Поэзия Некрасова для детей. Жанры, сюжет, герой, особенности стиха.
  2. Общая характеристика  романа-сказки Ю. К. Олеши «Три толстяка». Анализ эпизода.
  3. Выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева.

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества Н.А. Некрасова для детей, тематическое содержание, образы, идейно-художественные особенности произведений.

Освещены основные этапы жизни и творчества Некрасова, названы стихи, вошедшие в круг детского чтения, определены жанры, приемы создания образов, особенности стиха. Отмечены мастерство и новаторство Н. Некрасова в стихах для детей, значение творчества поэта.

Знание содержания художественных произведений детской литературы,

основных теоретико-литературных понятий.

Умение анализировать эпизод прозаического произведения.

Определены тематика и проблематика романа, особенности сюжета и композиции, роль вставных эпизодов, герои романа, конфликт между «толстяками» и «чудаками», роль символов и метафор. Правильно проанализирован эпизод романа.

Умение выразительно читать наизусть лирическое произведение, используя все средства выразительности художественного чтения.

Стихотворение выразительно прочитано наизусть, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 4

  1.  Литературная сказка 20-50 годов 20 века. Общая характеристика героической и волшебной сказки (П. П. Бажова, В. П. Катаева, А. Н. Толстого, Е. Л. Шварца, Ю. К. Олеши, А. П. Гайдара, К. А. Паустовского – по выбору).
  2. Чтение наизусть и анализ стихотворений В. В. Маяковского для детей.
  3. Пересказ сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

Критерии оценки результата

 

Отметка о выполнении

Знание этапов истории детской литературы, особенностей жанра литературной сказки  20-50 годов ХХ века, тематики и проблематики сказок, принципов выбора героев, своеобразия языка.

Отмечено своеобразие жанра литературной сказки  20-50 годов ХХ века, выделены характерные особенности  литературной сказки советского периода (круг тем, идей, образов, жанровые признаки композиции и сюжета,  особенности использования художественных приемов).  Приведены примеры из произведений.

Знание принципов отбора произведений разных жанров для детского чтения; умение выразительно читать наизусть стихотворные произведения, грамотно осуществлять литературно-художественный и исполнительский анализ произведений.

Правильно отобраны стихотворения В. В. Маяковского для детей. Стихотворение поэта  выразительно прочитано наизусть, проанализировано как идейно-эстетическое целое, грамотно осуществлён  литературно-художественный и исполнительский анализ.

Умение выразительно пересказывать литературное произведение.

Пересказ осуществлён с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 5

 1. Басни И.А. Крылова в детском чтении (история жанра, его особенности, тематика басен, композиция, сюжет, язык произведений).   Чтение наизусть и анализ.

 2. Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

 3.  Пересказ эпизода «Тема и Жучка» из повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». ________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

 

Отметка о выполнении

Знание основных теоретико-литературных понятий,  особенностей басенного жанра, творчества Крылова-баснописца, идейно-художественное своеобразия басен Крылова.

Отмечены басенные традиции в русской и мировой литературе, национальные корни басен Крылова, их актуальность, широта тематики,  доступность детскому восприятию, афористичность, народный язык. Подчёркнуто воспитательное значение крыловских басен, их общечеловеческое звучание.

Умение  проявлять творческие способности при выразительном исполнении литературных произведений, анализировать произведение как идейно-эстетическое целое.

Стихотворение выразительно прочитано, проанализировано как идейно-эстетическое целое, грамотно осуществлён  литературно-художественный и исполнительский анализ.

Умение выразительно пересказывать литературное произведение.

Пересказ осуществлён с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 6

  1.  Стихи поэтов второй половины 20 века. Глубокая содержательность и подлинное мастерство – органическое свойство детской поэзии 20 века (Е. А. Благинина, Я. Л. Аким, В. Д. Берестов, Б. В. Заходер, Э. Мошковская, Р. С. Сеф, И. Токмакова, Ю. Мориц – по выбору).
  2. Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» как пример научной сказки. Анализ эпизода.
  3. Чтение наизусть басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание основных тенденций развития поэзии для детей во второй половине ХХ века, особенности творческой манеры поэтов.

 Умение подбирать произведения в соответствии с возрастом детей и задачами работы.

Указаны основные тенденции развития детской поэзии во второй половине ХХ века, отмечены широта тематики, особенности творческой манеры поэтов, педагогическая ценность стихотворений. Обоснован отбор произведений для детей разного возраста.

Знание идейно-художественного содержания литературного произведения.

 Умение  анализировать и оценивать с эстетических и психолого-педагогических

позиций произведения детской литературы.

Отмечены педагогический подтекст и художественные особенности сказок В. Ф. Одоевского, особенности психологизма, воплощение авторских идеалов в жанре сказки. Сказка «Городок в табакерке» рассмотрена как пример художественно-познавательного произведения. Правильно проанализирован эпизод сказки.

Умение выразительно читать наизусть басню.

Басня выразительно прочитана наизусть, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 7

  1.  Русские народные сказки: о животных, волшебные, сатирико-бытовые. Жанровые разновидности, композиция, сюжет, система персонажей, язык.
  2.  Произведения И. А. Бунина в детском чтении. Чтение наизусть и анализ стихотворения Бунина (по выбору).
  3. Пересказ близко к тексту русской народной сказки (по выбору).

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание классификации эпических жанров устного народного творчества, особенностей жанра, композиции и поэтики сказок.

Определено место народной сказки в круге детского чтения, представлена классификация сказок по тематике и стилистике,  отмечены особенности сказочного повествования.  Рассмотрены кумулятивные сказки, их стиль, язык, идейно-художественное своеобразие сказок о животных, волшебных сказок, сатирико-бытовых.   Определены особенности жанра, нравственный потенциал народных сказок.

Знание содержания прозаических произведений Бунина для детей.

Умение  выразительно читать наизусть и грамотно анализировать лирические произведения.

Названы прозаические  и стихотворные произведения Бунина для детей, отмечен их гуманистический смысл. Стихотворение И. А. Бунина выразительно прочитано наизусть, проанализировано как идейно-художественное целое.

Умение выразительно пересказывать произведение устного народного творчества.

Пересказ осуществлён с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 8

  1.  Историческая литература. Общая характеристика произведений мастеров исторической прозы (С. П. Алексеева, Н. П. Кончаловской и др. – по выбору).
  2. Чтение наизусть и анализ стихотворения поэта 19 века, вошедшего в круг детского чтения: И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, И. З. Сурикова, Н. А. Некрасова (по выбору).
  3. Пересказ  одного юмористического рассказа Н.Н. Носова.

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание содержания произведений исторической литературы для детей, особенностей повествования.

Дана общая характеристика произведений мастеров исторической прозы для детей, изображающих этапы истории России, определены тематика, особенности повествования.

Умение выразительно читать наизусть стихотворные произведения, грамотно осуществлять литературно-художественный и исполнительский анализ стихотворений.

Стихотворение поэта  выразительно прочитано, проанализировано как идейно-эстетическое целое, грамотно осуществлён  литературно-художественный и исполнительский анализ.

Умение выразительно пересказывать литературное произведение.

Пересказ осуществлён с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 9

       1. Сказки А.С. Пушкина как единый поэтический цикл. Тематика, поэтика. Чтение наизусть отрывка из сказки А. С. Пушкина (по выбору).

       2. Образы детей в рассказах А.П. Чехова (на материале 3-4 рассказов – «Детвора», «Беглец», «Ванька», «Спать хочется», «Мальчики», «Событие»).

       3. Пересказ одного из рассказов А. П. Чехова.

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества А. С. Пушкина, истории создания цикла сказок, их идейно-художественных особенностей.

Умение выразительно читать произведения детской литературы.

Рассмотрены история создания, тематика и проблематика,  поэтика сказок А. С. Пушкина, указаны фольклорные истоки, новаторство, особенности языка и стиля, ритма и интонации пушкинских сказок, 
определён их нравственно-философский смысл. Выразительно прочитан наизусть отрывок из сказки А. С. Пушкина.

Знание содержания произведений писателя, приёмов создания образов.

Представлены произведения Чехова о детях и для детей,  выявлены актуальные темы и проблемы рассказов, отмечено мастерство создания детских характеров.

Умение выразительно пересказывать литературное произведение.

Пересказ осуществлён с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 10

 1. Художественные достоинства и педагогическая направленность повести-сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

 2. Анализ произведений С. Я. Маршака для младших школьников из разных циклов (героических, юмористических, сатирических, лирических).

  3. Выразительное чтение наизусть отрывка из сказки «Конек-Горбунок».

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

 

Отметка о выполнении

Знание творчества писателей-классиков русской и переводной детской литературы, основных теоретико-литературных понятий. Знание содержания и художественных особенностей произведения.

Дан краткий очерк жизни и творчества писателя, рассмотрены элементы автобиографической повести о детстве, историзм и фантастика, художественные достоинства и педагогическая направленность повести-сказки.

Знание идейно-тематического содержания произведений С. Я. Маршака для детей.  Умение  выразительно читать и грамотно анализировать произведения детской литературы.

Названы и кратко охарактеризованы циклы  произведений С. Я. Маршака для детей. Выразительно прочитаны и проанализированы стихотворения Маршака для младших школьников.

Умение  выразительно читать наизусть поэтическое произведение.

Выразительно прочитан наизусть отрывок из сказки П. П. Ершова.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 11

  1.  Творчество Е.Л. Шварца для детей. Стилизация и пародия в драмах. Традиционное и новаторское в «Сказке о потерянном времени».
  2. Особенности повествовательной манеры  в рассказах М. Пришвина («Еж», «Гаечки», «Лисичкин хлеб» и др. - по выбору).
  3. Выразительное чтение наизусть стихотворения С. Я. Маршака.

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества Е.Л. Шварца для детей, содержания и художественных особенностей произведений.

Охарактеризовано творчество Е.Л. Шварца для детей, отмечены тематическое и жанровое многообразие произведений, приёмы стилизации и пародии в драмах, традиционное и новаторское в “Сказке о потерянном времени”.

Знание содержания произведений, особенностей повествовательной манеры  в рассказах М. Пришвина.

Умение  анализировать и оценивать с эстетических и психолого-педагогических

позиций произведения детской литературы.

Названы темы, проблемы, жанры творчества М. М. Пришвина. Охарактеризован образ повествователя в произведениях, отмечена лиризация повествования в рассказах о природе. Подчёркнуто значение произведений  Пришвина в формировании восприятия природы ребенком.

Умение  выразительно читать наизусть поэтическое произведение.

Стихотворение выразительно прочитано наизусть, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 12

  1. Возникновение и развитие детской литературы в России. Литература Древней Руси и эпохи Просвещения в детском чтении. (Азбуки, азбуковники, первые детские писатели).
  2. Традиции игровой поэзии в творчестве обэриутов. Чтение наизусть и анализ одного произведения Д. Хармса.
  3. Выразительное чтение отрывка из произведения Б. С. Житкова.

Результаты освоения

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание специфики детской литературы,

этапов истории детской литературы.

Представлены периоды формирования круга детского чтения в Древней Руси, развития русской литературы XV–XVIII вв. для детей (азбуки, буквари, азбуковники, энциклопедии), деятельность первых детских писателей,  литература русского Просвещения в детском чтении.

Знание особенностей творческой манеры поэтов- обэриутов.

Умение  выразительно читать наизусть и грамотно анализировать произведения детской литературы.

Отмечено обновление формы и содержания детской поэзии в творчестве Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова, Н. Заболоцкого: игровое начало в детской литературе ХХ века, интеллектуализм, эксцентрика; традиции детского фольклора в поэзии обэриутов (считалки, загадки, небылицы, перевертыши, игровые припевки).

Стихотворение Д. Хармса выразительно прочитано, грамотно осуществлён  литературно-художественный и исполнительский анализ.

Умение квалифицированно читать вслух любой литературный текст: без подготовки и с подготовкой.

Отрывок прочитан квалифицированно, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 13

  1.   Рассказы и сказки К. Д. Ушинского для детей. Педагогический характер и образовательно-воспитательное значение произведений Ушинского для детей.
  2. Анализ  сказки К. И. Чуковского (по выбору). Прочитать наизусть отрывок.
  3. Выразительное чтение отрывка из произведения Э. Н. Успенского.

_______________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества  К. Д. Ушинского для детей, основных теоретико-литературных понятий. Знание содержания и художественных особенностей произведений.

Умение  оценивать с эстетических и психолого-педагогических позиций произведения.

Дан краткий очерк жизни и деятельности Ушинского, отмечены тематическое и жанровое многообразие художественных произведений для детей, их педагогический характер и образовательно-воспитательное значение.

Умение анализировать художественные тексты во взаимосвязи формы и содержания, выявлять актуальные темы и проблемы, выразительно читать наизусть.

Рассмотрены идейная и познавательная стороны сказок, отмечены драматизм сюжетов, необычность обстоятельств, сказочных образов, особенности поэтики. Сказка Чуковского проанализирована как идейно-художественное целое, отрывок выразительно прочитан наизусть.

Умение квалифицированно читать вслух любой литературный текст: без подготовки и с подготовкой.

Отрывок прочитан квалифицированно, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 14

  1. Поэзия серебряного века для детей и в детском чтении.
  2. Соединение лирики и юмора в произведениях Н. Носова (или В. Драгунского, Ю. Коваля – по выбору студента).
  3. Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов серебряного века (по одному стихотворению Блока, Есенина, Бальмонта, Бунина).

_______________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание литературы рубежа ХIХ-ХХ веков, творчества поэтов серебряного века. Умение подбирать произведения в соответствии с возрастом детей и задачами работы.

Умение выразительно читать наизусть стихотворные произведения.

Рассмотрена поэзия «серебряного века» в круге детского чтения - стихотворения И.А. Бунина, К.Д. Бальмонта, А. А. Блока, С. А. Есенина; отмечено их идейно-художественное своеобразие, значение для эстетического и нравственного развития ребенка. Выразительно прочитаны наизусть стихотворения.

Знание содержания и художественных особенностей произведений писателей конца ХХ века.

Умение анализировать произведения детской литературы.

Представлен обзор юмористических произведений детской литературы конца ХХ века.  Отмечены особенности творческой манеры авторов - Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля и др., своеобразие характеристик героев, соединение лирики и юмора.

Умение выразительно читать наизусть стихотворные произведения.

Стихотворения выразительно прочитаны наизусть, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 15

  1. П.П. Ершов и его сказка “Конек-Горбунок”, художественные особенности сказки (примеры из текста).
  2. Особенности изображения природы в сказках К. Г. Паустовского. Анализ одного произведения.
  3. Чтение наизусть стихотворений А. Л. Барто (по выбору).

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества П. П. Ершова, содержания и художественных особенностей произведения писателя.

 Умение анализировать художественные тексты во взаимосвязи формы и содержания.

Дан очерк жизни и творчества П.П. Ершова, рассмотрена творческая история, фольклорное начало  сказки «Конёк-горбунок», охарактеризованы образы героев, определены особенности поэтики и языка «Конька-Горбунка», приведены примеры из текста.

Умение  анализировать и оценивать с эстетических и психолого-педагогических

позиций произведения детской литературы, выявлять актуальные темы и проблемы.

Рассмотрены сказки К.Г. Паустовского о взаимоотношениях человека и природы, соединение в них реальности и вымысла, отмечены познавательное и воспитательное начала. Сказка Паустовского проанализирована как идейно-художественное целое.

Умение выразительно читать наизусть стихотворные произведения.

Стихотворения выразительно прочитаны наизусть, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 16

  1.  К. И. Чуковский – детский поэт, сказочник, переводчик и исследователь детского словотворчества. Роль Чуковского в развитии детской литературы.
  2. Анализ сказки - несказки В. Бианки (по выбору студента).
  3. Чтение наизусть стихотворения поэта 2-ой половины 20 века (Е. Благининой, Б. Заходера, И. Токмаковой - по выбору).

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества К.И. Чуковского, содержания и художественных особенностей произведений писателя.

Умение  оценивать с эстетических и психолого-педагогических позиций произведения.

Дан очерк жизни и творчества К.И. Чуковского, охарактеризованы произведения разных жанров, воплощение в них «Заповедей для детских поэтов», отмечен вклад писателя в теорию и практику детской литературы.

Умение анализировать художественные тексты во взаимосвязи формы и содержания, выявлять актуальные темы и проблемы.

Отмечено жанровое своеобразие, нравственно-эстетическое значение произведений Бианки о природе. Сказка писателя проанализирована как идейно-художественное целое.

Умение выразительно читать наизусть стихотворные произведения.

Стихотворения выразительно прочитаны наизусть, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 17

  1.  Тема детства в русской автобиографической прозе 19 – 20 вв. (анализ одной повести – по выбору).
  2. Анализ поэтических произведений 19 века (И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, И. З. Сурикова, Н. А. Некрасова - по выбору).
  3. Выразительное чтение отрывка из произведения М. М. Пришвина.

_____________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание содержания и художественных особенностей произведений автобиографической прозы.

Умение  анализировать и оценивать с эстетических и психолого-педагогических позиций произведения.

Отмечена специфика художественной автобиографии, названы произведения русской автобиографической прозы  писателей 19 – 20 вв., рассмотрен образ повествователя, изображение  диалектики души (в книге С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», повестях Н.Г. Гарина–Михайловского «Детство Темы», Л.Н. Толстого, А. М. Горького «Детство» и др.).  Отмечены педагогическое и художественное в повести, роль  внутреннего монолога, нравственно-психологический аспект. Проанализированы  ключевые эпизоды.

Умение подбирать произведения в соответствии с возрастом детей и задачами работы.

Умение выразительно читать наизусть и анализировать стихотворные произведения.

Названы основные темы поэтических произведений 19 века для детей, отмечены их идейно-художественные особенности. Стихотворения выразительно прочитаны, грамотно осуществлён  литературно-художественный и исполнительский анализ.

Умение квалифицированно читать вслух любой литературный текст: без подготовки и с подготовкой.

Отрывок прочитан квалифицированно, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 18

  1.  Своеобразие сказочного мира П.П. Бажова. Нравственный и эстетический мир сказов.
  2. Мастерство в изображении детского характера в стихотворениях С. Михалкова («А что у вас?», «Дядя Степа», «Мимоза» и др.). Выразительное чтение наизусть.
  3. Выразительное чтение отрывка из сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества П.П. Бажова, содержания и художественных особенностей произведений писателя для детского чтения.

Умение  оценивать с эстетических и психолого-педагогических позиций произведения.

Представлен обзор творчества П.П. Бажова, определены жанровая природа сказов, особенности сюжета и композиции, их связь с фольклором, художественное своеобразие сказов Бажова, отмечена народность языка. Подчёркнуто новаторство писателя в создании нравственного и эстетического мира сказов.

Умение выразительно читать наизусть и анализировать художественные тексты во взаимосвязи формы и содержания, выявлять актуальные темы и проблемы.

Отмечены многообразие тем и жанров в творчестве С. В. Михалкова, отражение внутреннего мира ребенка в поэзии, мастерство в изображении детского характера в стихотворениях  поэта. Стихотворения выразительно прочитаны наизусть, грамотно осуществлён  литературно-художественный и исполнительский анализ.

Умение квалифицированно читать вслух любой литературный текст: без подготовки и с подготовкой.

Отрывок прочитан квалифицированно, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 19

  1.  Общая характеристика произведений М. Горького, вошедших в круг чтения младших школьников.
  2. Анализ сказок В. А. Жуковского. Чтение наизусть отрывка.
  3. Пересказ сказки Максима Горького «Воробьишко».

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества А. М. Горького, содержания и художественных особенностей произведений писателя для детского чтения.

Умение  подбирать произведения в соответствии с возрастом детей и задачами работы,

оценивать их с эстетических и психолого-педагогических позиций.

Определена роль Горького как теоретика, организатора детской литературы, дана общая характеристика произведений писателя, вошедших в круг чтения младших школьников (повести “Детство”, «В людях», сказки для детей), отмечена их педагогическая ценность.

Умение выразительно читать наизусть и анализировать художественные тексты во взаимосвязи формы и содержания.

Рассмотрены сказки В. А. Жуковского, вошедшие в круг детского чтения, определены их тематика, идейно-художественное содержание, своеобразие языка и стиля, гуманистический смысл. Выразительно прочитан наизусть отрывок.

Умение выразительно пересказывать литературное произведение.

Пересказ осуществлён с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 20

  1.  Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчик.
  2. Нравственно-психологический конфликт и образы детей в рассказах В. В. Голявкина. Анализ одного произведения (по выбору).
  3. Выразительное чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества С. Я. Маршака, содержания и художественных особенностей произведений писателя для детского чтения.

Отмечено тематическое и жанровое разнообразие творчества Маршака, определены идейно-художественные особенности произведений: сочетание познавательного материала с поэтичностью видения мира, юмор и детская сатира, своеобразие поэтической манеры; подчёркнуты педагогическая ценность и актуальность поэтических произведений С. Я. Маршака.

Знание содержания и художественных особенностей произведений писателя для детского чтения.

Умение анализировать художественные тексты во взаимосвязи формы и содержания, выявлять актуальные темы и проблемы.

Проявлено знание идейно-художественного содержания рассказов В. В. Голявкина: развитие нравственно-психологического конфликта, приёмы создания образов героев, манера повествования. Рассказ проанализирован во взаимосвязи формы и содержания.

Умение выразительно читать наизусть стихотворные произведения.

Стихотворение выразительно прочитано наизусть, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 21

  1.  Детская поэзия 60-90 годов. Основные направления развития  (на примере творчества Б. Заходера, Г. Сапгира, Ю. Мориц, И. Токмаковой и др.). Чтение наизусть.
  2. Анализ произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (по выбору).
  3. Выразительное чтение отрывка из произведения А. И. Куприна.

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества поэтов второй половины ХХ века, основных тенденций развития поэзии для детей. Умение выразительно читать наизусть.

Представлен обзор детской поэзии 60-90 годов ХХ века, отмечены жанровое многообразие,  традиции и новаторство в тематике, поэтическом языке, ритмике, основные направления развития, значение игры и фантазии как способа воспитания в ребенке творческой свободы. Приведены примеры, стихотворения выразительно прочитаны наизусть.

Умение анализировать художественные тексты во взаимосвязи формы и содержания, выявлять актуальные темы и проблемы.

Произведение Д. Н. Мамина-Сибиряка проанализировано как идейно-художественное целое.

Умение квалифицированно читать вслух любой литературный текст: без подготовки и с подготовкой.

Отрывок прочитан квалифицированно, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 22

  1.  Особенности произведений для детей В. Драгунского. Образ Дениски Кораблева, тема семьи, приемы создания комического в книге «Денискины рассказы».
  2. Анализ рассказа Л. Н. Толстого для детей (по выбору).
  3. Чтение наизусть программного стихотворения поэта 19 века: Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, А. К. Толстого (по выбору).

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества, содержания и художественных особенностей произведений В. Драгунского.

Умение  подбирать произведения в соответствии с возрастом детей и задачами работы.

Дана общая характеристика творчества В. Драгунского, определены темы и жанры произведений, особенности сюжета и композиции, роль образа Дениски Кораблева,  приемы создания комического.

Умение анализировать художественные тексты во взаимосвязи формы и содержания, выявлять актуальные темы и проблемы

Рассказ Л. Н. Толстого проанализирован во взаимосвязи формы и содержания.

Умение выразительно читать наизусть стихотворные произведения.

Стихотворение выразительно прочитано наизусть, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 23

  1. Своеобразие природоведческой книги В. Бианки. Фольклорная основа познавательных сказок, приключенческие произведения о животных, «Лесная газета».
  2. Анализ цикла поэтических произведений А. Барто - по выбору. Чтение наизусть.
  3. Выразительное чтение отрывка из произведения В. М. Гаршина.

 ________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества В. Бианки, содержания и художественных особенностей произведений .

Отмечены гуманизм и художественное мастерство В. Бианки в произведениях о мире природы разных жанров, фольклорная основа познавательных сказок, своеобразие приключенческих произведений о животных, особенности языка и стиля, подчёркнуты педагогическая ценность и актуальность.

Умение выразительно читать наизусть и анализировать поэтические произведения.

Проанализирован цикл поэтических произведений А. Барто, стихотворения выразительно прочитаны наизусть.

Умение квалифицированно читать вслух любой литературный текст: без подготовки и с подготовкой.

Отрывок прочитан квалифицированно, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 24

  1.  Поэзия И. А. Бунина в детском чтении (темы, образы, особенности поэтики). Чтение наизусть.
  2. Анализ народной волшебной сказки (по выбору).
  3. Пересказ произведения В. Д. Ушинского «Слепая лошадь».

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества И. А. Бунина, своеобразия поэтических произведений.

Умение выразительно читать стихотворения наизусть.

Рассмотрены поэтические произведения И. А. Бунина в детском чтении, определена их тематика, образы, художественные особенности, роль изобразительно-выразительных средств. Стихотворения выразительно прочитаны наизусть.

Знание классификации народных сказок, характерных особенностей волшебной сказки.

Умение анализировать произведение устного народного творчества, определять  место сказки в детском чтении, её педагогическую ценность.

 

Произведение правильно проанализировано: названы характерные особенности волшебной сказки, определены композиция, время и место действия, представлены герои, приёмы их характеристики, отмечено своеобразие языка, место народной волшебной сказки в детском чтении.

Умение выразительно пересказывать литературное произведение.

Пересказ осуществлён с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 25

  1.  Литературные сказки Х. К. Андерсена, их художественные особенности и воспитательное значение.
  2. Гуманизм прозы русских писателей второй половины ХIХ века (Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин, А. П. Чехов). Анализ  произведения (по выбору).
  3. Выразительное чтение наизусть отрывка из сказки А.С. Пушкина.

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества Х. К. Андерсена,  содержания и художественных особенностей сказок.

Рассмотрены сказки Андерсена, определены манера повествования,  развитие конфликта, система образов и приёмы их характеристики, своеобразие языка, гуманистический смысл сказок, их  воспитательное значение.

Знание творчества русских писателей второй половины ХIХ века, содержания и художественных особенностей произведений. Умение анализировать художественные тексты во взаимосвязи формы и содержания, выявлять актуальные темы и проблемы.

Названы произведения русских писателей второй половины ХIХ века, вошедшие в круг детского чтения, определено их идейно-художественное содержание, гуманистический смысл, нравственный потенциал. Рассказ проанализирован во взаимосвязи формы и содержания.

Умение  выразительно читать наизусть поэтическое произведение.

Выразительно прочитан наизусть отрывок из сказки А.С. Пушкина.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 26

  1.  Повесть «Кавказский пленник» Л. Толстого. Ее идейно-художественные особенности.
  2. Поэтические произведения И. П. Токмаковой, их воспитательное значение. Чтение наизусть, исполнительский анализ.
  3. Выразительное чтение русской народной сказки (по выбору).

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание содержания и художественных особенностей произведения Л. Н. Толстого.

Дана общая характеристика повести Л. Н. Толстого, определены особенности сюжета и композиции, приёмы создания образов героев, своеобразие стиля и языка, нравственный смысл произведения.

Знание творчества И. П. Токмаковой, художественных особенностей произведений.

Умение выразительно читать наизусть и анализировать поэтические произведения.

Отмечены зримость, конкретность поэтических образов, близость поэзии Токмаковой к народной традиции, глубина и серьезность конфликтов при сюжетной простоте многих произведений, фольклорное начало и роль авторского голоса. Стихотворения выразительно прочитаны наизусть, грамотно осуществлён  литературно-художественный и исполнительский анализ.

Умение квалифицированно читать вслух произведение устного народного творчества.

Сказка прочитана квалифицированно, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 27

  1. Идейно-тематическое содержание произведений  Б. С. Житкова для детей.
  2. Русская природа в творчестве поэтов “золотого века” (Н. Некрасов, А. Фет, А. Толстой, И. Никитин, С. Дрожжин и др.). Чтение наизусть, анализ.
  3. Выразительное чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества Б. С. Житкова, содержания и художественных особенностей произведений писателя для детского чтения.

Дана общая характеристика деятельности Б. С. Житкова в области теории и практики детской литературы, отмечено идейно-тематическое богатство произведений писателя для детей младшего возраста, определены их художественные особенности, своеобразие языка.

Знание творчества русских поэтов ХIХ века, художественных особенностей пейзажной лирики.

Умение выразительно читать наизусть и анализировать поэтические произведения.

Названы произведения пейзажной лирики русских поэтов ХIХ века, вошедшие в круг детского чтения, определены их идейно-художественные особенности. Стихотворения выразительно прочитаны наизусть, грамотно осуществлён  литературно-художественный и исполнительский анализ.

Умение квалифицированно читать вслух любой литературный текст: без подготовки и с подготовкой.

Рассказ прочитан квалифицированно, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 28

  1.  Природоведческая литература. Сочетание принципов научности и художественности в произведениях Н. И. Сладкова, С. В. Сахарнова, Г. Я. Снегирева, Э. Шима и др. (по выбору).
  2. В.А. Жуковский и его лирика, сказки для детей. Чтение наизусть.
  3. Выразительное чтение отрывка из произведения Е. И. Чарушина.

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание содержания и художественных особенностей произведений природоведческой литературы.

В обзоре представлены произведения природоведческой литературы для детей, отмечены антропоморфизм и научная достоверность образов, раскрытие закономерностей природы, ясность и точность языка, гуманистическая сущность научно-познавательных книг для детей, их направленность на воспитание наблюдательности и нравственного отношения к природе.

Знание творчества         В.А.Жуковского, содержания и художественных особенностей произведений писателя для детского чтения.

Умение выразительно читать наизусть и анализировать поэтические произведения.

Дана общая характеристика  творчества В. А. Жуковского, отмечены его взгляды на поэзию как средство нравственного и эстетического воспитания, названы произведения для детей и детского чтения, определены жанры, темы, мотивы, идейно-художественное своеобразие произведений. Приведены примеры, выразительно прочитаны наизусть стихотворения поэта для детей, отрывки из сказок.

Умение квалифицированно читать вслух любой литературный текст: без подготовки и с подготовкой.

Отрывок прочитан квалифицированно, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 29

  1.  Зарубежные детские писатели второй половины 19 в. и 20 века. Разнообразие  переводных книг, адресованных младшему школьнику (сказка Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», сказки Р. Киплинга, повести-сказки А.  Милна и А. Линдгрен, «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери – по выбору).
  2. Образы детей в рассказах М. Зощенко (на материале 2-3 рассказов – по выбору).
  3. Выразительное чтение наизусть стихотворения Н. А. Некрасова.

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества и содержания произведений зарубежных детских писателей второй половины 19 в. и 20 века.

Названы произведения зарубежных детских писателей, отмечено их жанровое и тематическое разнообразие, определены особенности сюжета,  организации художественного времени и пространства, система образов сказки и своеобразие конфликта, подчёркнуто значение сказок в развитии нравственного, интеллектуального и образно-речевого мышления детей.

Знание творчества         М. Зощенко, содержания и художественных особенностей произведений писателя для детского чтения.

Рассмотрены рассказы М. Зощенко для детей, определены их сюжетно-композиционные особенности, художественные приёмы создания образов детей, своеобразие языка и стиля.

Умение  выразительно читать наизусть поэтическое произведение.

Стихотворение выразительно прочитано наизусть, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 30

  1.  Литература европейского  романтизма в детском чтении. Развитие литературной сказки: сказки братьев Гримм, В. Гауфа,   Х. К. Андерсена (по выбору).
  2. Сказки и рассказы В. Гаршина, вошедшие в круг детского чтения, их этическая и эстетическая  ценность. Анализ сказки (по выбору).
  3. Чтение наизусть стихотворения С. Я. Маршака (по выбору).

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества и содержания произведений зарубежных детских писателей.

Отмечено отражение романтического мировосприятия    в сказках Ш. Перро,  братьев Гримм, В. Гауфа,  Х. К. Андерсена. Определены идейно-художественные особенности: сказочное и реалистическое в сюжете и характеристике персонажа, антропоморфизм, аллегория, художественно-изобразительные средства, нравственный смысл сказок.

Знание творчества         В. М. Гаршина, содержания и художественных особенностей произведений писателя для детского чтения.

Умение анализировать художественные тексты во взаимосвязи формы и содержания, выявлять актуальные темы и проблемы

Определена тематика сказок и рассказов Гаршина, вошедших в круг детского чтения, отмечены особенности творческой манеры писателя, нравственно-философский подтекст произведений Гаршина, их актуальность, педагогическую ценность. Сказка проанализирована во взаимосвязи формы и содержания.

Умение  выразительно читать наизусть поэтическое произведение.

Стихотворение выразительно прочитано наизусть, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 31

  1.  Нравственные проблемы в стихах А. Л. Барто. Яркость детских характеров. Особенности сатиры.
  2. Анализ рассказа А. П. Гайдара «Голубая чашка».
  3. Выразительное чтение отрывка из рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка.

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества         А. Л. Барто, содержания и художественных особенностей произведений для детского чтения.

Умение выразительно читать наизусть и анализировать поэтические произведения.

Отмечены традиции стихотворной публицистики в творчестве А.Л. Барто: прямой диалог с ребенком, сатирические мотивы, особенности поэтики; создание социально-психологического портрета, адресат поэзии Барто, отсутствие нравоучений и ясность морали в стихах, их значение в воспитании нового человека. Приведены примеры, выразительно прочитаны наизусть стихотворения.

Умение анализировать художественные тексты во взаимосвязи формы и содержания, выявлять актуальные темы и проблемы.

Рассказ проанализирован во взаимосвязи формы и содержания.

Умение квалифицированно читать вслух любой литературный текст: без подготовки и с подготовкой.

Отрывок прочитан квалифицированно, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 32

  1.  Мир человека и животных в рассказах А. И. Куприна.
  2. Басни И. А. Крылова в детском чтении. Приемы создания образов и особенности художественной речи. Анализ одной басни.
  3. Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов серебряного века (по выбору).

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества         А. И. Куприна, содержания и художественных особенностей произведений писателя для детского чтения.

Названы произведения А. И. Куприна для детей, определены их тематика, идейно-художественное содержание; особенности изображения мира человека и животных в рассказах Куприна, приемы создания образов животных, нравственный смысл произведений.

Умение выразительно читать наизусть и анализировать басню.

Басня выразительно прочитана наизусть, грамотно осуществлён  литературно-художественный и исполнительский анализ.

Умение  выразительно читать наизусть поэтическое произведение.

Стихотворения выразительно прочитаны наизусть, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание (теоретическое и практическое)    № 33

  1.  Повести-сказки Э. Успенского: своеобразие тематики и выбор персонажей.
  2. Социально-обличительная направленность рассказов А. П. Чехова о детях («Ванька», «Беглец», «Спать хочется»). Анализ одного из рассказов.
  3. Выразительно прочитать наизусть по одному стихотворению А. Л. Барто, С. В. Михалкова, отрывок из сказки К. И. Чуковского.

________________________________________________________________________________________________________________

Результаты освоения

 

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Знание творчества         Э. Успенского, содержания и художественных особенностей произведений писателя для детского чтения.

Отмечены многожанровость творчества Э. Успенского, своеобразие тематики произведений, пародирование как один из основных приемов сказочного повествования, выбор персонажей, особенности стиля Э. Успенского.

Умение анализировать художественные тексты во взаимосвязи формы и содержания, выявлять актуальные темы и проблемы

Определена концепция детства в рассказах А.П. Чехова: болезни общества и семьи и их влияние на мир детей, отмечены мастерство психологического анализа детских характеров, воспитательное значение произведений писателя.

Рассказ проанализирован во взаимосвязи формы и содержания.

Умение  выразительно читать наизусть поэтическое произведение.

Стихотворения выразительно прочитаны наизусть, с использованием логических и эмоционально-образных средств выразительности художественного чтения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся 6 класса по литературе

Назначение КИМИтоговая  работа по литературе предназначается для проверки уровня усвоения учащимися 6-го класса знаний и умений по литературе в объёме обязательного минимума содержания образовани...

Итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 6 класса по литературе

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 6 класса в образовательном учреждении по предмету «Литература»....

итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 7 класса по литературе

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 7 класса в образовательном учреждении по предмету «Литература»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности  44.02.02  «Преподавание в начальных классах&raq...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОП.08 Детская литература с практикумом по выразительному чтению.

Настоящий сборник предназначен в качестве методического пособия при проведении внеаудиторных самостоятельных работ обучающимися по программе дисциплины ОП.08  «Детская литература с практику...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ЕН.01 МАТЕМАТИКА основной профессиональной образовательной программы по специальности: 19.02.01 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ форма проведения промежуточной

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины математика разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего...

Методическая разработка урока. МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. Тема: «Произведения Б. Житкова для детей. Характеры и жизненные ситуации в рассказах сборника «Морские истории».

В методической разработке представлена разработка урока по МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. По теме: "ПРоизведения Б. Житкова для детей. Характры и жизненые си...