РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»
рабочая программа по литературе на тему

Малиновская Аделина Адольфовна

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности  44.02.02  «Преподавание в начальных классах», может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при формировании программ повышения квалификации для учителей общеобразовательной школы, воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018_pr._mdk_det._lit.docx115.41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Ногинский филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Московского государственного областного университета

                                     УТВЕРЖДАЮ

                            Директор

                                                           Ногинского филиала МГОУ  

_________________ И.В.Смирнова

                                                                    ___ ________________20_____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

основной профессиональной образовательной программы

специальности 44.22.02 «Преподавание в начальных классах»

Очная форма обучения

Ногинск, 2018

ОДОБРЕНО                                                                СОСТАВЛЕНА    

Предметно-цикловой комиссией                                В соответствии с государственными                                                        

общегуманитарных дисциплин                               требованиями к минимуму содержания

                                                                                         и уровню подготовки выпускника по

Протокол №1                                                               специальности: 44.02.02 «Преподавание          

от «  »  сентября 2018 г.                                               в начальных классах»

                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                     СОГЛАСОВАНО

Председатель ПЦК                                                        Заместитель директора по УВР                        

_________Г.В. Костюхина                                                               _________С.В.Першукова

____ ____________20___                                                                  ____ _____________20___

Составитель: Малиновская А. А., преподаватель Ногинского филиала МГОУ

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: _________Зеленина В. А., методист Ногинского филиала МГОУ

Содержательная экспертиза: __________ Шорникова М.Н., преподаватель высшей квалификационной категории Ногинского филиала МГОУ

Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза:______----------------

------------------------------------------------------------------

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного

стандарта среднего профессионального образования по специальности  44.02.02  «Преподавание в начальных классах», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ  № 1353 от 27 октября 2014 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальностям 44.02.02  «Преподавание в начальных классах» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ………………...4

2. Структура и содержание учебной дисциплины ……………………..6

3. Условия реализации учебной дисциплины …………………………10

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины …15

5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу.. 16


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Детская литература с практикумом по выразительному чтению

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ)  является частью основной профессиональной образовательной программы Ногинского филиала МГОУ по специальности СПО 44.22.02 «Преподавание в начальных класса» углубленного уровня подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при формировании программ повышения квалификации для учителей общеобразовательной школы, воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования.

Рабочая программа составляется для очной формы обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной  программы:  принадлежит к профессиональному циклу (раздел общепрофессиональные дисциплины).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

-использовать  основы теоретических  знаний  в  области  детской  литературы  в  профессиональной деятельности;

- анализировать и оценивать с эстетических и психолого-педагогических

позиций произведения детской литературы и фольклора;

- подбирать произведения в соответствии с возрастом детей и задачами

работы ( в различных видах деятельности);

-проектировать  различные  формы образовательной деятельности  с  использованием  литературных  текстов;

- выразительно читать произведения детской литературы;

- общаться с детьми на высоком уровне языковой культуры;

- определять сверхзадачу чтения произведения и перспективу развития

действия;

- составлять речевую партитуру.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

-специфику детской литературы;

-этапы истории детской литературы и современные тенденции ее развития;

-классификацию жанров устного народного творчества, детского фольклора и детской литературы;

-содержание художественных произведений детской литературы;

-основные теоретико-литературные понятия;

- творчество писателей-классиков русской и переводной детской литературы;

- современные периодические издания для детей и журналы;

-программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;

-воспитательные возможности урока  в начальной школе.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 164 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 109 часов;

самостоятельной работы обучающегося 55 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

164

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

109

Курсовая работа/проект

Не предусмотрена

Учебная практика

Не предусмотрена

Производственная практика

Не предусмотрена

Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:

-конспектирование

-изучение литературы по теме

 -поиск,  анализ и систематизация  информации об авторе художественного произведения

-написание докладов, рефератов, контрольных и исследовательскихработ

- оформление читательских дневников

 -заучивание стихов наизусть

-анализ художественного произведения для детей

-подготовка и создание проекта детского журнала

-подготовка и создание  презентаций

-составление книжных выставок

-подбор текстов в соответствии с возрастными особенностями детей

- разработка и оформление конспектов уроков по литературному чтению (1-4 кл.) по выбору

- подбор занимательных материалов к урокам литературного чтения  в начальных классах

-составление разработок внеклассных мероприятий

55

3

4

3

15

5

3

2

3

5

2

2

3

2

3

Итоговая аттестация в форме (указать)

Экзамен


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01. Преподавание по программам начального образования(по учебному плану)

3.1. Тематический план МДК.01.03.

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс.учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная, часов

Производственная(по профилю специальности), часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов

в т.ч. курсовая работа (проект), часов

Всего, часов

в т.ч., курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1- ПК 1.5

Раздел 1.

Устное народное творчество

14

9

5

-

5

-

-

-

ПК 4.1-ПК 4.5

Раздел 2.

Возникновение и развитие детской литературы в России X-XVIII вв.

8

4

1

4

-

-

ПК 4.1-ПК 4.5

Раздел 3.

Русская детская литература ХIХ века

49

35

18

14

-

-

ПК 4.1-ПК 4.5

Раздел 4.

Детская литература первой половины ХХ века

40

28

14

12

-

-

ПК 4.1-ПК 4.5

Раздел 5.

Русская детская литература второй половины ХХ – начала ХХI вв.

35

23

12

12

-

-

ПК 4.1-ПК 4.5

Раздел 6.

Зарубежная детская литература

18

10

6

8

-

-

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

-

-

Всего:

164

109

56

-

55

*

-

-

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

МДК. 01.03.   «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С ПРАКТИКУМОМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Устное народное творчество

9

Тема 1.1. Фольклор и детская литература

Содержание учебного материала

2

1

Введение. Специфика детской литературы. Круг детского чтения.Функции детской литературы как искусства слова. Жанровая классификация детских книг.

1-2

2

Устное народное творчество, его отличие от  художественной литературы.  Понятие детского фольклора. Роль фольклора в формировании личности ребенка. Заповеди народной педагогики в фольклорных произведениях.  Малые жанры УНПТ.Малые жанры детского фольклора, их классификация.

2-3

Лабораторные работы:  не предусмотрены

-

Практическое  занятие

1

1

Творческое представление  малых жанров фольклора.

Контрольные работы

-

Тема 1.2.  Русские народные сказки

Содержание учебного материала

1

1

Эпические жанры УНТ в детском чтении. Народная сказка в круге детского чтения.  Классификация сказок по тематике и стилистике. Кумулятивные сказки, их стиль, язык. Идейно-художественное своеобразие сказок о животных,  прием антропоморфизма в выборе персонажей. Принцип иерархии персонажей сказки.

2-3

Волшебные сказки. Особенности жанра. Нравственный потенциал, гуманистические идеи волшебных сказок. Бытовые (сатирические) сказки. Особенности жанра,  композиция и поэтика сказок. Моральная сентенция бытовой сказки.  Воспитательное значение сказок. Влияние народных сказок на развитие литературных жанров.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

3

1

Народная сказка в детском чтении. Анализ русских народных сказок разных типов, работа над выразительностью рассказывания сказок.  

2

Обработка русских народных сказок В.И.Далем, А.Н.Афанасьевым, К.Д.Ушинским и другими фольклористами.

3

 Стилевое единство художественного текста сказки. Стилизация народной сказки.

Контрольные работы

-

Тема 1.3. Былины

Содержание учебного материала

1

1

Былина в круге детского чтения. Классификация былин, поэтика. Художественные особенности былины: фантастический вымысел, реалии древности, мифологические образы. Гипербола как один из ведущих приемов былинного повествования. Литературные пересказы былин, адаптированные к детскому восприятию. Воспитательное значение былин.

2-3

Лабораторные работы

-

Практическое  занятие:

1

1

Идейно-художественный и исполнительский  анализ былины.  Интонирование былинного стиха. Выразительное чтение  наизусть.  

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов по 1 разделу:

-составление глоссария;

-подготовка докладов и презентаций;

-разработка конспектов занятий по теме «Устное народное творчество»;

-творческое представление жанров УНТ;

-составление сценариев детских праздников по фольклору;

- работа с конспектами лекций и специальной учебной литературой по теме.

5

Раздел 2. Возникновение и развитие детской литературы в России X-XVIII вв.

4

Тема 2.1Древнерусская литература

Содержание учебного материала

1

1

Исторические предпосылки возникновения литературы для детей. Тенденции литературы XI–XV вв., подготовившие оформление детской литературы как самостоятельной ветви историко-литературного процесса.  Формирование круга детского чтения в Древней Руси.  Жития, Поучения, Беседы.

2-3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

1

Проблемы воспитания и образования в произведениях  литературы Древней Руси и эпохи  Просвещения, включённых в программу начальной школы.

1

Контрольные работы

-

Тема 2.2. Детская книга в России ХV–XVIII веков

Содержание учебного материала

2

2-3

1

Русская литература XV–XVIII вв. для детей (азбуки, буквари, азбуковники, энциклопедии). Сочинения для детей Савватия, Кариона Истомина и Симеона Полоцкого. Лицевой букварь Кариона Истомина – памятник русской литературы  конца ХVII века. Развитие светского образования в эпоху Петра I. Книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

2

Литература русского Просвещения в детском чтении (Екатерина II, Н. Г. Курганов, А.Т. Болотов, Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин). Первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» Н.И. Новикова и его значение в истории отечественной детской литературы. Сентиментализм и литературно-педагогическая деятельность Н.М. Карамзина.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы: тестовый контроль

-

Раздел 3. Русская детская литература Х1Х века.

35

Тема 3.1.  Детская литература первой половины XIX века.

Содержание учебного материала

7

2-3

1

Русская детская литература XIX в.: основные художественные тенденции, система жанров, поэтика. Поэзия первой половины 19 в. для детей (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А.В. Кольцов). Стихия русской песенной поэзии А. В. Кольцова.

2

Басня как жанр детской литературы. Басенное творчество И.А. Крылова.  Идейно-тематическое богатство басен. Народность языка, реализм. Художественное своеобразие басен, их воспитательное значение.

3

Понятие литературной сказки. Связь авторской сказки с фольклорными формами и литературными жанрами.  Стихи и сказки В.А. Жуковского для детей, воплощение в них взглядов поэта на детскую литературу.

4

А.С. Пушкин. Лирика А. С. Пушкина в детском чтении. Литературная сказка А.С. Пушкина. Проблематика и поэтический язык.

5

П.П. Ершов, сказка «Конёк-горбунок». Эпическая картина России, образы героев, особенности поэтики и языка «Конька-Горбунка», фольклорное начало в сказке.

6

Повесть-сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»: элементы автобиографической повести о детстве, историзм и фантастика, романтическоедвоемирие и образ ребенка. Художественные достоинства и педагогическая направленность повести-сказки. Значение повести-сказки Погорельского для формирования языка отечественной детской прозы.

7

Педагогический подтекст и художественные особенности прозаических сказок В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», «Городок в табакерке», «Сказки дедушки Иринея». Философская и нравственная направленность сказок В.Ф. Одоевского.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

7

1

Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворений русских поэтов 1 половины 19 века. Выявление   особенностей   стихотворной   речи.  

2

Идейно-художественный анализ, инсценирование басен И. А. Крылова. Выразительное чтение в системе изучения басни.

3

Романтические баллады и сказки В. А. Жуковского в круге детского чтения. Требования к выразительному чтению.

4

Нравственно-философский смысл, поэтика сказок А. С. Пушкина. Видение события и воображаемое участие в нем чтеца-исполнителя.

5

Художественное пространство сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Выразительное чтение в системе анализа сказки.

6

Проблематика и гуманистический пафос сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Слияние фантастического и реального, психологический мир главного героя.

7

Педагогический подтекст и художественное своеобразие сказок В. Ф. Одоевского.   Воплощение авторских идеалов в жанре сказки. Особенности художественного рассказывания.

Контрольные работы

Тема 3.2. Детская литература второй половины XIX века

Содержание учебного материала

5

2-3

1

Тенденции развития детской литературы во второй половине XIX века. Деятельность К. Д. Ушинского  как детского писателя. Рассказы и сказки, многообразие тематики произведений. Учебные книги Ушинского и Л. Н. Толстого. Педагогический характер художественных и научно-популярных текстов.

2

Л. Н. Толстой. Творчество для детей. Нравственный смысл произведений. «Кавказский пленник». Становление человеческой души в автобиографической трилогии Л. Н. Толстого.

3

Реалистическая автобиографическая повесть С.Т. Аксакова "Детские годы  Багрова-внука". Сказка «Аленький цветочек».

4

Изображение народной жизни и детских судеб в стихах Н.А. Некрасова.  Идейно-художественное своеобразие  поэзии Некрасова, вклад автора в развитие поэзии для детей.

5

Поэзия второй половины XIX в. для детей (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, И.З. Суриков, А.К. Толстой). Картины родной природы в творчестве поэтов  «золотого века».    Значение поэзии для эстетического развития детей.

Лабораторные работы

-

Практические  занятия

5

1

Сравнительный анализ произведений К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого для детского чтения.

2

Формирование детского характера в автобиографических повестях Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова.

3

Определение средств художественной типизации и индивидуализации образа героя. Особенности исполнения прозаических произведений.

4

Семинар: «Тема детства в творчестве русских классиков».

5

Тема природы в поэзии 19 века. Требования к выразительному чтению произведений пейзажной лирики.

Контрольные работы

-

Тема 3.3. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей конца XIX  века

Содержание учебного материала

5

2-3

1

Реализм и богатство нравственного содержания в рассказах и сказках Д. Н. Мамина-Сибиряка.  Этическая и эстетическая ценность сказок.

2

Нравственно-философский подтекст сказок В. М. Гаршина, их актуальность.

3

Мир детства в рассказах  А. П. Чехова.  Мастерство создания детских характеров. Рассказы о животных.

4

Тема социального неравенства, тяжёлого детства, одиночества, утраты мечты в рассказах Л. Н. Андреева. Гуманистический пафос творчества.  Мир человека и животных в рассказах Куприна. Нравственный смысл произведений.

5

Нравственный принцип как основа философских и художественных поисков в творчестве В. Г. Короленко.  Автобиографическая повесть  Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». «Корейские сказки» в переложении Гарина-Михайловского.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

5

1

Д. Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы и сказки для детей. Коллективное составление аннотированного рекомендательного списка книг Д. Н. Мамина-Сибиряка для учащихся 1-4классов.

2

В.М. Гаршин. Особенности творческой манеры писателя. Рассказывание сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

3

Художественный мир в рассказах Л. Андреева «Ангелочек», «Петька на даче», «Кусака». Творческий пересказ.

4

Воспитательное значение рассказов А. П. Чехова и Куприна о животных. Приемы создания психологического портрета.

5

Семья, воспитание детей, взаимоотношения детей и родителей в семье, влияние школы на нравственное становление личности  как главные темы в творчестве Н. Г. Гарина-Михайловского.

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа студентов по 3 разделу:

-подготовка докладов и презентаций по произведениям по теме «Литературная сказка 2-ой пол. 19 в.»

-подготовка и оформление практических работ

-составление конспектов занятий по теме «Сказки А.С. Пушкина, В.А. Жуковского».

-  знакомство  со сборниками стихов Тютчева, Плещеева, Фета и других поэтов;

- подготовка докладов и рефератов о жизни и творчестве поэтов и писателей 2 половины Х1Х века;

-сообщения о жизни А.И.Куприна, В.Г.Короленко, А.С.Серафимовича,   Л.Н.Андреева и др. в связи с основными аспектами творчества (по выбору).

- сочинение  «Тема детства в творчестве русских писателей».

14

Раздел 4. Детская литература 1-й половины ХХ века

28

Тема 4.1. . Поэзия и проза рубежа веков, 20-30-х гг.

Содержание учебного материала

7

1

Русская детская литература рубежа XIX–ХХ вв. Поэзия «серебряного века» в круге детского чтения (И. А. Бунин, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, С. А. Есенин). Стихи поэтов как средство развития эстетического чувства ребенка.Сказка «серебряного века» для детей (А. М. Ремизов, Н.К. Рерих, Ф. Сологуб, А. Н. Толстой, Л. Чарская). Фольклорные традиции, стилизация.

2-3

2

Группа «Обэриу».  Саша Черный как детский поэт. Сборник "Детский остров".  В. Маяковский детям. Своеобразие поэтической манеры: сатира и юмор, лиризм, разговорная интонация.

3

Произведения М. Горького для детей и о детях начала 20 века. Тема детства. Автобиографические повести “Детство”, «В людях». Сказки для детей в сборниках «Голубая книжка», «Ёлка».

4

Произведения А.Н. Толстого для детей  20-30-гг. Память о родине и детстве как ведущая тема повести А.Н. Толстого «Детство Никиты». Сказка «Золотой ключик».

5

 Литературная сказка 1920 – 1930-х годов.Роман-сказка Ю. Олеши. Творчество Е. Шварца.

6

Сказ в творчестве П. П. Бажова, Б. В. Шергина, И. Ф. Панькина и др. Сказы П. Бажова.  Связь с народным творчеством, особенности языка и композиции.

7

Энциклопедичность знаний и богатый жизненный опыт Б. Житкова, отраженный в его произведениях. Нравственный подтекст рассказов. Рассказы о животных. М. М. Пришвин — певец родной природы. Своеобразие произведений М. Пришвина, их педагогическая ценность. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

7

1

Поэзия «серебряного века» в детском чтении. Литературно-художественный и исполнительский анализ стихотворений. Тема родной природы в стихотворениях поэтов. Обучение выразительному чтению.

2

Своеобразие ритмической организации стиха произведений В. Маяковского, Д. Хармса, С. Чёрного.

3

Рассказы и сказки М. Горького, адресованные детям младшего школьного возраста.

4

Психологизм повести А. Н. Толстого «Детство Никиты».

5

«Три толстяка» Ю. Олеши: реализм и авангард как два ведущих направления в романе, тематика и проблематика, герои романа, конфликт между «толстяками» и «чудаками», символы и метафоры в романе.

6

Стилизация и сказ в творчестве П. Бажова для детей. Фантастический вымысел и реальность, образ повествователя и портреты героев, разговорные интонации, композиция пространства, нравственный подтекст.

7

Литературоведческий анализ рассказов Б.С. Житкова. Особенности исполнения прозаических миниатюр М. М. Пришвина.

Контрольные работы

-

Тема 4.2. Детская литература 40-50 гг.  Проза

Содержание учебного материала

4

1

Детская литература 1940–1950-х гг. (В. П. Катаев, Л. Пантелеев, В.А. Осеева). Творчество А. Гайдара для детей. Драматические этапы истории России в военных повестях и рассказах.

2-3

2

Рассказы и сказки А. Платонова для детей. Дидактическое начало в сказках А. Платонова. Особенности сказовой манеры, характер юмора. М. М. Зощенко - детям. Своеобразие писательской манеры.

3

Историческая тематика в детской литературе. Н. П. Кончаловская. «Наша древняя столица», С. П. Алексеев. «Рассказы о Суворове», А. Богданов («Святослав», «Владимир Святой», «Лыбедь, сестра Киева». Тема войны в произведениях 40-50-х гг.

4

Сказки о взаимоотношениях человека и природы К.Г. Паустовского: реальность и вымысел, познавательное и воспитательное начала. В. Бианки. Многообразие жанров в творчестве автора.  Е. И. Чарушин – художник и писатель.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

4

1

Воспитательный потенциал произведений А. П. Гайдара, В. Катаева, Л. Пантелеева, В. Осеевой. Нравственно-этическое становление ребенка в автобиографической повести о детстве.

2

Особенности повествовательной манеры произведений А. Платонова, М. Зощенко. Работа над языком и стилем.

3

Анализ произведений С. П. Алексеева, входящих в сборники «Сто рассказов из русской истории», «Птица-слава», «Небывалое бывает», «Идет война народная» и др. Краткий пересказ содержания произведений мастеров исторической прозы (по выбору).

4

Нравственно-эстетическое значение произведений о природе. Наблюдение над художественными  особенностями текстов. Сравнительный анализ текстов разных авторов.

Контрольные работы

-

Тема 4.3. Поэты 1 половины  XX века детям

Содержание учебного материала

3

1

К.И. Чуковский. Веселые стихи и сказки как основные жанры творчества. Богатство авторской фантазии.

2-3

2

С.Я. Маршак. Тематическое и жанровое многообразие поэзии. Роль Маршака в становлении и развитии детской поэзии.  С. В. Михалков. Многообразие тем и жанров в творчестве. Отражение внутреннего мира ребенка в поэзии.  

3

А. Л. Барто, её вклад в развитие теории и практики детской литературы. Любовное отношение к детям, отсутствие нравоучений, лиризм, юмор в стихах поэтессы. Мир добрых чувств в поэзии Е. А. Благининой, З. Н. Александровой, Н. П. Кончаловской.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

3

1

Художественное своеобразие произведений К. И. Чуковского. Выразительное чтение, исполнительский анализ.

2

"Сюжетная" поэзия: задачи, функция сюжета, особенности формирования художественного содержания. С. Я. Маршак, А. Барто, С. Михалков и др. в разработке детских стихотворных жанров.

Особенности выразительного чтения произведений «сюжетной» поэзии.

3

Традиции народной поэзии в творчестве Е. А. Благининой. Тематика, художественное своеобразие. Выразительное чтение, исполнительский анализ стихотворений.

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся по 4 разделу:

- подготовка сообщений о детских поэтах ХХ века;

-заучивание наизусть;

- изучение критических работ, посвященных русской литературной сказке ХХ века;

- инсценирование  произведений;

- составление конспектов уроков по творчеству данных авторов;

- подготовка презентаций по творчеству данных авторов.

12

Раздел 5. Русская литература для детей второй половины ХХ – начала XXI  века

23

Тема 5.1.  Детская литература 60-80-х гг.

Содержание учебного материала

2

1

Произведения для детей и о детях Ю. Коваля, В. Астафьева, Ф. Искандера. Способы создания образа ребёнка в произведениях Р. Погодина.Морально-нравственные проблемы в книгах писателей.

2-3

2

Повесть-сказка в русской литературе второй половины ХХ века: творчество А. Волкова, А. Шарова.  Философские сказки Г. Цыферова, С. Козлова, Н. Абрамцевой, Т. Александровой и др. Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок».

Лабораторные работы

-

Практические занятия

3

1

Проблема взаимоотношений взрослых и детей в повестях В. П. Крапивина. Приемы изображения психологии детей в произведениях А. Г. Алексина. Работа над языком и стилем.

2

Произведения для детей Ю. И. Коваля. Тематика и сюжеты, образы детей, взрослые персонажи, мир природы в книгах писателя. Выразительное чтение прозаических произведений.

3

Природоведческая литература 1960–80-х гг. для детей (Г. Скребицкий, Э. Шим,Н. И. Сладков, С. В. Сахарнов, Г. Я. Снегирев). Выявление  особенностей  чтения  природоведческих  произведений.

Контрольные работы

-

Тема 5.2.  Проза для детей рубежа XX-XXI вв.

Содержание учебного материала

3

1

Русская детская литература рубежа ХХ–ХХI веков: жанры, художественно-эстетические тенденции, творческие индивидуальности. Проза для детей (Ю.И. Дружников, Д.А. Емец, С.Г. Георгиев, Кир Булычев, В.М. Воскобойников, С.Г. Козлов, Л.С. Петрушевская и др.). Историческая литература: А.П. Торопцев, серия «Книги битв»; «Киевская Русь».

2-3

2

Э. Успенский. Своеобразие жанров в творчестве писателя: детектив,  авантюрно-приключенческая история, сказка, комикс, детская страшилка, городской песенный фольклор, пьесы.

3

В.  М.  Роньшин. Сборники «Здравствуйте, господин Хармс» и «Сказки кота ученого», иронические детективы. «Сказка про дождик, радугу, шарик и страшную черную тетрадку». Мир взрослого и ребенка. М.  Ю. Есеновский, «Дочки-матери». С. А. Седов, «Сказки несовершенного времени»; цикл сказок «Ёлки-палки: Фельдмаршал Пулькин!»  С.Г. Георгиева.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

3

1

А.  А.  Лиханов  «Никто», «Сломанная кукла». Трагизм звучания.  Автобиографическая проза  Б. Минаева, А. Кургузова, Ю. Нечипоренко, А. Торопцева.

2

Ирония и эксцентрика в произведениях М. Есеновского, В. Роньшина, С. Георгиева. Сравнительный анализ текстов разных авторов.

3

Семинар «Актуальные проблемы детской литературы. Перспективы развития».

Контрольные работы

-

Тема 5.3. Юмористическая детская книга второй половины XX -начала XXI вв.

Содержание учебного материала

2

1

Литературный смех и его разновидности в детской книге. Рассказы и сказки Н. Носова, В. Драгунского, К. Драгунской. Особенности творческой манеры авторов.

2-3

2

Добродушный юмор и тонкая ирония сверхкороткого рассказа В. Голявкина. Остроумные сказки Г. Остера. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Весёлые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

1

Идейно-художественное своеобразие романной трилогии о Незнайке Н. Носова; «Приключения Толи Клюквина». «Денискины рассказы» Е.Драгунского: проблематика и поэтика.

2

Анализ юмористических произведений для детей (В.  В. Голявкин, В. В. Медведев и др.). Упражнения в выразительном чтении юмористических произведений для младших школьников.

Контрольные работы

-

Тема 5.4. Современная детская поэзия

Содержание учебного материала

2

1

Поэзия 80-90-х гг.для детей (Н. Матвеева, Б. Заходер, Я. Л. Аким, В. Берестов, Г. Сапгир, И. Токмакова, Ю. Мориц).  Игра и фантазия как способ воспитания в ребенке творческой свободы: сборники Б. В. Заходера «Школа для птенцов», «Моя Вообразилия»; сборники Г.В. Сапгира «Леса-чудеса», «Новый букварь», «Лесная азбука», «Журавлиная книга»; Ю. П. Мориц. Их произведения в программе чтения школьников.

2-3

2

Современная детская поэзия. Традиции и новаторство в тематике, поэтическом языке, ритмике. Тенденции развития поэзии для детей (стихи Тима Собакина, А. Усачева, Г. Кружкова, М. Бородицкой, В. Друка, Н. Ламма, М. Яснова, П. Синявского, Р. Сефа).  Лиризм стихов В.  В. Лунина, С. Г. Козлова и др.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

3

1

Лирический диалог с ребенком в стихотворениях Я. Л. Акима, В. Берестова, Р. С. Сефа (сборники «Ключ от сказки», «Храбрый цветок»), И.А. Мазнина (сборник «Я склонился над цветами…»), О.Е. Григорьева (сборники «Говорящий ворон», «Витамин роста»), В. В. Лунина.Усвоение понятия о звукообразе и средствах звуковой выразительности.

2

Современная поэзия для детей (О. Е. Григорьев, Г. Б. Остер, Г. М. Кружков, М. Д. Яснов и др.). Наблюдение над ритмической организацией стихотворений.  Выразительное чтение стихов.

3

Читательский семинар в технологии развития критического мышления «Современная детская поэзия».

Контрольные работы

1

Тема 5.5. Детская периодическая печать, справочная литература

Содержание учебного материала

1

1

Детская периодическая печать для младшего школьного возраста. Роль детских журналов в формировании круга детских писателей, в художественном и социальном развитии детей. История детских журналов. Образовательно-воспитательные задачи периодики. Книги-справочники для младших школьников: «Кто такой? Что такое?», «Спутник любознательных» и другие.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1

1

Наблюдение над содержанием и художественной формой  справочных книг для детей. Анализ энциклопедий, атласов, справочников для учащихся начальных классов.

Контрольные работы

Самостоятельная работа студентов по 5 разделу:

- подготовка докладов о природоведческих детских книгах:

«Сочетание научности и художественности в рассказах о природе»,

«Сказки-несказки В. В. Бианки»;

- подготовка сообщений и презентаций;

-исследовательские работы:

«Прошлое, настоящее и будущее в научно-фантастических жанрах и фэнтези»;

«Духовное чтение:  Г. Н. Юдин «Птица Сирин и всадник на белом коне», «Муромское чудо», «Свеча неугасимая»;

 «Актуальные проблемы детской литературы. Перспективы развития».

12

Раздел 6.

Зарубежная детская литература

10

Тема 6.1. Произведения зарубежных авторов, вошедшие в «золотой фонд» детской литературы

Содержание учебного материала

4

1

Зарубежная детская литература.  Гуманистическое отношение к миру в сказках Ш. Перро,  братьев Гримм, Э. Гофмана. Сказки В. Гауфа. Отражение романтического мировосприятия.

2

2

Добро, Любовь и Красота в сказках Х. К. Андерсена. Сказочные повести С. Лагерлёф, А. Линдгрен, Т. Янссон,  А. А. Милна.

3

Фантастическое и реальное в сказках о природе и детстве Р. Киплинга. Рассказы и повести о животных Э. Сетона-Томпсона, Д. Даррелла, Д. Лондона. Философское начало сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

4

Зарубежная поэзия (обзор). Многообразие жанров в творчестве  Э. Лира,  Л. Кэрролла,  А. Милна,  Д. Ривза, Д. Чиарди, В. Смитта, , Ю. Тувима, Я. Бжеквы,  Э. Фарджон и др.  Фантазия, юмор, игра в слова и со словами. Познание ребенком мира и самого себя.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

6

1

Сказки Ш. Перро:  приметы времени, мораль в сказках. Творчество В. Гауфа в детском чтении. Своеобразие романтического мира трёх сказочных циклов. Проблема интерпретации произведений в современной детской аудитории.

2

Сказки Х.К. Андерсена. Гуманизм, демократизм, лиризм и поэтичность сказок. Художественные особенности сказок разной тематики и пафоса, авторские идеалы.

3

С. Л.О. Лагерлёф: «Удивительные путешествия Нильса…»Романтические традиции, жанровая специфика.  Сказки для детей О. Пройслера, их педагогическое значение.

4

С. Л.О. Лагерлёф: «Удивительные путешествия Нильса…»Романтические традиции, жанровая специфика.  Сказки для детей О. Пройслера, их педагогическое значение.

5

Р. Киплинг: «Маугли»,  «Вот такие истории». Художественное своеобразие сказки из «Книги джунглей». Система персонажей. Психологизм.

6

Сказки Л. Кэрролла. Сочетание элементов фольклора, пародии и парадоксально-логического мышления автора. Литература фэнтези. Произведения Д. Толкиена, К. С. Льюиса для детского чтения.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов по 6 разделу:

-  отличительные особенности справочной литературы для детей;

- особенности новых  детских журналов и газет;

- сообщения студентов о жизни и творчестве зарубежных сказочников;

- самостоятельное чтение произведений  Д. Лондона, Д. Даррела, М.Твена, М. Бичер-Стоу и других;

-подготовка докладов по творчеству А. Милна, А. Линдгрен, Д. Родари.

- знакомство со сборниками сказок зарубежных сказок;

-рефераты;

-исследовательские работы;

-презентации.

8

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

-

Самостоятельная работа студентов над курсовой работой (проектом)

-

Всего:

164


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета детской литературы.

 Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные пособия (схемы, таблицы и др.)

-методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;

-методические рекомендации к практическим работам.

 Технические средства обучения: аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные.

3.2.  Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Для преподавателей:

1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература.–М.: Академия, 2009.– 472с.

2. Будур Н.В. и др. Зарубежная детская литература. / Н.В. Будур, Э.И. Иванова, С.А.
Николаева, Т.А. Чеснокова. – М.: Академия, 2000. – 304 с.

3.Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М.:Академия, 2004. – 320 с.

4.Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.;Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.

5.Детская литература: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / под ред. Е. О. Путиловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

6. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образования / под ред. Т. В. Рыжковой. – М.: «Академия», 2014.

7.Детская литература: Хрестоматия. / Сост. Я.А. Чернявская, Г.В. Регушевская. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.

8.Зарубежная литература для детей и юношества: В 2-х ч. / Под ред. Н.К.Мещеряковой, И.С. Чернявской. – М., 1989.

9.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
10.Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. – М.: ВЛАДОС, 2001.-256с.

 11.Минералова И.Г. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

12.Русские детские писатели ХХ века. Библиографический словарь / Под ред. А.В. Терновского. – М., 1997.

Для студентов:

  1. Детская литература: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / под ред. Е. О. Путиловой. – М.: Издательский центр «Академия»,2014.
  2. Джежелей О.В. Чтение и литература 1-4 кл. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Корф О.Б., Детям о писателях, Х1Х век.- М.: «Стрелец», 2006.
  4. Корф О.Б., Детям о писателях, ХХ век. – М.: «Стрелец», 2006.

5. Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению в начальной школе. -  М., 2008.

      6. Меркин С.Г., Меркин Б.Г., Болотова С.А. Программа курса      литературного чтения для 1-4 классов. – М.: «Русское слово», 2009.

      7. Михеева Т.Б., Печкурова О.В. Уроки развития речи в 3-4 классах. - М.: «Русское слово»,2008 г.

        8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. -  М.: Просвещение, 2010.

         9. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». - М.: «Вентана Граф», 2007.

        10. Якимов И.Я., Творческое чтение. - М.: «Русское слово», 2009.

Дополнительные источники:

  1. Александров Вл. Сквозь призму детства: О советской многонациональной литературе 70-80-х годов для школьников и младших школьников. – М., 1988.
  2. Алексеева М. Советские детские журналы 20-х годов / Под ред. проф. А.В. Западова. – М., 1982.
  3. Бегак Б.А. Классики в Стране Детства. – М., 1983.
  4. Бегак Б.А. Правда сказки: Беседы о сказках русских советских писателей. – М., 1989.
  5. Бегак Б.А. Тропинками тайны: Приключенческая литература и дети. – М., 1985.
  6. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга / Под ред. В.И. Логиновой. – М., 1992.
  7. Николаева С.А. Дети и война. – М., 1991.
  8. Павлова Н.И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии. – М., 1987.
  9. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. "Всем лучшим во мне я обязан книгам". – М., 1990.
  10. Русская поэзия детям. Т. 1-2 / Сост. и вступ. ст. Е.О. Путиловой. – СПб., 1997.
  11. Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А.Ф. Белоусов. – М., 1998.
  12. Сивоконь С.И. Веселые ваши друзья: Очерки о юморе в советской литературе для детей. – М., 1986.
  13. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков. – М., 1990.
  14. Таратута Е. Драгоценные автографы. – М., 1986.
  15. Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку. – М., 1987.
  16. Акимова А.Н., Акимов В.М. Семидесятые, восьмидесятые. – М., 1989.
  17. Брауде Л.Ю. «Не хочу писать для взрослых!» Документальный очерк о жизни и творчестве Астрид Линдгрен. – Л., 1987.
  18. Воспоминания о Корнее Чуковском / Сост. К.И. Лозовская, З.С. Паперный, Е.Ц. Чуковская. – М., 1983.
  19. Демурова Н.М.Что читать детям. Спасательные книги: Что читать детям о трудных ситуациях в жизни. – М., 1995.
  20. Дети и книга: Сборник научных трудов. – М., 1992.
  21. Жизнь и творчество Агнии Барто: Сборник. – М., 1989.
  22. Жизнь и творчество Николая Носова: Сборник / Сост. С. Миримский. – М., 1985.
  23. Краснова Т. «В ладу со сказкой» (традиция фольклорной сказки в творчестве русских писателей ХХ в.). – Иркутск, 1993.
  24. Литературная сказка. История, теория, поэтика: Сборник материалов и статей. – М., 1996, 1997.
  25. Мещерякова М.И. О школе – с тревогой и любовью. (Поиски и обретения современной «школьной» прозы для детей и юношества). – М., 1993.
  26. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины ХХ века: Проблемы поэтики: Монография. – М., 1997.
  27. Мир детства и традиционная культура: Сборник научных трудов и материалов. – Вып. 1, 2. – М., 1996.
  28. Мировая словесность для детей и о детях. Вып. 3. – М., 1998.
  29. Михалева Т.И. Великая Отечественная война в литературе для детей и юношества: (60-80-е гг.). – М., 1992.
  30. Михалева Т.И. Нравственный смысл труда в литературе для детей и юношества (60-80-е гг.). – М., 1992.
  31. Мотяшов И.П. Избранное. – М., 1988.
  32. Мотяшов И.П. Радий Погодин. Очерк творчества. – М., 1983.
  33. Мотяшов И.П. Сергей Алексеев. Очерк творчества. – М., 1982.
  34. Народная и литературная сказка: Межвузовский сборник научных трудов. – Ишим, 1992.
  35. Олдингтон Р. Стивенсон: Портрет бунтаря / Пер. с англ. Г.А. Островской. – М., 1985.
  36. Петр Павлович Ершов – писатель и педагог: Тезисы докладов и сообщений. – Ишим, 1989.
  37. Рогачев В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х годов. – Свердловск, 1990.
  38. Русская сказка: Межвузовский сборник научных и информативных трудов. – Ишим, 1995.
  39. Сивоконь С.И. Чуковский и дети. – М., 1983.
  40. Старцев А. Марк Твен и Америка. – М., 1985.
  41. Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. – Ярославль, 1997.
  42. Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. – Ульяновск, 1995.
  43. Черненко Г.Т. Вечный Колумб. Биографический очерк о Б.С. Житкове. – Л., 1982.
  44. Чуковская Л.К. Памяти детства: Воспоминания о К. Чуковском. – М., 1989.
  45. Чуковский К.И. Высокое искусство: О художественном переводе. – М., 1988.
  46. Эбин Ф.Е. Маяковский – детям: Очерки. – М., 1989.
  47. Я думал, чувствовал, я жил: Воспоминания о С.Я. Маршаке. – М., 1988.
  48. Языкова Е.В. О творчестве Сергея Михалкова. – М., 1987.

Интернет-ресурсы:

ЭБС Юрайт (biblio-online.ru)

Cветловская Н. Н., Пиче-сол Т. С. Детская литература в современной начальной школе. 2-е изд. Учеб. Пособие для СПО.- 2018

Минералова И. Г. Детская литература + Хрестоматия в ЭБС. Учебник и практикум для СПО - 2018

http://schools.keldysh.ru

http://school.edu.ru

http://www.n-shkola.ru

http://edu.ru

http://www.nachalka.com

http://pedsovet.su

http://www.zavuch.info

http://www.inter-pedagogika.ru

www.zankov.ru

BiblioГид: http://bibliogid.ru

BiblioГид / Авторы: http://bibliogid.ru/authors

Каталог детских ресурсов «Kinder.ru»: http://kinder.ru

Детский портал: http://kinds.rin.ru

Сказочные премии и их лауреаты: http://fairytale.by.ru/Awards/premiums.htm

Библиотекарь.ru Детские писатели: http://libririan.fio.ru/index.php&c=1787

Корней и Лидия Чуковские: http://chukfamily.ru/index.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

-находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

-использовать  основы теоретических  знаний  в  области  детской  литературы  в  профессиональной деятельности;

- анализировать и оценивать с эстетических и психолого-педагогических

позиций произведения детской литературы и фольклора;

- отбирать произведения в соответствии с возрастом детей и задачами работы;

-проектировать  различные  формы образовательной деятельности  с  использованием  литературных  текстов;

- выразительно читать произведения детской литературы;

- общаться с детьми на высоком уровне языковой культуры;

- определять сверхзадачу чтения произведения и перспективу развития

действия;

- составлять речевую партитуру.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

 -классификацию жанров устного народного творчества, детского фольклора и детской литературы;

-этапы истории детской литературы и современные тенденции ее развития; специфику детской литературы;

 -содержание художественных произведений детской литературы;

-основные теоретико-литературные понятия;

- творчество писателей-классиков русской и переводной детской литературы;

- современные периодические издания для детей и журналы;

-программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;

-воспитательные возможности урока  в начальной школе.

Экспертная оценка результатов

деятельности обучающегося при

выполнении и защите результатов

практических работ, выполнении

домашних работ, презентаций, тестирования,

контрольной работы и других видов

текущего контроля;

экспертная оценка портфолио, публичных выступлений на семинарах, конференциях;

экспертная оценка проведения уроков и внеклассных мероприятий на практике.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1 . Определять цели и задачи, планировать уроки

- соблюдение последовательности анализа учебно-методических  комплектов;

- разработка учебно-методических материалов (рабочихпрограмм, учебно-тематических планов) наоснове  образовательных стандартовначального общего образования и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей

класса/группы и отдельных обучающихся;

- наблюдение за действиями на практике;

- тестирование;

- экспертная оценка выполнения тематических практических работ

ПК 1.2. Проводить уроки.

- подбор и использование методической литературы и других источников информации, необходимых для подготовки к урокам

- наблюдение за действиями на практике;

- тестирование

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

- использование методов и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности, методику составления педагогических характеристик;,основ оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления оценок  и виды учёта успеваемости обучающихся

- наблюдение за действиями на практике;

- тестирование;

- экспертная оценка плана;

- экспертная оценка результатов собеседования

ПК 1.4. Анализировать уроки.

- осуществление самоанализа и самоконтроля.

- анализ процесса и результатов деятельности

- наблюдение за действиями на практике;

- тестирование;

- экспертная оценка портфолио, публичных выступлений на семинарах, конференциях

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

- подготовка презентаций отчётов, докладов, оформление методической  папки по каждому разделу программы

- экспертная оценка определения способов организации опытно-экспериментальной работы, последовательности планирования и обоснованности выбора методов и методик педагогического исследования и проектирования;

- экспертная оценка результатов исследовательской и проектной работы;

- наблюдение за действиями на практике

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы  на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

- соблюдение последовательности анализа учебно-методических  комплектов;

- разработка учебно-методических материалов (рабочихпрограмм, учебно-тематических планов) наоснове  образовательных стандартовначального общего образования;

- разработка примерныхпрограмм начального общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся;

- определение целей и задач обучения и воспитания младших школьников;

- сравнение эффективности применяемых методов начального общего образования в различных системах обучения;

- обоснованный выбор наиболее эффективных образовательных технологий с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся

- наблюдение за действиями на практике;

- тестирование;

- экспертная оценка выполнения тематических практических работ

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

- полнота и точность анализа существующего состояния предметно-развивающей среды в кабинете;

- предложения по усовершенствованию состояния предметно-развивающей среды в кабинете в соответствии с педагогическими, гигиеническими, специальными требованиями

- наблюдение за действиями на практике;

- тестирование

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

- полнота и точность анализа существующего состояния предметно-развивающей среды в кабинете;

- предложения по усовершенствованию состояния предметно-развивающей среды в кабинете в соответствии с педагогическими, гигиеническими, специальными требованиями

- наблюдение за действиями на практике;

- тестирование;

- экспертная оценка плана;

- экспертная оценка результатов собеседования

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

- подготовка  презентаций, отчетов, рефератов, докладов;

- оформление индивидуального портфолио педагогических достижений

- наблюдение за действиями на практике;

- тестирование;

- экспертная оценка портфолио, публичных выступлений на семинарах, конференциях

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

- предложение способов  организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования;

- последовательное планирование исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования;

- обоснованное использование методов и методик педагогического исследования и проектирования;

- оформление результатов исследовательской и проектной работы

- экспертная оценка определения способов организации опытно-экспериментальной работы, последовательности планирования и обоснованности выбора методов и методик педагогического исследования и проектирования;

- экспертная оценка результатов исследовательской и проектной работы;

- наблюдение за действиями на практике


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица, внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-7 классах «Мастерство выразительного чтения».

          Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерство выразительного чтения» составлена  в соответствии с требованиями Федерального госуда...

урок-практикум "Мастерская выразительного чтения"

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным дисциплинам. Это подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной ...

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по междисциплинарному курсу «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чте...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОП.08 Детская литература с практикумом по выразительному чтению.

Настоящий сборник предназначен в качестве методического пособия при проведении внеаудиторных самостоятельных работ обучающимися по программе дисциплины ОП.08  «Детская литература с практику...

Рабочая тетрадь для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование "Практикум по выразительному чтению"

Рабочая тетрадь "Практикум по выразительному чтению" предназначена для выполнения практических занятий для отработки навыков выразительного чтения  для студентов специальности 44.02.01 ...

Методическая разработка урока. МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. Тема: «Произведения Б. Житкова для детей. Характеры и жизненные ситуации в рассказах сборника «Морские истории».

В методической разработке представлена разработка урока по МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. По теме: "ПРоизведения Б. Житкова для детей. Характры и жизненые си...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа для детей с ОВЗ (ТНР) факультативного курса «Выразительное чтение и рассказывание» основного общего образования – 10 класс

Пояснительная записка              Данная рабочая программа составлена для МКОУ «Средняя школа №3 городского округа город Михайло...