Формирование общечеловеческих ценностей в пенитенциарной школе
статья по литературе (11 класс) на тему

формирование нравственных ценностей в пенитенциарной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsii.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общечеловеческих ценностей в пенитенциарной школе

 Обучающиеся, отбывающие наказание в исправительном учреждении, однажды сделали свой выбор в силу разных обстоятельств   и оказались в труднейшей жизненной ситуации. Они совершили не просто ошибку, а преступление, они нарушили и нравственные запреты и закон. Они разные по  характеру, по  возрасту, по воспитанию, по уровню знаний, по жизненным  принципам и взглядам на те или иные вопросы.Нравственные ценности для кого-то- это свобода, не так давно потерянная, для кого-то здоровье, для кого-то доброта или милосердие, любовь… Но в каждом из них живёт или теплится мечта о другой жизни: достойной, надёжной, благополучной. К тому, что они сделали, и к ним в обществе относятся категорично отрицательно. Их наказал закон.

Мысль о том, что каждый человек самоценен, должна быть положена в основу всей деятельности школы пенитенциарной системы. Это относится и к тем, кто совершил преступление. Выдающийся философ и врач Ф.П. Гааз считал, что преступление чаще всего бывает несчастьем, следствием порока и нищеты, отражением окружающей среды человека. Важнейшая  функция  школы в ИК – человекообразующая, особенностью является доминирование воспитательных задач над обучающими. Школа является той нитью, которая связывает учащихся с обществом, приобщает их к реалиям жизни. Учителя являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.

Главная задача нашей школы- обеспечить смену мировоззрения учащихся, воспитать людей гражданского общества. каждый учитель, работающий в ИК, старается решить  эту задачу средствами своего предмета. Главная заповедь учителя - уважать своего ученика, кем бы он ни был.

Наверное, никогда не стоял ещё так остро вопрос о ценностях истинных и мнимых. Сейчас идёт переоценка многих явлений, жизнь заставила. И на вечный  вопрос, что такое совесть, честность, добро, справедливость, нужны сегодняшние ответы.

Существует научная концепция, что прогресс человечества значительно трансформирует и этические нормы, и общественную мораль. Ложь. безразличие, цинизм, карьеристские замашки, предательство. Всё то, что вчера ещё именовалось злом, ныне, в определённых, смягчающих обстоятельствах, нередко находит оправдание. Почву для подобных, возможно, несколько категоричных выводов даёт, к сожалению, сама жизнь. Это же сущая правда, что участились, особенно в последние десятилетия, вопиющие нарушения норм морали. Что жестокий пульс современной жизни пагубен для утончённости чувств. Что среди людей завтрашнего дня, нашей молодёжи, распространено безразличное, а то и воинствующе-нигилистическое отношение к ценностям и принципам, которые отцам и дедам казались незыблемыми.

Что же это такое -  общечеловеческие ценности? Общечеловеческие ценности базируются на ценностных ориентирах личности. Главное содержание ценностной ориентации личности основано на нравственных убеждениях человека, на нравственных принципах поведения. Ценностная ориентация личности оказывается объектом воспитания, целенаправленного воздействия на личность. Развитие ценностной ориентации – это признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Это призма воспитания не только внешнего, но и внутреннего мира индивида, обуславливающая связь между сознанием и самосознанием. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностной ориентации обеспечивает такие качества личности, как:

. цельность, надёжность, верность нравственным принципам и идеалам;

.способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей;

.активность жизненной позиции;

.упорство в достижении цели;

Противоречивость в ценностной ориентации порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностной ориентации – признак инфантилизма, господство внешних стимулов над внутренней структурой личности. С этой точки зрения развитие ценностной ориентации основано на труде. на образовании. на общественной деятельности и иных сферах деятельности самоутверждения индивида. Основные ценностные ориентации закладываются и воспитываются в семье.

Общечеловеческие ценности имеют несколько критериев. Первый из них – уровень житейского сознания, на котором бытуют морально- нравственные установки, регулирующие отношения между людьми. В их основе – « золотое правило нравственности»:  относись к людям так, как ы хочешь, чтобы они относились к тебе.

Из него вытекают многие черты характера, составляющие образ хорошего человека: доброта, порядочность, трудолюбие, скромность. милосердие и т.д.

Этот список можно продолжать до бесконечности, и мы рискуем просто захлебнуться от обилия добродетелей. Если встать на путь отбора. опять сомнения: где тот критерий, по которому идёт этот отбор  осуществлять? Кроме того, все названные качества в чистом виде не существуют. В реальной жизни нередки случаи, когда зло очень привлекательно, а доброта оборачивается жестокостью, смелость – дерзостью, щедрость – расточительством и т.д.

Поэтому я решила обратиться к ценностям более высокого уровня, к достаточно общим понятиям, ориентация на которые должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности. Одним из важных критериев общечеловеческих ценностей является совесть. Всё-таки что же такое совесть? И как с ней жить в наш стремительный, полный стрессов и страстей век?

Большую роль в формировании общечеловеческих ценностей наших учеников играют искусство,  живопись, музыка, творчество, труд, семья и , конечно же, русская классическая литература. Голос совести, порой невольно, внутренне звучит в каждом из нас. Хоть иногда многим хочется его заглушить. Когда человек пытается заглушить его, то постепенно расстраивается. Ведь голос совести - это голос его духовного «Я», которое живёт в каждом из нас и противоборствует «Я» личному.

Вспомним Родиона Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание». Он сознательно, из неких идейно-нравственных соображений убил старушку-процентщицу – вроде бы ради блага других, близких ему людей. Но это ко благу не привело. А герой на протяжении всего романа мучается, томится, теряет покой. Убив другого, пусть неприятного, чужого ему человека, он убил жизнь в самом себе. Рассудочное самооправдание не помогает ему, он совершает один за другим странные поступки, символически выражающие подавляющее чувство вины или совести. И, наконец. Решается на поступок раскаявшегося человека: признаётся в своём преступлении и добровольно просит наказания. Он на коленях молится о прощении у матери-земли. Это поведение человека, душевно раздвоенного. Что отражено в самой его фамилии – Раскольников. Он говорит о неумолимости совести – таинственного внутреннего судьи, выносящего приговор теоретику. Само преступление уже является наказанием.

Кто же этот строгий обличитель. сидящий внутри нас? Это совесть. А что такое совесть? Это голос Божий. Веления совести согласны с десятью заповедями Библии. Это законы, нарушение которых грозит распадом не только личности, но и всему обществу. Мы не сможем изменить этот мир в лучшую сторону, не изменив прежде себя, свой внутренний мир. К сожалению, зло и пороки уживаются гораздо быстрее, нежели впитываются чистота чувств и бескорыстие любви. Поэтому   мы должны  создать образовательное пространство, формирующее у наших учеников представление об образе жизни, достойном человека, основанном на принципах социальных норм в обществе, воспитание ценностного отношения к себе, окружающим, к родной природе, жизни. Можно сказать. через книгу даём им понятия о нравственных ценностях человечества, обучаем их рефлексии, направляя на формирование стремления к самоопределению в различных сферах жизнедеятельности и построение личностных ориентиров.

Древние верно подметили, говоря о нравах бытия: « Дверь, за которой скрыто хорошее, трудно открыть, а дверь, за которой скрыто дурное, трудно закрыть» Всё именно так!  

Пенитенциарная педагогика помогает закрыть дверь в дурное и рассказать о способах, которые позволят открыть хорошее в самом себе и окружающей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация в 11 классе Быт и бытие героев «Тихого Дона». Идея домашнего очага как общечеловеческой ценности.

На этом уроке рассматриваются такие  незыблемые истинные ценности как семья,  нравственность.  На примере семьи Мелеховых обращается внимание  на быт донского казачества, отношение...

Деятельность классного руководителя по воспитанию обучающихся на основе общечеловеческих ценностей

Выступление на педсовете. Как классный руководитель, я делюсь опытом работы с детьми. Вовлекаю ребят в творческий процесс создания изделий из лоскутков, участвуем в конкурсах, путешествуем по различны...

Статья по физике "Интегрирование общечеловеческих ценностей в физику""

В данной статье автор делится своими наработками в вопросе гармонизации преподавания физики в школе, рассказывает об интегрировании общечеловеческих ценностей в изучаемый предмет через проведение пара...

Доклад на тему «Формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения».

Подготовил:  Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики....

«Формирование общечеловеческих ценностей как один из важнейших ориентиров в муниципальной системе образования г.о. Жуковский»

Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-экономической и духовной жизни общества множество проблем. В период социально-экономических реформ происходит ломка стереотипов на уро...

Формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся на уроках математики в условиях пенитенциарной школы

Дайджест выступления учителя математики в ИК-43 Кирсанова С.Г. на методическом семинаре школы, посвящённом обмену практическим опытом в формировании УУД учащихся....