Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

 

Анализ поэтического произведения :уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_moego_ur_lermontovborodino.odt26.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Тема урока: «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».»

Класс:5 «А»

УМК: Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. - М: Просвещение, 2012 г.

      Учитель: Асанова З.М.., учитель русского языка и литературы ГКОУ «ШИ№1»

      Дата: 15.02.2018г.

Тема            

«Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».»

Тип                                Урок «открытия» нового знания

Цели:

 Обучающие: развить интерес к личности поэта; знать содержание прочитанного текста; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, закрепить знания и представления учащегося об изобразительно-выразительных средствах языка; развивать способность анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы.

Развивающие:

развивать коммуникативные навыки; обогащать словарный запас; отрабатывать навыки чтения стихотворного текста;развитие навыков анализа стихотворения как особого литературного жанра.

Воспитывающие:воспитание интереса к личности русского поэта;воспитывать чувство любви уважения к подвигам предков, к прошлому своей страны.

Задачи:

-научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- расширять активный запас слов учащихся;
-развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать;
-развивать умение пользоваться литературоведческими терминами;
- формировать умение слушать;

-совершенствовать духовно-нравственные качества личности;

-воспитывать чувство любви к Родине.

                                                         

                                                                                                         

        Планируемые результаты

Предметные

 совершенствовать речь  обучающегося, отрабатывать навыки выразительного чтения; научить владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении). 

Метапредметные

Делать выводы о результате совместной работы ученика и учителя; производить логические операции; слушать и понимать речь учителя ; определять самостоятельно тему урока; полно и без речевых ошибок отвечать на поставленные вопросы; оценивать продуктивность своей работы на уроке; 

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению, передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования.

Личностные

формировать навыки сотрудничества с учителем  на уроке; развитие мотивов учебной деятельности, формирования личностного смысла учения; установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Межпредметные связи: история, обществознание, искусство.

Ресурсы урока:

Информационно-методические:  учебник – хрестоматия «Литература» 5 класс,  в 2 ч. Ч.1  Авт.-сост. В.Я. Коровина, репродукция картины  Юрия  Аверьянова «Бородино»

Материально-технические: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя


                                                                                                 Мотивация познавательной деятельности

Отвечает на вопросы учителя

     
-в 1837 году, в честь 25-летия Бородинской битвы.

Задает вопросы: Ребята, я приветствую вас на уроке литературы.

Спасибо. А сегодня мы вновь вернёмся к стихотворению Михаила Юрьевича Лермонтова.

  В каком году было написано стихотворение   «Бородино» М.Ю.Лермонтовым ?                                        

                                                                                                       Актуализация необходимых знаний

-Чередование уд. и безударных слогов

   Рифма – это созвучие окончаний

Строфа – часть стихотворения, объединенная в  единое целое ритмом, рифмой,   Каждый столбик стихотворения мы будем называть строфами.

Что такое ритм? Что такое рифма?

Что такое строфа?

Приведи пример из текста.

                                                                                                  Организация познавательной деятельности

                                                                                                    Выразительное чтение стихотворения .

От лица старого солдата, который был участником героического сражения.

В форме ДИАЛОГА

В стихотворении мы можем выделить три части. Это зачин, основная часть и концовка. Тематика начала и конца совпадает. (Кольцевая композиция)

Слушая произведение М.Ю.Лермонтова, ты обратил внимание на то, от чьего имени ведется повествование?

В какой форме написано стихотворение?Построено в виде диалога двух людей, один из которых является непосредственным участником Бородинской битвы. Диалог этот плавно переходит в правдивый, вдохновенный рассказ простого солдата-артиллериста о грандиозном сражении.

Сколько частей мы можем выделить в тексте? 

                                                             

                                                                         Компьютерная презентация «Бородинская битва» и работа  по вопросам                                  

Вынуждены были отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления.

Безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину, защищая свою землю. Воины были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух.

Русские солдаты готовятся к бою, каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Деловито, без страха и суеты готовятся к бою.

Французы ликуют. Они тоже знают, что предстоит великая битва, но они чувствуют себя победителями.

Русские солдаты обещали умереть за свою Родину, но не отступить ни шагу назад.

Да, удалось. На это указывают строки:

И клятву верности сдержали

                 Мы в Бородинский бой.

Эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, олицетворения.

Почему русские войска отступали?

Какие чувства испытывали русские воины?



Как ведут себя солдаты перед Бородинской битвой?

А как ведут себя французы и почему?

Что обещали русские солдаты своему командиру?

Удалось ли русским солдатам сдержать клятву? Найдите подтверждение в тексте.

Да, верно. Русские солдаты погибали, но не отступали назад. Бой был поистине страшный и кровопролитный. Ядра сыпались со всех сторон градом, залпы пушек и другого оружия сливались в один протяжный вой. Земля дрожала. От дыма не было видно даже солнца. Невероятные потери несли обе стороны: «Ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».

Михаил Юрьевич Лермонтов так нарисовал эту картину, что мы без труда все  наглядно представляем, ощущаем накал того страшного боя.

А какие художественные изобразительно-выразительные средства использует автор? Приведи примеры из своей таблицы

Обучающийся выполняет задание, пользуясь таблицей. (см.приложение).

 Эпитеты: боевые схватки, синие верхушки, грозная сечь, открытый бивак, избитый кивер, протяжный вой.

 Метафоры: ушки на макушке, ломить стеною, постоим головою, сражен булатом, гора кровавых тел, считать мы стали раны.

 Сравнения: умремте ж под Москвой, как наши братья умирали; французы двинулись, как  тучи; земля тряслась-как наши груди.

«Звучал булат, картечь визжала,..»

«И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...»

Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

 Приведи примеры из своей таблицы.При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения(фразеологические обороты) : «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения.

Найди строчки стихотворения , которые помогают нам услышать звуки боя?

Описание боя так наглядно и живо, что можно представить себе картину боя. Большое значение в этой картине имеет звукопись – специальный подбор звуков в стихотворной речи, помогающий не только увидеть сражение, но и «услышать» его. « Звучал булат, картечь визжала» – мы слышим резкий отрывистый звук пролетающих мелких, но многочисленных пуль. Завывание орудий слышится во фразе « слились в протяжный вой» … Так поэт передает нам звуки боя.

Рассмотрим картину   Юрия  Аверьянова «Бородино». Какие строчки стихотворения больше подходят к этому эпизоду боя?

                           

                                                                                                                       4. Рефлексия.

 В утверждении силы и мощи русского народа,победа в Отечественной войне 1812 года

 Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. Русская армия одержала нравственную победу над французами.

Произведение актуально, это примр беззаветного и преданного служению Отчизне.

1.Каким чувством пронизано всё стихотворение? 
Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.

- Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений?

- Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? 

- Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»?  

6. Домашнее задание.

  1.  Выразительное чтение понравившегося отрывка из стихотворения наизусть. 
  2. Доплнить таблицу примерами

                                                                                                           Подведение итогов

Средства художественной выразительности речи в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»  (приложение)

Языковое средство

Вид

Характеристика приёма

Примеры

Гипербола

лекс.

Художественное преувеличение

И залпы тысячи орудий, И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел" 

Метафора

лекс.

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Залпы слились в вой

Утро осветило пушки

Он спит в земле сырой

Олицетворение

лекс.

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

Звучал булат, картечь визжала

Риторический вопрос, восклицание, обращение

синт.

Выражение утверждения в вопросительной форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия

Умрёмте ж под Москвой,Как наши братья умирали!»

Синекдоха

лекс.

Замена понятий по принципу: часть вместо целого и наоборот, единственное число вместо множественного и наоборот.

Москва, спалённая

пожаром, французу отдана”, “И слышно было до рассвета, как ликовал француз”, “Рука бойцов колоть устала”

Сравнение

лекс.

Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

Французы двинулись, как тучи,носились знамена, как тени

Эпитет

лекс.

Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

Дым летучий – быстрый. Лёгкий, застилающий всё поле

Бой удалый – мастерский, автор восхищается

Звукопись

синт.

специальный подбор звуков в стихотворной речи, помогающий не только увидеть сражение, но и «услышать» его.

« Звучал булат, картечь визжала» – мы слышим резкий отрывистый звук пролетающих мелких, но многочисленных пуль. Завывание орудий слышится во фразе « слились в протяжный вой» …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме "Я люблю свою маму" по учебнику "Мозаика"

Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме "Я люблю свою маму" по учебнику "Мозаика"...

Технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "Немецкие доспримечательности" по учебнику "Мозаика"

Технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "Немецкие доспримечательности" по учебнику "Мозаика"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Умножение натуральных чисел. Свойства умножения.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ОТКРЫТОГО УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Умножение натуральных чисел. Свойства умножения....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Умножение десятичных дробей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ОТКРЫТОГО УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Умножение десятичных дробей....

Технологическая карта открытого урока для 8 класса по теме " Natural disasters"

в данной разработке урока имеется пошаговая инструкция по проведению урока, а также раздаточный материал и презентации в 2х папках...