"Философия истории Л. Н. Толстого" (Презентация к уроку анализа эпизода из романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" (том 3, часть 1, глава 1)
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Кириенко Надежда Викторовна

Для понимания точки зрения Л. Н.Толстого как историка следует остановиться на глубоком смысловом анализе предлагаемого эпизода. Тогда учащимся будет понятен образ М. И. Кутузова и Багратиона, Наполена и Александра I

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л. Н. Толстой «Когда созрело яблоко и падает,- отчего оно падает?» (анализ эпизода (Том 3, часть 1, глава 1)

Слайд 2

Ничто не причина Тяготеет к земле? Засыхает стержень? Тяжелеет? Ветер трясёт дерево? Стоящий внизу мальчик хочет съесть его?

Слайд 3

Прав и ботаник, и мальчик Не прав ни ботаник, ни мальчик Наполеон пошёл на Москву, потому что захотел? Наполеон погиб, потому что Александр захотел его гибели? Яблоко падает, потому что совпадают условия, при которых совершается всякое жизненное событие

Слайд 4

Силы Западной Европы перешли границы России Началась война Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Совершается бесчисленное количество злодеяний На эти злодеяния человек не смотрит как на преступления 12 июня 1812 года

Слайд 5

Историки считают 1) обида нанесённая герцогу Ольденбургскому 2) Несоблюдение континентальной блокады 3) Властолюбие Наполеона 4) Твёрдость Александра 5) Ошибки дипломатов и т.д. Какие были причины войны?

Слайд 6

Наполеон полагает – ИНТРИГИ АНГЛИИ Принц Ольденбургский – НАСИЛИЕ, СОВЕРШЁННОЕ ПРОТИВ НЕГО Купцы – КОНТИНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА, РАЗОРЯВШАЯ ЕВРОПУ Солдаты и генералы – ЖЕЛАНИЕ УПОТРЕБИТЬ ИХ В ДЕЛО Легитимисты – ЖЕЛАНИЕ ВОССТАНОВИТЬ ХОРОШИЕ ПРИНЦИПЫ Дипломаты- НДОСТАТОЧНО СКРЫТЫЙ СОЮЗ РОССИИ С АВСТРИЕЙ 1809 Г., НЕЛОВКО НАПИСАННЫЙ МЕМОРАНДУМ №178 БЕСКОНЕЧНОЕ, БЕСЧИСЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРИЧИН, ЗАВИСЯЩЕЕ ОТ БЕСЧИСЛЕННЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ Какие были причины войны?

Слайд 7

Мы, ПОТОМКИ, НЕ ИСТОРИКИ , НЕ УВЛЕЧЁННЫЕ ПРОЦЕССОМ ИЗЫСКАНИЯ И ПОТОМУ С НЕЗАТЕМНЁННЫМ ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ «Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше нам их открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события…» БЕСЧИСЛЕННОЕ, БЕКОНЕЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРИЧИН

Слайд 8

Наполеон не отступил за Вислу, капрал и солдат захотели идти на службу – три из миллиарда причин . Без любой из них ничего могло бы и не быть «Миллиарды причин совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было совершиться потому, что оно должно было совершиться…» «Действия Наполеона и Александра…. Были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору… чтобы воля Наполеона и Александра была исполнена, необходимо было совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло совершиться» Причины войны (как полагает Л. Н. Толстой)

Слайд 9

Прав и ботаник, и мальчик Не прав ни ботаник, ни мальчик Наполеон пошёл на Москву, потому что захотел? Наполеон погиб, потому что Александр захотел его гибели? Яблоко падает, потому что совпадают условия, при которых совершается всякое жизненное событие

Слайд 10

Фатализм в истории – это…. Личная жизнь человека – это… Роевая жизнь человека – это… История – это… Великие люди –это… Почему царь, а не человек, по мнению Л. Н. Толстого, раб истории? Вопросы и задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода «Отъезд Андрея на войну» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава XXVIII).

Урок решает задачи формирования ключевых компетенций литературного образования:- умения анализировать эпизод литературного произведения,- формирования нравственных семейных ценностей,- умения видеть с...

Учебно-методический материал и конспект урока: Анализ эпизода полифонического романа Ф.М.Достоевского "Разговор Сони и Раскольникова"

Учебно-методический материал (таблицы, где зафиксированы реплики геров, детали поведения и авторские комментарии) позволяет провести комплексный анализ диалогового повествования в романе Ф.М.Достоевск...

презентация к уроку Анализ эпизода "Вожатый". Подготовка к сочинению. Презентация. Выполнили - Алтухова И.В., Яременко М.Я.

Помочь учащимся понять идейное значение второй главы для понимания основной мысли всего произведентя. Научить пользоваться планом для анализа эпизода, подбирать текстовой материал....

Анализ эпизода романа Достоевского "Преступление и наказание" (5 глава I части)

Попытка осмысления значения эпизода в дальнейшем развитии романа и значимости эпизода вообще в великом произведении....

Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....