МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ по творчеству В.В.МАЯКОВСКОГО "СВОЕОБРАЗИЕ ЦВЕТОВОЙ ДЕТАЛИ В РАННЕЙ ЛИРИКЕ"
учебно-методический материал по литературе (9, 11 класс) на тему

Елена Николаевна Ледова
Систематизация литературно – критического материала о творчестве Владимира Маяковского; текстуальный анализ его стихотворений с точки зрения заявленной темы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nir_masterskaya_postroeniya_znaniy.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«А ВЫ МОГЛИ БЫ?»

Слайд 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ систематизировать литературно – критический материал о творчестве Владимира Маяковского; провести текстуальный анализ его стихотворений с точки зрения заявленной темы; обобщить полученные данные, оформить их в мультимедийной презентации.

Слайд 3

КРИТИКИ Особое внимание хочу обратить на мнение литературоведа К.Д. Муратова: «Ранее творчество свидетельствовало о сильном увлечении Маяковского формальным экспериментаторством . Будучи не только поэтом, но и художником – авангардистом, он стремился к воссозданию необычных зрительных образов, к усложненности и деформации их» . Литературовед А.А. Михайлов пишет о стихотворении «Несколько слов обо мне самом»: « В нем – грубейший эпатаж… Явный, нарочитый вызов, «Желтая кофта» в стихах, чтобы обратили внимание: кто же не откликнется на столь чудовищный, столь бесчеловечный по смыслу стих. А его выкрикнули от отчаяния, от жуткого одиночества, которое скрывалось за внешней бравадой, дерзостью, эпатирующими публику выходками. Но его не скрыть в стихах…»

Слайд 4

ВСЁ ВЕРНО, ГОСПОДА!

Слайд 5

ЛЮБИМЫЙ ЖЁЛТЫЙ Цветовая деталь в его лирике играет очень важную роль. Его ранняя лирика многоцветна: жёлтый, красный, серый, белый, голубой и зеленый - такие цвета использует Маяковский, для того чтобы ярче раскрыть внутреннее богатство и красоту лирического героя, скрытые за внешней грубостью, дерзким вызовом, бросаемым прямо в лицо окружающим.

Слайд 6

ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ 21 стихотворения

Слайд 7

Рассмотрев эту диаграмму, можно сделать выводы, что чаще всего в своей лирике Маяковский использует яркий насыщенный желтый цвет(44 раза! в 21 стихотворении), который олицетворяет свет, радость, тепло. Действительно, это был его любимый цвет. Даже в одежде он отдавал преимущество именно этому цвету. Всем известна его знаменитая и вызывающая бунт желтая кофта, которая стала своеобразной эмблемой эпатажного творчества. Некоторые пользуются этим образом, чтобы внушить читателю или слушателю представление о чем–то антиэстетическом, скандальном. А ведь дело обстояло проще, хотя, разумеется, привкус эпатажей в ней был. По словам Л.В.Маяковской 1 : « Жёлтый цвет с детства был любимым в и их семье и символизировал любимую с детства солнечную Грузию. Он и в одежде сестер Маяковских играл роль украшения. Володе однажды понравилось на старшей сестре сочетание из черного платья с белым крахмальным воротничком и желтой шали. Он даже сделал с нее акварельный рисунок. У младшей сестры он взял желтую ленту и попросил соорудить ему галстук в виде кашне из черных и желтых клеток, чтобы как-то украсить свои потертые, выцветшие черные блузы. А в один «злополучный день», вернувшись, домой, Людмила Владимировна увидела такую картину: мама примеряла Володе кофту из широких полос бумазеи желтого и черного цвета. Александра Алексеевна рассказала, как возникла эта кофта: - Утром принес Володя бумазею. Я очень удивилась ее цвету, спросила, для чего она, и он отказался:надо было шить. Но Володя настаивал: «Мама, я все равно сошью блузу. Она мне нужна для сегодняшнего выступления. Если вы не сошьете, то я отдам портному. Но у меня нет денег, и я должен искать деньги на портного. Я ведь не могу пойти в своей черной блузе! Меня швейцары не пропустят. Мне обязательно нужно выступить сегодня. Мама, конечно, не устояла перед столь вескими аргументами». Так появилась на свет желтая кофта.

Слайд 8

Потом появилась полосатая – из желтых и черных полос. Нужда и изобразительность привели к их появлению. Об этом говорит и собственное признание Маяковского: «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы – гнуснейшего вида. Испытанный способ – украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке – галстук. Очевидно – увеличишь галстук, увеличиться и фурор. А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук ». 2 1 Любовь Владимировна Маяковская - сестра В.В Маяковского 2 Маяковский и современность. - М., Современник, 1984.

Слайд 9

- А почему вы одеты в желтую кофту!? - Чтобы не походить на вас. В.Каменский. Юность Маяковского . Кофта Фата. Я сошью себе черные штаны Из бархата голоса моего. Желтую кофту из трех аршин заката. По Невскому мира, по лощеным полосам его, Профланирую шагом Дон-Жуана и фата. Пусть земля кричит, в покое обабившись: «Ты зеленые весны идешь насиловать!» Я брошу солнцу, нагло осклабившись: «На глади асфальта мне хорошо грассировать!» Не потому ли, что небо голубо , а земля мне любовница в этой праздничной чистке, я дарю вам стихи, веселые как би-ба-бо , и острые и нужные, как зубочистки! Женщины, любящие моё мясо и эта Девушка , смотрящая на меня , как на брата, Закидайте улыбками меня, поэта, - Я цветами нашью их мне на кофту фата !

Слайд 10

Образ звезды- жёлтый образ Послушайте. 1 Послушайте! Ведь, если звезды зажигают _ Значит - это Кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто–то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь В метелях полуденной пыли, Врывается к богу, боится. Что опоздал, Плачет, Целует ему жилистую руку, просит- Чтоб обязательно была звезда!- Клянется- Не перенесет эту беззвездную муку! А после Ходит тревожный, Но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды Зажигают- Значит - это Кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, Чтобы каждый вечер Над крышами Загоралось хоть одна звезда?!

Слайд 11

«ПОСЛУШАЙТЕ!» Стихотворение “Послушайте!” - развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды - “жемчужины”, а не звезды - “ плевочки ”. Маяковского волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле. Понять идею стихотворения нам в полной мере помогает цветовая деталь.

Слайд 12

ВЫВОДЫ Таким образом, жёлтый цвет - цвет , в который окрашена мечта лирического героя. Жёлтый мир- это мир, к которому он стремится, который он проповедует. И именно жёлтый цвет - опять-таки - подчёркивает непохожесть лирического героя этого стихотворения на других людей, довольствующихся лишь « плевочками ». Понять идею стихотворения нам в полной мере помогает цветовая деталь. Цветовая деталь очень важна в ранней лирике Маяковского. Она логично вписывается в художественную структуру стихотворений, помогая отобразить ярко, оригинально идею стихотворения. Очень часто цветовая деталь помогает поэту выразить антитезу: герой- толпа. Нельзя не отметить, что с помощью цветовой детали поэт показывает необычность мира, в котором живёт. Этот мир велик, красив, лирический герой- часть этого мира, поэтому сам обладает такими же свойствами.

Слайд 13

МЫ ТОЖЕ МОЖЕМ! ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС ВЗЯТЬ В РУКИ ЛЮБОЙ ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ ВАМ ЗАХОЧЕТСЯ. НАРИСУЙТЕ ИЛИ ОПИШИТЕ ЕГО СЛОВАМИ. ВЫ С НИМ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬ ЧТО УГОДНО . ЗАДАНИЕ: ЗАПИШИТЕ, ЧТО СДЕЛАЛИ БЫ ВЫ И РАССКАЖИТЕ ВСЕМ.

Слайд 14

ИТОГИ ПРОГОВОРИЛИ – УСЛЫШАЛИ ДРУГ ДРУГА – УДИВИЛИСЬ – ЗАУЛЫБАЛИСЬ… ЧТО ЭТО БЫЛО??? ВЫПЛЕСНУЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАРЯД – И ПОЛУЧИЛИ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО СВОБОДНЫ В СВОИХ ДЕЙСТВИЯХ, ВЫСКАЗЫВАНИЯХ!!!

Слайд 15

ПРАКТИКУМ ПОСЛУШАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ «НОЧЬ»

Слайд 16

НОЧЬ 1 Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты. Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги. Толпа - пестрошерстая быстрая кошка - плыла, изгибаясь, дверями влекома ; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха, отлитого кома. Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая. 1 1912 год

Слайд 17

ДЕЛАТЬ С НИМ МОЖНО,ЧТО КОМУ ЗАХОЧЕТСЯ!!! У ВАС ЕСТЬ 10 минут: ДЕЛАЙТЕ С НИМ, ЧТО ЗАХОТИТЕ, НО ТОЛЬКО ЗАПИСЫВАЙТЕ, ЧТО ДЕЛАЕТЕ !

Слайд 18

ПРОГНОЗ ОТВЕТОВ Искали цвета, звуки, другие образы. Ночь похожа на карнавал. Расставляли и объясняли интонации. Задавали вопросы и пробовали на них отвечать… Записывали свои размышления о стихотворении. Разгадывали значения слов. Пробовали дописать стихотворение. Искали рифмы. Начали рисовать, что здесь такое изображено, и запутались. Слишком яркое стихотворение. Сравнили со стихотворениями других поэтов. Много цвета, как у Есенина. Но здесь – город. И цвета какие-то…кричащие. Нет торжественного тона. А какой?.. Выписывали непонятные словосочетания и сравнивали с понятными. Не хватает существительных. Цвета гиперболичны.

Слайд 19

ПОСЧИТАЕМ ЦВЕТА! БАГРОВЫЙ, БЕЛЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ; «ДУКАТЫ» – ЭТО ЗОЛОТОЙ; ЧЁРНЫЙ, «ГОРЯЩИЕ» – ЭТО КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, «ОГНИ», «ПЁСТРЫЙ» КРЫЛО ПОПУГАЯ – СМЕШЕНИЕ ВСЕХ

Слайд 20

??????????????????? ПОЧЕМУ ВСЁ ТАК МНОГОЦВЕТНО И ЗАПУТАННО?.. …НОЧЬЮ???

Слайд 21

ВЫВОДЫ ЦВЕТА ГИПЕРБОЛИЧНЫ, ФАНТАСТИЧНЫ, НЕРЕАЛЬНЫ… ПОМЕНЯЙТЕ СТРОЧКИ И СТРОФЫ МЕСТАМИ… МЕЖДУ НИМИ НЕТ СВЯЗИ, ТАК КАК ПОКАЗАНЫ РАВНОМОМЕНТНЫЕ СОСТОЯНИЯ!!!

Слайд 22

ОЗВУЧКА «СКОМКАН» - это шелест «ДУКАТЫ» напоминают о звоне или стуке, если их «бросали» Скрип окон, зов платья, «удары в жесть», «хохотали» «СБЕЖАВШИХСЯ» – слышно шарканье по городскому асфальту (аллитерация)… ЗВУКОВ МНОГО, А ПОЧЕМУ – ПОКА НЕЯСНО

Слайд 23

ОБЪЯСНИМ СМЫСЛ НЕ ВСЁ ВЕРНО, НО ВСЁ ИНТЕРЕСНО «ХОХОТАЛИ АРАПЫ» ? «ПЛАТЬЯ ЗОВУЩИЕ ЛАПЫ»? А КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ?

Слайд 24

ИДЕЯ

Слайд 25

ИТОГИ НАБЛЮДЕНИЙ Краски ночного города: яркий, красочный, праздничный, сверкающий от рекламных огней. Поэт описывает ночной город, словно художник, выбирая интересные метафоры, необычные сравнения, многообразные цвета: багровый, белый, зеленый, черный, желтый. Даже не сразу можно понять, что перед нами изображение дома с зажженными окнами, уличных фонарей, освещающих дорогу, ночной неоновой рекламы. Преображена, деформирована обычная улица Петербурга, ночная улица. В окнах, т.е. «черных ладонях», вдруг зажигается свет, заполняющий квадраты («горящие желтые карты»). Победа желтого цвета над багровым и белым тоже многозначительна.

Слайд 26

С помощью цветовой детали поэт показывает необычность мира, в котором живёт. Обращает на себя внимание и необычная олицетворённость этого мира.

Слайд 27

Итак, можно сделать вывод, что цветовая деталь очень важна в ранней лирике Маяковского. Она логично вписывается в художественную структуру стихотворений, помогая отобразить ярко, оригинально идею стихотворения. Очень часто цветовая деталь помогает поэту выразить антитезу: герой- толпа. Нельзя не отметить, что с помощью цветовой детали поэт показывает необычность мира, в котором живёт. Этот мир велик, красив, лирический герой- часть этого мира, поэтому сам обладает такими же свойствами.

Слайд 28

АХМАТОВА - МАЯКОВСКОМУ Маяковский в 1913 году Я тебя в твоей не знала славе, Помню только бурный твой рассвет, Но, быть может, я сегодня вправе Вспомнить день тех отдаленных лет. Как в стихах твоих крепчали звуки, Новые роились голоса… Не ленились молодые руки, Грозные ты возводил леса. Все ,чего касался ты, казалось Не таким, как было до тех пор, То ,что разрушал ты,- разрушалось, В каждом слове бился приговор. Одинок и часто недоволен, С нетерпеньем торопил судьбу, Знал, что скоро выйдешь весел, волен На свою великую борьбу. И уже отзывчив гул прилива Слышался, когда ты нам читал, Дождь косил свои глаза гневливо, С городом ты в буйный спор вступал. И еще не слышанное имя Молнией влетело в душный зал, Чтобы нынче, всей страной хранимо, Зазвучать, как боевой сигнал .

Слайд 29

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НАПИШИТЕ ТЕКСТ НА ТЕМУ «Я ЧИТАЮ МАЯКОВСКОГО»

Слайд 30

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ Я ЧИТАЮ МАЯКОВСКОГО…- И ПОПАДАЮ В НОВЫЙ МИР, ГДЕ ВСЕ – ВВЕРХ ДНОМ. НЕТ ЧЕТКИХ ГРАНИЦ, СТЕН, НО ВСЕ НА ЧЕМ-ТО ДЕРЖИТСЯ. КАРТИНЫ ВИСЯТ НА НЕБЕ, ЛЮДИ, ВИДИМО, ЛЕТАЮТ. ЦАРИТ СПЛОШНАЯ СУМЯТИЦА. ИНОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО ПОЭТ СОБРАЛ СВАЛКУ СЛОВ И ВЫШЛА БЕССМЫСЛИЦА. А ИНОГДА, ЧИТАЯ МАЯКОВСКОГО, ПОПАДАЕШЬ В СКАЗКУ. МНЕ ТАМ ХОРОШО, НО ДОЛГО ЖИТЬ НЕ СМОГУ. ПОТОМУ ЧТО СЛОЖНО. МНЕ СЛОЖНО ПОНЯТЬ ТО, О ЧЕМ ГОВОРИТ ПОЭТ. МНОГО НЕЯСНОГО, СТРАННОГО, НЕОБЫЧНОГО. СКУЧНО. СЛОЖНО. ПИШЕТ ЖЕСТКО. СТРАННЫЕ СРАВНЕНИЯ. БЕЗУМНЫЕ ЗВУКИ. ХАОС И СМЕШЕНИЕ. ВИДИМО, ХОТЕЛОСЬ УДИВИТЬ. ЧТО Ж, ПОЛУЧИЛОСЬ! ДАЖЕ ОЧЕНЬ НЕПЛОХО. НЕТ МЕЛОДИЧНОСТИ, ГАРМОНИИ, ТОГО, К ЧЕМУ ПРИВЫКЛИ В СТИХАХ. Я ЧИТАЮ МАЯКОВСКОГО… И ПЕРЕНОШУСЬ В ЕГО МИР. МИР ПОСТОЯННЫХ ДЕЙСТВИЙ И СОБЫТИЙ, МИР ЯРКИХ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ, СТРАННОСТЕЙ И ЭКЗОТИКИ. ОН ЗАВОРАЖИВАЕТ МЕНЯ СВОЕЙ НЕОБЫЧНОСТЬЮ. ОН ЗАСТАВЛЯЕТ МЕНЯ ДУМАТЬ И ОСМЫСЛЯТЬ КАЖДОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КАЖДОЕ СЛОВО. ЭТО МИР ДЕТСКИХ ФАНТАЗИЙ, СНОВ, МИР ИЛЛЮЗИЙ И МЕЧТАНИЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Черного"

Мастерская построения знаний с использованием технологии критического мышления....

Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»

Целью данного урока является  создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный    процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   ра...

Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)

«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...

Урок литературы в 11 классе «Графомания и лирика (по поэзии постмодернизма)» Мастерская построения знаний и творческого письма.

Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаё...

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...

Мастерская построения знаний по творчеству НА Некрасова

Материал к первому уроку по творчеству НА Некрасова в системе уроков. Биография, темы лирики. 10 класс. Построен в форме рабочего листа урока для учащихся.Рабочая карта урока для учащихся направлена н...

Мастерская построения знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова (9 класс)

Изучение жизни и творчества поэта, определение мотивов лирики.Рабочая карта урока для учащихся направлена на развитие функциональной грамотности (читательской грамотности). Используются приемы преобра...