Мастерская построения знаний по творчеству НА Некрасова
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Материал к первому уроку по творчеству НА Некрасова в системе уроков. Биография, темы лирики. 10 класс. Построен в форме рабочего листа урока для учащихся.

Рабочая карта урока для учащихся направлена на развитие функциональной грамотности (читательской грамотности). Используются приемы преобразования текста стихотворений в таблицы, создание поэтической биографии,  выборочное письмо, создание своего высказывания.
Мастерская направлена на развитие читательской грамотности учащихся с применением технологии развития критического мышления, деятельностной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастерская построения знаний по творчеству ___________________________

I. Подумайте, есть ли стихотворение, которое раскрывает Вас как личность. Запишите название.___________________

Прочитайте стихотворения известного поэта. Выделите маркером слова и выражения, которые характеризуют лирического героя. Какой он? Опираясь на них, расскажите, что Вы узнали об этом человеке.

«Мать»

Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы

Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

"Несчастные! зачем родились вы?

Пойдете вы дорогою прямою

И вам судьбы своей не избежать!"

Не омрачай веселья их тоскою,

Не плачь над ними, мученица-мать!

Но говори им с молодости ранней:

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

Прекраснее - тернового венка...

«Родина»  

И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов,

Где было суждено мне божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть,

Но, ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я;

Где от души моей, довременно растленной,

Так рано отлетел покой благословленный,

И неребяческих желаний и тревог

Огонь томительный до срока сердце жег...

Воспоминания дней юности - известных

Под громким именем роскошных и чудесных, -

Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,

Во всей своей красе проходят предо мной...

«Памяти Белинского».

Наивная и страстная душа,

В ком помыслы прекрасные кипели,

Упорствуя, волнуясь и спеша,

Ты честно шел к одной высокой цели;

Кипел, горел - и быстро ты угас!

Ты нас любил, ты дружеству был верен -

И мы тебя почтили в добрый час!

Ты по судьбе печальной беспримерен:

Твой труд живет и долго не умрет,

А ты погиб, несчастлив и незнаем!

И с дерева неведомого плод,

Беспечные, беспечно мы вкушаем.

Нам дела нет, кто возрастил его,

Кто посвящал ему и труд и время,

И о тебе не скажет ничего

Своим потомкам сдержанное племя...

И, с каждым днем окружена тесней,

Затеряна давно твоя могила,

И память благодарная друзей

Дороги к ней не проторила...

«Ты всегда хороша несравненно…»

Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум;

 

Ты хохочешь так бойко и мило,

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь;

 

Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

И твои ненаглядные глазки

Так голубят и гладят меня, -

 

Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу

И вперед — в это темное море -

Без обычного страха гляжу...

«Несжатая полоса»

Поздняя осень. Грачи улетели,

 Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

"Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

 Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет...

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других - и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял?.."

Ветер несет им печальный ответ:

"Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге - не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли как плети,

Очи потускли, и голос пропал,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою"

Уныние».

Народ! народ! Мне не дано геройства

Служить тебе, плохой я гражданин,

Но жгучее, святое беспокойство

За жребий твой донес я до седин!

Люблю тебя, пою твои страданья,

Но где герой, кто выведет из тьмы

Тебя на свет?.. На смену колебанья

Твоих судеб чего дождемся мы?..

День свечерел. Томим тоскою вялой,

То по лесам, то по лугу брожу.

Уныние в душе моей усталой,

Уныние - куда ни погляжу.

Вот дождь пошел и гром готов уж грянуть

Косцы бегут проворно под шатры,

А я дождем спасаюсь от хандры,

Но, видно, мне и нынче не воспрянуть!

Упала ночь, зажглись в лугах костры,

Иду домой, тоскуя и волнуясь,

Пишу стихи и, недовольный, жгу.

Мой стих уныл, как ропот на несчастье,

Как плеск волны в осеннее ненастье,

На северном пустынном берегу...

«Ты ещё на жизнь имеешь право…»

Ты еще на жизнь имеешь право,

Быстро я иду к закату дней.

Я умру - моя померкнет слава,

Не дивись - и не тужи о ней!

 

Знай, дитя: ей долгим, ярким светом

Не гореть на имени моем, -

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

 

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата-человека,

Только тот себя переживет...

«Умру я скоро. Жалкое наследство…»        

Умру я скоро. Жалкое наследство,

О родина! оставлю я тебе.

Под гнетом роковым провел я детство

И молодость - в мучительной борьбе.

Недолгая нас буря укрепляет,

Хоть ею мы мгновенно смущены,

Но долгая - навеки поселяет

В душе привычки робкой тишины.

На мне года гнетущих впечатлений

Оставили неизгладимый след.

Как мало знал свободных вдохновений,

О родина! печальный твой поэт!

Каких преград не встретил мимоходом

С своей угрюмой музой на пути?..

За каплю крови, общую с народом,

И малый труд в заслугу мне сочти!

 

Не торговал я лирой, но, бывало,

Когда грозил неумолимый рок,

У лиры звук неверный исторгала

Моя рука.. Давно я одинок;

Вначале шел я с дружною семьею,

Но где они, друзья мои, теперь?

Одни давно рассталися со мною,

Перед другими сам я запер дверь;

Те жребием постигнуты жестоким,

А те прешли уже земной предел...

За то, что я остался одиноким,

Что я ни в ком опоры не имел,

Что я, друзей теряя с каждым годом,

Встречал врагов всё больше на пути -

За каплю крови, общую с народом,

Прости меня, о родина! прости!

Этот поэт сказал о себе: «Я лиру посвятил народу своему…». Опираясь на прочитанные стихотворения, докажите справедливость его слов. Назовите этого поэта__________________________________________________________.

II. Используя дополнительную литературу или материалы учебника, заполните таблицу.

Основные этапы жизни и творчества _____________________________

Дата

Событие

28 ноября (10 декабря) 1821 г.

Родился в Немирове (Украина)

1824–1832 гг.

1832–1837 гг.

1838 г.

1840 г.

1842 г.

1844–1845 гг.

1846 г.

1847 г.

1848 г.

1856 г.

1863 г.

1866 г.

1868 г.

1871–1872 гг.

1876 г.

1877 г.

27 декабря 1877 г. (8 января 1878 г.)

• С какими стихотворениями Н. А. Некрасова Вы знакомы?
• Какие жизненные проблемы волновали поэта?
• Какие стихотворения поэта Вы считаете лучшими?

III. Прочитайте названия стихотворений. Определите основные темы лирики НА Некрасова.

• Тема ____________________: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».
• Тема ________________________: «Размышление у парадного подъезда», «Железная дорога», «Школьник», «Несжатая полоса» и др.
• __________________________________ «Памяти Добролюбова», «Сеятелям».
• Некрасов-_________________________: «В колыбельной», «Нравственный человек».
• ___________________________ лирика:
«Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю

иронии твоей», «Да, наша жизнь текла мятежно», «Застенчивость»

IV. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»

Работа в парах. Прочитайте предложенные стихотворения. Определите основную тему. Сформулируйте, что и как говорит поэт об этом (используйте цитирование). Выделите основные образы. Заполните таблицу.

Сделайте вывод по каждому образу. ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Заполните пропуски в тексте.

Становление Некрасова как поэта состоялось благодаря _____________________, _____________________, совместной работе с революционерами- разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли  своё отражение _________________________________________. Поэт жил ____________________ своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе  не писал о _______________ с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость _______________________.

VI. Домашнее задание

Напишите мини-сочинение «Каким я представляю себе Н. А. Некрасова».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Черного"

Мастерская построения знаний с использованием технологии критического мышления....

Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»

Целью данного урока является  создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный    процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   ра...

Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)

«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...

Методическая разработка "С чего начинается Родина?" (Творческая мастерская построения знаний по поэме Н.А.некрасова "Дедушка")

Урок литературы в 6 классе, построен по технологии педагогической мастерской, использован синквейн, как метод проверки усвоения материала. В  работе использована межпредметная связь с историей. Р...

МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ по творчеству В.В.МАЯКОВСКОГО "СВОЕОБРАЗИЕ ЦВЕТОВОЙ ДЕТАЛИ В РАННЕЙ ЛИРИКЕ"

Систематизация литературно – критического материала о творчестве Владимира Маяковского; текстуальный анализ его стихотворений с точки зрения заявленной темы....

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...

Мастерская построения знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова (9 класс)

Изучение жизни и творчества поэта, определение мотивов лирики.Рабочая карта урока для учащихся направлена на развитие функциональной грамотности (читательской грамотности). Используются приемы преобра...